Игра как основной вид деятельности в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ГКУ ДДИ № 28
статья (младшая группа) по теме

 

В статье рассматриваются игры как основной вид деятельности в коррекционной работе воспитателя на примере дома-интерната для  детей

со сложной структурой дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Доклад на тему:

«Игра как основной вид деятельности в коррекционной работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ГКУ   ДДИ  № 28».

Выполнила:

Валяева Е.А. –

воспитатель ГКУ ДДИ № 28.

Трудно переоценить значение игры в воспитательной работе с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста. Игра -  основной вид деятельности ребенка. Через игру он познает окружающий мир, в игре развивается его речь (познает свойства ряда материалов, познает различия во временах года и т.д.). Игра способствует развитию памяти, внимания, сообразительности, формированию ребенка, как члена общества, как члена коллектива.

Ребенок со сложной структурой дефекта дошкольного возраста играет очень примитивно, его игра состоит из однообразных движений. Живой интерес, умение заниматься игрушкой у него отсутствуют. Нередко он их грызет, сосет, мнет, рвет и ломает. Ребенок 4 - 5 лет совершенно не умеет играть такими игрушками, как автомашина, кукла, пирамида и т.п., он не умеет использовать такие игрушки по назначению. Первоначально для игры этих детей следует использовать кубики, палочки, погремушки. Без обучения пользованию игрушками ребенок долгое время может только перекладывать одни и те же игрушки с места на место. Малыш может часами играть один и с трудом привыкает к коллективной игре. Даже тогда, когда ребенок уже привыкает быть в коллективе и играть вместе с другими детьми, время от времени детям надо дать поиграть индивидуально. Особенно такой отдых от коллективных игр нужен детям легко возбудимым.

Ребенок со сложной структурой дефекта нередко старается отобрать игрушку у товарища (особенно если у того она иная). Поэтому первоначально лучше иметь комплекты одинаковых игрушек для каждого ребенка группы. По мере привыкания детей друг к другу, по мере их подрастания ассортимент игрушек облегчает работу воспитателя при организации фронтального проведения занятий с детьми.

В проведении игр с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста воспитатель должен быть их активным участником. Воспитатель, играя с детьми, направляет ход игры и через нее воспитывает и обучает детей. Для воспитателя игра не отдых, а такой же интенсивный планируемый труд, как и любое другое занятие.

Существует множество игр, но их можно разделить на группы: подвижные, игры с сюжетными игрушками, дидактические. Рассмотрим их по порядку.

При организации подвижных игр следует учитывать необходимость смены игр оживленных спокойными и наоборот. Необходимо учитывать предшествующее игре состояние ребенка. После малоподвижного занятия следует организовать подвижную игру. В ходе самой игры необходимо чередовать моменты движений и отдыха. В связи с тем, что для детей со сложной структурой дефекта дошкольного возраста нет специально подобранных подвижных игр, воспитателю рекомендуется использовать имеющиеся игры для дошкольников детских садов и приспособить эти игры для детей со сложной структурой дефекта. Чем меньше возраст дошкольников, тем проще должны быть движения в игре. Очень важно подбирать игры, доступные пониманию детей по своему содержанию и простые по исполнению. Необходимо при организации подвижных игр учитывать сезонность и температуру дня. Зимой, на холоде, игра должна быть более живой, нежели игра, проводимая летом в жаркое время. Игру можно проводить со всей группой или же с частью группы, когда надо втянуть в игру менее активную часть детей. Детей дошкольной группы в подвижной игре привлекает сам процесс действия, игры с ними надо проводить простые, построенные на одном действии. Часто это действие надо подсказать детям и показать его. С увеличение опыта и развития детей увеличивается текст и количество движений.

С сюжетной игрушкой детей со сложной структурой дефекта дошкольного возраста можно начинать знакомить в группе, подготовленной к школьному обучению. Младшие дети, как правило, сюжетную игрушку используют лишь как предмет, который можно подержать в руках или, которыми можно постучать. Поэтому, обучая ребенка игре с сюжетной игрушкой, надо начинать с таких игрушек, которые могут заинтересовать ребенка. Это, главным образом, двигающиеся игрушки, легко приводимые в движение – клюющие птички, юла, бабочка, машущая крыльями  и  т.п. Постепенно детей приучают играть парами и группами, подбирая соответствующие простые игры, например: один водит машину, а другой насыпает в нее песок. Игра с сюжетной игрушкой позволяет расширять навыки ребенка, его умения. Так, например, ребенок, наблюдая, как лает настоящая собака, и, играя с игрушкой собачкой, подражает лаю собаки. Играя игрушками, дети должны привыкнуть приводить игрушки в порядок после игры, убрать их в ящик или шкаф, сложить и убрать одежду кукол и т.д.

Дидактическая игра широко используется воспитателем в работе с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста, главным образом, как игра обучающая. Не менее важна дидактическая игра и как средство воспитания. Она способствует расширению представления, закреплению и применению знаний, полученных на различных занятиях. Обучая игре, воспитатель играет с каждым ребенком в отдельности, а затем и со всеми вместе. После многократного повторения дети начинают играть самостоятельно. К дидактическим игрушкам относятся геометрические вкладки, пирамидки, грибки, вкладные матрешки, шары, яички, складные кубики, разрезные и парные картинки и другие игрушки. Все дидактические игры, с которыми воспитатель знакомит детей, способствуют развитию сообразительности, памяти, внимания, способствуют развитию речи детей, не говоря уже о том, что обращение с игрушками развивает мелкие мышцы рук и особенно кистей рук и пальцев.

Анализ педагогической практики показал, что использование игр с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста – это мощный стимул в обучении и воспитании. При этом появляется возможность проявить творческий подход к проведению современных, интересных игр.

Таким образом, воспитанники нашего интерната, со сложной структурой дефекта дошкольного возраста играя в игры не только манипулятивно, но и развивают память, внимание, речь, сообразительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28

 В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для  детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....

Подгрупповые логопедические занятия с детьми со сложной структурой дефекта. Приёмы работы.

Для того чтобы логопедическая коррекция осуществлялась наиболее эффективно, необходимо понимать структуру речевого дефекта ребёнка. Нарушения речи могут проявляться в виде одного или нескольких симпто...

«Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта»

Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА».

Уже известная ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, ИГРОТЕРАПИЯ С ПЕСКОМ. Актуальность использования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии. Особенности работы и виды непосредственно занятий, игр в песочнице...

Организация игровой деятельности в ДОУ с детьми со сложной структурой дефекта

Организация игровой деятельности в ДОУ с детьми со сложной структурой дефекта...

Система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей в работе с детьми со сложной структурой дефекта

В докладе описана система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей при работе с детьми со сложной структурой дефекта....

Опыт работы по теме "Особенности коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта в группе компенсирующей направленности".

Опыт содержит варианты парциальных нарушений, организацию коррекционно-развивающей работы в логопедической группе....