Подгрупповые логопедические занятия с детьми со сложной структурой дефекта. Приёмы работы.
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Кушнарёва Лариса Николаевна

Для того чтобы логопедическая коррекция осуществлялась наиболее эффективно, необходимо понимать структуру речевого дефекта ребёнка. Нарушения речи могут проявляться в виде одного или нескольких симптомов нарушения различных сторон речи. При различных речевых нарушениях в картине его проявления могут встречаться различные симптомы и различные их комбинации, знание которых позволяет определить структуру речевого нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnaya_struktura_defekta.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповые логопедические занятия с детьми со сложной структурой дефекта. Приёмы работы.

Для того чтобы логопедическая коррекция осуществлялась наиболее эффективно, необходимо понимать структуру речевого дефекта ребёнка.

Нарушения речи могут проявляться в виде одного или нескольких симптомов нарушения различных сторон речи. При различных речевых нарушениях в картине его проявления могут встречаться различные симптомы и различные их комбинации, знание которых позволяет определить структуру речевого нарушения.

Представление о структуре речевого нарушения не возможно без учета теории о сложной структуре аномального развития ребенка с дефектом, разработанной Л.С. Выготским. Согласно этой теории, наличие дефекта какого-нибудь анализатора или органа не вызывает выпадение одной функции, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картина своеобразного атипичного развития. Сложность структуры речевого нарушения, так же как других видов отклонения в развитии, заключается в наличии первичного дефекта и вторичных нарушений. С учетом учения Л.С. Выготского под первичной симптоматикой понимают нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (детский церебральный паралич, врожденные или приобретенные патологии артикуляционного аппарата, органические поражения коры головного мозга и т. д.). Вторичные нарушения возникают опосредованно под влиянием первичного дефекта в процессе роста и развития ребенка.

Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешного осуществления логопедического воздействия и коррекции речевых нарушений важно в каждом отдельном случае установить этиологию, механизмы и выявить симптоматику нарушения, выделить ведущие расстройства, что позволит оценить соотношение первичной и вторичной симптоматики в структуре дефекта.

Вторично нарушенные компоненты речи в результате правильного педагогического подхода и прямого воздействия на них сравнительно легко выравниваются и могут даже самостоятельно исчезать при нормализации первично нарушенного звена.

Первично нарушенное звено требует для своего исправления применения специальных методических приемов и более длительного времени. Воздействие на вторично нарушенные компоненты речи иногда способствует некоторой нормализации основного звена нарушения.

Таким образом, под структурой речевого нарушения понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.

Симптоматика нарушений речи — это совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности.

Коррекция нарушений речи – это исправление или ослабление симптоматики нарушений речи. Коррекция речевого нарушения может быть полная и частичная, что определяется механизмом и тяжестью речевого нарушения, сроками возникновения, возрастом, в котором начата коррекционная работа, и адекватностью коррекционно-педагогического воздействия. При полной коррекции речевое нарушение преодолевается полностью, при частичной коррекции наблюдается снижение тяжести речевого нарушения.

Коррекционное логопедическое воздействие, направленное на преодоление речевого нарушения, опирается на компенсаторные возможности организма ребенка с нарушением речи. Компенсация представляет собой сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма путем использования сохранных или перестройке частично нарушенных функций. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в развитии компенсации играет центральная нервная система. Развитие и восстановление несформировавшихся и нарушенных речевых и неречевых функций осуществляются на основе применения специальной системы логопедического воздействия, в процессе которого формируются компенсации.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.

Рассмотрим некоторые эффективные приёмы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые дефекты сложной структуры.

Одно из таких нарушений является ОНР (общее недоразвитие речи) в сочетании с дизартрическими расстройствами, а так же недоразвитием различных анализаторов и особенностями психоэмоциональной сферы.

Под общим недоразвитием речи  в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта.

При выборе приёмов логопедического воздействия необходимо учитывать проблемы, влияющие на общее развитие современного ребёнка:

  • дефицит двигательной активности;
  • дефицит семейного общения;
  • зависимость от изменений в природе;
  • поздняя коррекция;
  • неправильно подобранная коррекция и др.

А также учитывать как сохранные речевые компоненты, так и:

  • ведущее полушарие;
  • сохранные анализаторы;
  • особенности поведения и социальной адаптации.

Таким образом, коррекционные приёмы должны быть направлены на максимальную компенсацию нарушенных функций. Решать образовательные, коррекционные  и воспитательные задачи одновременно.

Одним из принципов ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором ребёнок сам становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Выделю основные задачи коррекционно-логопедической направленности:

- повышение познавательного интереса к процессу коррекции;

- эмоциональный отклик на решение познавательных задач;

- развитие эффективного межполушарного взаимодействия;

- формирование психомоторных функций и пространственных ориентаций;

- коррекция сенсорной интеграции: взаимодействие кинестетической и кинетической основы движений; коррекция слухового восприятия; коррекция зрительного восприятия и др.

Для решения этих задач необходимо подбирать такие приемы, которые направлены на решение максимального количества задач одновременно.

К ним относятся приёмы, используемые в современных технологиях и методиках, таких как:

- нейропсихологические технологии;

- развивающая кинезиология;

- музыкотерапия и сказкотерапия;

- логоритмика и фоноритмика;

- Су-Джок терапия;

- ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) и другие.

Подбирать оптимальные приёмы можно с помощью конструктора приёмов, в зависимости от поставленных коррекционных задач.

  1. При коррекции ОНР, вследствие нарушения формирования зрительного и кинестетического восприятия, необходимо подобрать такие приёмы, которые будут формировать все компоненты речи,  а также развивать зрительное и кинестетическое восприятие.

Игра «Волшебный мешочек» (мелкие игрушки, мешочек) с переходом на игры «Чего не стало» и «Что изменилось?».

Дидактическая игра «Похоже – не похоже» (планшет «ЛОГИКО-Малыш»).

Дидактическая игра «Фрукты. Часть – целое» (обучающий планшет «Знайка»).

Дидактическая игра «Обобщающие понятия» (обучающий планшет «Знайка»).

  1. При коррекции ОНР, вследствие нарушения формирования слухового восприятия и сенсомоторных функций, необходимо подобрать такие приёмы, которые будут формировать все компоненты речи,  а также развивать слуховые анализаторы и компенсировать сенсомоторные функции.

Игра «Угадай, что звучит» (музыкальные инструменты: свистульки, дудочки) с переходом на игры «Чего не стало» и «Что изменилось?».

Интерактивная игра «Не будить до весны» (игротека «Мерсибо»).

Дидактическая игра «Какой первый звук?» (планшет «ЛОГИКО-Малыш»).

  1. При коррекции ОНР в сочетании с симптомами СДВГ возникают трудности на этапе автоматизации звуков, поэтому важно подобрать такие приёмы, которые будут сочетать формирование всех компонентов речи с интересными и увлекательными заданиями, повышающими самоконтроль речи и психоэмоциональное состояние ребёнка. Могут использоваться как мотивирующие в конце индивидуального и подгруппового занятия по автоматизации звукопроизношения.

Интерактивные игры «Звуки в порядке» (игротека «Мерсибо»).

Дидактическая игра «Упрямые звуки. Звук Л» (магнитное учебное пособие).

  1. Артикуляционные и дыхательные упражнения будут эффективнее в сочетании с кинезиологией, т.к. губы, язык, нос являются парными органами.

Дыхательное упражнение: попеременный вдох правой-левой ноздрёй, выдох через рот.

Артикуляционные упражнения:

- чередование «Заборчик» - «Окошко»;

- чередование «Улыбка» - «Трубочка»;

- «Внешний крест» - чередование «Часики» - «Качели»;

- «Внутренний крест» - чередование «Орешки» - «Качели за зубами».

  1. Для организационного момента и включения в деятельность можно использовать приемы логоритмики (авторы Железновы) и использовать различные варианты этих упражнений, которые соединяют в себе несколько коррекционных задач.

Логоритмическое упражнение «Головой мы покиваем».

Логоритмическое упражнение «Мы кружок нарисовали» (стоя, имитируя рисование на стене поочерёдно правой – левой рукой, потом обеими. А также сидя с элементами самомассажа.).

Конструктор приёмов: эмоциональная динамическая моторная зрительная слуховая кинезиология.

Подходит для детей с различными нарушениями речи и развития. Является очень энергоёмким, поэтому нежелательно использовать как динамическую паузу.

  1. Интегративная коррекционная программа «Дельфины» по формированию сенсомоторного базиса высших психических функций, разработанная на базе «метода замещающего онтогенеза» (авторы А.В.Семенович и Т.Н.Ланина). Используется комплексно и как часть логопедического занятия. Подходит для всех детей, т.к. являются реабилитационной и абиталиационной (развивающей).

Тщательное изучение каждого ребенка, особенностей его развития, индивидуализированная работа с ним по специально подобранным пособиям, с использованием адекватных методов и приемов воздействия способствуют максимальной подготовке детей к последующему школьному обучению и его социальной адаптации. Своевременная коррекция познавательных, сенсорной, двигательной, речевой, эмоционально-волевой сфер обеспечивается проведением занятий коррекционной направленности и сопровождением врачей-специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28

 В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для  детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....

Игра как основной вид деятельности в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ГКУ ДДИ № 28

 В статье рассматриваются игры как основной вид деятельности в коррекционной работе воспитателя на примере дома-интерната для  детейсо сложной структурой дефекта....

Конспект занятия с детьми со сложной структурой дефекта на тему: «Шарики, большой и маленький»

Коспект занятия для работы с детьми со сложной структурой дефекта....

«Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта»

Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА».

Уже известная ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, ИГРОТЕРАПИЯ С ПЕСКОМ. Актуальность использования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии. Особенности работы и виды непосредственно занятий, игр в песочнице...

Система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей в работе с детьми со сложной структурой дефекта

В докладе описана система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей при работе с детьми со сложной структурой дефекта....

Опыт работы по теме "Особенности коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта в группе компенсирующей направленности".

Опыт содержит варианты парциальных нарушений, организацию коррекционно-развивающей работы в логопедической группе....