" Развитие творческой речевой продуктивности в системе экологического воспитания"
консультация
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «ЯНТАРИК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»_
Семинар-практикум
« Развитие творческой речевой продуктивности в системе экологического воспитания»
Выполнила воспитатель:
Тростянская Ю.С.
2020г.
Экологическое воспитание - направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало особенно актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Все составляющие подобного комплексного подхода через экологическое воспитание в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Следует остановиться на задачах экологического воспитания, т.е. на том, на что будут направлены и ориентированы все обоснованные методы и приемы педагогического воздействия на развивающуюся личность ребенка-дошкольника. Итак, задачами экологического воспитания являются:
1. Приобщение детей к экологической культуре;
2. Формирование основ экологического миропонимания;
3.Способствование формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе;
Какие же элементы экологического сознания наиболее характерны для дошкольников? Это, во-первых, потребность в общении с природой, которая является отправной точкой формирования экологической культуры ребенка, как правило, не отделяющего себя от природы, воспринимая себя частью этой природы; во-вторых, эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. Так, например, при положительных - формируется осознание ценности природы, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Еще одним условием воспитания экокультуры является необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески и самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития:
мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством
человеческого общения, познания действительности, язык служит основным
каналом приобщения к ценностям
духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием
воспитания и обучения.
Хочу представить вам несколько рекомендаций по развитию творческой речевой продуктивности через познание природы.
Рекомендации:
- Занятия должны строиться согласно возрасту, способностям, интересам и потребностям детей;
- В группе должны быть созданы условия для наиболее полного проявления индивидуальности ребенка;
- Должны максимально учитываться индивидуальные особенности ребенка и созданы наиболее благоприятные условия для развития;
- Должны предполагаться отношения педагога к воспитанникам как субъектам собственного развития.
- Связывать речь с природой. А именно обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями; формировать умение правильно употреблять в речи слова; воспитывать эстетические чувства к родной природе; формировать у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам; учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы на экологические темы.
- Создавать экологические минутки.
Цель – создание проблемных ситуаций. Задачи: развивать самостоятельность мышления и гибкость ума; совершенствовать монологическую речь детей; поддерживать интерес у детей к природе, развивать наблюдательность.
Экологические сказки
Цель – развитие детской фантазии. Задачи: пополнять и активизировать словарь детей; развивать связную речь детей, умение правильно выражать свои мысли; развивать мышление, память, воображение.
- Сочинение загадок, стихов
Цель – развитие звучности рифм. Решаются речевые задачи: развивать творческое познание слова, действий с ним; формировать грамматический строй речи. Рифмовки. Цель – развитие словесного творчества детей через рифмовки. Решаются речевые задачи: обеспечить творческий характер речи. развивать умение пользоваться интонацией. развивать коммуникативно-речевые навык
- Наблюдения.
Цель – формирование тенденции к саморазвитию собственной речи через природу. Решаются речевые задачи: уметь выстраивать диалог; уметь излагать свои мысли; совершенствовать монологическую речь детей; осознавать грамматические формы и правильно их использовать.
- – слушание и чтение народных и авторских сказок;
– просмотр мультфильмов по мотивам знакомых сказок;
– пересказ сказок по вопросам; совместный пересказ ребёнка и педагога;
– хоровое проговаривание отдельных предложений из знакомых сказок;
Сказки позволяют решать следующие воспитательные задачи: донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей; приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры; воспитание любви ко всем людям и к природе; формирование нравственных основ и начал; создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка; создание благоприятной психологической атмосферы.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно участвуют в природоохранной деятельности через развитие речевой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческой речевой продуктивности у детей дошкольного возраста через экологическое воспитание"
Выступление в городском методическом объединении...
Презентация ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Обострение экологической обстановки в стране обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим взаимодействие или интеграция экологических з...
Методическая разработка: Технологии сказкотерапии в работе учителя — логопеда по развитию связной речи дошкольников в системе экологического воспитания ДОУ
Аннотация: в статье раскрывается суть экологического воспитания дошкольников в рамках реализации международной программы "Эко-школа/Зеленый флаг". Для лучшего понимания детьми природы, береж...
Семинар-практикум по экологическому воспитанию «Творческий подход в решении задач экологического воспитания»
Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, повысить профессиональное мастерство.Задачи:1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопрос...
Тема недели: «Лето красное пропело…» Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе экологического воспитания в ДОУ.
Рекомендации родителям по проведению организованной образовательной деятельности в домашних условиях 20.09.2021 – 24.09.2021...
«Экологическая тропа в системе экологического воспитания»
В наше время экологическое воспитание детей выходит на первый план, и с каждым годом ему уделяют всё больше внимания. Все знают, почему эти проблемы стали актуальными: причина кроется в деятельности ч...