«Экологическая тропа в системе экологического воспитания»
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В наше время экологическое воспитание детей выходит на первый план, и с каждым годом ему уделяют всё больше внимания. Все знают, почему эти проблемы стали актуальными: причина кроется в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_tropa_-_kopiya.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 122 комбинированного вида»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
Тема: «Экологическая тропа в системе экологического воспитания»
Подготовила: воспитатель Журавлева М.В.
Саранск 2023
В наше время экологическое воспитание детей выходит на первый план, и с каждым годом ему уделяют всё больше внимания. Все знают, почему эти проблемы стали актуальными: причина кроется в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
На территории нашего детского сада создана экологическая тропа «В гостях у бабушки - коробочки». Она стала важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Цель экологической тропы: Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения и гуманного отношения к живым объектам.
Задачи экологической тропы:
- расширение естественнонаучных знаний;
- развитие способности комплексно оценивать результаты труда;
-формирование системы экологических знаний и представлений;
-знакомство с разными объектами живой природы и ее взаимосвязью с окружающим миром;
- формирование чувства близости к природе и сопереживания всему живому, заботы и бережного отношения к природе
На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, мы учим детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Организуя воспитательно - образовательный процесс на экологической тропе для дошкольников, воспитатели должны учитывать возрастные особенности детей. Продуманная организация и оборудование зоны природы обеспечивают возможность осуществлять экологическое воспитание детей разнообразными формами и методами:
- познавательные занятия;
- наблюдения за явлениями живой и неживой природы;
- работа с календарями;
- экологические развлечения, праздники;
- экологические игры;
-экологические беседы;
- элементарные опыты;
-экскурсии;
-обсуждение и проигрывание ситуаций;
- организация трудовой деятельности.
При работе с детьми на экологической тропе мы должны донести правильный экологический подход человека к природе. Воспитатель рассказывает дошкольникам, что человек - это часть природы, что природа и наша жизнь уникальна, что человек должен согласовывать свои потребности с экологическими требованиями и уважать все формы жизни, окружающие его.
Экологическая тропа расположена по периметру детского сада, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой и неживой природы. В разное время можно посещать разные остановки экологической тропы. Одни и те же объекты наблюдать и исследовать много раз, особенно в разные сезоны года, учитывая правильный экологический подход, о котором говорилось выше.
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания.
Для оформления экологической тропы «В гостях у бабушки - коробочки» в нашем детском саду используются экологические знаки. Имеется карта-схема экологической тропы, с обозначением природных объектов, паспорт экологической тропы, где есть описание объектов. Так же разработан план для разновозрастной группы на июнь, июль и август.
Объекты наблюдений экологической тропы:
- «Бабушка - коробочка.
Педагог обращают внимание детей на полянку с бабушкой - коробочкой? Зачитывает письмо от нее. вместе с педагогом дети рассматривают схему трапы для определения последовательности маршрута.
Педагог знакомит детей с правилами поведения в природе используя иллюстрации, делится своим жизненным опытом, обращает внимание детей на то, что во время путешествия на тропе тоже необходимо соблюдать правила:
- не мешать жить обитателям - проходить без лишнего шума.
-запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветке, ловить насекомых, бросать мусор.
- стропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни интересной коряги и т.п.
-стропы можно выносить только знания, впечатления и хорошее настроение.
- «Береза».
Объект включает дерево березу.
Дети рассматриваться части дерева, наблюдают за изменениями в разное время года, сравнивают березу с другими деревьями.
Педагог беседует с детьми, сообщая интересные факты о дереве, его целебных свойствах, загадывает загадки, читает стихотворение.
3. «Природная лаборатория».
Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимо оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок), папки с картотекой опытов экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагога, информационные материалы для родителей.
Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья, шишки и т.п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты и наблюдения. Педагог заранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1- 2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материал. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам эксперимента дети могут выполнять зарисовки.
- «Птичий городок».
Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.
Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьего городка» (скворечник, кормушки, фигурки птиц), беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; предлагает насыпать корм, наполнить водой поилки, помогает сформировать детям правила поведения в «птичьем городке».
- «Деревенское подворье»
Дети рассматривают объекты деревенского подворья (деревенский дом, колодец, ветряная мельница, улий для пчел, плетень, фигуры бабушки и дедушки, домашних животных (бык, овечка, свинья с поросёнком)). Педагог беседует с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадывает загадки, помогает сформировать понятие «домашние животные).
- «Земляничная полянка».
Дети знакомятся с земляникой, наблюдает за тем, как она растет. Педагог предлагает отгадать загадку о землянике, беседует с детьми о ней (части растения, этапы роста, польза для природы и человека), читает стихотворение про землянику.
- «Рябина».
Дети рассматривать все части дерева, наблюдает за изменениями в разное время года, выполняют задания из «волшебного сундучка», находящегося на ветках рябины.
Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседу с детьми о рябине, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека, знакомит с пословицами и поговорками, народными приметами, связанными с рябиной, читает стихи об этом дереве.
8. «Пруд».
Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, улитками, альпийскую горку с разными видами растений, цапля, наблюдая за изменениями живых объектов природы, обитателями.
- «Метеостанция».
Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направление ветра, вертушку, показывающий силу ветра, осадкометр, термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, столик для занятий, фигурку ежика с колючками в виде шишек.
Дети изучают и наблюдает явление природы. Они имеют возможность наблюдать интересное явление: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую, открываются, в сырую погоду ветке у ели опускаются, в сухую, жаркую, поднимаются.
Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагают сделать отметки в календаре погоды.
- «Огород».
Дети рассматривают мини - грядке с овощными культурами, наблюдает за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями.
Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывают о том, как человек ухаживает за растениями.
- «Цветы леса и луга».
Дети рассматривают луговые и лесные цветы. Наблюдают за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой цветов и наслаждаются их ароматом.
Педагог беседует с детьми о цветах луга и леса, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих растениях.
- «Уголок леса».
Объект включает разные породы деревьев смешанного леса, фигуры животных - обитателя леса, полянку с пеньками и бревном, с обитающими под ним насекомыми.
Дети рассматривают и наблюдают за деревьями, травами и кустарниками, сравнивают, отыскивают различных насекомых в траве,
Педагог беседует с детьми об обитателях леса, загадывает загадки о них. Закрепляет знания детей о правилах поведения в лесу, организует словесные и подвижные игры.
В конце маршрута педагог с детьми возвращаются на полянку, где хозяин тропинки спрашивает детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе и «награждает» ребят различными призами.
Количество объектов наблюдений экологической тропы может меняться.
В результате работы с использованием объектов изучения экологической тропы у наших воспитанников должно:
• повыситься уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности;
• улучшиться состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;
• повыситься уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников
Предложен материал по созданию и использованию экологической тропы на территории детского сада....
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников
Консультативный материал по организации экологической тропы...
Консультация для воспитателей "Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников"
В консультации представлена методика оформления экологической тропы в ДОУ...
Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ
В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организац...
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
Проект "Экологическая тропа", направленного на экологическое воспитание дошкольников
Паспорт проекта «Экологическая тропа»Наименование проектаЭкологическая тропаОснование разработки проекта1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ...