Консультация для воспитателей «Экспериментирование как форма познания и формирования целостной картины мира»
консультация (подготовительная группа)
Кто расскажет обо всём:
Отчего бывает гром,
Как работают заводы,
И какие там станки,
И о том, как садоводы
Разбивают цветники,
И про север, и про юг,
И про всё, что есть вокруг…
Н.Найдёнова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kdv_eksperimentirovanie.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОРОЛЁВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕТСКИЙ САД № 39«СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Консультация для воспитателей
«Экспериментирование как форма познания и формирования целостной картины мира»
Воспитатель:
Ширченко А.И.
Апрель 2019
Королёв, М.о.
Кто расскажет обо всём:
Отчего бывает гром,
Как работают заводы,
И какие там станки,
И о том, как садоводы
Разбивают цветники,
И про север, и про юг,
И про всё, что есть вокруг…
Н.Найдёнова
Как известно, дошкольники отличаются удивительной любознательностью, готовностью познать. Но эти положительные качества зачастую входят в противоречие с отсутствием у них умений и навыков в познавательно-исследовательской деятельности.
Исследования педагогов и психологов А.В.Запорожца, Н.Н. Подьякова, П.Я.Гальперина показывают, что продуктивность овладения знаниями, определёнными качествами личности зависит от того КАК организован процесс обучения и от позиции самого ребёнка, от его АКТИВНОСТИ.
В условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу, саморазвитию, самообразованию, способного применить приобретённые знания в совместной деятельности со сверстниками и в самостоятельной деятельности.
И обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на поиск эффективных и адекватных дошкольному возрасту форм обучения , методов и приёмов.
Исходя из этого, в своей работе мы стремились сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира.
Достижению данной цели подчинены следующие задачи:
- обучать различным способам познания,
- формировать элементарные представления об окружающем мире,
- развивать познавательную активность.
Необходимыми условиями успешной реализации данных задач является:
1. Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребёнка.
2. Деятельностный подход.
3. Использование принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности..
3. Организация особой предметно-развивающей среды.
4. Ну, и, конечно же, активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Новизна опыта состоит в том, что мы стремимся действовать в логике интегративного подхода и использовать современные образовательные технологии, тем самым реализовывая ФГТ.
Акцент переносится на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике. Решение программных задач предусматривается в рамках непосредственно образовательной деятельности и при организации режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
При реализации содержания образовательной области «Познание» мы используем следующие, на наш взгляд, наиболее эффективные методы и приёмы.
Эксперимент. Экспериментирование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребёнок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как узнал, как проверял, что получилось. Исследование организуется от мотива, потребности детей. Задача педагога на этом этапе - помочь осознать эту потребность.
Кстати говоря, в рамках эксперимента мы используем демонстрацию фокусов. Фокусы вообще привлекательны для детей, а научные фокусы ещё и решают ряд задач. После фокуса настаёт некая «точка удивления» - чрезвычайно важный момент в жизни ребёнка. Это попытка объяснить увиденное явление.
Тесно связан с экспериментированием ещё один общенаучный метод познания – моделирование.
А модельный эксперимент позволяет нам изучать такие явления, объекты, над которыми прямой эксперимент затруднён. например, моделирование процессов, происходящих в космосе, моделирование некоторых природных явлений.
Кроме модельного эксперимента из моделирования выделяется графическое моделирование, предметное моделирование и действенное.
Предлагаем рассмотреть наиболее значимые, на наш взгляд, способы работы с моделями.
Графическое моделирование. Особый интерес вызывает работа по занимательным алгоритмам. Как показала практика, большую помощь оказывают алгоритмы при проведении исследовательской деятельности . Вообще этапы любой деятельности можно перевести в графические символы. Важно то, что алгоритмы могут быть использованы как в совместной деятельности ребёнка и взрослого, так и при самостоятельной деятельности дошкольника в качестве руководства ею.
Кроме того, мы широко используем действенное моделирование - это игры с макетами, отображающими особенности природно-климатических зон, объектов и явлений, происходящих в космосе.
Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательного интереса, формированию навыков сотрудничества является реализация проектов. В основе проекта лежит идея и для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Через объединение различных видов деятельности, различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. В нашем ДОУ реализуются разнообразные проекты, например: «Не рубите ёлочку»; «Наша забота нужна всем»; «Чудесное лукошко»; «Я расту» и др.
Ещё один метод, способствующий не только получению знаний, но и развитию - ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач для дошкольников - это система игр и игровых упражнений, основанных на технологии проблемного обучения.
С целью сопровождения образовательного процесса в нашем ДОУ используются ИКТ технологии, а именно, обучающие презентации, видеоролики. Подобные компьютерные продукты вызывают большой интерес у детей.
Кроме того, образовательный процесс выстраивается в логике интегративного подхода.
Так специфические задачи образовательной области «Познание» решаются в ходе реализации содержания таких образовательных областей как:
Коммуникация - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.
Чтение художественной литературы - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в процессе восприятия художественной литературы.
Социализация - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье и обществе, государстве, мире.
Труд - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.
Здоровье - расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни.
Безопасность - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.
Музыка и художественное творчество - формирование целостной картины мира расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства.
Таким образом, решение поставленных задач осуществляется не разделением на отдельные составляющие процесса обучения , а интегративно, через взаимодействие, взаимопроникновение методов и приёмов, образовательных областей и различных видов детской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст, "Путешествие в лес"
Деятельность направлена на обобщение знаний детей об осене и познакомить с приметами зимы. Непосредствено - образовательная деятельность включает две области "Познание" (формирование целостной картины...
Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст,"Домашние птицы""
· Уточнить представление детей о домашних птицах и птенцах, их строении, где живут, чем питаются, какую пользу приносят·...
Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст,"Звездное небо""
· Расширение словаря· Познакомить детей с символикой созвездий принятой астрономами, воспитывать любовь к прир...
Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст,"Овощи,огород"
· Расширить словарь по теме· Совершенствовать навыки согласования прилагательных с существительными, образован...
Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст,"Семья"
· Научить детей определять родственные отношения в семье· Точно и полно отвечать на вопросы·...
Конспект по образовательной области «Познание» разделу «Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе . Тема: «Подземные богатства земли Саратовской области".
Знакомство с полезными ископаемыми Саратовской области (нефть, газ, известняк, глина, песок)....
Конспект НОД в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира в средней группе "В мире прекрасных бабочек"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира, ознакомление с окружающим, в средней группе " В мире прекрасных ба...