"Использование фоновой музыки в условиях образовательного учреждения"
методическая разработка

Рылькова Юлия Викторовна

Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия. неоценимую помощь в этом случае оказывает фоновая музыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Фоновая музыка27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование фоновой музыки

в условиях образовательного учреждения


        
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом. 
        
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка. 
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса. Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психоло,  воспитатель-методист.

        Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения. Фоновая музыка помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:                                     
• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного  напряжения и сохранения здоровья детей;                                           
• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;                                                             
• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний; 
• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;                                                     
• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время  психологических пауз, физкультурных минуток. 

        Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)  При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане. Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. 


 Степень активности восприятия музыки на разных занятиях


* развитие речи - А-активное и пассивное; 
* математика - пассивное; 
* ознакомление c окружающим - активное и пассивное; 
* ручной труд-пассивное; 
* конструирование - пассивное; 
* рисование - активное и пассивное; 
* физкультура - активное и пассивное.

         Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений. 

        Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня. 

        Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.                                            
                                    Примерный репертуар фоновой музыки

                                 для детей старшего  дошкольного возраста


Релаксирующая (расслабляющая)

  • К. Дебюсси. «Облака» 
  • А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета 
  • К.В. Глюк. «Мелодия» 

Тонизирующая 

  • Э. Григ. «Утро» 
  • И.С. Бах. «Шутка» 
  • И. Штраус. Вальс «Весенние голоса» 
  • П.И. Чайковский. «Времена года». «Подснежник»

Активизирующая (возбуждающая) 

  • В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» (финал) 
  • М.И. Глинка. «Камаринская» 
  • В.А. Моцарт. «Турецкое рондо» 
  • П.И. Чайковский. « Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»)

Успокаивающая (умиротворяющая)

  • М.И. Глинка. «Жаворонок» 
  • А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка» 
  • К. Сен-Санс. «Лебедь» 
  • Ф. Шуберт. «Серенада» 

Организующая

 (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

  • И.С. Бах. «Ария» 
  • А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето») 
  • С.С. Прокофьев. «Марш» 
  • Ф. Шуберт. «Музыкальный момент» 

        Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа развития детей «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. 
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др. 
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фоновая музыка в дошкольном учреждении"

Консультация для воспитателей...

Консультация для воспитателей "Использование фоновой музыки в режимных моментах"

Данный материал рекомендован воспитателям дошкольных образовательных учреждений....

Консультация для воспитателей «Использование фоновой музыки в режимных моментах жизни дошкольников».

Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе....

«Использование фоновой музыки при проведении НОД по художественно эстетическому развитию»

Фоновая музыка – это музыка, звучащая без установки на осознанное восприятие («вторым планом»), на занятиях и в режимных моментах ДОУ. Так, например, во время утреннего приема д...