"Использование фоновой музыки в режимные моменты"
консультация
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка – это особый ключ к достижению гармонии в эмоциональном теле, в зависимости от жанра и характера она возвышает, успокаивает, вдохновляет или расслабляет. Некоторые музыкальные произведения, написанные композиторами-классиками, оказывают позитивное воздействие на умственные процессы человека, в том числе расширяют память и ускоряют процессы обучения. Современные исследования доказывают целесообразность активного применения потенциала музыкального искусства в организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.
Естественное, непринужденное включение музыки в детскую деятельность делает жизнь ребенка ярче, разнообразнее, дает детям возможность применить знания, полученные ими в процессе обучения музыке в повседневной жизни.
Используя музыку, воспитатель должен ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии педагог намеренно обращает внимание детей на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности. Так, фоновое звучание музыки можно использовать, как для активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания во время непосредственной образовательной деятельности, так и во время режимных моментов: утренний прием детей, подготовка к занятиям, ко сну, подъем с дневного сна.
Использование музыки в режимных моментах способствует:
- Созданию благоприятного эмоционального фона, устранению нервного напряжения и сохранению здоровья детей.
- Развитию воображения в процессе творческой деятельности, повышению творческой активности.
- Активизации мыслительной деятельности, повышению качества усвоения знаний.
- Переключению внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждению усталости, утомляемости.
- Психологической и физической разрядке после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Невозможно переоценить роль музыки и в процессе образовательной деятельности, как познавательного, эстетического, так и двигательного цикла.
Знакомство с русскими народными сказками воспитатель может сопровождать исполнением коротких песенок героев сказок, характеризующих персонажи, использовать разные музыкальные инструменты. Подыгрывание на музыкальных инструментах, как педагогом, так и детьми при рассказывании даже самой простой, давно известной ребенку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества, и сказка живее воспримется детьми. Образы стихотворения станут более яркими, понятными ребенку.
Во всех видах образовательной деятельности рекомендуется использовать музыку для создания положительного эмоционального настроя детей. Например, при знакомстве с космосом – космическая музыка, знакомство с явлениями природы – звуки природы – дождь, журчание ручья и т.д. Широк спектр применения музыки в физическом развитии дошкольников. Это утренняя гимнастика с музыкальным сопровождение, логоритмические упражнения и игры под музыку, хороводы, элементы танцев.
Вместо традиционного: «Садитесь, начинаем наше занятие» можно включить музыку, и дети заинтересуются и обратят внимание на воспитателя.
Используя музыку в непосредственной образовательной деятельности, воспитатель должен учитывать следующее:
- задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы;
- музыкальные произведения следует чередовать каждые 2 – 3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2 – 3 месяца;
- степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем;
- перечень музыкальных произведений фоновой музыки может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса и конкретных воспитательно-образовательных задач.
Музыка поможет разнообразить игровую деятельность детей.
Незаменима музыка в таких играх как «Концерт», «Театр», «Цирк», где дети исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют. Можно использовать различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода в сюжетно-ролевой игре. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле, поезде, самолете. Мальчикам, играющим в «солдатиков», можно предложить барабан для сопровождения военного парада.
Все чаще в детских садах для повышения эмоционального фона и позитивного настроя при приеме пищи детям непосредственно перед едой включается определенная мелодия, способствующая повышению аппетита, что ведет к правильной работе желудочно-кишечного тракта, лучшему усвоению питательных веществ, что в свою очередь положительно сказывается на состоянии физического здоровья.
Воспитатели часто используют аудиозаписи колыбельных напевов перед дневным сном детей, спокойная мажорная музыка помогает детям проснуться после дневного сна. Веселые песенки с соответствующим содержанием можно включать в аудиозаписи при проведении режимных моментов и воспитании культурно-гигиенических навыков.
Прием детей с утра под солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом помогут создать оптимальные условия ежедневного приема детей в их второй дом – детский сад. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма – ситуация отрыва от дома и родителей. И музыка в данной ситуации оказывает неоценимую услугу, как ребенку, так и воспитателю.
Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, прием пищи, засыпание, подъем, релаксация и т.д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.
Сегодня современные ученые выделяют музыкальные произведения, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка.
Так, например:
- для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф.Шопена «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты», «Вальсы» И.Штрауса, «Мелодию» А.Рубинштейна;
- для уменьшения раздражительности: «Лунную сонату» Л.Бетховена, «Грезы» Р.Шумана, музыку А.Вивальди и В.А.Моцарта;
- для общего успокоения: «Колыбельные» И.Брамса, «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского;
- релаксирующая (расслабляющая): К.Дебюсси «Облака», Глюк «Мелодия», Моцарт «Реквием», Сенс-Санс «Карнавал животных», Ф.Шуберт «Вечерняя серенада», Р.Шуман «Детские сцены», «Грезы», Гендель «Музыка на воде»;
- тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение): Бетховен увертюра «Эгмонт», Моцарт «Маленькая ночная серенада», Григ «Утро», Бах «Шутка», Штраус «Весенние голоса», Шопен «Прелюдии»;
- активизирующая (возбуждающая): Чайковский «Шестая симфония», Моцарт «Турецкий марш», Моцарт «Турецкое рондо»;
- успокаивающая (умиротворяющая): Глинка «Жаворонок», Шуберт «Серенада», Чайковский «Вальс цветов»;
- организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности): Вивальди «Времена года», Прокофьев «Музыкальный момент», Моцарт «Гроза», Чайковский «Времена года».
Влияние музыки на организм огромно. Музыка может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль фоновой музыки в режимных моментах"
К вниманию воспитателей представлена информация о том, что музыка может помогать в разных моментах режима....
Консультация для воспитателей Использование фоновой музыки в режимных моментах
Использование фоновой музыки в режимных моментах...
Консультация для воспитателей "Использование фоновой музыки в режимных моментах"
Данный материал рекомендован воспитателям дошкольных образовательных учреждений....
Консультация для воспитателей «Использование фоновой музыки в режимных моментах жизни дошкольников».
Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе....
Консультация для воспитателей в рамках педсовета «Использование фоновой музыки в режимных моментах жизни дошкольников»
laquo;Использование фоновой музыки в режимных моментах жизни дошкольников»...
Использование фоновой музыки в режимных моментах жизни дошкольников
Консультация на тему "Использование фоновой музыки в режимных моментах жизни дошкольников"...