"Фоновая музыка в дошкольном учреждении"
консультация на тему
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для воспитателей "Фоновая музыка в дошкольном учреждении" | 30.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №14» Консультация для воспитателей «Фоновая музыка в дошкольном учреждении» Выполнила: музыкальный руководитель Лукина Елена Владимировна Саранск 2017 |
Музыка – «самое эмоциональное искусство» (Д.Б.Кабалевский), её сила воздействия на человека удивительно огромна. Особенности музыкального искусства позволяют использовать его для развития всех психических процессов, в первую очередь, конечно, - творческого воображения и мышления дошкольника. Яркие музыкальные образы стимулируют фантазию ребенка, рождают необычные интерпретации, ассоциации, совершенствуют эмоциональную отзывчивость детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития дошкольника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка является важной составляющей воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Т.о., музыка является одним из прекрасных и очень сильных средств для воспитания и развития ребёнка в дошкольном учреждении. Поэтому она должна сопровождать детей в течение всего дня: не только во время непосредственно организованной музыкальной деятельности, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время утренней гимнастики, на других непосредственно организованных занятиях. Один из интересных вариантов использования потенциала музыкального искусства в детском саду связан с фоновой музыкой.
Фоновая музыка – это музыка, звучащая без установки на осознанное восприятие («вторым планом»), на занятиях и в режимных моментах ДОУ. Так, например, во время утреннего приема детей, правильно подобранная музыка создает положительный эмоциональный фон, а яркая, ритмичная музыка, звучащая во время утренней гимнастики, создает заряд бодрости и настроения на весь день.
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают методист, музыкальный руководитель, воспитатель, психолог, медицинский работник, инструктор по физическому воспитанию в соответствии с возрастными физиологическими и психическими особенностями детей. Это могут быть лучшие образцы классическая музыки, музыка из детского «золотого фонда», т.к. имена эта музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.
Являясь одним из доступных методов психолого – педагогического воздействия на ребенка в условиях ДОУ, фоновая музыка помогает решать ряд задач образовательно – воспитательного процесса:
1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.
2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности.
3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.
4. Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления.
5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Звучание фоновой музыки в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и т. д.) создает эмоционально – комфортный климат в группе. Время звучания фоновой музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей.
Утро. Встреча детей.
Цель: Создание положительного эмоционального фона.
Раннее утро. Родители, торопясь на работу, ведут детей в детский сад. И уже издалека дети слышат нежную, чарующую музыку. Ярко светящиеся окна, приветливая музыка, добрые сотрудники детского сада ожидают малышей. Давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.
Используемые музыкальные произведения:
- П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Марш» из балета «Щелкунчик»
- И. Штраус «Полька Трик – трак»
- М. И. Глинка «Детская полька», «Вальс – фантазия»
- А. Вивальди «Зима»
- П. И. Чайковский «Апрель»
- Г. В. Свиридов «Музыкальный ящик», «Веселый марш»
- Н. А. Римский – Корсаков «Три чуда»
- И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса»
- В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка»
- Й. Гайдн «Детская симфония»
Прогулка
Прогулку рекомендуется проводить под музыку: это и приятно, и здорово! Солнечный день, морозная свежесть, бодрые и веселые аккорды музыкального произведения оживляют движения. Детям хочется веселиться, играть, что – то придумывать, а радостная музыка задает определенный жизненный ритм. Исследования показали, что ритмичная музыка положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. Слушая такую музыку на свежем воздухе, дети могут танцевать и подпевать, запоминая слова новых песен.
Используемые музыкальные произведения:
- А. Т. Гречанинов «Моя лошадка»
- «Ах вы, сени… » , «Во саду ли, в огороде» , «Пойду ль я, выйду ль я» русская народная музыка
- В. А. Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает»
- С. В. Рахманинов «Итальянская полька»
- В. Г. Кикта «Оранжевый скоморох»
- В. Агафонников «Сани с колокольчиками»
- Н. А. Римский – Корсаков «Снегурочка»
- Г. В. Свиридов «Весенний марш»
- В. А. Моцарт «Симфония №40»
- М. И. Глинка «Марш Черномора»
Сон
Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение фоновой музыки в периоды засыпания и пробуждения. Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.
Используемые музыкальные произведения:
- Колыбельные: «Спи, засыпай, маленькая принцесса», «Приход весны», «Засыпающий малыш», «Крепко спи», «Сколько звездочек на небе», «Спи, малыш мой, засыпай»
- П. И. Чайковский «Октябрь»
- Ц. А. Кюи «Колыбельная»
- Г. В. Свиридов «Грустная песенка»
- К. В. Глюк «Мелодия»
- Л. В. Бетховен «Сурок»
Пробуждение
Используемые музыкальные произведения:
- В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка»
- К. Сен – Санс «Куры и петухи»
- А. Т. Гречанинов «Материнские ласки»
- Н. А. Римский – Корсаков «Белка»
- И. Штраус «Полька – пиццикато»
- Н. А. Римский - Корсаков «Полет шмеля»
- П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей»
- Л. В. Бетховен «Соната № 14»
На занятиях (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и т.д.) музыка выступает фоном к основной деятельности, поэтому звучит негромко, как бы на втором плане. Наиболее продуктивно, на наш взгляд, использовать фоновую музыку на занятиях художественно-эстетического цикла, и на занятиях по ознакомлению с природным и социальным миром. Так на занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащения представлений об исследуемом объекте («Грустный дождик» Д. Кабалевского, «Котик заболел», «Котик выздоровел» А. Гречанинова). На занятиях по изобразительной деятельности или на занятиях по ознакомлению с художественной литературой используемая фоновая музыка влияет на выразительность создаваемых детьми образов, на оригинальность цветовых решений, на усиление эмоциональной отзывчивости от художественного произведения (М. П. Мусоргский «Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки», Р.К.Щедрин «Конек Горбунок» - музыка балета).
Вывод.
Т.о., интересная, разнообразная по характеру фоновая музыка, звучащая не только во время непосредственно организованной музыкальной деятельности, но и в повседневной жизни детского сада, обогащает жизнь детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, активизирует творческое мышление, повышает качество усвоения знаний.
Приложение №1
Рекомендуемые музыкальные произведения
для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Утренний прием детей.
- «Шутка» И. Баха,
- «Утреннее настроение» (из сюиты «Пер Гюнт») Э. Грига,
- «Шуточная» А. Лядова,
- «Утро» С. Прокофьева,
- «Тарантелла», «Марш» В. Гаврилина.
Утренняя зарядка.
- «Королевский марш льва» К. Сен-Санса,
- «Танец маленьких лебедей», «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского,
- «Вальс», «Марш» В. Гаврилина,
- «Полька» С. Майкапара,
- «Вальс-шутка» Д. Шостаковича,
- «Смелый наездник» Р. Шумана.
Тихий час (подготовка ко сну).
- «Колыбельная» А. Гречанинова,
- «Нянина сказка» П. Чайковского,
- «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна,
- «Колыбельная песенка» Г. Свиридова.
Игровая деятельность.
- «Кукольный кэк-уок» К. Дебюсси,
- «Маленькая сказка» А Гречанинова,
- «Игра в солдатиков» В. Ребикова,
- «Клоуны» Д. Кабалевского,
- «Куры и петухи» К. Сен-Санса,
- «Балет невылупившихся птенцов М. Мусоргского,
- «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева.
Изобразительная деятельность.
- К.Сен-Санс цикл «Карнавал животных»,
- П. Чайковский «Детский альбом», цикл «Времена года» (избранные произведения),
- С. Майкапар «Бирюльки» (избранные произведения),
- А. Вивальди цикл «Времена года» (избранные части произведений),
- Э. Григ «Ручеек», «Летний вечер».
Экологически ориентированная деятельность.
- «В поле» А. Гречанинова,
- «Грустный дождик» Д. Кабалевского,
- цикл «Времена года» П. Чайковского,
- цикл «Времена года» А. Вивальди,
- «Эхо в горах» С. Майкапара,
- «Расскажи, мотылек», «Кукушка» А.Аренского,
- «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева,
- «Зимнее утро» П.И.Чайковского,
- «Осень» Ц.Кюи,
- «Сорока», «Петушок» А. Лядова,
- «Зайчик» М. Старокадомского,
- «Марш зайчат» А. Жилинского.
Социализация.
- «В разлуке», «Недовольство» А. Гречанинова,
- «Злюка», «Печальная история», «Упрямый братишка» Д. Кабалевского,
- «Смелый наездник», «Полное удовольствие», «Страхи» Р. Шумана,
- «Болезнь куклы» П. Чайковского,
- «Упрямец» С. Прокофьева,
- «Котик заболел», «Котик выздоровел» А. Гречанинова.
Приложение№2
Рекомендуемые музыкальные произведения
для детей старшего дошкольного возраста
Утренний прием детей.
- «Зимнее утро» П.И. Чайковского,
- «Пробуждение» Г. Форе,
- «Шутка» И. Баха,
- «Утренняя молитва» Ф. Шуберта,
- «Утреннее настроение» (из сюиты «Пер Гюнт») Э. Грига,
- «Шуточная» А. Лядова,
- «Утро» С. Прокофьева,
- «Тарантелла», «Марш» В. Гаврилина.
Утренняя зарядка
- «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева,
- «Королевский марш льва» К. Сен-Санса,
- «Танец маленьких лебедей», «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», П. Чайковского,
- «Вальс», «Марш» В. Гаврилина,
- «Полька» С. Майкапара,
- «Вальс-шутка» Д. Шостаковича,
- «Смелый наездник» Р. Шумана,
- «Марш» (из оперы «Аида») Дж. Верди.
Тихий час (подготовка ко сну).
- «Колыбельная» А. Гречанинова,
- «Нянина сказка» П. Чайковского,
- «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна,
- «Колыбельная песенка» Г. Свиридова,
- «Колыбельная» А. Лядова,
- «Колыбельная» (из оперы «Садко») Н. Римского-Корсакова.
Игровая деятельность.
- Д.Шостакович танцевальная сюита «Танцы кукол»,
- «Кукольный кэк-уок» К. Дебюсси,
- «Маленькая сказка» А Гречанинова,
- «Игра в солдатиков» В. Ребикова,
- «Клоуны» Д. Кабалевский,
- «Куры и петухи» К. Сен-Санс,
- «Балет невылупившихся птенцов М. Мусоргского,
- «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева.
Изобразительная деятельность.
- Сен-Санс цикл «Карнавал животных»,
- П. Чайковский «Детский альбом», цикл «Времена года» (избранные произведения),
- С. Майкапар «Бирюльки» (избранные произведения),
- А. Вивальди цикл «Времена года» (избранные части произведений),
- Э. Григ «Ручеек», «Летний вечер», «Весной»,
- Ц. Кюи «Зима», «Осенью»,
- С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами».
Экологически ориентированная деятельность.
- П. Чайковский цикл «Времена года»
- А. Вивальди цикл «Времена года»,
- С. Прокофьев сюита «Петя и Волк», «Утро», «Вечер»,
- К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных»,
- И. С.Бах Воздух из сюиты №3,
- К. Дебюсси «Море», «Туманы», «Мертвые листья», «Вереск»,
- А. Аренский «Птичка летает».
Социализация.
- «Слеза» М.П.Мусоргского,
- «Тревожная минута», «Раздумье» С. Майкапара,
- «Порыв», «Страхи» Р. Шумана,
- «Ноктюрн» П.И.Чайковского,
- «В разлуке», «Недовольство», «Материнские ласки» А. Гречанинова,
- «Злюка», «Печальная история», «Упрямый братишка» Д. Кабалевского,
- «Порыв», «Смелый наездник» Р. Шумана,
- «Полное удовольствие», «Болезнь куклы» П. Чайковского,
- «Упрямец» С. Прокофьева,
- «Котик заболел», «Котик выздоровел» А. Гречанинова,
- «Разлука» М. Глинки.
Приложение №3
Рекомендуемые музыкальные произведения
к литературным произведениям для детского чтения
Русские народные сказки о животных.
- А. Т. Гречанинов «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Елочкин сон» - музыка опер.
- Л. Яничек «Приключения Лисы-плутовки» - сюита из оперы.
- К. Сен-Санс «Карнавал животных».
Русские волшебные сказки.
- Н. А. Римский-Корсаков «Кощей Бессмертный» (осенняя сказочка) – музыка оперы.
- И. Ф. Стравинский «Жар-птица» - музыка балета.
- А. К. Лядов «Баба Яга» - симфоническая картинка к русской народной сказке «Кикимора», «Волшебное озеро» - симфоническая сказочная картинка.
- М. П. Мусоргский «Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки».
- С. С. Прокофьев «Сказки старой бабушки» - пьесы для фортепиано.
Русская народная сказка «Снегурочка».
- П. И. Чайковский «Снегурочка» - музыка к пьесе.
- Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка» - музыка к опере.
Русская былина «Садко»
- Н. А. Римский-Корсаков «Садко» - музыка оперы и музыкальная картина.
Ш. Перо «Красная Шапочка, «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица».
- Ц. К. Кюи «Красная шапочка», «Кот в сапогах» - музыка опер.
- Дж. Россини «Золушка» - музыка оперы.
- С.С.Прокофьев «Золушка» - музыка балета.
- П.И.Чайковский «Спящая красавица» - музыка балета.
- О. Респиги «Спящая красавица» - музыка балета.
Г. Х. Андерсен «Маленькая русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей».
- А. Дворжак «Русалка» (лирическая сказка) – музыка оперы.
- С.С.Прокофьев «Гадкий утенок» - сказка для голоса с оркестром.
- И. Ф. Стравинский «Соловей» - музыка оперы.
Э. Т. А. Гофман «Песочный человек», «История о потерянном отражении», «Щелкунчик и мышиный король».
- Ж. Оффенбах «Сказки Гофмана» - музыка оперы.
- Л. Делиб «Коппелия» - музыка балета.
- П.И.Чайковский «Щелкунчик» - музыка балета.
А.С.Пушкин «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане»
- Н.А.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди» - музыка оперы.
П.П.Ершов «Конек Горбунок».
- Р.К.Щедрин «Конек Горбунок» - музыка балета.
- Ц.Пуни «Конек Горбунок» - музыка балета.
П.П.Бажов «Каменный цветок» (по мотивам уральских сказов «Малахитовая шкатулка»).
- С.С.Прокофьев «Сказ о каменном цветке» - музыка оперы.
Р.Киплинг «Маугли»
- Ю.Н.Корнаков «Маугли» - сюита из балета.
Д.М.Барри «Питер Пен»
- И.Е.Рогалев «Питер Пен» - музыка балета.
Используемая литература:
- Фадеева С. «Фоновая музыка в жизни детского сада» Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2007год
- Радынова О. Произведения классической музыки в работе с детьми // Дошк. Воспитание. 1991. № 2, 10.
- Музыкальное воспитание дошкольников. О.П.Радынова, А.И.Катинене. Издательство: Академия Москва,1998год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация педагогам "Фоновая музыка в детском учреждении"
Практические советы...
«Фоновая музыка в жизни дошкольного учреждения»
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные у...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ФОНОВАЯ МУЗЫКА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи...
Приобщение к музыке в дошкольном учреждении
Значение приобщения детей к музыке в детском саду....
"Использование фоновой музыки в условиях образовательного учреждения"
Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развити...
Фоновая музыка, как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста
Фоновая музыка, как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста...
Фоновая музыка в жизни детского учреждения
Интересная , разнообразная по характеру фоновая музыка, звучащая в повседневной жизни детского сада обогащает жизнь детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, активизирует творческое мышл...