Консультация для воспитателей "Использование фоновой музыки в режимных моментах"
консультация (младшая группа)
Данный материал рекомендован воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_ispolzovanie_fonovoy_muzyki_v_rezhimnyh_momentah.docx | 21.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Использование музыки в режимных моментах»
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом».
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса:
создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Музыка действует на эмоции ребёнка, а любая эмоция, как известно, связана с определёнными, биологическими реакциями в организме. Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую. Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект. Музыка должна входить во все виды деятельности детей в повседневной жизни детского сада.
В каких режимных моментах может звучать музыка?
-Утренний прием
-Утренняя гимнастика
-Подготовка ко сну (засыпание)
-Пробуждение (подъем)
-В свободной деятельности
-Релаксация
-Повторение песен и хороводов
Утренний прием. Родители, торопясь на работу, ведут детей в детский сад. В это время, музыка используется для создания эмоционального фона. Давно доказано, что красивая музыка доставляет ребёнку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.
2. Утренняя зарядка.
Во время проведения зарядки под музыку дети узнают музыкальные отрывки и делают определенные упражнения. Под марш у детей сразу улучшается осанка, они становятся собранными, четко выполняют все задания.
3.Наблюдения на прогулке.
Дети лучше усваивают то, что наблюдают если сопоставляют это со знакомой им песней.
Например, наблюдение за птицами - «Птичка», «Зима прошла»;
за погодой – «Дует, Дует ветер», Дождик, дождик пуще..», «Солнышко лучистое» и т.д.
4.Дневной сон.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются и засыпают.
5. Гимнастика пробуждения
После дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности, чтобы дети под нее спокойно просыпались, делали гимнастику и оделись.
Поэтому нужно подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.
В другие режимные моменты: одевание на прогулку, сюжетно-ролевые игры в группе, можно петь с детьми песни по их желанию.
В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Музыку нужно подбирать с учетом возрастных особенностей. Количество музыки увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.
Неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность.
Классические произведения, в оригинальном исполнении, лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдет стилизованная музыка, т. е. музыка, где аранжировка сделана специально для малышей.
Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса.
Примерный перечень музыкальных произведений:
Музыка для свободной деятельности детей
И. Бах «Прелюдия» До мажор, «Шутка»
И. Брамс «Вальс»
А. Вивальди «Времена года»
Д. Кабалевский «Клоуны», «Петя и волк»
В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»
М. Мусоргский «Картинки с выставки»
П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)
Ф. Шопен «Вальсы»
И. Штраус «Вальсы»
И. Гайдн «Серенада»
А. Лядов «Музыкальная табакерка»
А. Рубинштейн «Мелодия»
Г. Свиридов «Военный марш»
Музыка для пробуждения после дневного сна
Л. Боккерини «Менуэт»
Э. Григ «Утро»
Лютневая музыка ХYII века
Ф. Мендельсон «Песня без слов»
В. Моцарт «Сонаты»
М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»
К. Сенс-Санс «Аквариум»
П. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка», « Шестая симфония", 3-я часть.
Л. Бетховен Увертюра "Эгмонд".
Ф. Шопен "Прелюдия 1, опус 28".
М.И. Глинка "Камаринская".
В.-А. Моцарт "Турецкое рондо"
А. Дворжак «Славянский танец»
Ф. Лист «Утешения»
Д. Шостакович «Романс».
Р. Шуман «Май, милый май!»
Релаксирующая (расслабляющая)
К. Дебюсси "Облака», «Лунный свет»
И. Бах «Ария из сюиты № 3»
А.П. Бородин "Ноктюрн" из струнного квартета.
К.-В. Глюк Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"
В.-А. Моцарт "Реквием".
К. Сен-Санс "Карнавал животных." « Лебедь»
Ф. Шуберт "Вечерняя серенада», «Аве Мария»
И. Брамс "Вальс № 3".
Р. Шуман "Детские сцены", "Грезы".
Г.-Ф. Гендель "Музыка на воде".
Т.Альбиони «Адажио»
Л. Бетховен «Лунная соната»
Э. Григ «Песня Сольвейг»
Н. Римский-Корсаков «Море»
П. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»
Г. Свиридов «Романс»
Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)
И. – С. Бах. "Ария".
А. Вивальди. "Времена года".
С. Прокофьев. "Марш".
Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".
В.-А. Моцарт. "Гроза".
В.-А. Моцарт. Симфония № 40.
Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.
П.Чайковский. "Времена года"
Детские песни:
1. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).
2. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский).
3. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).
4. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин,
М.Минков).
5. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский).
6. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника» Ю. Энтин, Г. Гладков).
7. «Лучики надежды и добра» (ел.и муз. Е. Войтенко).
8. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев).
9. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков).
10. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).
11. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков).
А также др. песни В.Шаинского, А.Рыбникова, Г.Гладкова, Е.Крылатова, Г.Струве, современных авторов. Музыка из мультфильмов и детских фильмов. Классичкская музыка в обработке для малышей. Разнообразные колыбельные. И, конечно, звуки природы (ручей, море, птицы, дельфины и дт.д.)
Вывод: Влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников.
Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приведет к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, сами смогут определять момент перехода от одного вида деятельности к другому. В наших силах помочь детям достичь состояние психологического комфорта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль фоновой музыки в режимных моментах"
К вниманию воспитателей представлена информация о том, что музыка может помогать в разных моментах режима....
Консультация для воспитателей "Фоновая музыка в режимные моменты"
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях ДОУ и помогает решать многие задачи образовательно-восп...
Консультация "Фоновая музыка в режимные моменты жизни детского сада"
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей....
Консультация для воспитателей Использование фоновой музыки в режимных моментах
Использование фоновой музыки в режимных моментах...
Консультация для воспитателей «Использование фоновой музыки в режимных моментах жизни дошкольников».
Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе....
Консультация для воспитателей «Фоновая музыка в режимные моменты жизни детского сада»
Консультация для воспитателей«Фоновая музыка в режимные моменты жизни детского сада»...