Функциональное назначение: Центр «Мате плюс и «Речь плюс» по программе «Вдохновение» группа «Сказка»
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Функциональное назначение: Центр «Мате плюс и «Речь плюс» по программе «Вдохновение»
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в Центре «Мате плюс и «Речь плюс»: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в Центре «Мате плюс и «Речь плюс» «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mate_i_rech.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Функциональное назначение:
Центр «Мате плюс и «Речь плюс» по программе «Вдохновение»
группа «Сказка»
«Мате:плюс. Математика в детском саду» — математический комплекс нового поколения для развития математического мышления детей от 4 до 7 лет.
«Мате:плюс" - это:
-индивидуальный подход к каждому ребенку;
-результативность и чувство успешности у детей с разными возможностями;
-получение базового математического опыта, необходимого для дальнейшего обучения в школе по новым программам;
-освоение математических представлений в игре и проектах;
-игры и задания разной сложности, в том числе для одаренных детей;
-ясные рекомендации, инструкции и материалы для взрослых.
Система «Мате:плюс. Математика в детском саду» охватывает все
необходимое для дошкольников математическое содержание. Она поможет
сформировать представления о пространстве и форме, величинах и измерениях,
множестве, числах, математических операциях и многом другом. Дети будут
экспериментировать с основными геометрическими формами; играя с кубиками и зеркалами, создавая узоры, будут исследовать закономерности и симметрию.
В увлекательных играх они освоят числовой ряд и научатся сопоставлять числа и количество, получат первые представления о вероятности, будут писать цифры...
Благодаря нескучным и порой неожиданным заданиям дошкольники обнаружат, что математика окружает нас повсюду. При этом особенно важно, чтобы дети
осваивали все новое с удовольствием и в любимой ими форме — прежде всего в игре.
Содержимое комплекта:
В комплекте предлагаются карточки для педагога в которых даны конкретные указания со всеми материалами комплекта. На лицевой стороне карточки приводится информация об играх и заданиях с указанным материалом в виде таблицы, в которой отражены название игры или задания, ссылка на соответствующую карточку для детей, форма работы, разделы в виде цветового круга и темы, которые прорабатываются.
К заданиям на обороте карточки даны инструкции к их проведению и перечислены дополнительные материалы.
В комплекте есть карточки для самостоятельной деятельности детей. На карточке инструкция-иллюстрация к игре. Рассматривая картинку, ребёнок вспоминает игры, придумывает новые варианты работы с материалами, тем самым подходит к заданию творчески.
Математические тетради. Здесь дети могут относительно самостоятельно выполнять задания или под руководством педагога рисовать, писать, решать задачи.
Значок, спросить у педагога, подсказывает ребёнку, что к заданию необходимо пояснение педагога. За которым нужно обратиться ко взрослому. Большинство заданий ребёнок поймёт сразу т.к. во многих из них даётся подсказка.
Отличительная особенность программы:
Программа делится на пять разделов. Каждому разделу математики присвоен свой цветовой код, который используется в печатных материалах комплекта: на карточках для педагогов и карточках для детей, в математических тетрадях для детей и таблицах наблюдений
Это помогает педагогу быстро определять, на развитие каких способностей направлено то или иное задание. При этом следует обратить внимание на то, что многие задания относятся одновременно к нескольким разделам математики, в этом случае они помечаются несколькими цветами.
Разделы:
1.Пространство и форма (зелёный цвет)
2.Структуры, закономерности, узоры (фиолетовый цвет)
3. Величины и измерения (красный цвет)
4.Данные, частота, вероятность (голубой цвет)
5.Множества, числа, операции (жёлтый цвет)
В комплекте есть карточки для самостоятельной деятельности детей. На карточке инструкция-иллюстрация к игре. Рассматривая картинку, ребёнок вспоминает игры, придумывает новые варианты работы с материалами, тем самым подходит к заданию творчески.
Математические тетради. Здесь дети могут относительно самостоятельно выполнять задания или под руководством педагога рисовать, писать, решать задачи. В тетрадях и на карточках для детей, в верхнем углу имеются условные обозначения, которые подсказывают ребёнку: что он должен попросить педагога дать пояснения к заданию; от педагога требуется помощь или наблюдение; буква «м» означает, что задание можно выполнить много раз. Это позволит проследить его успехи в развитии; зеркало-означает, что речь идёт о зеркальном отображении объекта или картинки.
Карточки.
В комплекте находятся 10 наборов карточек для многочисленных игр и заданий. Каждому набору соответствует свой символ, который указан на обратной стороне (рубашке) карточки для детей.
Подставки.
Подставки для карточек предназначены для того, чтобы ребёнок мог поставить карточки перед собой, это позволяет ему во время игры держать у себя перед глазами карточку, при этом остальным игрокам она не видна.
Сюжетные игровые поля. (4 поля)
На них можно сделать много открытий: находить части целого, сравнивать объекты по размеру и количеству, осваивать пространственные понятия.
Игровое поле. (2 поля)
Предназначены для игр по правилам, в которых потребуется умение считать и просчитывать свои ходы.
1.Медведи.
В наборе представлены фигурки медведей трёх цветов и трёх размеров. Фигурки медведей используются для развивающих игр по разделам: сравнивать и сортировать; копировать схемы расстановки; для освоения пространственных понятий. Расставлять медведей можно под диктовку, по карточке-образцу, зеркальную расстановку.
В разделе «Множества числа операций» фигурки используются для пересчёта, сравнения количества: больше, меньше. (Предлагаю вам немного поиграть. У каждого в мешочке лежат медведи. Ваша задача - найти на ощупь и вытащить двух медведей одного размера.; Варианты игр, карточки
К5, К 13 – посмотреть на карточку несколько секунд и затем расставить медведей по памяти.)
2.Деревянное табло. (кубики синие и красные)
Деревянное табло размеченное на 20 ячеек, формирует у детей первое представление о составе числа. В табло размещаются кубики, окрашенные в синий и красные цвета, что позволяет наглядно увидеть, что при изменении цветов кубиков, общее число остаётся неизменным.
3.Кубики для строительства. (деревянные кубики)
Кубики для строительства предназначены, для создания трёхмерных фигур. Здесь возможны самые разные варианты заданий, которые будут стимулировать развитие пространственного воображения у детей. Можно построить конструкцию под диктовку партнёра или педагога, на пример: поставь кубик за, на, справа, слева от другого кубика. Строить фигуры по образцу карточки «конструкции из кубиков». Если, ребёнок построив конструкцию ошибся, то для него будет полезно обойти конструкцию и рассмотреть её со всех сторон, чтобы увидеть с разных точек зрения. (Предлагаю построить конструкцию под диктовку партнёра или по карточке)
4.Мозаичные кубики. (красные, жёлтые)
Способствуют развитию пространственного воображения. Задания выполняются на плоскости, но при этом от ребёнка требуется структурирование изображённых на карточках фигур из кубиков. Можно строить фигуры по образцу, определить какой из кубиков отсутствует в незаконченной фигуре, также придумывать свои фигуры. (Предлагаю поиграть. Возьмём карточку для детей К 22. Нужно выложить мозаику зеркально, отображающую образец)
6.Волчок и кубики. В играх с кубиками (6-гранники и 12-гранники) и волчком дети получают первые представления о вероятности. Служит для изучения вероятности. Сектора круга волчка можно формировать, т.е. раскрашивать самыми разными способами и от этого будет зависеть вероятность того, что волчок упадёт на тот или иной сектор цвета. Таким образом у детей развивается понимание связи между способом раскраски секторов круга и вероятности того, на какой цвет упадёт волчок. (Предлагаю поиграть с волчком.)
7.Штампы. В наборе имеются цветовые штампы. С их помощью дети печатают цифры в прямой и обратной последовательности. Располагают на листе бумаги под диктовку педагога или сверстников.
8.Трафареты.
С помощью них дети учатся аккуратно рисовать фигуры. Создавать самые разные узоры в разной последовательности. (Предлагаю создать узор на листе бумаги, на вашу фантазию)
9.Мешочек для тактильных игр.
Дети в мешочек прячут различные предметы, а затем определяют их на ощупь, не заглядывая в мешочек. Ищут предметы по заданным свойствам, например: круглый, с гранями, определяют количество и др.
10.Фишки. (круги синие, красные)
Фишки позволяют отобразить количество. С их помощью дети выполняют различные действия. Выкладывают заданное количество, например: положи 4 фишки в один ряд, а под ними 3 фишки, показывают равнозначные количества и т.д.
11.Тубы.
Поскольку дети ещё не умеют сравнивать большие количества, путём пересчёта, то для сравнения их по высоте они используют
прозрачные тубы. Дети помещают в тубы определённое количество фишек и ставят тубы рядом, сравнивая количество фишек. Происходит прямое сравнение, без определения количества. (Поместите в тубы определённое количество фишек и поставьте тубы рядом. Сравните количество фишек, без определения количества.)
12. Коробочка с шариками «Встряхни и отгадай» служит для разложения числа и развития понимания части и целого. В коробочку помещают определенное количество бусин и встряхивают ее. Сколько бусин в одной секции мы видим, а сколько бусин в другой? (Встряхните коробочку с шариками и сосчитайте количество шариков в одной секции и в другой)
13. Зеркало безопасное на подставке.
С помощью которого дети исследуют изображения и объекты с точки зрения симметрии.
14. Цветные геометрические фигуры.
Подходят для разных геометрических экспериментов. С их помощью можно упражнять детей в умении сортировать и сравнивать фигуры, создавать большие геометрические фигуры и узоры, сравнивать их площади и получать первое представление об углах, создавать дорожки и по аналогии продолжать их дальше. (Игра: выложи узор из геометрических фигур на свою фантазию
Программно-дидактический комплекс Речь плюс позволяет педагогу гибко и эффективно организовать работу по развитию предпосылок грамотности у детей в детском саду, ежедневно вести работу, благодаря которой дети овладевают речью в ситуации повседневной жизни, стимулировать речевые проекты и поддерживать мотивацию и интересы детей.
Содержание комплекта.
Он включает в себя материалы для педагога:
Методические рекомендации — раскрывают концепцию программы и содержание работы с материалами, рекомендации по речевому развитию дошкольников, ведению педагогических наблюдений и проведению диагностики; организации игр, упражнений и заданий.
- Журнал наблюдений — для записи наблюдений за развитием каждого ребенка.
- Карточки для педагогов описывают игры и задания со всеми материалами комплекта, указывают содержательны раздел, к которому относится игра, задачи на решение которых она направлена, возможные формы работы и ориентировочный возраст детей.
- Компакт- диск содержит дополнительные материалы для распечатки, дублирующие задания в тетради, что позволяет проследить изменения в развитии умений и навыков в лучшую или худшую сторону.
Также в комплект входят материалы для детей:
Речевые тетради. Всего их 3: для детей 3-4-5 лет, 4-5-6 лет, 5-6-7 лет. В тетради представлены игры и задания на развитие языковой системы и ее реализацию во всех видах речевой деятельности: слушании, говорении, чтении, письме. Внизу страницы даны короткие рекомендации для взрослых на что обратить внимание, что обсудить с ребенком, какие дополнительные вопросы можно задать. Тетради можно использовать как часть занятия, как деятельность в центре активности или как самостоятельную деятельность.
Диагностические материалы для детей. Тетради предназначены для диагностики уровня языковых и речевых компетентностей дошкольника, необходимых для формирования грамотности. Материалы представлены заданиями для детей, разрезными материалами к заданиям, диагностическими таблицами и инструкцией для педагога. Групповые задания можно выполнять с несколькими детьми, а индивидуальные задания предполагают устный ответ только одного ребенка.
Речевые кубики. В набор входят 10 мягких кубиков 4 цветов: 3 красных обозначают действующие лица-семья, профессии и фантастические животные; 2 зеленых кубика обозначают предметы, с помощью которых можно передвигаться, т. е. транспорт и волшебные предметы; 2 синих кубика обозначают время, место действия и погоду; 3 желтых кубика-придание выразительности речи, освоение пространственных предлогов, а также выражение и понимание эмоций. Изображения на кубиках подобраны так, что позволяют решать задачи
от расширения и активизации словаря, составления словосочетаний, предложений до составления длинных рассказов и формирование представлений о структуре связного высказывания. С кубиками можно играть на столе или на полу, по 1 или с друзьями, можно бросать на поверхность или доставать из холщового мешочка. (58 и 48 карточки) Давайте попробуем поиграть с ними. Представим себе, что мы играем вдвоем с подружкой. Я предлагаю ей выбрать любых три кубика, можно ввести правила: например, кубики должны быть разного цвета. Далее мы должны их бросить, это и будет ваше задание. Из этих кубиков вы должны составить предложение. Для малышей игра Как сказать «Мяу». Эти и другие игры разной степени сложности представлены на карточках для детей и педагогов.
Речевые поля. Времена года. Они представлены в виде 4 полей, на которых изображены 4 времени года, местность, персонажи и животные. Люди и животные на карточках одни и те же, что позволяет сравнивать и прослеживать изменения, происходящие в разные времена года. Поля предназначены для устных речевых игр с детьми и решения таких задач как составление словосочетаний, предложений, обучение составлению рассказов, согласование слов, подбор действий и признаков предметов. Кроме речевых решают задачи познавательного развития: развитие пространственно-временных представлений (снизу, сверху, справа, слева, перед, за, обучение счету и пересчету предметов. (69 и 57)-«Находилки»-выбираем героя и все ищем их на своих картах и назвать что они делают. Очередность была выбрана в соответствии со временем года Осень, потом можно усложнить правила и описывать не только действия, но и давать описание и место)
Пазлы-сказки. В комплект входят 28 карточек с изображением русских народных сказок теремок, колобок, репка, курочка ряба и есть альтернативные герои, которых дети могут использовать по своему усмотрению: добавлять в знакомую сказку или придумывать свою, а еще есть карточки со знаком вопроса, которые можно использовать придумывания начала, середины и конца сказки, а можно включать в сказку вместо знакомого героя. Пазлы совместимы друг с другом в любом порядке, что позволяет воспроизводить не только известные сказки, но и придумывать свои, а также менять местами героев. При этом разная форма пазлов приучает детей к структурированию повествования.
Слова. Один, два, много. В набор входит 88 карточек, на которых изображены 22 предмета в разном количестве. В каждом предметном ряду 4 карточки с изображением 1, 2, 5 предметов и ни одного. Карточки распределены на 3 уровня сложности: 1-зеленый, 2-желтый, уровень повешенной сложности-красный. Материал предназначен для игр и упражнений по развитию грамматического строя речи, освоения разных форм существительных, образования множественного числа. Примеры игр представлены как на карточках для педагога, так и на карточках для детей. (Не успеешь оглянуться-Один отворачивается, другой выкладывает карточку, тот поворачивается и проговаривает «Не успеешь оглянуться, а тут…») Остальные игры на карточках для детей и педагогов.
Слова-антонимы. В набор входит 40 карточек и 20 пар слов-антонимов, на обороте которых написано слово-подсказка для взрослых или детей, уже умеющих читать. Материал предназначен для знакомства детей со словами-антонимами, для согласования прилагательных с существительными и составления сложносочиненных предложений с союзом а. (Игра «Наоборот», Один из игроков собирает неправильные пары, а другой должен посмотреть и исправить ошибки и назвать их)
Слова-обобщения. Набор состоит из 130 карточек, которые делятся на 3 большие родовые группы: мир животных, мир растений и предметный мир. В каждом роде 6 видов. Мир растений обозначен зеленым цветом и включает ягоды, деревья, фрукты, овощи, цветы и травы; мир животных обозначен коричневым цветом и представлен дикими и домашними животными, дикими и домашними птицами, рыбами и насекомыми; мир предметов имеет синий цвет и включает одежду, обувь, посуду, мебель, бытовую технику и игрушки. Не только цвет, но и узор на обратной стороне карточек обладает возможностями для самопроверки. Данная игра решает задачи из раздела словарь, грамматика и восприятие и воспроизведение письменно речи. (четвертый лишний, 73 педагог, по типу Лото). ВЫ можете найти дополнительные варианты игры в речевой тетради.
Фотокарты Звуки и слоги. Универсальный набор фотокарт это подборка 124 изображений для игр и упражнений на развитие речевого слуха и фонематического восприятия. В ход игр дети определяют нахождение звука в 3 позициях: начале, середине и конце слова, определяют количество звуков в слове, количество слогов в слове, рифмуют слова-предметы и слова-действия. (Рифма как дидактическая за столом или игра малой подвижности, можно усложнить -придумать двустишие).
Слоги. Животные. Набор состоит из 28 карточек с изображением животных и окошками для 1, 2, 3 или 4 слогов. Всего 64 фишки-слога. Играть могут от 2 до 4 человек. Игра для малышей: берем карточку и спрашиваем Кто это? Корова, далее предлагаем написать это слово, малыш пытается вставить слоги в окошки, система самопроверки-следы-не позволит ошибиться, если поставим в другое место след не совпадет по цвету.
Набор Буквы представлен магнитно-маркерным планшетом, мягкими магнитными буквами, цифрами и знаками препинания, элементами букв и альбомом с заданиями. В рабочей тетради представлены задания для работы с магнитными буквами, с элементами букв и универсальные задания. Каждый блок заданий имеет свой уровень сложности-от составления одного слова до поздравительной открытки. Данный комплект предназначен для ознакомления с буквами и освоения навыков составления слогов, слов и предложений.
Детская типография. В набор входит 84 деревянных штампа, буквы русского алфавита и знаки препинания, штемпельная подушка и рабочая тетрадь. Разный уровень сложности позволяет работать с детьми от 3 до 7 лет и решать множество задач, связанных с восприятием и воспроизведением речи. Карточки для педагога
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно – пространственной развивающей среды (ППРС) в подготовительной группе и деятельности по ее освоению.Функциональное назначение: «Центр познания»
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:· Зона умеренной активности: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр пр...
Организация предметно – пространственной развивающей среды (ППРС) в подготовительной группе и деятельности по ее освоению.Функциональное назначение: «Центр книги»
Функциональное назначение: «Центр книги»...
Мастер класс «Знакомство с программой «Мате:плюс» Математика в детском саду»
Программа включает в себя все элементы содержания современной математики, представленные на начальном уровне и необходимые для дальнейшего математического образования. Программа является уникальным пр...
Отчет в подготовительной группы «Теремок» о работе пилоткой площадке развития математического образования на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс. Математика в детском саду», за 2017-2018 учебный год.
Отчет в подготовительной группы «Теремок» о работе пилоткой площадке развития математического образования на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс. Матема...
Центр "Мате плюс и Речь плюс " по программе "Вдохновение" в группе "Сказка"
Функциональное назначение: Центр «Мате плюс и «Речь плюс» по программе «Вдохновение»Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в разл...
Реализация программы "Вдохновение" Группа "Катерок" г.Абакан
Опыт работы по реализации программы "Вдохновение"...