Программа адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольного учреждения
методическая разработка (младшая группа)
Адаптация к условиям дошкольного образовательного учреждения является первым этапом социализации. От того, насколько успешно пройдёт этот этап, зависит дальнейшая адаптация к новым жизненным условиям. Программа адаптации направлена на создание условий, облегчающих адаптационнй период детей 2-3 лет, при поступлении ребёнка в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptatsii_madou_no15.doc | 503.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 15 «Сибирячок» г. Канска
Принято на педагогическом совете МАДОУ №15 «Сибирячок» Протокол №______________ от «___» ____________2020 г. | Утверждаю: заведующий МАДОУ №15 «Сибирячок» ___________Н.В. Глушкова Приказ __________________ от______ __________ 2020 г.
|
Программа адаптации
детей младшего возраста
к условиям дошкольного учреждения
(первая младшая группа 2-3года)
Содержание
1 | ЦЕЛЕВОЙ РАЗЛЕЛ | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. | Цели и задачи Программы | 4 |
1.2.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.1.3. | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 2-3 лет | 5 |
1.1.4. | Особенности адаптационного периода. Этапы адаптационного периода | 6 |
1.2. | Планируемые результаты освоения Программы | 7 |
2. | 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 8 |
2.1 | Направления педагогической деятельности для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения | 8 |
2.2. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 10 |
2.3. | Перспективное планирование на адаптационный период | 12 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 33 |
3.1. | Описание материально-технического обеспечения Программы | 18 |
3.2. | Режим дня в период адаптации | 36 |
3.3. | Модель организации адаптационного периода | 37 |
3.4. | Модель организации режимных процессов в адаптационный период | 37 |
- Целевой раздел Программы
- Пояснительная записка
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателя.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни. Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители? С поступлением ребенка 1,5 -2 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,
Программа ДОУ разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № ФЗ-273 от 29.12.2012 года;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования;
- «Конвенции о правах ребенка»;
- ФГОС ДО, Комментариев к ФГОС ДО от 28.02.2014года;
- СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Устава МАДОУ №15 «Сибирячок»
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программа предназначена для детей 2-3 лет (первая младшая группа) и рассчитана на 8 недель.
1.1.1.Цель и задачи Программы
Цель Программы: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение через взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи Программы:
- Создать для детей атмосферу психологического комфорта.
- Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
- организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
- формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
- обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
- воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
- Закладывать основы будущей личности:
- воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
- закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
- закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.
- Обеспечить консультативно-просветительскую поддержку семей воспитанников в вопросах адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.
- Принципы и подходы к формированию Программы
При построении содержания образовательной программы предусмотрены подходы:
- Личностно-ориентированный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин) – педагог в общении с детьми придерживается принципа: “Не рядом и не над, а вместе!”. Педагог, не подгоняет развитие каждого ребенка к определяемым канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей; исходя из задач, максимально полно развернуть возможности их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Тактика общения — сотрудничество.
- Индивидуальный подход – определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор средств, методов и приѐмов в воспитании и обучении с учѐтом индивидуального уровня подготовленности, развития способностей, индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.
- Средовой подход – моделирование специально организованной микросреды группы. Представляет способ организации среды и оптимизации еѐ влияния на личность ребенка. Суть этого подхода в том, чтобы воспитывать детей через среду, которая окружает их как общность, через организацию восприятия этой среды, совершенствуемой самими детьми с помощью педагогов, родителей. Среда рассматривается нами как совокупность взаимодополняющих компонентов: образовательно - развивающий (образовательные ситуации), предметный (развивающие игры, игрушки), психологический (различные виды коммуникаций в группе и ДОУ в условиях меняющейся среды). Принципиальным показателем высокого качества образовательной среды является ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей всех субъектов образовательного процесса, создавать мотивацию их активной деятельности.
- Социально – педагогический подход – пронизывает все сферы жизнедеятельности ребенка, связанные с осознанием своего места в семье, группе, обществе и своих отношений с людьми, познанием и преобразованием окружающего мира.
- Компетентностный подход – основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач
- Полнота содержания и интеграция образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.
- Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 2-3 лет.
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей 2 – 3 лет, воспитывающихся в образовательном учреждении.
МАДОУ № 15 посещают 48 воспитанников от 2 до 3 лет. В ДОУ функционирует 2 первых младших группы.
Возрастные особенности психофизического развития детей.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе, предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
1.1.4. Особенности адаптационного периода. Этапы адаптационного периода
Успешность организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ подразумевает последовательность ее этапов.
Этапы адаптационного периода:
1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада
Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также вегетативными явлениями.
Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д. В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления
2 этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада.
Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка. Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Вначале он держится настороженно, старается подсесть ближе к маме. Не следует торопить его, тормошить. Пусть привыкает. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: “Как мне здесь нравится!”, “Какие забавные зверушки сидят за столом!” и т.д. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама одобряет такие действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. Взрослый со своей стороны тоже одобрительно улыбается, и ребенок начинает как бы играть: то приблизится к воспитателю, то побежит назад к маме. Хорошо, если собственный шкафчик ребенок выбрал самостоятельно и прикрепил принесенную из дома наклейку или взял ее из предложенного воспитателем набора. В следующий раз малыш пойдет в сад “к своему” шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки. Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов в присутствии мамы или других родственников. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.
3 этап – постепенное привыкание.
Постепенная адаптация может включать несколько периодов.
Первый период: “мы играем только вместе”.
На данном этапе мама и ребенок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребенка. Она побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.
Второй период: “я играю сам, но ты будь рядом”.
Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними. В случае необходимости мама приходит ему на помощь, организует совместные игры.
Третий период: “иди, я немножко поиграю один”.
Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения мамы.
Четвертый период: “мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя”.
И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться в группе один и спокойно отпускает маму. Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает.
- Планируемые результаты освоения Программы
- Ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
- Проявляет интерес к сверстникам; и наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
- Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
- Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома на улице и старается соблюдать их.
- Понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.
- Содержательный раздел Программы
- Направления педагогической деятельности для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
До приема детей в группу с родителями общаются специалисты ДОУ: заведующая детским садом, методист, медицинский работник, воспитатель групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатель выбирает разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества.
Также для облегчения адаптации коллектив нашей группы в первые дни рекомендует родителям укороченное пребывание ребенка в детском саду с постепенным увеличением на 1-2 часа в день в зависимости от поведения малыша.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, мы используем разные направления работы с детьми:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу, т.е. правильно организовать предметно-развивающую среду.
В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению), песок, вода – также являются элементами релаксационных игр, элементы сказкотерапии, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения).
Программа занятий в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому в группе имеются “семейные” альбомы с фотографиями всех детей группы и родителей.
2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости). Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости).
В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
4. Охрана и укрепление здоровья детей.
Дети, находящиеся в адаптационном режиме, постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.
В течение всего адаптационного периода воспитатели групп ежедневно заполняют индивидуальный лист адаптации.
Лист адаптации ребенка
группа № __________
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Возраст на момент поступления в группу__________________________________________
Педагоги группы ______________________________________________________________
Аппетит | Завтрак | ||||||||||||||||||||||||||
Обед | |||||||||||||||||||||||||||
Ужин | |||||||||||||||||||||||||||
Сон | Засыпание | ||||||||||||||||||||||||||
Сон | |||||||||||||||||||||||||||
Общение | С детьми | ||||||||||||||||||||||||||
Со взрослыми | |||||||||||||||||||||||||||
Активность | Игровая | ||||||||||||||||||||||||||
Речевая | |||||||||||||||||||||||||||
Настроение |
Шкала оценивания: 1 – плохо, 2 – неустойчиво, 3 – хорошо
Вывод _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответственный________________________________________________________________
2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Цель — создание необходимых условий для формирования взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия педагогов с семьей:
- Изучить отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- Познакомить педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- Информировать друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- Создать в детском саду условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- Привлечь семьи воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях.
- Поощрять родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Перспективный план работы с родителями в период адаптации воспитанников
Название мероприятия | Цель проведения мероприятия |
Презентация детского сада | Знакомство родителей и детей друг с другом, с педагогическим коллективом детского сада. Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей. Формирование доброжелательного отношения родителей к детскому саду |
Анкетирование "Давайте познакомимся» | Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье |
Консультация «Первый раз в детский сад» | Консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду. Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей Консультирование родителей на темы: режим дня; одежда по сезону и для группы; метки на одежде и обуви; гигиенические требования к одежде; формирование культурно-гигиенических навыков. |
Консультация «Все о детском питании» | Формирование единого подхода к правилам питания ребенка в детском саду и дома |
Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ» | Знакомство родителей с правилами посещения детского сада, результатами адаптации детей в группе, задачами воспитания на год. Выборы родительского комитета группы |
Методы и приемы работы с родителями в период адаптации
Методы и приемы | Цель |
Групповые и индивидуальные консультации воспитателя, специалистов | Удовлетворение потребностей родителей в получении информации по вопросам воспитания и обучения детей |
Совместные игры родителей и детей (пребывание родителей в группе в период адаптации) | Научить родителей играть и общаться с детьми |
Показ родителям фрагментов детских игр – драматизаций, занятий, подвижных игр | Поощрять размышления родителей о достижениях детей |
Совместные игры родителей и детей (подвижные, театрализованные, дидактические) | Поддерживать положительный опыт взаимодействия родителей и детей Помочь родителям глубже понять отношения с детьми |
Обмен опытом по способам и средствам воспитания детей | Побуждать родителей поддерживать друг друга |
2.3. Перспективное планирование на адаптационный период
Сентябрь | |||||||||||
I неделя «Здравствуй, детский сад!» | |||||||||||
| понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | ||||||
Утренний приём | Встреча вновь поступающих детей с мыльными пузырями – создание психологического комфорта. | Внести новую игрушку- «Зайчик», показать детям, как можно с ней играть. Вызвать радость от встречи игрушкой. | С каждым ребёнком проводим ритуал приветствия, делаем это с помощью мягкой игрушки "Кошки", учим здороваться, создаём комфортную обстановку в группе | Вносим мягкую игрушку "Мышка. Просим детей поздороваться с ней и познакомиться - закрепляем умение здороваться и называть своё имя | Вносим мягкую игрушку "Мишку" и здороваемся с ним. Чтение стихотворения А. Барто Мишка» - знакомим детей с содержанием произведения А. Барто «Мишка» | ||||||
Игры с воспитателем | «Дай ручку» - установление визуального и тактильного контакта с детьми | «Хлопаем в ладоши» - учить детей выполнять действия по сигналу воспитателя, | «Привет! Пока!» - закрепление ритуалов приветствия и прощания | «Хлопаем в ладоши» - учить детей выполнять действия по сигналу воспитателя, | «Привет! Пока!» - закрепление ритуалов приветствия и прощания | ||||||
Ознакомление с окружающим –ориентация в пространстве | Знакомство детей с приёмной – «Мой шкафчик». Знакомство с назначением приёмной и шкафчиков в ней, учимся не разбрасывать одежду, складывать в свой шкафчик. | Знакомство с группой – «Развивающие зоны» - спортивный уголок. Закрепляем знания о месторасположении игровых зон и игрушек, развиваем познавательную активность. | Знакомство с туалетной комнатой – «Раковина для мытья рук, горшечная, шкафчики с полотенцами. Закрепляем знания и навык пользоваться горшочком, мылом и открывать кран | Продолжаем знакомство с группой – «Развивающие зоны», знакомство со строительным материалом. Закрепляем знание расположения игровых зон и места расположения строительных игр и игрушек. | Знакомство со спальной - «Вот твоя кроватка». Закрепление знаний о своей кроватке, о том, что она застелена. | ||||||
Общение | Ситуация «Домик для моей одежды» | Ситуация «Игрушки, которые живут в нашей группе» | Ситуация «Для чего нужны горшочки, мыло, полотенца…» | Ситуация «Как дети | Ситуация «Кроватка ждёт тебя, Малыш!» | ||||||
Подвижные игры, хороводы | Игра с воздушными шариками «Шарик» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослых | Игра: "Зайка беленький сидит" - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослых | "Догоню-догоню" - расширение ориентировки, развитие движений | "Раздувайся, пузырь!" - обучение детей браться за руки, двигаться в определённом направлении, слышать сигналы воспитателя. | Игра в прятки «Где зайка?» - закреплять у детей навык ориентироваться в группе, развивать внимание. | ||||||
Пальчиковые игры (развитие речевых навыков) | «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…», народные песенки | «Просыпались зайки», народные песенки | "Утром солнышко проснулось", народные песенки | «Этот пальчик дедушка», «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки | «Сорока, сорока, кашку варила», «Ладушки, ладушки…», "На двери висел замок" | ||||||
Фольклор, художественная литература | Потешка для новичков: «Кто из нас хороший», Потешка на умывание: «Водичка, водичка, умой мое личико» Потешка на обед: «Утка-утенка, Кошка – котенка…» | Потешка "А где наши ручки?" | Потешки: "Ай, лады-лады-лады, не боимся мы воды…». Потешка на одевание: «Вот они, сапожки…». Потешка для новичков: «Кто из нас хороший» | Распевки народных песен "Жили у бабуси два весёлых гуся…", "Мишка косолапый…", потешка "Не плачь, не плачь, детка!" | Потешка на умывание: «Теплою водою руки чисто мою.», Потешка для тех, кто плачет: «Не плачь, не плачь, детка...», Потешка на обед: «Это - ложка, это - чашка.», Потешка “На столе готова каша, где большая ложка наша?!” | ||||||
Индивидуальная работа | Формирование культурно-гигиенических навыков: учить находить свой шкафчик, складывать туда одежду. | Формирование культурно-гигиенических навыков: учимся правильно одевать плавочки и шорты после того, как он сходил в туалет. | Формирование культурно-гигиенических навыков: учить стягивать колготки и трусики перед тем, как сесть на горшок. | Развитие речи. | Формирование культурно-гигиенических навыков: учить последовательности при мытье рук, учить пить из чашки, есть ложкой. | ||||||
Освоение социальных норм и правил | Не разбрасывать одежду. Складывать в свой шкафчик. | Убираем игрушки на место (в свой домик). | Пользуемся своим полотенцем. | Не отбираем игрушки друг у друга. Правила очерёдности игры с игрушкой. | Учимся здороваться при входе в детский сад. | ||||||
II неделя «Осень. Собираем урожай» | |||||||||||
Утренний приём | Прием детей в группу. Увлекаем детей дидактическими играми. | Прием детей в группу. Приветствуем друг друга, здороваемся. Распевка музыкальных приветствий "Здравствуйте, ладошки…" | Приём детей в группу. На столе разложен строительный материал. Создание игровой ситуации, строим домик для овощей. | Приём детей в группу. Привлекаем внимание детей к дидактическому столу. Игры с предметами на дидактическом столе. | Приём детей в группу. Внести и дать детям в руки жёлтые осенние листочки и мыльные пузыри для создания радостного настроения от игры. | ||||||
Игры с воспитателем | Д/и «Найди и назови» (овощи и фрукты). Учим соотносить изображения на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению. | Создаём игровую ситуацию "Машина катает игрушки (овощи и фрукты)". Предлагаем детям выбрать игрушку и покатать её на машинке. | "Волшебный мешочек" (узнай игрушку на ощупь). | "Кто что делает?" Учимся обсуждать увиденное. | «Привет! Пока!». Развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым. | ||||||
Ознакомление с окружающим –ориентация в пространстве | Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин». Учим детей играть рядом со сверстниками, не мешая им, принимать игровую задачу. | Продолжаем знакомиться со спальной - «Вот твоя кроватка». Ситуация «Кроватка ждёт тебя, Малыш!». | Игра «Шли-шли, что-то нашли». Знакомство с группой – «Развивающие зоны» - дидактический стол. Ситуация: «Чудо-вещи вокруг нас». | Знакомство с группой – «Развивающие зоны» - уголок «изо». | Знакомство с группой. "Развивающие зоны" - Книжный уголок. | ||||||
Общение | Ситуация "Огуречик" (Л.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»). Учим детей внимательно слушать рассказ воспитателя и понимать содержание. | Показ настольного театра "Репка" - знакомство детей со сказкой, с её героями, развитие у детей интереса к театрализованным играм. | Ситуация "Бабушка собирает урожай". Ситуация "Что нам вкусное может дать бабушка?”. Закрепление знания названий овощей и их свойств. | Ситуация: «Петрушкина коробочка с волшебными палочками» - знакомство с цветными карандашами. | Ситауация "Картинки в наших книжках". Закрепление правил обращения с книжками. | ||||||
Подвижные игры, хороводы | "Урожай". Учим детей выполнять действия соответственно тексту стихотворения. | «Кто выше». Учим детей прыгать на одном месте в высоту | "Большая карусель». Учим детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения. | Игровое упражнение "Перешагни через палку". Учимся ходить по прямой дорожке с перешагиванием через предметы. | "Птички летают". Учимся спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу. | ||||||
Пальчиковые игры (развитие речевых навыков) | "Капуста", "Этот пальчик - дедушка…" | "Замок", "Ворона", "Вот - кулак, а вот - ладошка, на неё -уселась кошка!" | "Мышонок", "Жила-была бабка", "Кулачок" | «Веселые пальчики», «Гномики», Дождик" | "За ягодами", "Сердитый Гусь", "Дом", "Пальчики здороваются" | ||||||
Фольклор, художественная литература | Музыкально-ритмические движения «Ох, ох, ох! Бабка сеяла горох!» | Инсценировка р.н.потешки «Вышла курочка гулять» | Музыкально-ритмические движения «Ох, ох, ох! Бабка сеяла горох!» | Потешки "Еду-еду к бабе, к деду…", «Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды…», «Вот они, сапожки…», «Кто из нас хороший» | Потешка на умывание: "Водичка, водичка, умой моё личико…", потешка на обед: "Утка - утёнка, кошка - котёнка…", чтение русской народной сказки "Курочка Ряба" | ||||||
Индивидуальная работа | Учим детей пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой. | Закреплять умение держать ложку в правой руке правильно. | Учим правильно держать в руке карандаш, рисовать палочки прямые и вертикальные. | Учим стягивать колготки и трусики перед тем, как сесть на горшок. | Учим детей играть с модулями, тренируем на: перелезание, подлезание, присаживание. | ||||||
Освоение социальных норм и правил | Здороваемся при входе в детский сад, уходя - прощаемся. | Не драться и не толкать других детей. | Убираем игрушки на место (в свой домик). | Убираем цветные карандаши в коробочку, рисуем сидя за столом. | Смотрим книжки аккуратно, не рвём. | ||||||
III неделя «Кто живет в лесу?» | |||||||||||
Утренний приём | Приём детей в группу. В гости к детям пришёл Зайчик (игрушка). Поиграть в прятки «Где зайка?» - "Нет, спрятался". Игра на подражание. | Прием детей в группу. | Прием детей в группу. | Прием детей в группу. Привлечь внимание детей к "Уголку Природы", к зверям, которые там "живут". | Прием детей в группу. | ||||||
Игры с воспитателем | «Хлопаем в ладоши» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослыми | Игровая ситуация "Научим зайчика аккуратно кушать" -развитие эмоционального общения ребёнка со взрослыми | Игры со строительным материалом. | Предметно - манипулятивная игра с воспитателем – действия с баночками и крышечками. | "Чья мама?" Формирование умения у детей узнавать и называть детёнышей и их мам у диких животных | ||||||
Ознакомление с окружающим –ориентация в пространстве | Знакомство детей с группой – «Экскурсия в Уголок природы». Знакомство детей с уголком природы, с материалами и игрушками этого уголка, развитие внимания, познавательного интереса, создание комфортной для психологического состояния детей. | Знакомство детей с группой «Путешествие по группе - игрушечный уголок «Гараж»». Обратить внимание детей на место для машинок - "Гараж", на множество машинок в нём, на разные виды, размары и цвет машинок. | Продолжать знакомство детей друг с другом. Д/и «Загляни ко мне в окошко и назови своё имя». | Продолжать знакомство с группой – «Развивающие зоны» - дидактический стол. Показать детям многообразие игр, вызвать интерес к играм. | Продолжать знакомство детей друг с другом. Д/и «Загляни ко мне в окошко и назови своё имя». | ||||||
Общение | Беседа по иллюстрациям "Дикие животные в лесу" | Беседа на тему "Белка и заяц" | Беседа на тему "Кого как зовут". | Беседа на тему "Кого встретим мы в лесу?" | Ситуация "Зайка заблудился в лесу. Нужно Зайке помочь". Беседа на тему "Как помочь Зайке" | ||||||
Подвижные игры, хороводы | «Воробушки и автомобиль». Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место. | "Зайка беленький сидит". Учим детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста, доставить детям радость. | "Слышим-делаем!". Учим детей воспринимать на слух задание и правильно повторять за взрослым. | Прыгалки. Обучение детей прыгать на месте и по прямой. | «Догони меня». Учить детей бегать в определенном направлении, | ||||||
Пальчиковые игры (развитие речевых навыков) | Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза»; Пальчиковая гимнастика «Сорока, сорока, кашку варила», «Где же наши ручки?» «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» | «Этот пальчик дедушка», «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки | «Этот пальчик дедушка», «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…», "Медведь" | Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза»; "Покорми лошадку" | «Сидит белка на тележке…» | ||||||
Фольклор, художественная литература | Потешка для тех, кто плачет: «Не плачь, не плачь, детка...». Потешка для новичков: «Кто из нас хороший». | Чтение и восприятие художественной литературы: Е.Трутнева «Белкина кладовая». Потешка на умывание: «Закатаем рукава, открываем кран - вода.». Потешка на завтрак: «Это - ложка, это – чашка». | Чтение художественной литературы «Два жадных медвежонка». | Рассказывание русской народной сказки | Чтение потешки "Зашагали ножки – топ, топ, топ!.." | ||||||
Индивидуальная работа | Формирование культурно-гигиенических навыков: продолжать учить детей находить свой шкафчик, складывать туда одежду. | Формирование культурно-гигиенических навыков: после умывания учить детей вытирать руки полотенцем. | Формирование культурно-гигиенических навыков: учить детей после еды говорить «спасибо». | Сенсорное развитие, развитие мелкой моторики | Формирование культурно-гигиенических навыков: учить закатывать рукава при мытье рук. | ||||||
Освоение социальных норм и правил | Формировать поведение детей, соответствующее нормам и правилам: садится за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом. | Убираем игрушки на место (в свой домик). | Продолжаем учить здороваться при входе в детский сад. Уходя – прощаться. | Не отбираем игрушки друг у друга. Правила очерёдности игры с игрушкой. | Не драться и не толкать других детей. | ||||||
IV неделя «Бабушкин двор» | |||||||||||
Утренний приём | Прием детей в группе. В гости к детям пришла кошка (игрушка). Вызываем радостную эмоциональную реакцию детей на появление игрушки. | Приём детей в группу. В гости к детям пришла собачка (игрушка). Вызываем радостную эмоциональную реакцию детей на появление игрушки. | Прием детей в группу. | Прием детей в группу. | Прием детей в группу. | ||||||
Игры с воспитателем | «Чудесный мешочек» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослыми | «Давайте познакомимся». Продолжать знакомство детей друг с другом. Д/и «Загляни ко мне в окошко и назови своё имя». | «Кто как кричит». Обучение выразительным движениям и звукоподражанию. | «Курочка – хохлатка» Упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; ходить высоко, поднимая ноги. | «Выдувание мыльных пузырей» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым. | ||||||
Ознакомление с окружающим –ориентация в пространстве | Знакомство детей с помещениями ДОУ – «Экскурсия в музыкальный зал». Создавать комфортную для психологического состояния детей обстановку и вызывать положительное отношение к ситуации пребывания в детском саду. | Знакомство детей с помещениями ДОУ – «Идём в гости к мед. работникам». Создавать комфортную для психологического | Знакомство детей с группой «Путешествуем по группе». Обращать внимание детей на объекты для исследования | Знакомство детей с помещениями ДОУ – «Идём в гости к работникам кухни». Создавать комфортную для психологического | Д/и «Давайте | ||||||
Общение | Ситуативный разговор «Кошка с котенком в гостях у ребят». Развиваем умение рассказывать о своих эмоциях и ощущениях. | Беседа по картинке «Собака со щенком». Закрепляем знания детей о собаке и щенках, формируем умение отвечать на вопросы воспитателя. | Беседа с детьми «Откуда берется молоко». Закрепляем знание животного "Корова", её характеристик и возможностей. | Беседа с детьми на тему «Птичий двор». | Беседа с детьми на тему «Кто лечит животных?», «Как мы заботимся о домашних животных». | ||||||
Подвижные игры, хороводы | П/игры в музыкальном зале на усмотрение муз. руководителя. В группе – «Мы топаем ногами» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым. | Хороводная игра «Васька-кот». Учим детей водить хоровод, действовать по сигналу воспитателя. | "Лохматый пёс". Учим детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь. | «Гуси – гуси». Обучение детей правилам игры и развитие координации движений, умения играть в команде. | "Курочка-хохлатка". Упражнять детей быстро реагировать на сигнал, бегать с увертыванием, развивать ловкость. | ||||||
Пальчиковые игры (развитие речевых навыков) | «Подставляй ладошку», «Пальчики здороваются», «Один, два, три, четыре, | Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза»; пальчиковая гимнастика «Сорока, сорока, кашку варила», «Где же наши ручки?» «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки. | "Идёт коза рогатая…" | «Гуси, вы, гуси, белые гуси», «Курочка-тараторочка». | «Кто в деревне живет?» | ||||||
Фольклор, художественная литература | Народные песенки "Как у нашего кота…", "Кукареку-кукареку, пошла курочка на реку…" | Повторение потешек «Кисонька-мурысенька», «Как у нашего кота», «Киска, киска». | Народные песенки "Как у нашего кота…", "Кукареку-кукареку, пошла курочка на реку…" | Чтение потешки «Петушок». | Народные песенки "Как у нашего кота…", "Кукареку-кукареку, пошла курочка на реку…" | ||||||
Индивидуальная работа | Поддерживать стремление детей к самостоятельности, приучать кушать разнообразную пищу, пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых (как умеют). | Формирование культурно-гигиенических навыков: содействовать активному участию детей в процессах, связанных с прогулкой и сном: приучать раздеваться с небольшой помощью взрослого. | Формирование культурно-гигиенических навыков: продолжать учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, закрепляем навык надевания носков, учим правильно одевать обувь. | Формирование культурно-гигиенических навыков: приучать детей к опрятности, аккуратности: учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком. | Формирование культурно-гигиенических навыков: закрепить знания режимных моментов утреннего процесса, продолжать учить надевать одежду, соблюдая последовательность. | ||||||
Освоение социальных норм и правил | Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. | Продолжать учить детей понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их значением; приучать здороваться, прощаться, благодарить. | Воспитывать элементарные навыки культуры поведения. Продолжать формировать поведение детей, соответствующее нормам и правилам: спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы, требования, помогать ему. | Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. | Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. | ||||||
V неделя «День бабушек и дедушек» | |||||||||||
Утренний приём | Прием детей в группе. Привлекаем игрой «Петушок и его семья». | Приём детей в группу. Привлекаем внимание детей к игрушкам из сюжетно-ролевого уголка и беседуем о них. | Приём детей в группу. Привлекаем внимание детей игрушками "Бабушка" и "Дедушка". | Приём детей в группу. Совместно с детьми рассматриваем картинки о семье: мама, бабушка, папа с сыном. | Приём детей в группу. Привлекаем внимание детей мягкой игрушкой "Котёнок", просим с ним поздороваться, даём каждому ребёнку погладить "Котёнка" и подержать в руках. | ||||||
Игры с воспитателем | Д/игра «Найди маму для цыпленка (утенка, гусенка)». | Д/игра «Поручения», д/упражнение «Вверх-вниз». | Д/игра "Детские пазлы" | Д/игра "Далеко-близко". Учимся осмысливать понятия "далеко-близко" | "Угадай, чей голосок?" Закрепляем знание издаваемых животными звуков. | ||||||
Ознакомление с окружающим –ориентация в пространстве, сенсорное развитие | Д/и «Большие и маленькие капельки» - учить чередовать предметы по размеру (большая, маленькая) | Продуктивная деятельность «Колобок. Раскрасим колобок» (рисование). Учим детей находить жёлтый цвет, отличать его от остальных, правильно держать в руке карандаш и раскрашивать рисунок, не выходя за контур. | Знакомство с игрой "Шнуровка". Учимся продевать шнурок в отверстия большие и маленькие. | Продуктивная | Игра «Найди желтые предметы». Закрепляем знание жёлтого цвета. | ||||||
Общение | Беседа на тему: "Знакомство с членами семьи». Развиваем речевую активность детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость. | Беседа на темы: "Кто ходит в белом халате?", "Кому нужна каска?", " Кому нужен жезл для остановки машины?" | Беседа на тему "Наши дедушки и бабушки". Учим детей доброжелательному отношению и уважению к пожилым людям. | Беседа по картине с изображением всех членов семьи: мама, бабушка, папа с сыном, на тему "Кто что делает?" Развиваем речевую активность детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость. | Ситуация: в гости к детям пришел котенок. Беседа на тему: "Где у киски ушки (носик, глазки и т.п.)?" | ||||||
Подвижные игры, хороводы | П/игра «Стоп!" Учить детей бегать и прыгать, не мешая друг другу, формировать умение быстро реагировать на сигнал. | Игровое упражнение "Пройди и не сбей!". Учим детей ходить ровно, не наталкиваясь на предметы. Хороводная игра "Большая карусель". | "По дорожке на одной ножке». Учим детей прыгать на одной ноге: то на левой, то на правой. | "Зайка беленький сидит". Приучаем детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. | "Птички летают" Учимся спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу. | ||||||
Пальчиковые игры (развитие речевых навыков) | "Этот пальчик - дедушка…", "Пальчик-мальчик…", "Ладушки-ладушки…" | "Замок", "Ворона", "Вот, кулак, а вот - ладошка, на неё -уселась кошка!" | "Мышонок", "Жила-была бабка", "Кулачок" | «Веселые пальчики», «Гномики» | "Этот пальчик - дедушка…", "Пальчик-мальчик…", "Ладушки-ладушки…" | ||||||
Фольклор, художественная литература | Чтение стихотворения "Дедуля" Т.Боковой. | Прослушивание детских песен: " Песня мамонтёнка", "Кузнечик", "Луч солнца золотой". | Чтение р.н.сказок "Колобок", "Курочка Ряба", "Теремок" с показом иллюстраций. | Чтение рассказа Л.Н.Толстого «был у Пети и Миши конь». | Потешка «Еду, еду, к бабе, к деду». | ||||||
Индивидуальная работа | Игры на звукоподражание | Рассматривание собаки и щенка, нахождение в беседе отличий между ними. | Учимся различать основные цвета (синий, красный, жёлтый, зелёный). | Учим детей вешать полотенце правильно, чтобы оно не падало. | Учим детей игрушки за собой убирать. | ||||||
Освоение социальных норм и правил | Учить детей пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой. | Закреплять умение держать ложку в правой руке правильно. | Учим детей правильно справлять свои нужды. | Продолжаем учить детей пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой. | Закреплять умение держать карандаш в правой руке правильно. | ||||||
Октябрь | |||||||||||
I неделя «Мой домашний любимец» | |||||||||||
| понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | ||||||
Утренний приём | Прием детей в группе. В гости к детям пришла "Собачка" (игрушка). Даём каждому ребёнку поздороваться с "Собачкой", рассказываем "Собачке", как мы провели выходные дни. Стараемся вызвать радостную эмоциональную реакцию детей на появление игрушки | Приём детей в группу. Привлекаем внимание детей яркими иллюстрациями с домашними животными и их детёнышами (из книг и в виде плакатов). Закрепляем внимание детей на иллюстрациях и увлекаем беседой. | Прием детей в группе. Привлекаем внимание детей мягкой игрушкой - Коровой. Приветствуем каждого. Стараемся вызвать радостную эмоциональную реакцию детей на появление игрушки | Приём детей в группу. Привлекаем внимание детей к комнатным растениям, наблюдаем за ними, определяем одинаковые качества всех растений и их нужды (ежедневный полив). | Приём детей в группе. Привлекаем детей в "Медицинский уголок", создаём ситуацию "Свинка заболела". | ||||||
Игры с воспитателем | "Волшебный мешочек" (узнай игрушку на ощупь). | Д/и "Катится - не катится". Закрепление свойств округлых предметов и угловатых. | «Кто как кричит». Обучение выразительным движениям и звукоподражанию | Д/игра «Поручения», д/упражнение «Вверх-вниз». Совершенствуем умение детей понимать речь воспитателя, действовать по их просьбе. | Отгадывание загадок на тему: "Домашние животные" с использование игрушек и в игровой форме. | ||||||
Ознакомление с окружающим –ориентация в пространстве, сенсорное развитие | Д/и «Найди пару». Учим различать геометрические фигуры. Д/и «Построй башенку» Активизируем представление о цвете, учим строить башенку определенного цвета по образцу. | Д/игра "Подбрось-поймай". Учимся подбрасывать мячик двумя руками вверх и ловить его. | Д/и игры с пирамидками. Продолжаем обращать внимание детей на величину, делать ее значимым признаком. | Д/игра "Пройди п дорожке". Ознакомление детей с понятиями «длинная - короткая», «узкая -широкая», «большая -маленькая», развитие познавательных процессов. | Д/и «Построй башенку» Активизировать представление о цвете, учить строить башенку определенного цвета по образцу. | ||||||
Общение | Ситуация «Собачка с щенком в гостях у ребят». Учим детей называть части тела и мордочки собаки, выделять по слову взрослого: уши, хвост, лапы, глаза; побуждаем детей к активным действиям (показать, погладить). | Беседа на тему "Курочка учит циплят клевать пшено" по иллюстрациям. Закрепляем понимание детей того, что именно сташие(мама) учат детей, что нужно слушаться старших. | Беседа на тему "Откуда берётся молоко". Закрепляем знания детей о корове, о том, как она даёт нам молоко. | Беседа на тему «Домашние животные» по иллюстрациям. Закрепляем знание детей самих домашних животных, их названия и основные их характеристики. | Беседа на тему «Кто лечит животных?». Закрепляем знание детей о том, что у животных есть свой врач - ветеринар. | ||||||
Подвижные игры, хороводы | "Лягушки-попрыгушки" и "Мыши в кладовой". Создание положительного климата в группе, снятие эмоционального напряжения. | «Васька-кот». Учим детей водить хоровод, действовать по сигналу воспитателя. «Ровным кругом». Обогащаем двигательный опыт детей. | "Лошадки". Развитие двигательной активности детей, координации их движений. | «Далеко-далеко, на лугу пасутся ко...». Развитие умения действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями | "Раздувайся, пузырь". Развивать умение согласовывать свои действия со словами текста, вызывать положительные эмоции. | ||||||
Пальчиковые игры (развитие речевых навыков) | Пальчиковая игра"Собачка" | Пальчиковая игра "Утёнок", "Подставляй ладошку - расскажу про кошку" | "Жили-были три коровы..." | «Гуси, вы, гуси, белые гуси», «Курочка - тараторочка» | "Покорми лошадку" | ||||||
Фольклор, художественная литература | Совместное с детьми чтение четверостишия "Корова" с использованием игрушки. "У коровы есть рога и копыта на ногах, травушку она жуёт, деткам молочко даёт". | Повторение потешек «Кисонька-мурысенька», «Как у нашего кота», «Киска, киска». | Повторение сказки «Курочка ряба». Напомнить детям сказку "Курочка Ряба", вызвать желание рассказывать ее вместе с воспитателем, уточнить представления детей о героях сказки, развивать речевую активность детей, воспитывать любовь к домашним питомцам. | Чтение стихов А.Барто "Идёт бычок качается..", "Я люблю свою лошадку…". Знакомство детей со стихами, определение общей темы стихотворений - домашние животные. | Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Был у Пети и Миши конь». Совершенствуем умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения, | ||||||
Индивидуальная работа | Д/игра "Домино"Игрушки". Учимся находить одинаковые рисунки. | Закреплять умение держать ложку в правой руке правильно. | Продолжаем работу с детьми по укреплению навыка одевать носки, учим правильно одевать обувь. | Продолжаем учить детей надевать одежду, соблюдая последовательность | Продолжаем учить детей утром приветствовать друг друга, а вечером - отпрашиваться. | ||||||
Освоение социальных норм и правил | Дидактические игры «Поможем кукле раздеться после прогулки», «Научим куклу убирать одежду и обувь на место» | Учимся складывать игрушки для прогулки в корзину. | Выполнение поручений воспитателя (сложи карандаши в коробку, посади игрушку на стульчик, возьми с полочки книгу и положи на стол). | Игровая ситуация «Накрываем стол к обеду» (с использованием игрушечной посуды) | Организация коллективной игры с игрушками с целью воспитания доброжелательных взаимоотношений со сверстниками | ||||||
II неделя «Светофор – наш друг» | |||||||||||
Утренний приём | Приём детей в группу. Увлекаем детей красочным большим рисунком Светофора, говорим, что он пришёл к нам в гости. | Приём детей в группу. Увлекаем ребятишек сюжетными иллюстрациями ситуаций на дороге. | Приём детей в группу. Нас встречает Светофор. Рассматривание иллюстраций с изображением поведения людей на улице и на дороге. | Приём детей в группу. Нас встречает "Колобок". Увлекаем детей мягкой игрушкой - символом группы или другим знаковым героем. | Приём детей в группу. Привлекаем детей в сенсорный уголок, к макету "Городка с улицами". | ||||||
Игры с воспитателем | Сюжетно-ролевая игра "Шофёры". Закрепляем знания детей о профессии водителя; продолжать знакомить с дорожными знаками и назначением светофора. | Игровая деятельность "Детям о светофоре и правилах дорожного движения" Учим детей быстро реагировать на сигнал светофора, двигаться соответственно горящего цвета. | Игра с мячом: «Съедобное - не съедобное». Закрепляем умение различать предметы на слух, без наглядного сопровождения. | Д/игра с воспитателем "Какого цвета осень?". Продолжаем учить узнавать и называть цвета. | Словесная игра «Изобрази сигнал машины». Развитие артикуляции. | ||||||
Ознакомление с окружающим –ориентация в пространстве, сенсорное развитие | Д/и «Чудесный мешочек». Развиваем умение определять игрушки на ощупь. Опыт «Вода холодная – тёплая». Знакомим детей со свойствами воды. | Д/и «Поручения». Формируем умение дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия; различать действия, противоположные по значению (подняться вверх – спуститься). | Д/и «Каждую фигуру – на свое место». Цель: различение геометрических фигур. | «Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы». Развиваем способность фиксировать внимание на форме предметов, примеривать вкладыши к отверстиям; понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький». | Д/и «Помоги матрешке найти свои игрушки» Д/и «Геометрическая пирамидка» Цель. Учить составлять пирамидки из разных геометрических тел, чередуя их (по показу воспитателя). | ||||||
Общение | Беседа на тему «Мы знакомимся с улицей и со Светофором». | Беседа на тему "Как нужно вести себя на улице?" | Ситуативный разговор «Я живу в доме, который стоит на улице» | Рассказ по серии картинок «Что находится на моей улице?" | Ситуация: "Машины поехали на работу" | ||||||
Подвижные игры, хороводы, игровые ситуации | "Мой весёлый, звонкий мяч!" Учим детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст. | "Автомобили". Учимся двигаться, сохраняя направление; выполнять действия в разных условиях. | «Птички и автомобили». Совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по ограниченной поверхности. | П/игра «Цветные автомобили». Упражнение детей в умении реагировать на цвет. | «Козочка рогатая". Учим детей ходить по кругу, взявшись за руки, убегать при словах: "Забодаю! Забодаю!" | ||||||
Пальчиковые игры (развитие речевых навыков) | Игры с прищепками "Кто же я такой?" К бумажному изображению правильно подобрать прищепки по цвету и прикрепить их. | "1,2,3,4,5 -машинки едут погулять..." | «Солнышко» - игра с прищепками. | "1,2,3,4,5, вышли пальчики гулять!", "Этот пальчик - дедушка…", «Здравствуй…» | "Сидит белка на тележке", "Зайка". | ||||||
Индивидуальная работа | Поддерживать стремление детей к самостоятельности приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых (как умеют). | Учить детей аккуратно складывать одежду на стульчик. | Формирование культурно-гигиенических навыков: учить стягивать колготки и трусики перед тем, как сесть на горшок. | По развитию движений. | Д/и «Собери бусы» - продолжать учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами. | ||||||
Освоение социальных норм и правил | Приучать во время еды сидеть прямо, ложку держать между указательным и средним пальцами, придерживая сверху большим; набирать в ложку немного еды, есть с широкого края, бесшумно. Продолжать учить детей правильно мыть руки: засучить рукава, смочить руки водой и намылить так, чтобы образовалась пена, затем хорошо смыть ее и насухо вытереть руки полотенцем. | ||||||||||
III неделя «Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрешки!» | |||||||||||
Утренний приём | Приём детей в группу. Привлекаем внимание детей приветствием Матрёшки. | Приём детей в группу. Увлекаем детей иллюстрациями Матрёшек разного типа и вида. | Приём детей в группу. Приветствие музыкальными песнями-играми. | Приём детей в группу. Физкультминутка под песенки про Матрёшку. | Приём детей в группу. Увлекаем детей песнями про Матрёшек и плясками. | ||||||
Игры с воспитателем | Игра "Спрятались Матрёшки". Учим детей правильно доставать Матрёшек и складывать их обратно. | Загадки про матрёшек. Знакомство детей с происхождением матрёшки, её характерными особенностями. | Д/игра "Матрёшка большая и Матрёшка маленькая". Обучение составлять предмет из двух частей, ориентируясь на их величину. | Д/игра «Найди и назови». Учим детей соотносить изображения на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению. | "Игра с Матрёшкой" Учим детей находить по просьбе взрослого идентичные, но различные по величине предметы и наоборот | ||||||
Ознакомление с окружающим –ориентация в пространстве, сенсорное развитие | Игра «Собери матрешку» (у детей разрезанные картинки матрешек, дети собирают целую картинку). Учим находить детали единого целого, соединять подходящие детали. | Игра "Где спряталась Матрёшка?". Учить детей ориентироваться в пространстве, закрепить умение пользоваться предлогами «на», «за», «под», «в». | Лепка «Карандаши для матрешек». Учить детей раскатывать, сплющивать, вытягивать, разминать пластилин, придавая нужную форму. | Рисование. Раскрашиваем Матрёшек. Учим детей выбирать карандаш нужного цвета, закрашивать рисунок прямыми линиями, не выходя за контур. | Д/игра "Собери Матрёшку". Развиваем у детей моторику пальцев, глазомер; учим подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет. | ||||||
Общение | Беседа на тему "В гости к нам пришла матрёшка" | Ситуация "В гости к нам пришли Матрёшки, нужно чаем угостить" | Ситуативный разговор "Вежливость". | Познавательная беседа "Матрешка - символ семьи" | Речевая игра "Матрёшки". Учим детей правильно пользоваться прилагательными: «большой», «средний», «маленький». | ||||||
Подвижные игры, хороводы | «Воробышки и кот». Учим детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место. | «Кто выше». Учим детей прыгать на одном месте в высоту. | Хороводная игра "Большая карусель". Учим детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения. | Малоподвижная игра "Делай как я". Учимся делать упражнения по команде и по образцу. | Игра-пляска "Матрёшки-крошки". Учимся петь и танцевать одновременно. | ||||||
Пальчиковые игры (развитие речевых навыков) | "Мы красавицы Матрёшки" | "Матрёшку гулять позвали..." | "За ягодами" | "Мы красавицы Матрёшки" | "Матрёшку гулять позвали..." | ||||||
Индивидуальная работа | Учимся правильно обувать сандалии. | Учимся вешать полотенце, чтобы оно не падало. | Закрепляем умение правильно держать ложку. | Повторение потешек на режимные моменты. | Закрепляем умение одевать носочки и сандалии, застёгивать застёжки. | ||||||
Освоение социальных норм и правил | Во время умывания прочитать стихи «Кран откройся». Напомнить детям о необходимости говорить «спасибо» после еды. Развитие умения переносить полученные навыки в игровую ситуацию, поддерживать положительные чувства к умыванию. Закрепить знания названий верхней одежды, её назначении, развитие умения воспроизводить игровые действия. Закрепить знания режимных моментов утреннего процесса, продолжать учить надевать одежду, соблюдая последовательность, развитие КГН. | ||||||||||
IV неделя «Я и мои друзья» | |||||||||||
Утренний приём | Приём детей в группу. Музыкальные игры-приветствия. Рассматривание иллюстраций с изображением детей, друзей, животных | Приём детей в группу. Привлекаем внимание детей двумя большими куклами. | Приём детей в группу. Увлекаем детей иллюстрациями с "Мирилками" | Приём детей в группу. Увлекаем детей мягкой игрушкой Зайки, который пришёл к нам в гости. | Приём детей в группу. Увлекаем детей весёлой музыкой, песнями "Барбарики", ""Поссорились-помирились". | ||||||
Игры с воспитателем | Мимическая зарядка. Научить детей мимикой показывать настроение и эмоции. | Д/игра «Найди и назови». Учим детей соотносить изображения на картинке с реальным объектом. | Игра "Передай игрушку". Закрепляем умение детей принимать предмет из рук в руки и передавать его. | Игра «Давайте поздороваемся». Закрепить умение детей приветствовать друг друга и взрослых. | "Делаем, как я…" и "Паровоз" Закрепляем умение детей выполнять движения по образцу, слаженно. | ||||||
Ознакомление с окружающим –ориентация в пространстве, сенсорное развитие | Д/игра "Волшебное поле". Развитие умения узнавать и называть цвета. | Бессюжетная игра "Найди свой цвет". Учим детей запоминать название цвета, соотносить свой цвет с заданным. | Д/игра "Спрячемся от дождика". Развивать умение у детей группировать предметы по форме (группировка геометрических фигур). | Д/игра "Подбери чашки к блюдцам" Учить детей различать цвета и размер, использовать названия цветов и размеров в речи. | Экскурсия в литературный уголок ДОУ. Прочтение стихотворения Л.Прохоренко Забияка - воробей. | ||||||
Общение | Беседа на тему "Кто они - мои друзья?" | Ситуация "Куклы поссорились" | Беседа на тему «Как можно помирить кукол?» | Беседа на тему «Мой друг в детском саду» | Беседа на тему "Что любит мой друг" | ||||||
Подвижные игры, хороводы | "Догоните меня!" Учить детей ориентироваться в пространстве, совершенствовать бег в определенном направлении. | Музыкальная разминка "Малыши, малыши - дружные ребятки" | Хороводная игра "Ровным кругом". Закрепляем уменеи детей водить хоровод, держась за руки или следуя друг за другом. | Танец "Поссорились-помирились". Учим детей воспринимать на слух и воспроизводить нужные действия. | Хороводная игра "Флажок". Учим детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку. | ||||||
Пальчиковые игры (развитие речевых навыков) | "Этот пальчик", "Дружба" | "В гости", "Я здороваюсь" | "Этот пальчик", "Дружба" | "В гости", "Я здороваюсь" | "Этот пальчик", "Дружба", "Дружные пальчики" | ||||||
Индивидуальная работа | Тренируемся рисовать вертикальные линии. Учимся правильно держать карандаш. | Закрепляем умение детей застёгивать самостоятельно сандалики. | Закреплять умение при умывании правильно мыть руки и вытирать их полотенцем. | Учим детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд. | Закрепляем умение детей проситься в туалет и самостоятельно справляться в туалете. | ||||||
Освоение социальных норм и правил | Проводить режимные моменты в сопровождении народных песенок, потешек. Напомнить детям о необходимости здороваться при входе в группу утром и отпрашиваться вечером домой. Развитие умения переносить полученные навыки в игровую ситуацию, поддерживать положительные чувства ко всем режимным моментам. Закрепить знания названий верхней одежды, её назначении, развитие умения воспроизводить игровые действия. Закрепить знания режимных моментов утреннего процесса, продолжать учить надевать одежду и мыть руки в правильной последовательности, развитие КГН. |
3. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы
Оснащение игровым и дидактическим оборудованием групповых комнат
Помещение | Оснащение |
Групповые комнаты для детей раннего возраста - сюжетно-ролевые игры - самообслуживание - трудовая деятельность -двигательная активность - ознакомление с природой, труд в природе | Материалы и игрушки для развития познавательной активности, экспериментирования: - Плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.); - Разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, телефон и пр.); - Игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые и др.), мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.); - Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.); - «Волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками - Книги, открытки, альбомы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных ирастений. Материалы и игрушки для познавательного развития детей. В группе находятся бытовые предметы и игрушки, стимулирующие развитие предметной деятельности. Они выполнены из разнообразного материала, имеют разные размеры, цвет, фактуру, стимулируют выполнение разнообразных действий. - Пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий - Большая напольная пирамида; - Матрешки; - Наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары); - Игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, черпачки, грабельки, молоточки, и др.); - Конструкторы; - Игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, колокольчики, пищалки, шумовые коробочки и др.); - Заводные игрушки (большие и маленькие волчки, машинки и пр.) Материалы для развития речи: - Книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов); - Предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.); - Материалы с изображением различных знаков (кубики, объемные фигуры) - Разрезные картинки, наборы парных картинок; - Серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации); - Аудиокассеты с записями детских песен, сказок; Материалы и игрушки для социально-коммуникативного развития детей - фотографии детей, семьи, семейные альбомы; - фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского учреждения; - наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых; - картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.); Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития детей - Книги с красочными иллюстрациями, репродукции; -Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов; - Фланелеграф; - Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок; - Емкости для хранения материалов для изобразительной деятельности Материалы для изобразительной деятельности: - Наборы цветных карандашей, разноцветных мелков - Бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования -Доски для рисования мелками. Материалы для музыкального развития детей: - Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, ложки, колокольчики, дудочки. - Аудио средства (магнитофон, наборы дискет с записями музыкальных произведений) Материалы для театрализованной деятельности - Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля.) - Фланелеграф с набором персонажей и декораций - Различные виды театров (настольный, пальчиковый) Материалы и оборудование для физического развития детей: - горки, скамечки, лесенки; - игрушки-качалки (лошадки); - модульные сооружения различных форм, изготовленные из разных материалов; - веревки; - дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения; - массажные дорожки и коврики с разным покрытием; - «сухой бассейн»; Игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику: - мячи разных размеров; - обручи; -специальные приспособления, предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки - молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки и др.); - коробки с разными крышками и прорезями. Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр: - Игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши; - Кукольная мебель (столики, стульчики, шкаф, кроватки и пр.); - Игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы); укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца); купания (ванночки, салфетки); прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем), машинки; - Строительные наборы для изготовления мебели домов, дорожек и пр; - Машины разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые автомобили, самолеты, кораблики, поезд); - Предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, и пр.); - Крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр. |
3.2. Режим дня в период адаптации
Режимные моменты | Время |
Прием детей: индивидуальный контакт с ребенком и родителями; осмотр, свободная игра, утренняя гимнастика | 7.00–8.05 |
Подготовка к завтраку: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; завтрак | 8.05–8.45 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 8.45 – 9.00 |
Совместная игровая деятельность | 9.00 – 9.30 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 9.30 – 10.00 |
Второй завтрак | 10.00 – 10.15 |
Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование, самостоятельная деятельность | 10.15 – 11.15 |
Возвращение с прогулки: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации и самообслуживания самостоятельная деятельность | 11.15 – 11.35 |
Подготовка к обеду: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; обед | 11.35- 12.00 |
Подготовка ко сну: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; сон | 12.00 - 15.00 |
Постепенный подъем: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; воздушные процедуры | 15.00 – 15.15 |
Организованная партнерская деятельность воспитателя с детьми: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации дидактические игры, наблюдение, экспериментирование, досуги, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов, чтение книг; игры, самостоятельная деятельность | 15.15 – 15.50 |
Подготовка к уплотненному ужину: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; уплотненный ужин | 15.50– 16.20 |
Игры, самостоятельная деятельность | 16.20 – 17.35 |
Подготовка к прогулке: приобщение детей к общеприняты нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование Уход домой: индивидуальный контакт с родителями | 17.35 - 19.00 |
3.3. Модель организации адаптационного периода
3.4. Модель организации режимных процессов в адаптационный период
Утро | Утренний прием |
Зарядка | |
Игры с элементами фольклора | |
Развивающие игры | |
Формирование культурно-гигиенических навыков (прием пищи, одевание, гигиенические процедуры) | |
Завтрак | |
Игры –занятия, игры- упражнения в группе | |
Игровые ситуации, общение | |
После сна | Разминка после сна. Закаливающие процедуры |
Элементы театрализованной деятельности | |
Художественно-творческая деятельность | |
Игры-драматизации, игры -инсценировки | |
Вечер | Формирование культурно-гигиенических навыков |
Ужин | |
Игры-драматизации, игры -инсценировки | |
Элементы театрализованной деятельности | |
Общение детей | |
Уход домой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания совместно с детьми младшей группы (адаптация детей и родителей к дошкольному учреждению) «Праздник знакомства, или здравствуй, здравствуй детский сад!»
Цели и задачи тренинга:создать атмосферу доброжелательности, открытости к общению между детьми и родителями;наладить взаимодействие педагогов ДОУ с родителями;создать предпосылки положительного отноше...
Информация об опыте работы на тему «Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя по созданию условий социально – психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для ...
Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Приложение 1Приложение к опыту Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возра...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Программа адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 2021-2022 г.г.
Программа адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 2021-2022 г.г....
Программа адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 2021
Программа адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению...
Программа адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 2021
Программа адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 2021...