Тренинг "Мы и наши дети в общении"
консультация

Цель: овлаение навыками общения с ребенком

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования «Детский сад №10 «Дубравушка»

Тренинг «Мы и наши дети в общении»

Подготовила:

Педагог-психолог

Соловьева Е.И.

Нягань

Тренинг «Мы и наши дети в общении»

Цель: Принятие субъективности ребенка в сфере коллективных отношений и взаимоотношений педагога как субъекта педагогического общения. Овладение навыками в общении с ребенком. Развитие умений адекватной оценочной деятельности, направленности на выявление позитивных средств общения с ребенком. Формирование навыков положительного, личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста.

План:

  1. Упражнение «Возвращение в свое детство»

Цель: Активизация уровня подсознательной памяти, вхождение взрослого в «детский мир», рефлексия детского восприятия взрослого (педагога).

  1. Упражнение «Дошкольник и школьник в эпитетах»

Цель: Формирование педагогически направленного мышления, позитивной установки на ребенка, интереса к детям.

  1. Упражнение «Радость общения с ребенком»

Цель: Создание позитивной установки на общение с ребенком, снятие психологического напряжения и барьеров.

  1. Упражнение «Ребенок – статуя»

Участникам предлагается разыграть сценку «Статуя ребенка».

  1. Упражнение «Чувства детей»

Инструкция: Прочтите мини-ситуации, охарактеризуйте чувства ребенка.

  1. Упражнение «Детские вопросы и ответы …»

Задание: Ответить на детские вопросы в позициях «ребенок-ребенку»

  1. Рефлексия

Материал: запись песни «Детство», бумага, цветные карандаши, фломастеры, шарфы (для сценки).

Тренинг «Мы и наши дети в общении»

Ход

Вед. Воспитатель, учитель, педагог создает для своих воспитанников неповторимый детский мир, в котором много света, тепла, уюта, поэтому не случайно наши воспоминания о детстве связываются с детским садом и школой. Уникальный «дом радости» может существовать только благодаря позитивному восприятию детей со стороны педагога, но научиться этому нелегко. Сегодня мы поговорим о взаимодействии педагога с детьми.

Упражнение 1 «Возвращение в свое детство»

Цель: Активизация уровня подсознательной памяти, вхождение взрослого в «детский мир», рефлексия детского восприятия взрослого (педагога).

Задание: Постарайтесь увидеть себя в ситуации общения с воспитателем или учителем в детском возрасте, описать свои ощущения и настроения. Мысленно увидеть себя как бы со стороны, взглядом взрослого (педагога), проанализировать возникшие ощущения.

Инструкция: Прослушайте исполнение песни, настройтесь на детские воспоминания, сядьте удобно, закройте глаза, припомните какую-либо ситуацию общения с педагогом в детском возрасте, акцентируйте память на тех ощущениях или настроении в тот момент. Постарайтесь с позиции педагога проанализировать возникшие детские переживания.

(Рассказ педагогов о воспоминаниях детства).

Упражнение 2 «Дошкольник и школьник в эпитетах»

Цель: Формирование педагогически направленного мышления, позитивной установки на ребенка, интереса к детям.

Задание. Дать характеристику дошкольнику

Инструкция. Сидя по кругу, каждый из присутствующих дает характеристику дошкольнику одним эпитетом. Повторение не допускается.

Вариант 2 выполнения задания: «нарисовать» образ дошкольника, школьника по представленным характеристикам (рисунок, словесный рассказ, сказка).

Упражнение 3 «Радость общения с ребенком»

Цель: Создание позитивной установки на общение с ребенком, снятие психологического напряжения и барьеров.

Задание.

Закончите фразы: «Длительное общение с детьми может раздражать, потому что …»

«Мне нравится общаться с детьми, потому что …»

Упражнение 4 «Ребенок – статуя»

Участникам предлагается разыграть сценку «Статуя ребенка». Один из присутствующих играет роль ребенка, он выбирает среди участников любого человека, в котором увидит поддержку. Выбранный участник встает за спиной «ребенка» прикладывает руки к его спине и ни в коем случае не отпускает их во время всего действия. Ведущий раздает фразы, которые действующие лица будут произносить по его сигналу.

Сценка

Вед. Ты – моя маленькая дочь, моя первоклассница. Мы с тобой спешим в школу, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали.

Ребенок: Мама, а что там такое, посмотри!

Вед.: Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой! Смотри на дорогу. Перестань глазеть! (Ребенок закрывает глаза, как приказала мама, вед. достает шарф и завязывает ему глаза). И мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус, где я встречаю свою подругу.

Ребенок: Мама, мама ты слышишь, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?

Вед.: Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши! (Ребенку завязываются шарфом уши). Мы выходим из автобуса распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.

Ребенок: Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести ластик.

Вед.: Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты в конце концов помолчать? Быстро рот закрой! (Ребенку завязывается рот). Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку (Ребенок имитирует движения. Ведущий бьет его по рукам). Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого? Выброси, я тебе сказала! Убери руки» (Руки ребенка связываются). Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее. Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Ребенку связываются ноги). Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка. Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки – ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань! (Здесь ребенку предлагается заплакать). Что ревешь? Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня? (На этих словах ребенку очень сильно перевязывают живот, и его продолжают пилить за то, что он ничего не умеет). Я недовольна всем, что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получалось, причем – обязательно хорошо. (Спрашивает у ребенка, что ему хотелось бы развязать. Чаще всего – живот, т.к. он туго перевязан и это самое больное место). Ей же все запретили, даже плакать, т.е. наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать и это право.

(Далее ребенку по очереди развязывают то, что он просит). Что ты чувствовала на протяжении всего действия? О чем думала? (Как правило, при ответе на последние вопросы звучат слова о душевной боли и очень часто – о ненависти к матери и к залу, который в ходе сценки можно попросить произносить громко определенные фразы).

Что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери? (Чаще всего – тот человек, который стоял сзади, и все время поддерживал).

Очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А какого тому ребенку, у которого даже такой поддержки нет? (Вед. благодарит участника, оказывавшего поддержку, просит его занять место. А сам берет за руку участника, исполнявшего роль ребенка). Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного сына или дочку и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы, но ведь бывает и так. Что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей, от прохожих, друзей, воспитателей, учителей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?

Упражнение 5 «Чувства детей»

Цель: Формирование умения вникать в детские проблемы и «возвращать» ребенку в беседе то, что он нам поведал, при этом обозначив его чувство.

Инструкция: Прочтите мини-ситуации, охарактеризуйте чувства ребенка.

  1. Ребенку сделали укол, плачет: «Доктор плохой!»
  2. Старший сын – маме: «Ты всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь «маленькая», а меня никогда не жалеешь».
  3. Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой!!! Моя чашка…»
  4. Мама укладывает дочь спать. Маленькая Маша просит маму посидеть с ней.
  5. Мама сидит на скамейке в парке, а к ней в слезах подбегает малыш: «Он отнял мою машинку».

Упражнение 6 «Детские вопросы и ответы …»

Задание: Ответить на детские вопросы в позициях «ребенок-ребенку»

  1. «Почему Луна не падает на Землю?
  2. Отчего люди смеются?
  3. Почему зебры в полоску?

4. А куда летит дым?

5. А медведи носят брошки?

6. А кто качает деревья?

7. А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда?

8. А осьминог из икры вылупляется или он молокососный?

9. А куры хожут без калош?

10. Как небо получилось?

11. Как солнце получилось?

12. Отчего луна такая ламповая?

13. Зачем это в каждую черешню кладут косточку?

14. Зачем снег на крыше? Ведь по крыше не катаются ни на лыжах, ни в санках!

15. Ну хорошо: в Зоопарке звери нужны. А зачем в лесу звери? Только лишняя трата людей и лишний испуг.

16. Миша, ты москвич?

17. В лошадь бензин наливают?

18. Как называется дом, где живут лошади?

19. Звезды очень далеко. Так откуда же люди знают, как их зовут?

20. А будильник никогда не спит?

21. А чулку от иголки не больно?

22. Как же Снегурочка могла дышать, если у нее не было легких?

23. Как могла баба-яга носиться по воздуху в ступе, если в ступе не было пропеллера?

24. Эта вода стоячая. - А где же лежачая?

25. Это - подмышки, а где же подкошки?

7. Рефлексия:

Литература.

1. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009 г.

2. Практика сказкотерапии / Под редакцией Н. А. Сакович. – СПб. : Речь, 2006. – 224 с.

3. Леванова Е.А., Волошина А.Г. и др. Ига в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.: ил. – (Серия

Раздаточный материал для педагогов

Упражнение 5 «Чувства детей»

Инструкция: Прочтите мини-ситуации, охарактеризуйте чувства ребенка.

  1. Ребенку сделали укол, плачет: «Доктор плохой!»
  2. Старший сын – маме: «Ты всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь «маленькая», а меня никогда не жалеешь».
  3. Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой!!! Моя чашка…»
  4. Мама укладывает дочь спать. Маленькая Маша просит маму посидеть с ней.
  5. Мама сидит на скамейке в парке, а к ней в слезах подбегает малыш: «Он отнял мою машинку».

Упражнение 6 «Детские вопросы и ответы …»

Задание: Ответить на детские вопросы в позициях «ребенок-ребенку»

  1. «Почему Луна не падает на Землю?
  2. Отчего люди смеются?
  3. Почему зебры в полоску?

4. А куда летит дым?

5. А медведи носят брошки?

6. А кто качает деревья?

7. А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда?

8. А осьминог из икры вылупляется или он молокососный?

9. А куры хожут без калош?

10. Как небо получилось?

11. Как солнце получилось?

12. Отчего луна такая ламповая?

13. Зачем это в каждую черешню кладут косточку?

14. Зачем снег на крыше? Ведь по крыше не катаются ни на лыжах, ни в санках!

15. Ну хорошо: в Зоопарке звери нужны. А зачем в лесу звери? Только лишняя трата людей и лишний испуг.

16. Миша, ты москвич?

17. В лошадь бензин наливают?

18. Как называется дом, где живут лошади?

19. Звезды очень далеко. Так откуда же люди знают, как их зовут?

20. А будильник никогда не спит?

21. А чулку от иголки не больно?

22. Как же Снегурочка могла дышать, если у нее не было легких?

23. Как могла баба-яга носиться по воздуху в ступе, если в ступе не было пропеллера?

24. Эта вода стоячая. - А где же лежачая?

25. Это - подмышки, а где же подкошки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе « НАШИ ДЕТИ – НАШИ ЦВЕТЫ».

Профессия воспитатель....

Конспект кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой. "Природа- наше богатство"

Задачи: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Воспитывать у детей стремление заботиться о растениях....

"Мы и наши дети в общении"

Шпаргалка для родителей....

Дети нашего детского сада ежегодно участвуют в соревнованиях по мини-футболу "Канавинские волгорята", 2015г 1 место, 2016г 2 место, 2017г 3 место. В марте 2019 года наши дети заняли 2 место в турнире по футболу "ВЕСЕННИЙ КУБОК"

17 ноября 2017 года на базе нашего детского сада проходил отборочный этап районных соревнований "Веселые старты" среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений Канавинского р...

Статья по здоровьесбережению для детей 2-3 лет "Здоровье наших детей , в наших руках"

На данное время особую если не главную роль имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста.Сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения превращается ав...