Сценарий педагогического мастер-класса на тему: «Формирование критического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии «Кубика Блума»
материал

Кирильчук Анастасия Андреевна

Сценарий мастер -класса для педагогов дошкольного образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_kubik_v_rabote_s_doshkolnikami_kirilchk_a.a.docx49.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ягодка» с. Владимиро-Александровское

Партизанского Муниципального округа, Приморского края

Сценарий педагогического мастер-класса на тему:

«Формирование критического мышления

у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии «Кубика Блума»

Воспитатель: Кирильчук А.А.

2024 год

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию мою педагогическую находку, прием «Кубик Блума как инновационная практика в развитии критического мышления дошкольников»

Бенджамен Блум говорил: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми». Цели современного образования, обозначенные в ФГОС ДО, ориентированы на принцип “учить не науке, a учить учиться”, a как развивать в ребенке навыки мышления? Какие приемы и технологии использовать?

Предлагаю, одну из популярных методик, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Методика называется "Кубик Блума".

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, является технология развития критического мышления.

Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребёнка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребёнка, развитие его индивидуальности, развитие мышления. То есть, ребенку предлагают не готовые знания, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Наиболее удобно применять эту методику во время образовательной деятельности, когда у детей уже есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы можно будет формулировать вместе.

Технология развития критического мышления позволяет в дошкольном образовании ставить цель и решать следующие задачи.

Цель технологии: развитие критического мышления посредством включения дошкольников в интерактивный процесс.

Задачи:

Пробуждать в ребёнке стремление к обучению

• Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем

• Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.

Работа с кубиком строится по определенному алгоритму:

Нам понадобится обычный куб, на гранях которого написано:

назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись. Формулируется тема образовательной деятельности. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

"Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

На первом этапе педагог бросает кубик сам, а ребенок отвечает на вопрос темы, который выпал на грани. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Воспитаннику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Например:

- назовите как называется сказка, в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути.

- главных героев сказки «Колобок».

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Например: почему колобок так поступил? Для чего это уму надо?

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

- Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать.

- Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?

Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка? Предложи, как можно спастись Колобку.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, свою версию концовки сказки.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, их эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, «как плохо, что (когда)……………………», «Мне очень понравилось сказка, потому что ………»

Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают все дети по очереди.

Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала.

Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

В конце игры педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ был самым интересным, познавательным, что бы еще хотели узнать по данной теме.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

Практика показывает, что данный метод очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования.

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Один из вариантов использования Кубика Блума, например, вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

-Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.

-Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.

-Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?

-Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочие.

-Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.

-Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

Применение «Кубика Блума» по теме «Осадки, дождь»:

Опиши:-Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.

Сравни:-В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимойочень редко.

Предложи ассоциацию: -Грусть.

Сделай анализ: -Дождь — это вода, которая накапливается в небе.

Примени: -Можно собирать её для полива комнатных растений.

Почему: -Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.

Вывод:

Я решила, что данная технология больше всего подходит для детей старшего дошкольного возраста, потому что он вносит элемент игры в занятие, а это очень важно для ребенка. На данном этапе работы, я адаптирую этот прием для младших дошкольников. Мои дети с интересом восприняли этот прием, но нужно отметить, что они столкнулись и трудностями, когда нужно самим придумывать вопросы. Поэтому я использую не только напечатанные вопросы, но и понятные для детей изображения.

Мастер-класс

Работа с фокус группой

Предлагаю вам разделиться на 2 группы. Для начала, нужно выбрать образовательную область, за 5-10 минут, изготовить «кубик Блума» и составить 6 вопросов по образцу («Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи», «Поделись», «Придумай»). Первая группа будет придумывать вопросы для Кубика Блума по заданной теме. А вторая группа будет отвечать на вопросы, позволяющие максимально раскрыть тему.

Работа с аудиторией.

Уважаемые коллеги, пока фокус-группа работает над заданием, я предлагаю вам немного поиграть.

Название игры «Квадрат»

Я буду бросать Кубик и адресовать вам вопросы, а вы в соответствии с вопросами попробуйте раскрыть эту тему.

Объясни, что такое квадрат? (это геометрическая фигура состоящий из сторон и углов)

Почему квадрат не катиться?

Назови элементы квадрата (4 стороны, 4 угла)

Предложи как из квадрата получить ромб? (перевернуть)

Придумай что может быть квадратным.

Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные

Коллеги, спасибо!

Вернемся к нашей фокус-группе. Мы готовы послушать, что у вас получилось (ответ фокус – группы)

– Как вы думаете, где еще, кроме образовательной деятельности, можно использовать этот прием? (индивидуальная работа с детьми, семинар – практикум в детском саду, родительские собрания)

– Спасибо. Прошу вернуться на свои места.

Использование приема Кубик Блума только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме строить совместную деятельность с детьми.

C:\Users\Interra\Downloads\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей на тему: «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр»

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих ...

Педагогический проект «Повышение педагогической компетенции родителей в развитии креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии Кроссенс»

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов.Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов....

Самообразование на тему: "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью графических диктантов"

Представляю вашему вниманию мой опыт развития пространственных представлений методом графических диктантов у детей старшего дошкольного возраста. В статье отражены цели, задачи, планирование работы, а...