Использование на занятиях по физической культуре игр и упражнений, оказывающих влияние на эмоциональное состояние ребенка.
консультация
Предварительный просмотр:
Использование на занятиях по физической культуре игр и упражнений, оказывающих влияние на эмоциональное состояние ребенка.
Как известно, одной из ведущих задач по физическому воспитанию является задача по укреплению физического и психического здоровья детей. Занятия по физическому воспитанию являются, пожалуй, одним из эмоциональных видов деятельности детей.
Создать у ребенка хорошее настроение, вызвать желание заниматься, добиться хороших результатов моно при использовании на физкультурных занятиях, помимо традиционных методов комплексного воздействия на физическое и нервно-психическое развитие, следующих нетрадиционных методов, таких как:
1 Элементов психогимнастики, медитации, релаксации.
Психогимнастика используется на занятиях в виде специальных этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию эмоциональной сферы ребенка. Эти упражнения помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений.
Психогимнастика и медитация комплексно воздействуют на физическое и нервно-психическое развитие ребенка, а также координируют ранние отклонения в состоянии здоровья детей, способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, формированию навыков взаимодействия друг с другом, развитию внимания, речи, восприятия, воображения, преодолению стрессовых состояний.
Медитация означает сосредоточение. На занятиях медитация носит характер кратковременного сосредоточения на том или ином предлагаемом в игровой форме образе.
Так, например, целесообразно проводить вводную медитацию в начале занятия. Звучит спокойная музыка, дети стоят в кругу.
- «Ребята, давайте найдем свое сердце, прижмем обе руки к груди и прислушаемся, как оно стучит. А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте пошлем друг другу и гостям немного света и тепла своего сердца. Подарим друг другу уверенность в своих силах, веру в себя, в то, что сегодня у нас все получится».
Если медитация – это сосредоточение, то релаксация – это полная раскованность. Нужна она для того, чтобы в максимально короткие сроки восстановить физическую энергию, душевную бодрость и ясность ума. Умение расслабиться очень важно для владения телом, для снятия психического напряжения.
Одновременно релаксационные упражнения служат неким переходным барьером от одного вида деятельности к другой. Упражнения на релаксацию могут проводиться после первой или второй части занятия, в конце занятия. Так, проведя интенсивную разминку, дети останавливаются в кругу и выполняют упражнение
«Ленивая кошечка»
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».
Это упражнение на релаксацию со сосредоточению дыхания. Существует также упражнение на расслабление мышц лица:
"Рот на замочке"
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
"Злюка успокоилась"
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот,
зевнуть:
- А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
Упражнения на расслабление мышц рук:
"Лимон"
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:
- Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
Упражнения на расслабление мышц шеи:
«Любопытная Варвара»
Предложить ребенку поиграть в игру: мама или папа проговаривают стихотворение, а малыш исполняет то, о чем в нем говориться. Играть в игру нужно стоя, в позиции ноги на ширине плеч, руки книзу, расслаблены. Делать упражнение лучше вместе с малышом, чтобы он видел, как оно выполняется. Слова ведущего:
«Любопытная Варвара смотрит влево (повернуть голову влево и 3 секунды удерживать в таком положении), смотрит вправо (то же упражнение, только голова вправо). А потом опять вперед – тут немного отдохнет (голову повернуть вперед и смотреть перед собой 3 секунды). А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! (Поднять голову вверх и смотреть на потолок 5 секунд). Возвращается обратно – расслабление приятно! (Вернуться в исходное положение – взгляд вперед). А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! (Голову медленно опустить вниз и прижать подбородок к груди). Возвращаемся обратно – расслабленье так приятно! (Голову опять поднять и смотреть перед собой, расслабить мышцы).
Упражнения на расслабление всего организма:
«Снежная баба»
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т.к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Следующий метод, о котором хотелось бы рассказать, это рациональное применение «музыкотерапии»
Известно, что психологический фактор музыки способен менять психическое состояние ребенка. Музыка позволяет эмоционально «переживать» движение, т.к. движения не отделимы от эмоций. Музыкальный фон в начале занятия служит для настройки детей на занятие. Во время разминки подвижная музыка облегчает выполнение движения, во время релаксации спокойная мелодия помогает снять возникшее напряжение.
В виде самостоятельных упражнений используется такой вид деятельности, как спонтанный танец, который развивает координацию, пластику, тренирует вестибулярный аппарат. В таком танце ребенок легко отождествляет себя с предложенным образом и передает в движении переживаемые эмоции. Детям предлагается просто свободно подвигаться под музыку, так, как они этого хотят. Используя различные жанры музыки, можно увидеть такое же разнообразие в движениях и эмоциях детей.
Использование дыхательных упражнений, так же является хорошим методом снятия у детей эмоционального напряжения. Специальные статические и динамические дыхательные упражнения даются на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих упражнений, и могут та же являться переходным от одного вида деятельности к другой. Это таки упражнения как:
Часики
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
Петух.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Летят мячи.
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
Насос.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.
Регулировщик.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Маятник.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
Гуси летят.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».
Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.
Также используются на занятиях дыхательные упражнения из системы «хатха – йога». Они способствуют освоению навыков нижнего (брюшного) дыхания с последующим переходом к гармонично полному дыханию: очистительного дыхания «Ха». Оно хорошо снимает возбуждение и усталость после динамических нагрузок, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути. Кроме этого, необходимо обучить детей мобилизующему дыханию (удлиненный глубокий вдох (4 сек), пауза длительностью в половину вдоха (2 сек.), короткий, громкий, энергичный выдох (2 сек.) Длительность вдоха превышает выдох приблизительно в два раза).
Успокаивающему дыханию (медленный глубокий вдох через нос, пауза в полвдоха, выдох длительностью 2 вдоха).
Система «Хатха-йоги» включает в себя, помимо дыхательных упражнений, выполнение отдельных асан (статических поз), которые имеют целью привести организм в состояние равновесия, то есть нормального функционирования тела и психики.
Вообще, йога является прародительницей всех систем и методов самосовершенствования. Занятие йогой помогает детям правильно расти и делает их крепкими и сильными.
Примером может послужить «Сказка о трех котятах».
Еще один метод – это применение метода самомассажа БАТ.
Чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, детям предлагают общаться со своим телом в игровой ситуации, мысленно проговаривая ласковые слова (милый, добрый, хороший). Ребенок, играя, лепит, мнет и разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки и любви. Выполняя упражнения самомассажа на занятиях в игровой форме, способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Примером могут послужить следующие игры:
«Дрозд».
Дети распределяются по парам. Игра сопровождается текстом «Я – дрозд, ты – дрозд, у меня – нос, у тебя – нос (каждый указывает сначала на свой нос, затем на нос партнера), у меня – гладкие, у тебя – гладкие (указываются щеки), у меня – сладкие, у тебя – сладкие (указываются губы), я – твой друг и ты – мой друг. Мы любим друг друга!» Все обнимаются. Затем пары меняются.
«Скульптор»
«Лепим снежную бабу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов в группах раннего возраста на тему: «Влияние эмоционального состояния ребенка на физическое здоровье».
Физическое здоровье ребенка определяется по его настроению (эмоциональному состоянию), аппетиту, двигательной активности, сну. Все эти показатели связаны друг с другом и взаимозависимы.Нормальное пов...

Консультация для родителей. "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей".
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происх...

Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей.
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное ра...

Консультации для родителей "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей."
На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка и т. д. И именно в это период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ...

Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональную отзывчивость детей
Эмоциональная отзывчивость - это способность человека к сопереживанию другим людям, пониманию их внутреннего сосотояния. В условиях семьи складываются присущие только ей эмоционально-нравственны...

Влияние эмоционального состояния ребенка на его физическое здоровье
Доклад об особенностях эмоционального состояния ребенка раннего возраста...

«Психологический климат в семье и его влияние на эмоциональное состояние ребенка»
В консультации для родителей говорится о важности психологического климата семьи и даны советы как создать положительный климат....