Адаптационная программа
рабочая программа

Малышева Анжелика Леонидовна

Адаптационная программа на ребенка раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

КУ- Урайский «Специализированный Дом ребенка»

.

ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В

УСЛОВИЯХ «ДОМА РЕБЕНКА»

Составитель программы:

Воспитатель Малышева А.Л.

Педагог - дефектолог           Акишина Н.П.

г. Урай 2020 г.

Адаптационная программа на ребенка раннего возраста.

 Какойда Маша.

     Срок реализации: 1 месяц.

Цель программы – своевременная адаптация детей к условиям «Дома ребенка», сохранение психического и физического здоровья ребенка.

Помочь преодолеть стрессовую ситуацию в период адаптации к жизни в Доме ребенка с помощью игр и упражнении.

Задачи программы:

1.Создать для ребенка атмосферу психологического комфорта.         2.Формировать у Маши навыки здорового образа жизни, содействовать       полноценному физическому развитию: 
а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий ребенку физический и психический комфорт; 
б) формировать у Маши привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания; 
в) воспитывать у ребенка потребность в самостоятельной двигательной активности.

 3.Закладывать основы будущей личности:                                                                         а) воспитывать у Маши уверенность в самих себе и своих                               возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;        б) закладывать основы доверительного отношения Маши к взрослым,     формируя доверие и привязанность к воспитателю; 
в) закладывать основы доброжелательного отношения Маши к другим детям.                                                                                                                                    
4. Обеспечение легкой степени адаптации при непосредственном поступлении ребенка в «Дом ребенка»

Предполагаемые результаты реализации Программы:

1. Безболезненная адаптация к условиям ДОУ.

2. Сохранение и укрепление физического и психического развития детей.

3.  Заболеваемость детей, посещавших группу адаптации, ниже заболеваемости сверстников, поступивших в ДОУ непосредственно из дома.

4.  У детей, прошедших постепенную своевременную адаптацию, в дальнейшем отмечается высокая познавательная активность.

Содержательный раздел Программы.

        

Игра – ведущая деятельность.

Содержание Программы разработано исходя из понимания игры как ведущей деятельности ребенка.

Основными возможными целями игр могут являться:

•        развитие навыков общения;

•        развитие интеллектуальных способностей;

•        приобретение новых навыков

•        занятие свободного времени;

Игровая деятельность несет в себе и возможности эмоционального развития детей, и является психотерапевтическим средством.

В соответствии с этим разработаны примерные игры адаптационного периода.

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком. Подарить ребенку минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к условиям «Дому ребенка». Чтобы решить эту задачу, воспитатель должен в игровой форме выразить свое доброжелательное отношение. Поэтому основной игровой целью, которую я ставлю перед собой, должна быть цель проявить заботу, доброжелательность и внимание.

тема

игры и упражнения

цель

дата проведения

литература

Знакомство с игрушками.

 Игра: «Неваляшки»

Привлечь внимание ребенка простимулировав движения руки ребенка к игрушке, для развития зрения, слуха и познавательных способностей малыша.

В. Г. Дмитриева «100 развивающих игр и упр.» стр. 20.

                                 

Игра: «Вот погремушка».

  

Помочь ребенку захватывать и удерживать  предметы и игрушки, протянутые ребенку над рукой.

         А. Ю. Разенкова. «Игры с детьми младенческого возраста» стр 132.                

Игра: «Дотянись  до игрушки..».

 

Помочь ребенку дотянуться до игрушки, для развития мышц спины, ног, цепкости рук, самостоятельности.

Игра: «Мышка».

Побуждать ребенка в умении  поворачивать голову в сторону источника звука и находить его.

                          Ю. А. Разенкова. «Игры с детьми младенческого..» стр 60.

Социальный контакт

Игра: « Наша птичка».

установление доверительных отношений во время переодевания.

А. Ю. Разенкова

Стр. 10

Игра: « Не боимся мы воды».

установление и поддерживание доверительных отношений во время купания малыша.

А. Ю. Разенкова

Стр. 10

Игра: «Жил – был у деточки маленький носик».

формировать потребность в общении, вызывать улыбку, двигательное оживление у ребенка.

Игра « Ку-ку, вот и я».

Помочь ребенку эмоционально откликаться  на различные  интонации речи, а также узнавать взрослых и радоваться им.

Игра-упражнение: «Улыбнись».

 

привлечь внимание ребенка  и завладеть им на некоторое время, установив доверительные  отношения.

В. Штрасмайер                                                                                Стр.137. 

Игра: « Идет коза рогатая».

помочь ребенку узнавать близких взрослых, детей, радоваться им, поднять эмоциональный настрой ребенка.

Физичес

кое развитие

Упражнение: « С опорой на кисти рук».

 тренировка опоры на кисти рук.

Упражнение: «Я сам повернусь на  живот»

Помочь ребенку потренироваться с  поворотами со спины на живот.

Упражнение: «Повернись, повернись, еще разик повернись!»

 

 С помощью одеяла помочь ребенку  с  поворотами с живота на спину

Игра: «Я стою..»

 

Помочь ребенку привстать поддерживая  его, для укрепление  мышц спины, развитие координации движений.

Развитие игровой деятельности

Игра с зеркалом. «Кто у нас  красивый?»

Поднести ребенка к зеркалу и предложить  поиграть со своим отражением, для развитие восприятия отраженного.

Ю.А. Разенкова. «Игры с детьми младенч….» стр. 45.

Игра: «Деревянные ложки».

Предложить ребенку поиграть ложками послушать звуки  извлекаемые из игрушек и предметов.

А. Ю. Разенкова

Стр. 65

Игра: «Музыкальная игрушка спряталась».

развитие умения находить невидимый источник звука в окружающем пространстве.

А. Ю. Разенкова

Стр. 66

Игра: «Зеркало».

 стимулирование движения рук малыша к своему  лицу и к лицу взрослого.

Игра: «Гули – голубочки»

 Помочь ребенку в развитии мышцы рук и плечевого  пояса; побуждать к самостоятельным действиям; вызывать удовольствие от совместных действий.

 Г. Г. Григорьева «Играем с малышами» стр.9.

                  Виды упражнений.

   

Ведущим видом деятельности на данном этапе выступает эмоциональное общение с взрослым, к ведущим умениям относится развитие движений руки.

Ведущими навыками в развитии на данном этапе являются дальнейшее развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций (ориентировочно -  исследовательская активность).

Поглаживание рук от кисти к плечу.

Кольцевые растирания (3-4 оборота до локтя, 5-6 оборотов до плеча).

Скрещивание рук на груди (выполняетя медленно).

Массаж ног.

Поглаживание от стопы к бедру.

Кольцевые  растирания ног до колена, до бедра, затем снова поглаживания.

Поворот на животе влево, вправо.

Массаж спины.

Приподнимание  головы из положения «лежа на  спине».

Массаж стоп. Сгибание и разгибание стоп.

Покачивание на мяче.

                                 

                                    Социально-эмоциональное развитие.

Дидактические задачи.

1.Способствовать появлению разнообразных  активных действий в качестве средств общения: находить глазами взрослого, поворот головы на голос, рассматривание.

2.Стимулировать эмоциональную отзывчивость при сотрудничестве  ребенка с взрослым.

Воспитывать умение немного подождать, пока  взрослый не продолжит  действовать.

3.Поощрять попытки действовать адекватно заданию, радоваться достигнутому результату.

4.Формировать доброжелательное отношение к сверстникам, побуждать к совместным действиям.

5.Формировать у детей представление о себе.

6.Приучать кушать пюреобразную  пищу с ложки.

Игра: «Пляшут куры, петушки».

Цель: установление и поддержание доверительных  отношений при общении с ребенком.

Ход: играйте в игру при переодевании, смене пеленок. Возьмите руки малыша, легко отведите их назад, скользя по покрытию пеленального стола, похлопывайте кулачками по пеленальнику, приговаривая: пляшут куры, петушки

                                                   И цыпляточки - пушки.

                                                   Закружились все подряд,

                                                   Стали крыльями махать,

                                                   Брысь, кот, уходи,

                                                   К нам во двор не заходи!

                                              Ю.А.Разенкова  «Игры с детьми младенческого.»

                                                                                                  Стр.17.

Игра: «Зайка, зайка, попляши!».

Цель: Установление и  поддерживание  доверительных  отношений во время общения с ребенком.

Ход: во время переодевания малыша возьмите ножки ребенка в свои руки, придерживая голеностопный  сустав, и двигайте их вперед-назад:

                                                   Зайка, зайка попляши,

                                                   Твои лапки хороши!

                                                   Стал наш заинька плясать,

                                                   Малых деток забавлять.        

                                           Ю.А.Разенкова. «Игры с детьми младенч…»

                                                                                                       Стр. 18.

Игра-упражнение: «Улыбнись».

Цель: привлечь внимание ребенка  и завладеть им на некоторое время, установив доверительные  отношения.

Ход: ласково разговаривайте с ребенком, чтобы он улыбнулся. Поиграйте в «ку-ку»

Возьмите на руки и поносите, покачайте, напевая при этом любую  детскую песенку.      

                       Солнышко, солнышко, выйди поскорей

                       Лучиком ласковым………. согрей.

                       Спряталось солнце за тучку опять,

                       Скучно ребенку без солнца играть.

                       Солнышко, солнышко выйди скорей,

                       Лучиком ласковым …….согрей!                В. Штрасмайер.  

                                                                                                           Стр.137.

 

                                    «Ах ты, моя девочка,

                                      Золотая  белочка,

                                      Сладкая конфеточка,

                                      Сиреневая веточка!»    

     «Ой,ты, мой сыночек,

       Пшеничный колосочек,

       Лазоревый цветочек,

       Сиреневый кусточек!»

Игра «Вздумалось детке…»

Цель: формировать представление о себе, стимулировать смех ребенка во время эмоционального общения.

Ход игры: Лягте на коврик, под голову подложите валик, чтобы было удобно. Положите малыша себе на грудь. Ваши лица будут напротив друг друга. Используя мотив песенки «Серенький козлик», выполните различные действия руками ребенка. «Вздумалось детке ушки потрогать, ушки потрогать. Вот как, вот как, ушки потрогать». Дотроньтесь рукой малыша до своих ушей. «Вздумалось  детке щечки потрогать, щечки потрогать. Вот как, вот как, щечки потрогать». Надуйте свои щеки, когда ребенок до них дотронется, с шумом подуйте. Придумайте другие действия, побуждая малыша смеяться.

                                              Ю. А. Разенкова. «Игры с детьми младенч….».

                                                                                                            Стр. 21.

                          Совершенствование восприятия.

Дидактические задачи.

1.Закреплять и обогащать зрительные и слуховые  реакции ребенка при виде близких людей, яркой игрушки.

2.Следить за перемещающимися и неподвижными объектами, сосредотачивая взгляд на них.

3.Узнавать близких взрослых, радоваться.

4.Развивать эмоциональный отклик  на различные  интонации речи.

5.Развивать зрительно – моторную координацию руки.

Игра: «Мышка».

Цель: Развивать умение  поворачивать голову в сторону источника звука и находить его.

Ход игры: Малыш лежит перед вами на животе. Проедите пальцами по ручкам ребенка, пощекочите его под подбородком, приговаривая:

          Мышка, мышка, что не спишь,

          Что соломкою шуршишь?

        - Я боюсь уснуть, сестрица,

          Кот усатый мне приснится.

Пусть ваши два пальчика погуляют по подстилке перед малышом вправо –влево, поцарапают ее, шурша как мышка. Убедитесь что малыш наблюдает за вашими  пальчиками, поворачивая голову вправо-влево и прислушивается к шороху и царапанью.

А теперь пошуршите справа, проговорив:   Мышка, мышка, что не спишь,

                                                                          Что соломкою шуршишь?

А потом слева: Я боюсь уснуть,сестрица,

                          Кот усатый мне приснится

Малыш будет прислушиваться к вашему  голосу, поворачивая голову  за звуком вправо- влево, лежа на животе.

                                        Ю. А. Разенкова. «Игры с детьми младенческого..» стр 60.

Игра- упражнение. Песенка « На зеленом на лужку», «Застучали ножки».

Цель: развитие умения  по-разному реагировать на спокойную и плясовую  мелодию.

Ход: Возьмите ребенка на руки лицом к себе. Слегка подбрасывая и поворачивая его, напевайте песенку на мелодию «Во саду ли, во городе»:

                                                                                              На зеленом на лужку

                                                                                              Мотыльки летают

                                                                                              И с цветочка на цветок

                                                                                              Весело порхают…..

На мелодию « Краковяк» пойте следующую песенку, выполняя «скользящие» шаги по пеленальному столу ножками малыша:  Застучали ножки

                                                                     По ровненькой дорожке,

                                                                     Застучали  много раз-

                                                                     Будет весело у нас.

Постукивая кулачком малыша о свою ладонь, пойте: Кулачком сильнее бей,

                                                                                           Только ручки не жалей,

                                                                                           Постучим мы кулачком

                                                                                           И покружимся волчком!

При последних словах возьмите малыша на руки, поворачивая  его к себе то лицом, то спиной.В следующий раз напевайте ребенку колыбельную мелодию, покачивая или поглаживая его.        

                      Баю-баю, баюшок

                      В огороде петушок.

                      Петя громко поет,

                      Детке спать не дает.

                      Спи, дитятко, почивай,

                      Свои глазки закрывай.

                                                      Ю. А.Разенкова. « Игры с детьми млад…» стр.62.                                                                                                        

Игра « Ку-ку, вот и я».

Цель: развивать умение узнавать близких взрослых, радоваться им.

Ход. В эту игру играют два взрослых. Один держит малыша на руках, а другой на его глазах прячется под прозрачным платком. Пусть малыш потянется к платочку и, захватив его, приоткроет лицо взрослого. Играя в эту игру снова и снова, вы учите малыша узнавать близких людей и радоваться им.

Игра с зеркалом. «Кто у нас  красивый?»

Цель: развитие восприятия отраженного.

Ход. Возьмите ребенка на руки. Поиграйте с ним в «бодашки», подуйте легко на шейку. Почитайте стишок:  Кто у нас красивый

                                   Кто у нас пригожий?

                                   Деточка – красивая

                                   Деточка - пригожая.

Поднесите малыша к зеркалу, ласково спрашивая его: Кто у нас хороший?

                                                                                             Кто у нас  пригожий?

Дайте ребенку зафиксировать свое отражение в зеркале, поставьте его ручки на зеркало, привлекая внимание к своему отражению.

                                                                          Деточка ( имя) –красивая,

                                                                          Деточка ( имя) – пригожая.

Повторите игровые действия несколько раз, побуждая малыша смотреть на свое отражение в зеркале.

                                               Ю.А.Разенкова. «Игры с детьми младенч….» стр. 45.

                                                                                               

                          Развитие речи.

Дидактические задачи.

1.Способствовать формированию  слуховых и зрительных связей, как основы понимания речи.

2.Побуждать прислушиваться к различным интонациям.

3.Формировать предпосылки активной речи; вызывать голосовые реакции.   4.Способствовать развитию   артикуляционного аппарата.

5.Помогать устанавливать связь между предметом и словом, его обозначающим.

6.Расширять ориентировку в окружающем во время игры.

7.Активизировать речевые проявления (звуки, звукосочетания, лепет).

Игра «В ритме выдоха».

Цель: стимулирование певучего гуления.

Ход. Ребенок находится на пеленальном столе в позе «на боку». Ритмично надавливайте обеими руками  на заднюю и боковую поверхность грудной клетки малыша ( 2-4 раза), обходя грудину, поочередно на левом и правом боку. При выдохе малыша пропевайте различные звуки гуления.

Игра: «Мы на луг ходили»

Цель: прислушиваться к новым звукам, способствовать произношению первых слогов.

Ход: положите малыша на спину на пеленальном столе. Напевая песенку, выполняйте следующие действия: потряхивая, разводите руки ребенка в стороны, а затем прижимайте их к груди (2-3 раза); потряхивая сгибайте и разгибайте его ноги; поглаживайте руки и ноги, наклоняйтесь над ним, щекочите, тормошите за грудку.

                               Мы на луг ходили, хоровод водили,

                               Вот так на лугу хоровод водили.

                               Да-да, да-да-да, хоровод водили.

               Задремал на кочке зайка в холодочке

               Вот так задремал зайка в холодочке.

               Да-да, да-да-да, зайка в холодочке.

                               Зайка просыпайся, ну-ка, поднимайся!

                               Вот так, не ленись, ну-ка, поднимайся

                               Да-да, да-да-да, ну-ка поднимайся!     

Игра-упражнение «Поиграем губками».

Цель: стимулировать первые слоги лепета у ребенка.

Ход: сядьте так, чтобы ваша спина опиралась на что-нибудь, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях. Поиграйте с его губками: нажимая на подбородок, опускайте нижнюю челюсть и возвращайте ее в исходное положение так, чтобы при смыкании губ получился легкий хлопок. Играя, пойте следующие слоги: «Ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба».

 

Игра: «Не кружись на лугу»

Цель: стимулировать произнесение слогов, вызвать радостное настроение.

Ход:  возьмите ребенка под мышки  лицом к себе. Плавно кружите его, напевая песенку: «Ой, гу-гу, ой, гу-гу,

Не кружись на лугу,

На лугу то лужица,

Голова закружится,

Прямо в лужу упадешь!

Мокрый к ужину придешь!

Осторожно опустите малыша на пол, потормошите его, вызывая смех.    

 Игра- упражнение: Наша песенка простая».

Цель: стимулирование появления отдельных слогов лепета.

Ход: положите малыша к себе на грудь. Спойте ему песенку:

             Утром я встаю.

             Песенку пою,

             Песенку простую, вот какую:

             Ля-ля-ля-ля-ля,

             Ля-ля-ля-ля-ля.

Спойте последнюю строчку несколько раз, потом сделайте паузу, побуждая малыша повторить последние слоги. Затем спойте песенку, изменив последнюю строку:

Утром я встаю.

Песенку пою,

Песенку простую, вот такую:

Да-да-да-да-да,

Да-да-да-да-да!

Меняйте последние строки песенки, вводя новые слоги: на-на-на, ма-ма-ма, та-та и др.

Игра: «Где часы?»

Цель: развитее умения находить взглядом предметы, игрушки, стоящие на одном и том же месте.

Ход: для игры подойдут большие настенные комнатные часы или будильник.

Возьмите малыша на руки, поднесите его к часам, обратите его внимание на маятник, покажите жестом его движение (будильник можно поднести к уху ребенка), приговаривая:

Ты послушай, посмотри,

Как идут часы мои.

Идут часы вот так:

Тик-так, тик-так, тик-так.

Где же, где же, где часы?

Вот они, часы мои!

Идут часы вот так:

Тик-так, тик-так, тик-так.

Посадите малыша так, чтобы ему были хорошо видны часы. Спросите его: «Где же, где же, где часы?». Сделайте паузу, побуждая ребенка посмотреть туда, где стоят часы. Продолжайте:

Вот они, часы мои,

Идут часы вот так:

Тик-так, тик-так, тик-так.

Привлекая внимание малыша к часам, укажите на них рукой. Спросите: «Где часы, тик-так?»

                                               С. Н. Теплюк. «Ребенок от рождения до года». Стр.177-178.

Игра: «Песенка о рыбаке».

Цель: учить прислушиваться к слогам лепета и повторять их.

Ход: разместите малыша у себя на коленях. Спойте ему песенку.

Над рекой сидел рыбак, потерял один башмак.

Видно, солнце и река усыпили рыбака.

Да-да-да, да-да-да, да-да-да, да-да-да.

              Ну-ка, ну-ка, вот так штука! Видно, солнце и река…,

              Ну-ка, ну-ка, вот так штука! Усыпили рыбака!

              Ла-ла-ла, ла-ла-ла, ла-ла-ла, ла-ла-ла.

Рыбка съела червяка, разбудила рыбака!

Дернул удочку рыбак: старый вытащил башмак!

Та-та-та, та-та-та, та-та-та, та-та-та.

              Ну-ка, ну-ка, вот так штука! Старый вытащил башмак!

              Ну-ка, ну-ка, вот так штука! Старый собственный башмак!

              Да-да-да, да-да-да, да-да-да, да-да-да!

У малыша под подбородком есть подъязычная ямка. Большим пальцем руки в ритме двух последних строк каждого куплета слегка нажимайте на нее – язык ребенка будет приподниматься.

Игра: «Ай да мячик!»

Цель: учить понимать слова: мячик, дай, на, принеси, покати, кати. Выполнять движения по показу и слову.

Ход: показать ребенку мяч. Поиграть, ударяя им об пол. Обследуйте его рукой ребенка: круглый, гладкий. Спойте песенку:

 Ай да мячик, ай да мячик!

 Как легко, легко он скачет.

 Прыг-скок, прыг-скок,

 Покатился в уголок!

Покатите мячик  в противоположную от малыша сторону так, чтобы он не потерял его из виду. Спросите: «Где мячик, бом-бом? Куда укатился? Принеси маме мячик, бом-бом!»

Сначала учите малыша приносить  мячик, побуждая словом «Дай!», а затем катать его-«Кати!»

Чтобы разнообразить впечатление от игры, используйте разные по величине, фактуре и весу мячи.          

                           

                 Развитие действий с предметами.

Дидактические задачи.

1.Активизировать умение ребенка захватывать, ощупывать игрушку, висящую над грудью, манипулировать ею.

2.Брать игрушку из рук взрослого,  из разных положений.

3.Перекладывать игрушку из одной руки в другую.

4.Создавать условия для развития действий с предметами в соответствии с их свойствами: резиновые игрушки сжимать, прислушиваться к их звучанию, мяч катать, мелкие предметы вынимать из миски или ведерка и вкладывать их обратно.

Игра: «Зеркало».

Цель: стимулирование движения рук малыша к своему  лицу и к лицу взрослого.

Ход:  малыша берут на руки и подносят к большому зеркалу. Спрашивают: «Кто там? Это наша детка (имя ребенка)».  Дайте ребенку рассмотреть отражение.

 Зеркало, зеркало,

правду скажи,

Зеркало, зеркало,

 (имя) нос покажи и т. д.

                                                       Вот мои глазки

                                                       Правый и левый (показать)

                                                       Ими моргаю я то и дело.

                                                       Глазки открою - ах, красота!

                                                       Глазки закрою – и темнота!  

Игра: «Браслет».

Цель: развитие умения малыша захватывать свою другую руку.

Ход: наденьте браслет на руку малыша. Приподнимите локоток ребенка так, чтобы он мог увидеть браслет. Дайте ему возможность последить за своей рукой. Когда вы убедитесь, что ребенок не пытается схватить браслет другой ручкой, помогите ему. Подтолкните его руку по направлению к браслету, помогите ему захватить  свою противоположную руку и потянуть за браслет.

Игра: «Вот погремушка».

Цель: развитие умения захватывать и удерживать  предметы и игрушки, протянутые ребенку над рукой.

Ход: приготовьте для игры погремушки с разными ручками: в виде кольца, рукоятки, петли или гантели. Предложите ребенку погремушку, протягивая ее над рукой ребенка(поочередно правой и левой). Если он не пытается ее захватить, легко прикоснитесь к тыльной стороне ручки ребенка игрушкой, а когда пальчики малыша раскроются, дотроньтесь до них кончиком погремушки- ребенок обязательно попытается ее взять. Обхватите кулачок малыша своей ладонью, помогите ему ощупать ручку погремушки. С каждым занятием все выше и выше поднимайте игрушку над рукой и все меньше помогайте малышу.

                       А. Ю. Разенкова. «Игры с детьми младенческого возраста» стр 132.                                                                                                            

Игра: «Гули – голубочки»

Цель: развивать мышцы рук и плечевого  пояса; побуждать к самостоятельным действиям; вызывать удовольствие от совместных действий; учить действовать по слову.

Ход: взрослый держит ребенка на руках и произносит текст:

Прилетели гули, гули – голубочки.  (Машем руками ребенка, как крыльями)

Сели на головку, на головку дочке.  (Кладем ручки  на головку ребенка)

Ты, моя дочка, помаши ладошкой,

Кши, гули, кши!                                  (Машем рукой, как бы отгоняя птичек)

Помаши ладошкой.                              

                                     Г. Г. Григорьева «Играем с малышами» стр.9.

Игра: «Неваляшки»

Цель: стимулирование движения руки к игрушке, развитие зрения, слуха и познавательных способностей малыша.

Ход: переверните малыша на животик и поставьте перед ним  неваляшку. Покачайте, посмотрите на  реакцию ребенка, неваляшка издает приятный, переливающийся звук.

Дотроньтесь рукой ребенка до игрушки. Через какое-то время  малыш догадается, что сам может ее покачивать.

                 Неваляшки – малыши

                 Очень даже хороши!

                 Низко наклоняются,

                 Звоном заливаются.

                                        В. Г. Дмитриева «100 развивающих игр и упр.» стр. 20.

Социально-коммуникативное развитие.

Дидактические задачи.

Усиливать содержательную сторону общения взрослого с ребенком в процессе игрового взаимодействия.

Способствовать появлению потребности в совместных действиях (сотрудничестве) с взрослым

Давать малышу образцы новых действий с дидактическими и образными игрушками.

Игры и упражнения.

Игра: « Наша птичка».

Цель: установление доверительных отношений во время переодевания.

Во время переодевания малыша приговариваем:

Как у нашей птички,

Темные реснички,

 Как у нашей крошки

 Тепленькие ножки,

 Как у нашей лапк

 Ноготки – царапки.

               Разенкова. Стр.10                                                      

Игра: « Не боимся мы воды».

Цель: установление и поддерживание доверительных отношений во время купания малыша.

Купая малыша, обливая его водичкой, напеваем:

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

                                                                                                     Разенкова. Стр10.

Игра: «Жил – был у деточки маленький носик».

Цель: формировать потребность в общении, вызывать улыбку, двигательное оживление у ребенка.

Положить ребенка к себе на колени . Превратить песенку «Серенький козлик» в забавную игру.  Наклониться над ребенком и пропеть: « Жил – был у……..маленький носик, вот как, вот как, маленький носик.» Перед последним словом сделать паузу и дотронуться до носика ребенка.

Игра: « Идет коза рогатая».

Цель: развитие умения узнавать близких взрослых, радоваться им.

Взрослый ласково говорит с ребенком, взяв его ручки, проводит по своему лицу, дует на шейку, играет в «бодашки», читает стишок:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ – топ!

Глазками хлоп – хлоп!

Кто кашки не ест,

Того забодает, забодает!

Формирование игровой деятельности.

Дидактические задачи.

Продолжать расширять зону восприятия ребенка  посредством  зрения, слуха, осязания.
Предлагать предметы разной формы (круглые, прямоугольные),  из разного материала.

 Продолжать развивать зрительно-моторную координацию рук. Способствовать  формированию умения брать и удерживать игрушку  из любого положения (сбоку, над головой), дотягиваться до игрушки, предмета.

 Способствовать развитию эстетического восприятия красочно оформленных

 игрушек, красивой посуды, цветущего растения.

Игры и упражнения.

Игра-упражнение: « Вынимание разноцветных игрушек из ведерка».

Цель: развитие  восприятия предметов, различных по цвету.

Ход: Вам понадобится  пластмассовое ведерко и разноцветные предметы: (шары, кубики, брусочки).  Вместе с малышом вынимайте  предметы из ведерка, называя их, ощупывая, перекладывая из руки в руку.

Игра-упражнение: «Постукивание».

Цель: развитие восприятия предметов, различных по форме, способствовать накоплению сенсорных впечатлений в процессе манипулирования предметами, разными по форме.

Ход: Приготовьте кубик, брусок (кирпичик) и бубен. Покажите малышу кубик, постучите им о пол. Передайте кубик малышу, предлагая  ему повторить ваши действия.

Покажите брусок, выполняя эти же действия. В конце игры  достаньте бубен и постучите по нему вначале кубиком, а потом брусочком.

Игра: «Где ты, носик?»

Цель: развитие восприятия отраженного, знание частей тела.

Ход: сядьте с малышом перед зеркалом. Показывайте малышу в зеркале его отражение, дотрагивайтесь до его носика, щечек, рта, ушек, читая стишок:

         

         Носик, носик!

         Где ты, носик?

         Ротик, ротик!

         Где ты, ротик?

         Щечка, щечка!

         Где ты, щечка?..   Г. Лагздынь.

Или:    

Скажу тебе я между прочим,

Что мы похожи очень-очень:

Вот подбородок, вот мой ротик.

И у тебя такой же, котик!

          А это носик и головка,

          Давай повертим ими ловко.

          На голове два уха, глаза,

          Давай их всем покажем сразу.      Д. Силберг.

Игра: «Деревянные ложки».

Цель: развитие умения извлекать  звуки из игрушек и предметов.

Ход: возьмите две деревянные ложки. Посадите малыша напротив себя. Постучите ложками, привлекая внимание малыша. Отдайте ему одну ложку, побуждая его постукивать ею об пол:

Ай, туки, туки, туки,

Застучали ложки,

Застучали ложки:

Ток, ток, ток, ток,

Скоро деточке годок!

Научив малыша стучать ложкой  об пол, внесите разнообразие в действие: пусть малыш стучит одной ложкой по бубну, по ведерку, по барабану, стучит ложкой по вашей ложке, а потом учится стучать ложкой о ложку.        А.Ю.Разенкова.  Стр.65.

Игра: «Музыкальная игрушка спряталась».

Цель: развитие умения находить невидимый источник звука в окружающем пространстве.

Ход: покажите малышу музыкальную игрушку; включив ее, дайте ребенку послушать мелодию, которую исполняет эта игрушка. Вновь включив мелодию, спрячьте на глазах малыша эту игрушку  под коробку, но так, чтобы часть игрушки была видна. Попросите малыша найти игрушку, спросив:«Где птичка поет? Найди!»

В следующий раз  спрячьте игрушку в коробку, полуприкрыв ее крышкой. Когда малыш научится находить  наполовину спрятанную игрушку, только тогда побуждайте его искать полностью спрятанную на его глазах игрушку.

                                                                              Ю. А. Разенкова. Стр.66.    

Физическое развитие.

Дидактические задачи.

Стимулировать дальнейшее развитие рук (манипуляции с предметами).

Продолжать стимулировать самостоятельное ползание. Стремиться к тому, чтобы малыш активно и подолгу ползал.

Поддерживать стремление ребенка  самостоятельно присаживаться, затем садиться, вставать и опускаться, держась руками за опору.

Способствовать развитию умения переступать вдоль барьера, переходить от предмета к предмету.

Поддерживать попытки вползать на горку, пониматься на горку, держась за перила.

Упражнять в умении сохранять равновесие в разных положениях (сидя, стоя, переступая)

Развивать движение пальцев, прелагать брать маленькие мячи, перебирать крупные бусы, нанизанные на леску, большие пуговицы.

Игра- упражнение : «Догонялки».

Цель: стимулирование активного ползания в разных направлениях.

Ход: имитируя погоню, взрослый обращается к малышу: «Догоню, догоню, догоню, свою детку догоню!», побуждая его ползти быстрее и быстрее. Догнав малыша подбросьте его несколько раз вверх, а затем вновь повторите игру.

Игра-упражнение: «Садимся».

Цель: тренировка умения самостоятельно садиться и ложиться.

 Ход:  малыш лежит на спине. Потяните его за одну или две руки на себя, придерживая ножки ребенка в коленях. Добейтесь, чтобы малыш пытался садиться самостоятельно, когда вы его слегка подтягиваете на себя.

А затем, придерживая ножки малыша, научите его ложиться, опираясь на одну руку.

Игра-упражнение: «Равновесие»

Цель: тренировка умения сидеть, сохраняя равновесие.

Ход: сядьте на пол. Посадите малыша лицом к себе. Взяв его за руки, медленно покачивайте из стороны в сторону, побуждая его сохранять равновесие сидя.

          Ехали мы, ехали

          В город за орехами

          По кочкам, по кочкам,

          Да в ямку - бух!

                                         Или:  От города Шаталкино

                                                   До города Качалкино

                                                   Путь сложен и непрост.

                                                   От города Качалкино

                                                   До города Шаталкино

                                                   Идти пятнадцать верст.     ( Д. Силберг).

Игра-упражнение: «У манежа».

Цель: тренировка вставания на колени и на ноги.

Ход: малыш находится в манеже в позе «на четвереньках» Покажите малышу куклу бибабо, продемонстрируйте, как она умеет танцевать. Поместите ее на перекладину спинки манежа, побуждая ребенка схватиться за перекладину и встать на колени, а затем, перенося тяжесть тела  на другую сторону и, подтянувшись с помощью рук, встать на одну ногу, другую ногу подтянуть и поставить  параллельно опорной.

 

Игра-упражнение: «Вот какая собачка»

Цель: тренировка умения переступать вдоль барьера

Ход: малыш стоит на ножках у манежа. Покажите ребенку, как собачка умеет  лаять, бегать, появляться и исчезать. Поманите малыша, приглашая его взять игрушку. Когда малыш сделает первые шаги, отдайте ему собачку. Стимулируя первые шаги вдоль опоры, используйте любимые игрушки ребенка.

     

Игра-упражнение: «Встань, малыш, еще разок!»

Цель: тренировка умения переходить от предмета к предмету, придерживаясь за них руками.

Ход: поставьте малыша на ножки у опоры (манеж, диван). Позовите его: «Иди ко мне, иди, топ-топ!» Маните малыша к себе, приговаривая:

Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок. Топ-топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом. Топ-топ!

Покажите малышу, как придерживаясь за диван или манеж, переходить от предмета к предмету.

                   

Познавательное развитие.

Дидактические задачи.

По показу и слову взрослого  выполнять действия: стучать погремушкой, катать мяч, вынимать из коробки и вкладывать в нее предметы.

Развивать действия с предметами в соответствии с их свойствами: резиновые игрушки сжимать, прислушиваться к их звучанию, мячи катать, мелкие предметы вынимать из миски, ведерка и вкладывать их обратно.

Развивать мелкую моторику рук, предлагая расстегивать кнопки, снимать кольца со стержня, открывать коробки.

Развивать движения пальцев, предлагая брать маленькие мячи, перебирать крупные бусы, нанизанные на леску, большие пуговицы. Организовывать игры: «Сорока-сорока», «Пальчик-пальчик» и др.

Игра: «Пальчик-пальчик»

Цель:  укрепление мышцы руки и пальчиков.

Ход: поглаживайте и растирайте каждый пальчик малыша от кончика к ладони, приговаривая: Пальчик-мальчик, где ты был?

                         С этим братцем в лес ходил.

                         С этим братцем щи варил.

                         С этим братцем кашу ел.

                         С этим братцем песни пел.  

Игра: «Собери ягодки»

Цель: умение брать предметы пальчиками руки, перекладывать и опускать их.

Ход: Рассыпьте объемные «ягодки» из поролона и  плоские  из картона. Побуждайте ребенка  достать их, переложить из руки в руку, ощупать, отдать взрослому. Побуждайте малыша  объемные предметы брать горстью, а плоские - кончиками пальцев.

Игра с носовым платочком.

Цель: стимулировать умение брать игрушки, предметы двумя и тремя пальчиками и отпускать их.

Ход: вам понадобится пластмассовая банка с крышкой и носовой платок. В банке проделано небольшое отверстие. Спрячьте носовой платок в банке, а его краешек пропустите в отверстие крышки. Покажите малышу, как можно взять двумя или тремя пальчиками за кончик платка и потянуть его на себя, доставая из баночки. Поиграйте с платочком , накрывая себя, а потом ребенка. Повторите игру.

 

Игра: «Бросаем в ведерко»

Цель: стимулирование умения  бросать игрушки и предметы.

Ход: вам понадобятся игрушки, издающие разные звуки и ведерко.

Поставьте ведерко так, чтобы ребенку, стоя в манеже было удобно бросать в него игрушки. Каждый раз, играя в игру, переставляйте ведерко, располагая его у разных сторон манежа. Это побудит малыша передвигаться, брать игрушки одной и другой рукой, перекладывать их из руки в руку.

 

Игра с машинкой.

Цель: подражание действиям взрослого с игрушками.

Ход: посадите ребенка лицом к себе. Подтолкните машинку по направлению к малышу, а потом – от него. Толкайте машинку туда и сюда, приговаривая:

          Автомобиль по улице бежит,

          Пыхтит, спешит, в рожок гудит.

          Би-би-би, берегись, берегись,

          Би-би-би, бе-ре-гись, посторонись!

Возьмите автомобиль в руки, покрутите его колесики, сказав: «Это машинка- би-би»

Помогите малышу научиться толкать игрушку, вначале вместе с вами, затем подражая вам.

Игра: «Сними колечко с пирамидки»

Цель: развитие различных действий с  предметами.

Ход: покажите малышу пирамидку, медленно снимите первое колечко, побуждая малыша снять следующее. Снимайте колечки по очереди или вместе с малышом. Не забывайте говорить: «Сними колечко! Вот так! Молодец!» Чтобы поддержать интерес к игре поменяйте кольца.

                                            Музыкальное развитие.

 Приобщать к слушанию вокальной  и инструментальной  музыки.

Способствовать эмоционально- положительному отклику на  веселую, быструю, грустную, спокойную,медленную мелодии, сыгранные на разных музыкальных инструментах (дудочка, губная гармошка, металлофон).

Формировать  положительную     реакцию    на    пение   взрослого,  звучание музыки.

Стимулировать подпевание звуков и подпевание слогов.

Способствовать проявлению активности  при восприятии  плясовых мелодий.

Продолжать выполнять с помощью взрослых следующие действия : хлопать в ладоши, притопывать.

Продолжать знакомить детей с  устным народным творчеством и детской

литературой.

Формировать интерес  к народным, механическим и заводным игрушкам,

вызывать радостное настроение от игр с ними.

                                   Репертуар:

«Ладушки», муз З.Левиной сл. Т.Мирадни.

«Погремушка» украинская народная мелодия обраб. М.Раульвергера.

«Из под дуба» русская народная мелодия.

«Русская песня» муз. Е. Тиличеевой.

«Петушок» русская народная мелодия обр. М.Красева.

«Ах, ты береза» русская народная мелодия.

Игры- развлечения: «Прятки», «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока», «Поехали-поехали»,

«Догоню-догоню».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационная программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной группы детей 5-7 лет, старший дошкольный возраст

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – ...

АДАПТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ИГРУШКИ»

Аннотация: адаптационная коррекционно-развивающая  программа «Игрушки» предназначена для детей от 2 до 3 лет, имеющих статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья&raqu...

Адаптационная программа

СодержаниеОбщие сведения о ребенке с синдромом Дауна………………………………………………&hel...

Конспект образовательного мероприятия для адаптационной программы. Дети раннего дошкольного возраста Тема: "Пёс Барбос"

Конспект мероприятия создания психолого-педагогических условий для адаптации детей раннего возраста к детскому саду....

Адаптационная программа по формированию педагогической компетентности педагогов для внедрения в образовательную деятельность проектной технологии в соответствии ФГОС ДО. "От проекта к успеху"

Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перес...

АДАПТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ПАТРИОТ РОССИИ»

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования дошкольников относится нравственно-патриотическое воспитание.В 21 веке в дошкольных учреждениях и школах России стали укрепляться нов...