Адаптационная программа "Гусельки"
методическая разработка

Базавлуцкая Анна Сергеевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_guselki.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Театр — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус у детей, если в младшем возрасте окунуться в мир театра, то всю жизнь будешь воспришшать мир прекрасным.

А. Богуш

Пояснительная записка.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, на развитие его творческого потенциала, способностей, интересов, развитие речи и получение знаний о театральноэстетическом искусстве. В программе систематизированы средства и методы всех видов театральной деятельности.

Главной целью программы: «Театр в детском саду», является приобщение детей к разнообразным видам театральной деятельности. В программе подчеркнута большая роль игры в становлении и развитии способностей ребенка, учитывая его интересы, желания и способности. Программа придерживается различных форм организации театральной деятельности: специально организованная, в которой основная роль принадлежит педагогу, и самостоятельная игровая деятельность — при минимальном участии воспитателя. Программа направлена на то, чтобы ребенок активно включался в театральную деятельность, эмоционально относился к действующим лицам и их поступкам, развивает желание подражать положительным героям и быть не похожим на отрицательных. Важнейшим является процесс переживания, воплощения и, конечно же, итог артистизм в спектаклях. Театр доставляет детям много радости и удовольствия, создает у них хорошее настроение, однако нельзя рассматривать театральную деятельность как развлечение. Его воспитательное значение намного шире.

Дошкольный возраст — это период когда у ребенка начинает формироваться характер, вкусы, интересы и отношение к окружающим. Поэтому, очень важно начиная с этого показать детям примеры дружбы, справедливости, отзывчивости, храбрости и т.д.

Театр располагает большими возможностями, так как^я воздействует целым комплексом средств. Театральная деятельность расгй^р^ет кругозор детей и надолго остается в их памяти. Они делятся впечатлениями с товарищами и рассказывают о театральной деятельности родителям, такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умение выражать свои чувства. Театральная деятельность тесно переплетается со всеми видами деятельности ребенка в детском саду: утренняя гимнастика, прием пищи, игровая деятельность, занятия, прогулка подготовка ко сну, гимнастика, пробуждение, утренники и развлечения.

Дети склонны к пугливости или боязливости перед новыми вещами или ситуациями. Вновь поступившие дети склонны к уединению, а некоторые даже к одиночеству; подолгу играют с одной и той же игрушкой, обходясь

без общества других детей. Поэтому главной задачей педагога является осуществление благоприятной адаптации малышей в детском саду, установление добрых отношений в группе. Ощутив любовь воспитателя, малыш становится более эмоциональным и общительным.

Одной из форм адаптации детей является фольклор, который используется во всех видах деятельности. С помощью детского фольклора у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Повторяя вместе с воспитателем поговорки, мирилки, молчанки и др., у детей развивается воображение, обогащаются речь и эмоции. Замкнутые ребята становятся более раскрепощёнными в своих действиях, чаще улыбаются, идут на контакт со своими сверстниками, с удовольствием принимают участие в небольших сценках перекличек русского народа.

Программа составлена на младший дошкольный возраст.

Структура программы:

В программе выделено три типа задач:

  1. тип задач — развитие выразительной речи;
  2. тип задач — образовательные задачи, которые непосредственно связаны с изучением, театрально-эстетического искусства, развитием артистизма, навыков сценических воплощений в играх инсценировках и драматизациях, а также навыков овладения вождения кукол;
  3. тип задач — это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, а также коммуникативных способностей театрального искусства.

        Организация театральной деятельности

Театральные занятия в I младшей группе проводятся один раз в неделю, время проведения занятий 10-15 минут.

Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные.

Постепенность и последовательность этой программы позволяет ребенку ознакомится с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

Общие задачи театральной деятельности

  • реализовывать творческий потенциал ребенка, знакомить с окружающим миром через театрально-эстетическую деятельность;
  • последовательно и поэтапно знакомить детей от 1.5 до 3 лет с театральным искусством, через эстетическое восприятие;
  • приобщать детей к театрально-эстетической культуре;
  • развивать выразительную речь, включая в себя вербальные (интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства выразительности;

        обеспечивать взаимосвязь театральной с другими видами деятельности в едином педагогическом пространстве;

  • учить передавать характер, особенности образов, перевоплощаться, вести ролевой диалог, соединять речь с движениями;
  • учить с выражением декламировать текст;
  • по средствам личностно-компетентного подхода к ребенку помогать детям, преодолевать робость, неуверенность в себе, развивать и реализовывать творческий потенциал через театрально-эстетическую деятельность;
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем видам театра и собственной театрально-игровой деятельности, развивать любознательность и исследовательский интерес для моделирования, поиска, и экспериментирования с различными материалами (природный, ткань, и т. д.) в зоне театральной деятельности;
  • воспитывать нравственную направленность (дружба, доброта, честность, взаимопомощь и т.д.);
  • привлекать родителей к активному участию в качестве исполнителей ролей в спектаклях, авторов текстов, изготовителей декораций и костюмов.

Ребенок овладевает умениями и навыками

Восприятие театрального представления:

  • узнавать и эмоционально положительно реагировать на смысл разыгрывания драматизации по смыслу знакомых сказок;
  • сопереживать положительным и осуждать неправильные поступки театральных персонажей;
  • учиться говорить правильно, четко, выразительно;

В игровой деятельности;

  • выполнять действие соответственно тексту, имитировать движения и действия героев;
  • повторять отдельные действия в процессе показа настольного и пальчикового театра;
  • выражать чувства мимикой, движениями, интонацией;
  • разыгрывать тексты потешек, песен, стихотворений, знакомых сказок.

В сценической деятельности;

  • инсценировать тексты знакомых сказок с использованием декораций, атрибутов, костюмов в музыкальном сопровождении.

В процессе обучения ребенок узнает и усваивает;

  • о малых поэтических жанрах народного фольклора и их значениях;
  • про три вида театра (театр игрушек, кукольный, пальчиковый);
  • про смысл театральной постановки.

Формы организации театральной деятельности

Организация взрослым на занятии:

  • игры импровизации;
  • игры забавы;
  • показ драматизации;
  • показ настольного театра;
  • показ театра игрушек;
  • показ пальчикового театра.

Инициатива детей

  • ряженье
  • инсценировка стихов, сказок;
  • проговаривание стихотворений, запоминающихся текстов и сказок;
  • пение песенок и колыбельных во время сюжетно-ролевых игри игр с игрушками.

Методическое обеспечение: учебно-методические комплекты- аудио диски, кукольные театры, куклы, настольный и пальчиковый театр и. т. д. Материал, рекомендованный для использования в процессе театральной деятельности

  • книжка — игрушка;
  • книжка-раскладушка;
  • книги с яркими понятными иллюстрациями к сказке;
  • настольный театр;
  • пальчиковый театр;
  • резиновые, пластмассовые игрушки;

Показатели успехов и достижений:

  • активно контактируют со взрослыми и сверстниками в процессе
  • показа театрального действия и театрализованной игры;
  • имитируют движения согласно словам песни, стихотворения, сказки;
  • имитируют голоса животных, птиц во время драматизации сказок;
  • с интересом и вниманием смотрит театральные постановки, эмоционально показывает свои чувства (громко смеется, подпрыгивает, жестикулирует).

Позиция взрослого и ребенка Взрослый.

  • инициатор общения, показа, организатор театральных действий;

Ребенок:

  • с интересом слушает;
  • манипулирует с игрушками;

инициатор ряженья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Организация адаптационной группы раннего возраста в ДОУ способствует мягкой безболезненной адаптации ребенка к условиям детского сада. В игровой форме чередуются различные виды детской деятельности, п...

Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

Целью и побудительным мотивом  к созданию  перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, организов...

Эмоциональный комфорт ребёнка в адаптационный период. Методическая разработка "Адаптационные домики"

Данный материал позволяет  облечить адаптационный период  ребёнка,создаёт положительную эмоциоональную атмосферу в детском саду,стимулирует к творчеству.В данном материале  описывается ...

Методические материалы по созданию единого адаптационного пространства с помощью работы адаптационного детско-родительского клуба "Поиграй-ка"

Наша программа предназначена для систематизации знаний педагогических работников о способах решения проблем адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада.Основой программы является  создание...

Организация адаптационного периода. Адаптационные игры.

Создание предметно - развивающей среды (использование нетрадиционных форм). Создание благоприятных условий способствует облегчению периода адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учере...

Семинар-практикум для педагогов адаптационных групп «Играем с детьми в адаптационные игры и упражнения »

Данный материал опубликован в помощь педагогам, работающим с детьми, проходящими адаптацию в ДОУ...

Памятка для педагогов, родителей детей раннего возраста в адаптационный период Тема «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период к ДОУ»

Адаптация-это жизненный процесс. Каждый человек его переживает по разному,кто-то весело и с интересом,а кто-то со слезами на глазах и со страхом....