План по самообразованию на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»
методическая разработка

Скрипник Олеся Алексеевна

Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_novyy.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТ

на заседании

педагогического совета

протокол  №__

от _________ года

УТВЕРЖДЕН

приказом №____

от _________ года

заведующий МБДОУ

д/с «Золотая рыбка»

Матвеева М. К. ____

м.п.

План по самообразованию

 воспитателя МБДОУ д/с «Золотая рыбка»

Скрипник Олеси Алексеевны

  (стаж работы) 2 года                                    (кв. категория) без категории

Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»

Срок реализации: 1 год

(сентябрь 2024 – май 2025 г.)

2024 г

Цели и задачи

Цель:

повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Задачи:

  1. повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»

  2. обогащение пространственной среды в группе по теме самообразования в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП;
  3. изучение современных технологий с детьми по теме самообразования;
  4. познакомить родителей с темой самообразования;
  5. подобрать диагностический материал и провести диагностику в начале и конце года;
  6. обобщить опыт по самообразованию.

Актуальность

    В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика  показывает: ситуация  с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.

Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

     Находясь на проезжей части или играя  на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

     Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

     В группе накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения  не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и  поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.

     Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.

   Основой содержания работы с детьми  в условиях их вариативности являются 5 направлений, соответствующие основным линиям развития ребенка:

- Познавательное

-  Речевое.

-  Социально-личностное.

 -  Художественно-эстетическое.

-   Физическое.

     Положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.

Формы и методы обучения дошкольников ПДД.

   Игра, как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах.

    Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький)

    С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

   Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе.

    Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.

3 Развлечения и досуги.

4. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.

5. Работа с родителями: консультации, беседы.

 6. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов.

7.Изготовление папок передвижек

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • презентация проекта «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»;
  •  оформление сборника консультаций для родителей;
  •  оформление папки передвижки для родителей;
  •  создание уголка в группе по теме самообразования;
  •  отчет о проделанной работе за учебный год.

Перспективный план работы по самообразованию педагога

Месяц

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

1 этап Информационно-аналитический

Сентябрь

1. Педагогическая диагностика по знанию правил безопасности дорожного движения.

Изучение опыта работы коллег

  1. 1. Составить план работы по самообразованию.
  2. 2. Изучить нормативно- правовых документов по  теме самообразования

3.  Подбор научной и учебной  методической литературы.

4.Изучение научной и учебной  методической

литературы

 5. Подбор игр, составление картотек, художественной литературы.

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах»

2 этап – Прогностический (внедрение в практику).  Практический

Октябрь

1. Интегрированное занятие (познавательная, речевая деятельность) «Зачем нужны правила дорожного движения?»

2. Экскурсия: Дорожные знаки по дороге в детский сад

Реализация проекта

Консультация для родителей: «Как научить ребенка наблюдать за дорогой?»

Ноябрь

1.Беседа с включением игр и творческих заданий «История транспорта»

2. Чтение сказок о безопасности дорожного движения

Просмотр вебинара по теме самообразования

Участие родителей в акции «Стань заметней на дороге»

Декабрь

1.Дидактическая игра «Теремок»

2.Рисование дорожных знаков

Просмотр вебинара по теме самообразования.

Консультация для родителей: «Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах»

Январь

1.Беседа: «Как появился светофор?»

2.Конструирование из подручных материалов: «Три глаза для светофора»

Реализация проекта

Памятки «Правила безопасного дорожного движения в зимний период»

Февраль

1.Интегрированное занятие (познавательная, речевая деятельность): Правила поведения в транспорте.

2.Чтение загадок

Участие в семинарах, РМО

Консультация для родителей: «Если вы купили ребенку велосипед».

Март

Квест – расследование: «На помощь другу Светофорику»

Интегрированное занятие элементами продуктивной деятельности (аппликация): «Безопасный двор»

Просмотр вебинара по теме самообразования.

 Изготовление папки передвижки

Апрель

1.Беседа- размышление: «Кому важно быть внимательным на дороге?»

2 Дидактическая игра «На островке»

3.  Экскурсия по улице (наблюдения за пешеходным переходом, перекрестком, светофором, транспортом, пешеходами).  

4.Сюжетно-ролевая игра: «Я -  шофер, вы – пешеходы».

Прохождение онлайн курсов

Участие родителей в экскурсии на дорогу

3 этап Заключительный. Обобщение опыта работы.

Май

Педагогическая диагностика по знанию правил безопасности дорожного движения.

Презентация проекта

Отчет о работе по теме самообразования

Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе за учебный год

Литература:

1.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Минобр. РФ 2014 г.

2.  Н. Н.Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48

3.  Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева  «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: АСТ-ЛТД», 1997.

4.  Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице»., «Детство-пресс», 2008

5.  Храмцова Т. Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

6.  Шорыгина Т. А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005.

7.  Л. Б. Поддубная « Правила дорожного движения подготовительная группа», -  Волгоград, « Корифей», 2009.

8.  В. Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие.- М., «Третий Рим», 2007

9.  Ф. С. Майорова  « Изучаем дорожную азбуку», М., « Издательство Скрипторий 2003», 2005

10. Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора» пособие для педагогов и родителей, - Москва, «Мозаика – Синтез», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт по проблеме: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах через ознакомление с правилами дорожного движения"

В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду - это довольно большой комплекс ...

Инновационный педагогический опыт по проблеме: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах через ознакомление с правилами дорожного движения"

•В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду - это довольно большой комплекс...

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения» Обеспечение безопасности детей на дороге ос...

Выступление на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

Выступление на тему:«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»....

Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»

Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»...

Опыт работы на тему "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения"

Опыт работы на тему "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения"...

Доклад на педсовет. Из опыта работы на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из н...