План по самообразованию на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»
методическая разработка
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_novyy.docx | 32.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТ на заседании педагогического совета протокол №__ от _________ года | УТВЕРЖДЕН приказом №____ от _________ года заведующий МБДОУ д/с «Золотая рыбка» Матвеева М. К. ____ |
м.п. |
План по самообразованию
воспитателя МБДОУ д/с «Золотая рыбка»
Скрипник Олеси Алексеевны
(стаж работы) 2 года (кв. категория) без категории
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»
Срок реализации: 1 год
(сентябрь 2024 – май 2025 г.)
2024 г
Цели и задачи
Цель:
повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
Задачи:
повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»
- обогащение пространственной среды в группе по теме самообразования в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП;
- изучение современных технологий с детьми по теме самообразования;
- познакомить родителей с темой самообразования;
- подобрать диагностический материал и провести диагностику в начале и конце года;
- обобщить опыт по самообразованию.
Актуальность
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.
Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
В группе накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
Основой содержания работы с детьми в условиях их вариативности являются 5 направлений, соответствующие основным линиям развития ребенка:
- Познавательное
- Речевое.
- Социально-личностное.
- Художественно-эстетическое.
- Физическое.
Положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.
Формы и методы обучения дошкольников ПДД.
Игра, как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах.
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький)
С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
1. Знакомство с художественной литературой.
2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.
3 Развлечения и досуги.
4. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.
5. Работа с родителями: консультации, беседы.
6. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов.
7.Изготовление папок передвижек
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- презентация проекта «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»;
- оформление сборника консультаций для родителей;
- оформление папки передвижки для родителей;
- создание уголка в группе по теме самообразования;
- отчет о проделанной работе за учебный год.
Перспективный план работы по самообразованию педагога
Месяц | Формы работы | ||||
С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями | ||
1 этап Информационно-аналитический | |||||
Сентябрь | 1. Педагогическая диагностика по знанию правил безопасности дорожного движения. | Изучение опыта работы коллег |
3. Подбор научной и учебной методической литературы. 4.Изучение научной и учебной методической литературы 5. Подбор игр, составление картотек, художественной литературы. | Родительское собрание «Безопасность детей на улицах» | |
2 этап – Прогностический (внедрение в практику). Практический | |||||
Октябрь | 1. Интегрированное занятие (познавательная, речевая деятельность) «Зачем нужны правила дорожного движения?» 2. Экскурсия: Дорожные знаки по дороге в детский сад | Реализация проекта | Консультация для родителей: «Как научить ребенка наблюдать за дорогой?» | ||
Ноябрь | 1.Беседа с включением игр и творческих заданий «История транспорта» 2. Чтение сказок о безопасности дорожного движения | Просмотр вебинара по теме самообразования | Участие родителей в акции «Стань заметней на дороге» | ||
Декабрь | 1.Дидактическая игра «Теремок» 2.Рисование дорожных знаков | Просмотр вебинара по теме самообразования. | Консультация для родителей: «Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах» | ||
Январь | 1.Беседа: «Как появился светофор?» 2.Конструирование из подручных материалов: «Три глаза для светофора» | Реализация проекта | Памятки «Правила безопасного дорожного движения в зимний период» | ||
Февраль | 1.Интегрированное занятие (познавательная, речевая деятельность): Правила поведения в транспорте. 2.Чтение загадок | Участие в семинарах, РМО | Консультация для родителей: «Если вы купили ребенку велосипед». | ||
Март | Квест – расследование: «На помощь другу Светофорику» Интегрированное занятие элементами продуктивной деятельности (аппликация): «Безопасный двор» | Просмотр вебинара по теме самообразования. | Изготовление папки передвижки | ||
Апрель | 1.Беседа- размышление: «Кому важно быть внимательным на дороге?» 2 Дидактическая игра «На островке» 3. Экскурсия по улице (наблюдения за пешеходным переходом, перекрестком, светофором, транспортом, пешеходами). 4.Сюжетно-ролевая игра: «Я - шофер, вы – пешеходы». | Прохождение онлайн курсов | Участие родителей в экскурсии на дорогу | ||
3 этап Заключительный. Обобщение опыта работы. | |||||
Май | Педагогическая диагностика по знанию правил безопасности дорожного движения. | Презентация проекта | Отчет о работе по теме самообразования | Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе за учебный год |
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Минобр. РФ 2014 г.
2. Н. Н.Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48
3. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: АСТ-ЛТД», 1997.
4. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице»., «Детство-пресс», 2008
5. Храмцова Т. Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
6. Шорыгина Т. А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005.
7. Л. Б. Поддубная « Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, « Корифей», 2009.
8. В. Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие.- М., «Третий Рим», 2007
9. Ф. С. Майорова « Изучаем дорожную азбуку», М., « Издательство Скрипторий 2003», 2005
10. Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора» пособие для педагогов и родителей, - Москва, «Мозаика – Синтез», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт по проблеме: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах через ознакомление с правилами дорожного движения"
В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду - это довольно большой комплекс ...
Инновационный педагогический опыт по проблеме: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах через ознакомление с правилами дорожного движения"
•В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду - это довольно большой комплекс...
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения» Обеспечение безопасности детей на дороге ос...
Выступление на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».
Выступление на тему:«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»....
Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»
Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»...
Опыт работы на тему "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения"
Опыт работы на тему "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения"...
Доклад на педсовет. Из опыта работы на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из н...