дополнительная общеобразовательная программа "Эколята дошколята"
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Центр развития ребенка детский сад №26 «Карусель»
города Рязани
Программа работы по дополнительной образовательной деятельности « Эколята-дошколята».
Педагогов и воспитанников группы.
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МБДОУ
«ЦРР детский сад №26» «Карусель»
----------------------------------
Макарова О.Н.
«____» _____________ 2019г.
Программа
по дополнительной образовательной деятельности
«Эколята-дошколята»
(познавательное развитие)
Возраст воспитанников: 4-7 лет
Срок реализации:3 года
автор-разработчик:
воспитатели
Захарова Е.В,
Петрова С.А.
город Рязань, 2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.…………………………………………….3
- Актуальность рабочей программы……….………………………3
- Цели и задачи рабочей программы…………………………………4
- Объем и срок освоения программы…………………………………5
- Порядок использования в практической деятельности……… …...5
- Прогнозируемые результаты………………………………………..6
- Формы контроля …………………………………………………….7
- Тематический план средняя группа ………………………….....8
- Перспективный план средняя группа ……………………… ….10
- Мониторинг освоения материала средняя группа……………….13
- Тематический план старшая группа ……………………………15
- Перспективный план старшая группа ……………………… ….17
- Мониторинг освоения материала старшая группа……………….21
9. Тематический план подготовительная группа …………………….23
10. Перспективный план подготовительная группа …………………24
10. Мониторинг освоения материала подготовительная группа……29
12. Список литературы…….…………………………………................31
Мир, окружающий ребенка, —
Это прежде всего мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Пояснительная записка
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем? », «как? », «почему? ». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача взрослых – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Актуальность: Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Порядок применения рабочей программы в практической профессиональной деятельности:
Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются ребёнку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребёнка, его знаний и мышления, совокупностью определённых физиологических особенностей. Рабочая программа по виду деятельности – познавательное развитие.
Цель программы:
Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста, способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи.
Задачи программы:
1. Образовательные:
-расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
-обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон.
2. Развивающие:
-развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
-формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
-развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.
3. Воспитательные:
-формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
-воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
-воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
- многообразие живых организмов, их экологическое единство; связь со средой обитания;
- явления неживой природы; понятие мироздания (Вселенной);
- человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность; использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
В основу содержания программы дополнительного образования легла программа «В экологию» автора Воронкевич О.А., «Азбука Природолюбия» Т.В. Зотовой, которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Объем и срок освоения программы:
Срок реализации рабочей программы ДОД «Эколята-дошколята» рассчитан на 3 года (средняя, старшая и подготовительная группа ДОУ).
Режим работы: 1 раз в неделю
Общее количество в месяц – 4раза в месяц 1 раз в неделю
Общее количество в год – 36 (сентябрь – май)
Продолжительность:
20 минут – средняя группа
25 минут – старшая группа
30 минут – подготовительная группа
Целевой базис программы:
Воспитание - главное!
Образование - важное!
Защита - необходимое!
Экология - актуальное!
Методы, используемые для реализации работы ДОД «Эколята-дошколята»
1. Наглядные методы:
-экскурсии, целевые прогулки;
-наблюдения;
-показ сказок (педагогом, детьми);
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
-проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
-чтение литературных произведений;
-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр
– драматизаций и др.);
-загадывание загадок;
-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
4. Практические методы:
-организация продуктивной деятельности детей;
-оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
-постановка сказок, отрывков литературных произведений;
-изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка обращаем внимание на следующие основные направления:
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.)
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Прогнозируемые результаты:
1. Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Формами подведения итогов реализации данной программы является:
- Мониторинг освоения детьми программного материала. Предоставление аналитического материала
- Экологические акции «Посади дерево», «Семечко и зёрнышко про запас», «Поможем пернатым друзьям», «Живи ёлочка», «Посадим тюльпаны»,«Берегите воду», «Вестники весны», «Каждому певцу по дворцу», «Украсим планету цветами», «Мусору – нет!».
- Экологические сказки «Весна пришла и сказку принесла», «Путешествие гнома в весеннем лесу», «Дедушкин огород», «Овощи и фрукты», «Береги красу Земли».
- Выставки рисунков и поделок «Сохраним землю нашу», «Зелёный город», «Чудеса на грядке», «Тайны природы», «Лесная сказка», «Береги свою планету, ведь другой на свете нет!» «Цветы – улыбка природы», «Наш дом – планета Земля», «Кладовая леса».
- Фотовыставки «В нашем парке ходит Осень», «Яркий мир природы», «Вода – чудесный дар природы», «Волшебница Зима», «Яркие краски весны», «Первоцветы», «Жизнь леса», «Удивительный мир насекомых».
- Экологические викторины «Угадай-ка»,«По лесным тропинкам», «Давайте вместе мы природой дорожить», «Знатоки природы», «Природа вокруг нас», «Мы – друзья природы!».
- Экологические квесты «В гостях у волшебницы Воды», «Зелёная планета», «Прогулка в зимний лес», «Полёт стрижей», «Прогулка в лес», «Экологическая ромашка», «Наш дом – природа, береги её».
- Вечер развлечений с приглашением детей средней группы и родителей «Путешествие на Остров превращений», «Времена года», «Люблю берёзку русскую», «Прогулка в волшебный лес».
- Проекты « Ёлка – зелёная иголка», «Огород на окне», «Мой зелёный город», «Песочные фантазии», «Мой чистый мир», «Лес – наше богатство», «Кто живёт рядом с нами».
- Экологические праздники«Как прекрасен этот мир», «День Земли», «Давайте сохраним природу!».
- Субботники совместно с родителями и детьми «Каждую соринку в корзинку», «Зелёная весна», «Приведу в порядок свою планету».
Тематический план ДОД «Эколята-дошколята»
1-й год обучения (средняя группа)
Месяц | Тема | Кол-во часов |
Сентябрь | Во саду ли, в огороде Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты" | 20 минут |
Сентябрь | Экскурсия в природу «Наши друзья – зеленые друзья.» Подвижная игра « Раз, два, три к дереву беги» | 20 минут |
Сентябрь | Экологическая акция «Коробки, шишки, камыши приносите малыши». Дидактические игры: «Угадай на ощупь» | 20 минут |
Октябрь | Театрализованная экологическая сказка «Лесное приключение» | 20минут |
Октябрь | Фотовыставка «Осень в гости просим». Экологическая игра «Отгадайте, что за растение» | 20 минут |
Октябрь | Экологический проект – презентация «Тайны грибного царства».Экологическая игра «Съедобное - не съедобное» | 20минут |
Ноябрь | «Воздух» Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) Экологический рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей | 20 минут |
Ноябрь | Мир растений Чтение рассказа "Зелёные страницы" Беседа "Мой любимый цветок" Пальчиковая игра «Цветок» | 20 минут |
Ноябрь | Экологический проект «Подводное царство» Подвижные игры «Рыбак и рыбки» «Море волнуется раз, море волнуется два…» | 20 минут |
Ноябрь | Выставка рисунков и поделок «Осенняя палитра». Сказка «Случай в лесу». Экологическая игра «Придумай историю о дружбе» | 20 минут |
Декабрь | Волшебница вода Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить" Игра "Как сосулька превратилась вводу Опыт"Изготовление цветных льдинок | 20 минут |
Декабрь | Лесные жители. Презентация "Звери в зимнем лесу" Экологическая игра - имитация "Звериная зарядка" | 20 минут |
Декабрь | Экологический праздник «Вокруг живой ёлочки» | 20 минут |
Январь | Белый снег, пушистый. Опыт со снегом | 20 минут |
Январь | Зимушка-зима . Игры-забавы с санками. | 20 минут |
Январь | Выставка рисунков «Зимняя сказка». Чтение сказки «Зимовье» | 20 минут |
Февраль | Песок, глина, камень, почва.( опыт) | 20 минут |
Февраль | Проект «Путешествие в царство комнатных растений» | 20 минут |
Февраль | Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет. Тепло, влага. Почвенное питание) | 20 минут |
Март | Экологический проект В гостях у Веснянки. | 20 минут |
Март | Экологическая театрализованная сказка «Заюшкина избушка» | 20минут |
Март | Выставка рисунков и поделок «Береги живое». Рассматривание Красной книги, беседа. | 20минут |
Апрель | Насекомые наши -помощники. | 20 минут |
Апрель | Резина и пластмасса. Опытно- экспериментальная деятельность. | 20 минут |
Апрель | Экологическая сказка Как муравьишка домой спешил Виталий Бианки | 20минут |
Апрель | Экскурсия в плодовый сад в период цветения.Рисование «Что мы видели» | 20 минут |
Май | Экологическая тропинка | 20 минут |
Май | Проект Экологическая тропинка | 20минут |
Май | Экологический праздник «Как прекрасен этот мир» | 20 минут |
Май | Диагностика на конец года | 20 минут |
Итого: | 30 занятий | 600минут=10 ч. |
Перспективный план ДОД «Эколята-дошколята»
1-й год обучения (средняя группа)
Месяц | Тема | Цель | Кол-во часов |
Сентябрь | Введение. Презентация «Во саду ли, в огороде». Экологическая игра «Опиши объект природы» | Закреплять представления детей об овощах и фруктах; Учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания;определять взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение); | 20минут |
Сентябрь | Экскурсия в природу «Наши друзья – зеленые друзья.» Подвижная игра « Раз, два, три … беги» | Обобщить и систематизировать знания детей о природе и месте человека в ней, развивать внимание, мышление, речь, воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. | 20 минут |
Сентябрь | Экологическая акция «Коробки, шишки, камыши приносите малыши» Дидактическая игра: «Угадай на ощупь» | Сбор природного и бросового материала для изготовления поделок с детьми. В акции принимают участие родители. | 20 минут |
Октябрь | Театрализованная экологическая сказка «Лесное приключение» | Формировать у детей экологическое сознание и культуры природопользования. | 20 минут |
Октябрь | Фотовыставка «Осень в гости просим». Экологическая игра «Отгадайте, что за растение» | Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры. | 20 минут |
Октябрь | Экологический проект – презентация «Тайны грибного царства» | Расширять знания детей о грибах (названии, месте произрастания, строении); учить различать съедобные и несъедобные грибы Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | 20 минут |
Ноябрь | «Воздух» Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) Экологический рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей | Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.. | 20 минут |
Ноябрь | Мир растений Чтение рассказа "Зелёные страницы" Беседа "Мой любимый цветок" Пальчиковая игра «Цветок» | Познакомить с удивительным природным многообразием — миром растений, птиц и зверей. Формовать экологическую связей в окружающем мире. | 20минут |
Ноябрь | Экологический проект «Подводное царство» Подвижные игры «Рыбак и рыбки» «Море волнуется раз, море волнуется два…» | Расширять представления детей об обитателях водных просторов, формировать умение размышлять; развивать логическое мышление, | 20минут |
Ноябрь | Выставка рисунков и поделок «Осенняя палитра». Сказка «Случай в лесу». Экологическая игра «Придумай историю о дружбе» | Развивать художественно-творческую активность воспитанников, создать единого пространства для развития ребенка в детском саду и семье, укреплять детского- родительских отношений. | 20 минут |
Декабрь | Волшебница вода Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить" Игра "Как сосулька превратилась вводу Опыт «Изготовление цветных льдинок» | Расширить представление о свойствах воды(водам ожжет быть в разном состоянии: твердом жидком, газообразном; в вводе могут растворятся вещества, можно окрасить в другой цвет. | 20 минут |
Декабрь | Лесные жители. Презентация "Звери в зимнем лесу" Экологическая игра - имитация "Звериная зарядка" | Способствовать формированию знаний о том, что животные по-разному приспособлены к жизни зимой, расширять представление о жизни животных в зимнем лесу. | 20 минут |
Декабрь | Экологический праздник «Вокруг живой ёлочки» | Создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в празднике, радоваться зиме, красоте зимней природы, зимним играм, воспитывать любовь к природе — бережное отношение к ели зимой, чувство ответственности, организованности, активного внимания, сплоченности и взаимопомощи. | 20 минут |
Январь | Белый снег, пушистый. Опыт со снегом. Рисование «Снежинки» | Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда. Их сравнение. | 20 минут |
Январь | Зимушка-зима . Игры-забавы с санками. | Расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и их влияние на жизнь растений, животных, на деятельность людей; показать связь между живой и не живой природой. | 20минут |
Январь | Выставка рисунков «Зимняя сказка». Чтение сказки «Зимовье» | Развивать художественно-творческую активность воспитанников, создать единое пространство для развития ребенка в детском саду и семье, укреплять детского- родительских отношений. | 20 минут |
Февраль | Песок, глина, камень, почва.( опыт) | Научить узнавать и называть песок, глину , камень. Выявить особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Продолжать обучать детей описывать растения. отмечать различные сходства между ними, характерные признаки. | 20 минут |
Февраль | Проект «Путешествие в царство комнатных растений» | 20 минут | |
Февраль | Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет. Тепло, влага. Почвенное питание) | Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Расширять знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. | 20 минут |
Март | Экологический проект В гостях у Веснянки. | 20минут | |
Март | Экологическая театрализованная сказка «Заюшкина избушка» | Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла. Появлением солнца. Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных.. | 20 минут |
Март | Выставка рисунков и поделок «Береги живое». Рассматривание Красной книги, беседа. | 20 минут | |
Апрель | Насекомые наши -помощники. | Дать элементарные знания о жуках (майский, божья коровка, пчела, муравей). Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | 20 минут |
Апрель | Резина и пластмасса. Опытно- экспериментальная деятельность. | Познакомить с новым материалом. Учить детей определять признаки и свойства материалов. Формировать познавательный интерес к жизни насекомых. Расширить первоначальные представления детей о жизнедеятельности насекомых в весеннее - летний период. Обогащение представлений о том, как насекомые «трудятся». | 20 минут |
Апрель | Экологическая сказка Как муравьишка домой спешил | 20минут | |
Апрель | Экскурсия в плодовый сад в период цветения.Рисование «Что мы видели» | Учить различать 2-3 дерева по цветкам; воспитывать эстетические чувства. | 20 минут |
Май | Проект Экологическая тропинка | Учить имеющиеся знания детей об окружающей природе ( о цветах на клумбе, о лесе, об огороде); упражнять в практической помощи природе ( уборке мусора, лечение деревьев) | 25 минут |
Май | Экологический праздник Как прекрасен этот мир | Изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности. | 20 минут |
Май | Диагностика на конец года | 20 минут |
Мониторинг освоения программы
(средняя группа)
ФИ ребёнка | Осознанно оценивает отношение к природе, понимает последствия не правильного отношения к ней.
| Осознанно оценивает отношение к природе, приводит адекватные факты бережного отношения к ней. | Умеет оценить поступки взрослых и детей с экологической позиции | Имеет представления об отношении к растениям, животным в спец. созданных условиях | Имеет представления о нормах отношения к живому. | Имеет представления об охране природы. | Имеет представленияо взаимоотношении окружающей среды и человека. | Умеет определ. сост. обитателей уголка прир. (практ. умения) | Имеет представления о взаимоотношении окруж- щеи среды и человека. |
Итого:
В _____человек, ______%;
С______ человек, ______ %;
Н _____ человек, ______%.
Мониторинг осуществляется в начале (сентябре) и конце (мае) учебного года.
Знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети к концу учебного года и усвоение программного материала определяется по трехбалльной системе:
В – высокий уровень (3 балла)- ребенок самостоятельно справляется с заданием;
С – средний уровень (2 балла)-ребенок справляется с заданием с незначительной помощью взрослого;
Н – низкий уровень (1 балл) - ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого.
Выводы по мониторингу.
Тематический план ДОД «Эколята-дошколята»
2-й год обучения (старшая группа)
Месяц | Тема | Кол-во часов |
Сентябрь | Введение. Презентация «Эколята-дошколята». Экологическая игра «Опиши объект природы» | 25 минут |
Сентябрь | Будь аккуратен с природой. Рассказ «Конёк лесной». Экологическая игра «Продолжи фразу» | 25 минут |
Сентябрь | Береги природу. Рассказ «Аист белый» Экологические игра «Береги природу» | 25 минут |
Сентябрь | Экологическая акция «Семечко и зёрнышко про запас». Экологическая викторина «Природа вокруг нас». | 25 минут |
Октябрь | Театрализованная экологическая сказка «Дедушкин огород» | 25 минут |
Октябрь | Фотовыставка «В нашем парке ходит Осень». Экологическая игра «Да-нет» с использованием ТРИЗ-технологии | 25 минут |
Октябрь | Экологическая квест – игра «Прогулка в осенний лес» | 25 минут |
Октябрь | Экологический проект «Огород на окне». Экологическая игра «Отгадай объект природы» (ТРИЗ-РТВ технология: игра «ДА – НЕТ» | 25 минут |
Ноябрь | Будь вежлив с природой и внимателен к природе. Рассказ «Цапля серая». Экологическая игра «Отгадай объект природы» (ТРИЗ-РТВ технология: игра «ДА – НЕТ» | 25 минут |
Ноябрь | Экологическая игра «Попробуй, расскажи». Гулять на природе. Фотовыставка «В нашем парке ходит Осень» Рассказ «Выдра». | 25 минут |
Ноябрь | Экологическая игра «Что ты встретил в лесу?» Рассказ «Дружить с природой» Экологическая игра «Расскажи историю» | 25 минут |
Ноябрь | Выставка рисунков и поделок «Лесная сказка». Рассказ «Осоед». Экологическая игра «Придумай историю о дружбе» | 25 минут |
Декабрь | Единство человека и природы. Рассказ «Зверобой продырявленный». Экологическая игра «Найди природу» | 25 минут |
Декабрь | Жалеть природу. Рассказ «Клён» Экологическая игра «Горячо – холодно» (ТРИЗ – РТВ технология: игра «Маятник» | 25 минут |
Декабрь | Экологическая викторина «Мы – друзья природы». Акция «Живи ёлочка». | 25 минут |
Декабрь | Заботиться о природе. Рассказ «Сойка». Экологическая игра «Сравнение». | 25 минут |
Январь | Фотовыставка «Волшебница Зима». Исследовать, изучать природу. Рассказ «Утка Гоголь» Экологическая игра «Подбери сравнения» (ТРИЗ-РТВ технология) | 25 минут |
Январь | Красная книга.Рассказ «Зубр». Экологическая игра «Давайте скажем «спасибо». | 25 минут |
Январь | Экологическая квест-игра «Прогулка в зимний лес». Любить природу, любоваться природой. Проект «Ёлка – зелёная иголка» | 25 минут |
Январь | Рассказ «Калина». Экологическая игра «Добрый волшебник приходит к нам в гости» | 25 минут |
Февраль | Акция «Поможем пернатым друзьям». Многообразие природы. Рассказ «Скворец». Экологическая игра «Назови слово» | 25 минут |
Февраль | Экологическая игра «Что будет, если …» Наблюдать за природой. Рассказ «Брусника» Экологическая игра «Знаешь ли ты природу» | 25 минут |
Февраль | Экологическая викторина «Природа вокруг нас». Рассказ «Ответственность перед природой». | 25 минут |
Февраль | Экологическая игра «Знаешь ли ты природу» Рассказ «Фазан обыкновенный». Экологическая игра «Расскажи о природе». | 25 минут |
Март | Экологическая игра «Чего не хватает». Рассказ « Природолюбие». Фотовыставка «Первоцветы» | 25 минут |
Март | Экологическая сказка «Весна пришла и сказку принесла» | 25минут |
Март | Экологическая викторина «Угадай-ка». Рассказ «Дождевой червь». Экологическая игра «Парашютик» | 25 минут |
Март | Выставка рисунков и поделок «Сохраним землю нашу». Рассказ «Радоваться вместе с природой» | 25 минут |
Апрель | Экологическая игра «Помоги другу». Рассказ «Тигр».Экологическая игра «Любить природу». | 25 минут |
Апрель | Экологическая квест – игра «Зелёная планета» | 25 минут |
Апрель | Рассказ «Сохранить природу». Проект «Кто живёт рядом с нами» | 25 минут |
Апрель | Рассказ «Божья коровка» Фотовыставка «Удивительный мир насекомых» | 25 минут |
Май | Развлечение «Времена года». | 25 минут |
Май | Экологическая игра «Кто живёт в лесу?» Проект «Лес – наше богатство» | 25 минут |
Май | Экологический праздник «Как прекрасен этот мир» | 25 минут |
Май | Диагностика на конец года | 25 минут |
Итого: | 36 часов | 900 минут=15 ч. |
Перспективный план ДОД «Эколята-дошколята»
2-й год обучения (старшая группа)
Месяц | Тема | Цель | Кол-во часов |
Сентябрь | Введение. Презентация «Эколята-дошколята». Экологическая игра «Опиши объект природы» | Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара – и картой, дать элементарные представления о доме человека и доме – природе, воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому. | 25 минут |
Сентябрь | Будь аккуратен с природой. Рассказ «Конёк лесной». Экологическая игра «Продолжи фразу». | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу. | 25 минут |
Сентябрь | Береги природу. Рассказ «Аист белый». Экологические игра «Береги природу» | Обобщить и систематизировать знания детей о природе и месте человека в ней, развивать внимание, мышление, речь, воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. | 25 минут |
Сентябрь | Экологическая акция «Семечко и зёрнышко про запас». Экологическая викторина «Природа вокруг нас». | Закрепить знания детей о мире растений и животных, воспитывать у детей бережное отношение к растительному и животному миру, эмоциональную отзывчивость. | 25 минут |
Октябрь | Театрализованная экологическая сказка «Дедушкин огород» | Приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и объектов неживой природы. Закрепление правил поведения в природе. | 25 минут |
Октябрь | Фотовыставка «В нашем парке ходит Осень». Проект «Путешествие в Осень» | Формирование представлений детей об осенних изменениях в природе, об их красоте. | 25 минут |
Октябрь | Экологическая квест – игра «Прогулка в осенний лес» | Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры. | 25 минут |
Октябрь | Экологический проект «Огород на окне». Экологическая игра «Отгадай объект природы» (ТРИЗ-РТВ технология: игра «ДА – НЕТ» | Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе. | 25 минут |
Ноябрь | Экологическая игра «Попробуй, расскажи». (ТРИЗ-РТВ технология: приглашение волшебников Я ВИЖУ, Я СЛЫШУ, Я ЧУВСТВУЮ, Я ОЩУЩАЮ. Гулять на природе. Рассказ «Выдра». | Закрепить знания детей о природе. Усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. | 25 минут |
Ноябрь | Будь вежлив с природой и внимателен к природе. Рассказ «Цапля серая». Экологическая игра «Отгадай объект природы» (ТРИЗ-РТВ технология: игра «ДА – НЕТ» | Уточнить представления детей о птицах, условиях их жизни. Уточнить и расширить представление детей о лесе. | 25 минут |
Ноябрь | Экологическая игра «Что ты встретил в лесу?» Рассказ «Дружить с природой». Экологическая игра «Расскажи историю» | Развивать представления детей о том, какие действия человека вредят природе, а какие способствуют восстановлению и сохранению. | 25 минут |
Ноябрь | Выставка рисунков и поделок «Лесная сказка». Рассказ «Осоед». Экологическая игра «Придумай историю о дружбе». | Закреплять знания об этажах леса, представления о знакомых экосистемах ручей, река; Воспитывать бережное, заботливое, гуманное отношение к природе и окружающему миру. | 25 минут |
Декабрь | Единство человека и природы. Рассказ «Зверобой продырявленный». Экологическая игра «Найди природу» | Развивать у детей понятие того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек часть природы, что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды; развивать умение детей прослеживать определенные закономерности, умение обобщать, делать выводы; воспитывать экологическую культуру детей. | 25 минут |
Декабрь | Жалеть природу. Рассказ «Клён». Экологическая игра «Горячо – холодно» (ТРИЗ – РТВ технология: игра «Маятник» | Формировать интерес к осенней природе, умение наблюдать. Закреплять азы экологических знаний в ходе сравнения двух-трех осенних признаков. Прививать любовь к природе родного края. | 25 минут |
Декабрь | Экологическая викторина «Мы – друзья природы». Акция «Живи ёлочка». | Рассказать о ели, о её значении для человека, птиц, и зверей, о её красоте, воспитывая в песнях, стихах и полотнах художников; воспитывать у детей бережное отношение к ели. | 25 минут |
Декабрь | Заботиться о природе. Рассказ «Сойка». Экологическая игра «Сравнение» (ТРИЗ-РТВ технология) | Уточнить представления детей о птицах, условиях их жизни. | 25 минут |
Январь | Фотовыставка «Волшебница Зима». Исследовать, изучать природу. Рассказ «Утка Гоголь» Экологическая игра «Подбери сравнения» (ТРИЗ-РТВ технология). | Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам; развивать наблюдательность; воспитывать эмоционально положительное отношение к птицам, доброту, отзывчивость, желание помогать и делать добрые дела. | 25 минут |
Январь | Красная книга. Рассказ «Зубр». Экологическая игра «Давайте скажем «спасибо». | Познакомить детей с содержанием Красной книги. Закрепить знания о законах природы. Воспитывать любовь и бережное отношение к животному и растительному миру. Дать углубленное понятие о правилах поведения в природе. | 25 минут |
Январь | Экологическая квест-игра «Прогулка в зимний лес». Любить природу, любоваться природой. Проект «Ёлка – зелёная иголка» | Выявить и расширить представления детей о свойствах снега; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать интерес к явлениям неживой природы. Уточнить знания детей о лесе и его обитателях; познакомить с жизнью лесных растений и животных зимой; развивать умение поддерживать игровую образную ситуацию; развивать речь, воображение. | 25 минут |
Январь | Рассказ «Калина». Экологическая игра «Добрый волшебник приходит к нам в гости» | 25 минут | |
Февраль | Акция «Поможем пернатым друзьям». Многообразие природы. Рассказ «Скворец». Экологическая игра «Назови слово» | Расширять представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц. Формировать представления детей о жизни на Земле: общих условиях, животных и людях. Воспитывать чувство гордости за свою планету – она единственная в Солнечной системе «живая» планета и является общим домом для всех людей, этот дом надо беречь. | 25 минут |
Февраль | Экологическая игра «Что будет, если …» Наблюдать за природой. Рассказ «Брусника». Экологическая игра «Знаешь ли ты природу» | 25 минут | |
Февраль | Экологическая викторина «Природа вокруг нас». Рассказ «Ответственность перед природой». | 25 минут | |
Февраль | Экологическая игра «Знаешь ли ты природу» Рассказ «Фазан обыкновенный». Экологическая игра «Расскажи о природе». | Вызвать у детей интерес к окружающему миру; формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни. | 25 минут |
Март | Экологическая игра «Чего не хватает». Рассказ « Природолюбие». Фотовыставка «Первоцветы» | 25 минут | |
Март | Экологическая сказка «Весна пришла и сказку принесла» | Закрепить знания о культуре поведения в природе. Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите. | 25 минут |
Март | Экологическая викторина «Угадай-ка». Рассказ «Дождевой червь». Экологическая игра «Парашютик» | 25 минут | |
Март | Выставка рисунков и поделок «Сохраним землю нашу». Рассказ «Радоваться вместе с природой» | Расширить представления детей о растениях и животных разных сред обитания; показать приспособленность организмов к различным условиям жизни; раскрыть взаимосвязь живых организмов; воспитывать бережное отношение к природе. | 25 минут |
Апрель | Экологическая игра «Помоги другу». Рассказ «Тигр». Экологическая игра «Любить природу». | 25 минут | |
Апрель | Экологическая квест – игра «Зелёная планета» | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. | 25 минут |
Апрель | Рассказ «Сохранить природу». Проект «Кто живёт рядом с нами» | Расширять и закреплять знания детей о насекомых, из разнообразии и развитии; воспитывать любознательность, познавательный интерес, эмоционально – положительное отношение к природе. | 25 минут |
Апрель | Рассказ «Божья коровка». Фотовыставка «Удивительный мир насекомых» | 25 минут | |
Май | Развлечение «Времена года». | Формировать у детей представление о жизни животных и птиц в лесу. | 25 минут |
Май | Экологическая игра «Кто живёт в лесу?». Проект «Лес – наше богатство» | 25 минут | |
Май | Экологический праздник Как прекрасен этот мир | Формировать представления детей о жизни на Земле: общих условиях, животных и людях. Воспитывать чувство гордости за свою планету – она единственная в Солнечной системе «живая» планета и является общим домом для всех людей, этот дом надо беречь. Пробуждать желание сделать приятное для Земли – сказать хорошие слова, выразить добрые намерения в рисунке, в песне, в танце. | 25 минут |
Май | Диагностика на конец года | Изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности. | 25 минут |
Мониторинг освоения программы
(старшая группа)
ФИ ребёнка | Осознанно оценивает отношение к природе, понимает последствия не правильного отношения к ней.
| Осознанно оценивает отношение к природе, приводит адекватные факты бережного отношения к ней. | Умеет оценить поступки взрослых и детей с экологической позиции | Имеет представления об отношении к растениям, животным в спец. созданных условиях | Имеет представления о нормах отношения к живому. | Имеет представления об охране природы. | Имеет представленияо взаимоотношении окружающей среды и человека. | Умеет определ. сост. обитателей уголка прир. (практ. умения) | Имеет представления о взаимоотношении окруж- щеи среды и человека. |
Итого:
В _____человек, ______%;
С______ человек, ______ %;
Н _____ человек, ______%.
Мониторинг осуществляется в начале (сентябре) и конце (мае) учебного года.
Знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети к концу учебного года и усвоение программного материала определяется по трехбалльной системе:
В – высокий уровень (3 балла)- ребенок самостоятельно справляется с заданием;
С – средний уровень (2 балла)-ребенок справляется с заданием с незначительной помощью взрослого;
Н – низкий уровень (1 балл) - ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого.
Выводы по мониторингу.
Тематический план ДОД «Эколята-дошколята»
3-й год обучения (подготовительная группа)
Месяц | Тема | Кол-во часов |
Сентябрь | Что такое «экология»? Путешествие в лесную школу. Лес – легкие нашей планеты. | 30 минут |
Сентябрь | Явления природы. Рассказ «Дуб». Экологическая игра «Модельеры» | 30 минут |
Сентябрь | Овощная викторина «Витамины с грядки». Выставка рисунков и поделок «Чудеса на грядке» | 30 минут |
Сентябрь | Уважать природу. Рассказ «Палочник». | 30 минут |
Октябрь | «Лаборатория неживой природы». Обьекты: вода, воздух, лес, температура, песок, глина, свет и т.д. Экологическая игра «Да-Нет» с использованием ТРИЗ-технологии и РТВ (модель мира) | 30 минут |
Октябрь | Фантазировать вместе с Природой. Экологическая игра «Фантазёры» | 30 минут |
Октябрь | Выставка рисунков и поделок «Лесная сказка». Экологическая театрализованная сказка «Овощи и фрукты» | 30 минут |
Октябрь | Рассказ «Щегол». Экологическая игра «Фантазии Природы» | 30 минут |
Ноябрь | Экологическая акция «Берегите воду». ТРИЗ-РТВ технология: морфологический ящик «Путешествие капельки» | 30 минут |
Ноябрь | Ходить в гости к Природе. Рассказ «Бобр речной» Экологическая игра «Сохрани Природу» | 30 минут |
Ноябрь | Проект «Мой чистый мир». Экологическая игра «Сохрани Природу» | 30 минут |
Ноябрь | Ценность Природы. Рассказ «Гриб белый». Экологическая игра «Почему они нужны?» | 30 минут |
Декабрь | Экологическая квест – игра «Прогулка в зимний лес» | 30 минут |
Декабрь | Юный натуралист. Рассказ «Волчье Лыко». Экологическая игра «Что растёт в лесу» (ТРИЗ-РТВ технология: многоэтажный эвроритм) | 30 минут |
Декабрь | Экологическая акция «Поможем пернатым друзьям». ТРИЗ-РТВ технология: многоэтажный эвроритм. | 30 минут |
Декабрь | Щедрость Природы. Рассказ «Липа». Экологическая игра «Дедушка Мороз» | 30 минут |
Январь | Фотовыставка «Волшебница Зима». ТРИЗ-РТВ технология: МА «Где спряталась Зима?» | 30 минут |
Январь | Щедрость Природы. Рассказ «Зимой в лесу». Экологическая игра «Дедушка Мороз» | 30 минут |
Январь | Экологическая викторина «Знатоки Природы». | 30 минут |
Январь | Экология. Рассказ «Лишайник». Экологическая игра «Этого делать нельзя!» | 30 минут |
Февраль | Экологическая квест – игра «Зелёная планета» | 30 минут |
Февраль | Трудиться на благо природы. Рассказ «Муравей» | 30 минут |
Февраль | Досуг «День Земли». | 30 минут |
Февраль | Явления природы. Рассказ «Дуб». Экологическая игра «Модельеры» | 30 минут |
Март | Театрализованная экологическая сказка «Береги красу Земли». | 30 минут |
Март | Чудеса Природы. Рассказ «Пчела». Экологические игры «Найди чудо», «Чудеса, да и только» | 30 минут |
Март | Образовательная ситуация «Лес – это дом многих животных». | 30 минут |
Март | «Чистый дворик». Трудовой десант по уборке территории дошкольного учреждения. | 30 минут |
Апрель | «Растут цветы для красоты». Природоохранная акция «Не рвите цветы!» | 30 минут |
Апрель | Экологический праздник с участием детей, родителей, педагогов «Давайте сохраним природу!» | 30 минут |
Апрель | «Экологическая азбука». С родителями: оформление материала в виде книги «Экологическая азбука». | 30 минут |
Апрель | Фотовыставка «Яркие краски Весны» | 30 минут |
Май | Шёпот Природы. Рассказ «Ландыш» | 30 минут |
Май | Проект «Кто живёт рядом с нами» | 30 минут |
Май | «Украсим планету цветами». ТРИЗ-РТВ технология: «Сказка цветов». | 30 минут |
Май | Диагностика на конец года | 30 минут |
Итого: | 36 часов | 1080 минут=18ч. |
Перспективный план ДОД « Эколята-дошколята»
3-й год обучения (подготовительная группа)
Месяц | Тема | Цель | Кол-во часов |
Сентябрь | Что такое «экология»? Путешествие в лесную школу. Лес – легкие нашей планеты. | Определить значение лесов в природе и жизни людей. | 30 минут |
Сентябрь | Явления природы. Рассказ «Дуб». Экологическая игра «Модельеры» | Активизировать познавательную деятельность детей в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды. | 30 минут |
Сентябрь | Овощная викторина «Витамины с грядки». Выставка рисунков и поделок «Чудеса на грядке» | Расширять и систематизировать преставления об овощах, их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах. | 30 минут |
Сентябрь | Уважать природу. Рассказ «Палочник». | Продолжать развивать положительное отношение к природе, желание беречь ее, заботиться о ней. | 30 минут |
Октябрь | «Лаборатория неживой природы». | Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы. | 30 минут |
Октябрь | Фантазировать вместе с Природой. Экологическая игра «Фантазёры» | Активизировать познавательную деятельность детей в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе. | 30 минут |
Октябрь | Выставка рисунков и поделок «Лесная сказка». Экологическая театрализованная сказка «Овощи и фрукты» | Расширить представления детей об овощах и фруктах; | 30 минут |
Октябрь | Рассказ «Щегол». Экологическая игра «Фантазии Природы» | Дать понятие о том, что птиц необходимо беречь. | 30 минут |
Ноябрь | Экологическая акция «Берегите воду». ТРИЗ-РТВ технология: морфологический ящик «Путешествие капельки» | Показать значение воды в жизни живой природы. Закрепить знания о том, как человек использует воду. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. Воспитывать любовь к природе и заботу о ней. | 30 минут |
Ноябрь | Ходить в гости к Природе. Рассказ «Бобр речной» Экологическая игра «Сохрани Природу» | Формирование потребности воспитанников в познании и сохранении окружающего мира. | 30 минут |
Ноябрь | Проект «Мой чистый мир». Экологическая игра «Сохрани Природу» | Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему. | 30 минут |
Ноябрь | Ценность Природы. Рассказ «Гриб белый». Экологическая игра «Почему они нужны?» | Раскрыть многообразие и ценность природы. Способствовать формированию у детей умения разумного поведения у детей. | 30 минут |
Декабрь | Экологическая квест – игра «Прогулка в зимний лес» | Закрепить знания детей о жизни диких животных и птиц зимой, о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы; воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе. | 30 минут |
Декабрь | Юный натуралист. Рассказ «Волчье Лыко». Экологическая игра «Что растёт в лесу» (ТРИЗ-РТВ технология: многоэтажный эвроритм) | Воспитать нравственное и эстетическое воспитание к окружающей среде. Развить коммуникативные качества и чувства ответственности за свои поступки. | 30 минут |
Декабрь | Экологическая акция «Поможем пернатым друзьям». ТРИЗ-РТВ технология: многоэтажный эвроритм. | Помочь зимующим птицам пережить холодный период, привлечь внимание детей и родителей к судьбе пернатых друзей. | 30 минут |
Декабрь | Щедрость Природы. Рассказ «Липа». Экологическая игра «Дедушка Мороз» | Формирование представлений и элементарных знаний об экологии. Воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания к бережному и правильному отношению к природе. | 30 минут |
Январь | Фотовыставка «Волшебница Зима». ТРИЗ-РТВ технология: МА «Где спряталась Зима?» | Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы. Закрепить название зимних месяцев; уточнить и расширить запас конкретных представлений о свойствах снега. | 30 минут |
Январь | Щедрость Природы. Рассказ «Зимой в лесу». Экологическая игра «Дедушка Мороз» | Систематизировать знания детей о том, как дикие животные зимуют в лесу. | 30 минут |
Январь | Экологическая викторина «Знатоки Природы». | Формировать познавательный интерес к миру природы. | 30 минут |
Январь | Экология. Рассказ «Лишайник». Экологическая игра «Этого делать нельзя!» | Формировать познавательный интерес к миру природы. | 30 минут |
Февраль | Экологическая квест – игра «Зелёная планета» | Углубить и расширить знания о природе, которая нас окружает, и ознакомиться с экологическим состоянием нашей планеты. | 30 минут |
Февраль | Трудиться на благо природы. Рассказ «Муравей» | Воспитать нравственное и эстетическое воспитание к окружающей среде. Развить коммуникативные качества и чувства ответственности за свои поступки. | 30 минут |
Февраль | Досуг «День Земли». | Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле. | 30 минут |
Февраль | Явления природы. Рассказ «Дуб». Экологическая игра «Модельеры» | Воспитать нравственное и эстетическое воспитание к природе. | 30 минут |
Март | Театрализованная экологическая сказка «Береги красу Земли». | Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. | 30 минут |
Март | Чудеса Природы. Рассказ «Пчела». Экологические игры «Найди чудо», «Чудеса, да и только» | Расширить представление детей об экологических связях в природе на примере жизни пчелы. | 30 минут |
Март | Образовательная ситуация «Лес – это дом многих животных». | Дать детям первоначальное представление о том, что лес это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. | 30 минут |
Март | «Чистый дворик». | Привлечь внимание детей и взрослых детского сада к проблеме загрязнения территории. Трудовой десант по уборке территории дошкольного учреждения. | 30 минут |
Апрель | «Растут цветы для красоты». Природоохранная акция «Не рвите цветы!» | Упражнять детей в правовой работе. Помочь организовать природоохранную акцию. Создание листовок с целью привлечь внимание к проблеме разорения цветников. | 30 минут |
Апрель | Экологический праздник с участием детей, родителей, педагогов «Давайте сохраним природу!» | Формирование у детей основ экологической культуры, чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении нашей природы. | 30 минут |
Апрель | «Экологическая азбука». С родителями: оформление материала в виде книги «Экологическая азбука». | Побуждать детей к творческо- поисковой деятельности, к работе с различными источниками. Приобщать к | 30 минут |
Апрель | Фотовыставка «Яркие краски Весны» | Раскрыть новые понятия о весенних изменениях в природе. Учить видеть красоту пробуждающейся природы. | 30 минут |
Май | Шёпот Природы. Рассказ «Ландыш» | Расширить представления о первых цветах весны; научить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы. | 30 минут |
Май | Проект «Кто живёт рядом с нами» | Способствовать развитию гуманизма и справедливости, предупреждать у детей бессердечное отношение к животным, проявление чёрствости и жестокости. | 30 минут |
Май | Украсим планету цветами». ТРИЗ-РТВ технология: «Сказка цветов». | (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками). Воспитывать экологическую культуру, прививать любовь к природе; формировать навыки практической деятельности по улучшению окружающей среды. | |
Май | Диагностика на конец года | Изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности. | 30 минут |
Мониторинг освоения программы
(подготовительная группа)
ФИ ребёнка | Осознанно оценивает отношение к природе, понимает последствия не правильного отношения к ней.
| Осознанно оценивает отношение к природе, приводит адекватные факты бережного отношения к ней. | Умеет оценить поступки взрослых и детей с экологической позиции | Имеет представления об отношении к растениям, животным в спец. созданных условиях | Имеет представления о нормах отношения к живому. | Имеет представления об охране природы. | Имеет представленияо взаимоотношении окружающей среды и человека. | Умеет определ. сост. обитателей уголка прир. (практ. умения) | Имеет представления о взаимоотношении окружающеи среды и человека. |
Итого:
В _____человек, ______%;
С______ человек, ______ %;
Н _____ человек, ______%.
Мониторинг осуществляется в начале (сентябре) и конце (мае) учебного года.
Знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети к концу учебного года и усвоение программного материала определяется по трехбалльной системе:
В – высокий уровень (3 балла)- ребенок самостоятельно справляется с заданием;
С – средний уровень (2 балла)-ребенок справляется с заданием с незначительной помощью взрослого;
Н – низкий уровень (1 балл) - ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого.
Выводы по мониторингу.
Список литературы:
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
- Т.В. Зотова «Азбука Природолюбия»/учебное пособие для дошкольников и младших школьников/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»
Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Кружок ручного труда «Мастерилка»
Дополнительная образовательная программа «Мастерилка»...