статья "развитие самостоятельности у дошкольников"
статья
как развивать самостоятельность у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_razvitie_samostoyatelnosti_u_doshkolnikov.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие самостоятельности у дошкольников
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.
Обычно самостоятельность понимают примерно так: "это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью"; "это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия"; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: "это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых".
Специалисты определяют самостоятельность таким образом:
- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
- умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
- умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
- умение переносить известные способы действий в новые условия.
И воспитание самостоятельности должно осуществляться параллельно с воспитанием ответственности, готовности к разумным ограничениям, следованию тем или иным правилам и нормам.
И несмотря на то, что с точки зрения здравого смысла это абсолютно оправданно, далеко не многие родители могут сразу принять этот факт и следовать этому принципу.
Развитие педагогической науки привело к тому, что статус ребенка был в корне пересмотрен. И если раньше он воспринимался исключительно как зависимый член семьи, которого нужно воспитывать, не спрашивая его желания и мнения. Именно поэтому воспитанию самостоятельности не уделялось должного времени и внимания. По мере взросления ребенка это неизбежно приводило ко многим трудностям. Требуя от ребенка способности к принятию решений, родители не давали ему в полной мере почувствовать свободу и проявить себя. Потому, что опыта принятия решений и поведения во многих ситуациях у него нет.
Воспитание ребенка по заранее, четко определенным инструкциям, может быть, в какой-то мере удобно для родителей, но оно абсолютно неприемлемо для детей. И главным минусом такого подхода является то, что ребенок полностью лишается самостоятельности, на долгие годы оставаясь инфантильным, неуверенным в себе и собственных возможностях.
Воспитывая детей, многие родители также стараются лишить их самостоятельности, маскируя это видимостью заботы, гиперопеки в силу возраста. На самом же деле такие условия не позволяют ребенку принимать самостоятельные решения, а следовательно и нести за них ответственность. И оберегая ребенка от ошибок, родители лишают его возможности приобрести важный для него жизненный опыт. Вот почему развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников приобретает особый смысл.
Среда, в которой пребывает ребенок, должна быть максимально доступной и комфортной для его дальнейшего развития.
Несмотря на то, что ребенка с малых лет необходимо приучать к разумным ограничениям и запретам, не стоит забывать о том, что он нуждается в пространстве, в котором он будет чувствовать себя максимально комфортно и уверенно. В каждой из комнат нужно размещать вещи, доступные для детей; в ней желательно выделить хотя бы небольшой уголок, где могли бы храниться вещи, которым они смогут распоряжаться по своему усмотрению.
Детей необходимо постепенно приучать к самостоятельному выполнению тех или иных действий.
- Сначала просто демонстрируя их выполнение, затем – потихоньку вовлекая его в процесс.
- Родители должны разрешить ребенку помогать ему в уборке, приготовлении пищи и т.д.
- Очень нежелательно торопить ребенка, или избавлять его от необходимости самостоятельной работы.
Безусловно: несформированность навыков зачастую заставляет ребенку тратить на выполнение самых элементарных действий гораздо больше времени, чем могут предположить родители. И для того, чтобы дождаться, когда же он наконец-то завяжет шнурки или разложит по местам игрушки, родителю придется проявить немало выдержки и терпения. Но, выполняя простые вещи вместо ребенка, родители рискуют надолго отбить у ребенка охоту проявлять в чем-либо инициативу, воспитывать в себе самостоятельность.
Не стоит сразу требовать от детей совершенства.
Даже самое простое дело может вызвать немало трудностей у ребенка в том случае, если он берется за него в первый раз. Ребенок младшего и дошкольного возраста, хоть и не обладает достаточным опытом, довольно быстро сам понимает, что именно он неправильно делает. И шквал критики в его адрес, особенно от родителей, может надолго выбить почву из-под его ног
Легко приучить ребенка к самостоятельности можно регулярно поручая ему простые домашние дела. Делегировав ребенку часть своих обязательств, родитель не только сможет подарить себе немало свободного времени в будущем, но также приучить ребенка к ответственному отношению к дому, быту. Обычный ребенок дошкольного возраста сможет легко протирать в комнатах пыль, мыть и вытирать посуду и т.д. Поначалу, делать все это ребенок должен под контролем и руководством родителей. Затем ему можно предоставить больше свободы.
Поддержка инициативности детей также должна означать расширение границ их личного пространства и предоставление ему права выбора.
Немаловажную роль в этом играет также развитие навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно одеваться, обуваться, быстрее других становится независимым и самостоятельным. Для того, чтобы ему было легче управляться с одеждой и обувью, лучше всего организовать для ребенка специальные шкафчики с низкими полками, вешалками и перекладинами, рассчитанными на его рост. Это позволит ребенку легко управляться с ними. Поскольку у дошкольников еще не очень хорошо сформировано представление о временах года, одежда, которая находится в его личном шкафчике, должна строго соответствовать сезону.
Без чего еще не обойдется развитие самостоятельности и инициативности младших и старших дошкольников? Конечно же, без формирования санитарно-гигиенических навыков детей.
- Ребенка нужно приучить регулярно умываться, держать в порядке одежду, прическу и т.д.
- В ванной комнате должна находиться корзина для белья, куда ребенок мог бы складывать грязные вещи.
- Все предметы гигиены должны быть доступны ребенку.
- Если рост ребенка не позволяет ему дотянуться до раковины или крана, рядом с ними устанавливается небольшой стульчик или подставка.
На кухне желательно выделить полку с детской посудой, столовыми приборами, маленькой тряпкой для уборки. Дети дошкольного возраста могут также попробовать приготовить несколько простых блюд или помогать родителям в этом деле (например, чистке или нарезке овощей и т.д.). Желательно также готовить ребенку такую еду, которую он сможет есть самостоятельно, без помощи взрослых и какого-либо участия с их стороны
Важно, чтобы игровая деятельность дошкольника также приучала его к самостоятельности, инициативности и т.д. Для этого ему нужно организовать специальное место для хранения игрушек; сделать так, чтобы они все время были доступны ему.
Правильно оценивая роль самостоятельности в жизни детей, родители воспитают их готовыми к любым жизненным обстоятельствам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие самостоятельной, музыкальной деятельности детей"
В статье предлагаются рекомендации по организации и проведению музыкально-дидактических игр....
Статья "Развитие самостоятельности у дошкольников"
Каждый ребенок бессознательно стремится к самостоятельности. Свой первый шаг он делает от мамы. Но потом почему-то некоторые дети этой самостоятельности начинают бояться....
Статья "Развитие социального интеллекта дошкольника через самостоятельную художественную деятельность"
В данной статье рассказывается о развитии социального интеллекта у дошкольника через театрализованную деятельность. Социальный интеллект; самостоятельная художественная деятельность; художественно &nd...
статья : "Развитие самостоятельности и инициативы детей в поисково-исследовательской деятельности"
Наш мир динамично развивается и очень быстро меняется, поэтому очень важно, чтобы дети уже с дошкольных лет учились проявлять самостоятельность и инициативу в решении поставленных задач....
Статья "Развитие креативности старших дошкольников в самостоятельной двигательной деятельности".
Развитие креативности старших дошкольников в самостоятельной двигательной деятельности....
Статья "Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности".
Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности...
статья на тему развитие самостоятельности у дошкольников
статья на тему развитие самостоятельности у дошкольников...