Статья "Развитие самостоятельной, музыкальной деятельности детей"
статья по музыке (старшая группа) на тему
В статье предлагаются рекомендации по организации и проведению музыкально-дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samostoyatelnoy_muzykalnoy_deyatlnosti_detey.doc | 35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие самостоятельной, музыкальной деятельности детей.
Одним из важнейших средств развития самостоятельной, музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, упражнения в виде игры.
Под руководством взрослого, ребёнок учиться сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремится проявить себя в пении, в танце, играх.
Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр - в том, что они открывают перед ребёнком путь применений полученных знаний в жизненной практике.
Игровая деятельность признана приоритетным направлением развития и воспитания ребенка. В игре формируется его личность, осуществляется потребность взаимодействия с окружающим миром. Игровая деятельность оказывает существенное влияние на развитие творческих способностей детей, одновременно обеспечивая позитивный эмоциональный настрой для активного проявления важных психических процессов.
Весь педпроцесс организую с учетом возрастных потребностей и возможностей детей, в связи с происходящими существенными качественными изменениями в ориентировочно-исследовательском поведении и познавательном развитии. Для интеллектуального роста и развития весь материал программного содержания игровых занятий выстраиваю от простого к сложному для постепенного восприятия целостной картины мира и музыкальной окружающей среды.
Во всех видах игровой музыкальной деятельности я объединяю разнонаправленные задачи на основе закона интеграции: "Взаимно обагащаться, не нарушая логики собственного развития". Цель игровых музыкальных занятий - помочь ребенку начать осозновать себя и свое существование в окружающем мире. Ребенок в большей степени живет чувствами, поэтому музыкальные игры должны развивать чувственность, воображение, ассоциативное мышление и творческую деятельность в первую очередь. Для этого надо формировать чувственный аппарат (слух, зрение, осязание) расширять эмоциональный опыт ребенка, формировать представление о цвете, звуке, движении, линии, форме, пространстве и их свойствах.
На игровых музыкальных занятиях происходит взаимодействие и восприятие искусства, развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведении искусства.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
1) Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
2) Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
3) Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
4) Выбор места для игры;
5) Определение количества играющих(вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
6) Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки ,разные предметы ,картинки и др.);
7) Подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
8) Подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа ,в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие ,доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
- определение роли педагога в игре. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактические задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
- подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная музыкальная деятельность детей как прием развития музыкальных способностей дошкольников
В самостоятельной музыкальной деятельности наши дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на музыкальных инструментах, исполняют несложные пляски. Они могут сами организо...
Музыкально – дидактические игры как средство развития самостоятельной музыкальной деятельности детей
Консультация для родителей...
Настольные музыкально – дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
В статье раскрыты основные требования к настольным музыкально - дидактическим играм, предназначенным для музыкально - сенсорного развития детей дошкольного возраста....
Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»
Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»...
Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»
Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»...
Музыкальный ЛЕПБУК.«Использование технологии «ЛЭПБУК» в совместной и самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»
Опыт в создании музыкальных лепбуков...
Музыкально-дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности детей
Как организовать самостоятельную музыкальную деятельность в группе...