Статья "Развитие самостоятельности у дошкольников"
статья на тему

Прохорова Людмила Анатольевна

Каждый ребенок бессознательно стремится к самостоятельности. Свой первый шаг он делает от мамы. Но потом почему-то некоторые дети этой самостоятельности начинают бояться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_prohorova_l.a.docx69.76 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Прохоровой Людмилы Анатольевны,

 воспитателя МДОУ детский сад «Солнышко»

 по теме: «Развитие самостоятельности у дошкольников».

Каждый ребенок бессознательно стремится к самостоятельности. Свой первый шаг он делает ОТ мамы. Но потом почему-то некоторые дети этой самостоятельности начинают бояться.

Причины детской несамостоятельности.

Причин детской несамостоятельности может быть несколько.

- Ребенок не готов выполнять какие-либо действия. Например, если пальчики ребенка заплетаются и никак не могут продеть непослушные шнурки в обуви. В таком случае лучше сначала попрактиковаться, но никак не ругать и не заставлять ребенка учиться самостоятельно.

- Возможно, упущен период, когда ребенок стремился быть самостоятельным. У каждого ребенка наступает момент, когда он говорит: «Я сам!» Если в это время взрослый, набравшись терпения, позволяет ребенку поступать самостоятельно и помогает ему в этом, даже если у малыша еще не все получается, малыш испытывает чувство гордости за свою самостоятельность. А если нет, то этот период может пройти, а ребенок так и не почувствует, как хорошо быть самостоятельным.

- Взрослый слишком упорно стремится сделать ребенка самостоятельным. «Ты уже взрослый! Пора бы научиться. Что ты будешь делать, когда мамы и папы не будет рядом?» — говорит взрослый, и малыш пугается такого напора.

- Родители чрезмерно опекают ребенка. Зачем учиться одеваться, если мы всегда это делаем вместе? Зачем учиться кушать самостоятельно? Ведь потом столько убирать! Иногда причина в том, что родители сами не хотят видеть ребенка самостоятельным, а, следовательно, повзрослевшим. Это, как правило, случается в семьях с одним ребенком, особенно поздним. Такие родители стремятся продлить период заботы о ребенке, пока он маленький.

- Недостаток мамы или болезненные разлуки в раннем детстве.

Как справиться с несамостоятельностью ребенка - рекомендации психолога.

  • Не подталкивайте ребенка к самостоятельности — играйте вместе. Представьте, что будет, если курица начнет доставать своих цыплят из яиц, а не ждать, когда они сами вылупятся?
  • Наберитесь терпения! Да, сейчас одевание ребенка занимает почти час, но со временем и он научится это делать быстрее.
  • Сдерживайте свое желание помочь, если ребенок не просит. Иначе он не сможет почувствовать гордость от своей самостоятельности.
  • Всегда будьте готовы помочь, если ребенок просит.
  • Поощряйте самостоятельность. Подчеркивайте, как важно то или иное умение ребенка. Хвалите проявления самостоятельности перед родственниками и друзьями.

Игры для развития самостоятельности у дошкольников.

«Правый — левый» (хитрая игра)

Если ваш малыш еще путает правый и левый ботинки, помогите ему при помощи небольшой хитрости. Нарисуйте на ботинках два глазика, которые, если правильно их надеть, смотрят друг на друга.

Возможны другие варианты.

  • Два человечка, которые протягивают друг другу руки.
  • Две половинки сердечка.
  • Рыбка, хвост которой на одной стороне, а голова — на другой.

ботинки с  рисункомботинки с рисункомботинки с рисунком
Можно не рисовать, а купить любую наклейку и, разрезав ее пополам, наклеить на оба ботинка. Попросите малыша собрать картинку — он с удовольствием согласится.

«Мышиные хвостики»

 (игра, которая облегчает завязывание шнурков)

Разучите вместе с малышом небольшие стихотворения и повторяйте их каждый раз, когда завязываете шнурки.

Запоминалка

Раз шнурок и два шнурок Перекресток. Узелок. 
Вот поссорились концы, Разбежались молодцы, 
Спинки сделали дугой — Вот один, а вот другой.
Помирились — повстречались и опять узлом связались.

Игра с мышиными хвостиками

Хвостик, хвостик, перекрест, 
Хвостик в дырочку пролез. 
Потянули, завязали, 
Вместо мышек ушки стали. 
Ушко, ушко, снова крест, 
В норку заюшка залез. 

Расскажите ребенку о мышиных хвостиках и заячьих ушках. Примерно так: «Вот смешные мышиные хвостики. Вот один, а вот другой. Один кладем на другой — перекрест. Один хвостик пролезает в серединку заячьей норы. Испугались хвостики зайца — разбежались в разные стороны. А вот и сам зайка появился. Вот одно ушко, а вот другое. Ушки играют в ту же игру». Эти образы помогут малышу запомнить последовательность в завязывании шнурков.

«Веселая шнуровка» (игра)

Чтобы научить ребенка шнуровать ботинок, вам понадобится дырокол и плотная бумага или картон. Сделайте дыроколом отверстия, можно в произвольном порядке, можно в виде шнуровки на ботинках. Возьмите шнурок, плотную веревку или проволоку и покажите, как можно продевать ее через дырочки. А еще можно делать небольшие узоры.

Даже самые маленькие дети включаются в игру, в которой нужно провести червячка (шнурок) через картонное или деревянное яблочко.

«Научи меня» (прием)

Иногда малыш уже умеет все делать сам, но почему-то не хочет. Он говорит: «Не могу, не умею, сделай сама, помоги...» В такой ситуации мама вдруг становится очень-очень беспомощной: «Ой, что-то у меня не получается. А что теперь надеть? А как это делать? Может, ты поможешь? Научи меня». Если сыграть искренне (ну, разучилась мама или заболела), ребенку придется спасать ситуацию, и он почувствует себя очень важным и все умеющим.

«Наглядные напоминания» (прием)

Наглядные напоминания

Чтобы было проще запомнить последовательность каких-либо действий, рисуйте «напоминалки».

Такие рисунки очень помогают ребенку стать самостоятельным, потому что не мама его контролирует, а он сам вспоминает.

Проходя мимо такого рисунка, малыш с удовольствием выполнит то, что нарисовано. Когда картинка станет привычной и перестанет привлекать внимание — нарисуйте новую.

Придумывайте и рисуйте «напоминалки» вместе!

Примеры напоминаний: рисунки «как сделать бутерброд», «как убрать постель», «как собрать игрушки», «как почистить зубы».

Ролевые игры.

Используя игрушки разыграйте следующие ситуации.

О зайце, который не умел есть. Каждый раз, когда он хотел съесть сладкую морковку, он звал маму, она выкапывала ее и кормила зайчика. Но однажды он был очень голодным, а мамы не было рядом. Пусть ребенок сам придумает, как справился зайчик.

О пингвине, который не умел раздеваться. Все пингвины отправились плавать в море, а он стоял на берегу и не мог снять свой пингвиний фрак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самостоятельности у дошкольников.

Значение и задачи воспитания самообслуживания детей дошкольного возраста....

Уголок занимательной математики, как условие самостоятельной деятельности дошкольника

Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организовать его можно, испо...

Роль музыкального руководителя в организации самостоятельной деятельности дошкольников

Обобщение опыта, который был представлен на районном методическом объединении музыкальных руководителей...

Содержание самостоятельной деятельности дошкольников в образовательной области "Коммуникация"

в стать представлен дидактический материал и подбор художественной литературы для самостоятельной деятельности дошкольников в образовательной области "Коммуникация"...

Деловая игра «Организация самостоятельной деятельности дошкольников»

Деловая игра «Организация самостоятельной деятельности дошкольников» предназначена для старших воспитателей и методистов ДОУ....

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности дошкольников.

Роекомендации  для воспитателей, по использованию в развивающей деятельности детей  дошкольников игрового матерьяла по музыкальной  -дидактике.Игры на развитие ритма, памяти,слуха ....

круглый стол с родителями дошкольников на тему "Организация самостоятельной игры дошкольника"

quot;Организация самостоятельной игры дошкольника".1. Изначально установить проблему, с которой сталкиваются родители.2.Мозговой штурм с обсуждением проблемных ситуаций,и исходя из положит...