статья : "Развитие самостоятельности и инициативы детей в поисково-исследовательской деятельности"
статья на тему

Кукуева Леонида Леонидовна

Наш мир динамично развивается и очень быстро меняется, поэтому очень важно, чтобы дети уже с дошкольных лет учились проявлять самостоятельность и инициативу в решении поставленных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности и инициативы детей в поисково-исследовательской деятельности.

Наш мир динамично развивается и очень быстро меняется, поэтому очень важно, чтобы дети уже с дошкольных лет учились проявлять самостоятельность и инициативу в решении поставленных задач.

Что такое инициатива и самостоятельность?

Под инициативой мы понимаем внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящую роль в каком-либо действии . Инициативность характеризуется как черта детской личности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям

Самостоятельность позволяет ребенку использовать обнаруженные в ходе игровой или экспериментальной деятельности различные свойства объектов, побуждая к дальнейшему их изучению. В продуктивной деятельности, например, такими объектами для самостоятельного экспериментирования выступают материалы: конструкторы, бумага, природный материал, игровые модули.

Поисково-исследовательская деятельность обеспечивает формирование самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста, потому что она направлена на трудоемкую работу ребенка в процессе поиска вариантов для решения заданных задач. Также во время поисково-исследовательской деятельности формируются основы познавательной деятельности и вариативности, развивается интеллектуальная деятельность.

Важно чтобы были созданы условия  для того, чтобы ребенок мог развивать свой потенциал к поисково-исследовательской деятельности, так как она вызывает интерес у детей, является источником получения представлений об окружающем мире. Ребенок сам стремится находить ответы на интересующие его вопросы, проявляя самостоятельность и инициативу.

Воспитатель в процессе работы с детьми выявляет заинтересованность детей, что больше всего привлекает их внимание: подготавливает развивающую среду, необходимые материалы для поиска, создает доброжелательную обстановку, внимательно относится к работе детей, обсуждает успехи и неудачи.

Очень важно не делать наставлений, помогать действовать независимо, без указаний взрослого, поддерживая инициативу и самостоятельность детей. В процессе поисковой деятельности дети учатся устанавливать межпредметные связи, делают выводы.

Поисково-исследовательскую деятельность можно проводить в разных формах:

-совместная деятельность – наблюдения, эксперименты, проекты;

-совместно-групповая – познавательно-исследовательская образовательная деятельность;

-индивидуальная деятельность – исследование.

Структура проведения поисково-исследовательской деятельности:

- постановке и формулировании проблемы;

-выдвижение гипотез, решающих проблему;

-проведение исследований и опытов;

-подведения итогов, выводов;

-фиксация результатов.

Для положительной мотивации детей к поисково-исследовательской деятельности можно использовать разные способы стимулирования : тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный мотив, ситуация выбора.

Необходимо чтобы дети фиксировали результаты исследований на бумаге с помощью условных обозначений. Это поможет им анализировать и обобщать полученные знания.

Темы для поисково-исследовательской деятельности могут быть самыми разнообразными, все зависит от интереса детей, но результат того стоит. Дети активно принимают участие в проведении исследований, общаются, сотрудничают друг с другом и взрослыми, учатся договариваться и уступать друг другу.

Как мы видим, поисково-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной потребности и ответственности, дает возможность самостоятельно получать знания и применять их, а также делать свои открытия. Знания, которые они получат во время проведения поисково-исследовательской деятельности, запомнятся надолго.

Используемая литература:

  1. Дыбина О.В Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – 2-е изд., испр. -  – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с. 
  2. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 с. 
  3. Карпова Ю.В. «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка 3-7 лет: методическое пособие/ М.: Вентана-Граф, 2015.-440с.
  4.   Л.Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет»,          Издательство «Учитель», 2008г.
  5. А.И. Савенков  «Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики»  журнал «Дошкольное воспитание» № 2,  2000 г.
  6. Л. Харитонова «Исследовательская деятельность дошкольника»
  7. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельности и инициативы детей 3-4 лет в сюжетно-ролевой игре .

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность....

Памятка "Развитие самостоятельности и инициативы детей 2 - 3 лет"

Памятка для родителей детей 2-3 лет по развития самостоятельности и инициативе...

Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО

Дидактические игры как средство развития  самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО...

Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС....

Использование календаря природы для развития самостоятельности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.

Материал содержит рекомендации для воспитателей по развитию детской инициативы и самостоятельности....

Консультации "Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС".

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства.В ФГОС указывается, что о...