статья : "Развитие самостоятельности и инициативы детей в поисково-исследовательской деятельности"
статья на тему
Наш мир динамично развивается и очень быстро меняется, поэтому очень важно, чтобы дети уже с дошкольных лет учились проявлять самостоятельность и инициативу в решении поставленных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_samostoyatelnosti_i_initsiativy_detey_v_poiskovo.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие самостоятельности и инициативы детей в поисково-исследовательской деятельности.
Наш мир динамично развивается и очень быстро меняется, поэтому очень важно, чтобы дети уже с дошкольных лет учились проявлять самостоятельность и инициативу в решении поставленных задач.
Что такое инициатива и самостоятельность?
Под инициативой мы понимаем внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящую роль в каком-либо действии . Инициативность характеризуется как черта детской личности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям
Самостоятельность позволяет ребенку использовать обнаруженные в ходе игровой или экспериментальной деятельности различные свойства объектов, побуждая к дальнейшему их изучению. В продуктивной деятельности, например, такими объектами для самостоятельного экспериментирования выступают материалы: конструкторы, бумага, природный материал, игровые модули.
Поисково-исследовательская деятельность обеспечивает формирование самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста, потому что она направлена на трудоемкую работу ребенка в процессе поиска вариантов для решения заданных задач. Также во время поисково-исследовательской деятельности формируются основы познавательной деятельности и вариативности, развивается интеллектуальная деятельность.
Важно чтобы были созданы условия для того, чтобы ребенок мог развивать свой потенциал к поисково-исследовательской деятельности, так как она вызывает интерес у детей, является источником получения представлений об окружающем мире. Ребенок сам стремится находить ответы на интересующие его вопросы, проявляя самостоятельность и инициативу.
Воспитатель в процессе работы с детьми выявляет заинтересованность детей, что больше всего привлекает их внимание: подготавливает развивающую среду, необходимые материалы для поиска, создает доброжелательную обстановку, внимательно относится к работе детей, обсуждает успехи и неудачи.
Очень важно не делать наставлений, помогать действовать независимо, без указаний взрослого, поддерживая инициативу и самостоятельность детей. В процессе поисковой деятельности дети учатся устанавливать межпредметные связи, делают выводы.
Поисково-исследовательскую деятельность можно проводить в разных формах:
-совместная деятельность – наблюдения, эксперименты, проекты;
-совместно-групповая – познавательно-исследовательская образовательная деятельность;
-индивидуальная деятельность – исследование.
Структура проведения поисково-исследовательской деятельности:
- постановке и формулировании проблемы;
-выдвижение гипотез, решающих проблему;
-проведение исследований и опытов;
-подведения итогов, выводов;
-фиксация результатов.
Для положительной мотивации детей к поисково-исследовательской деятельности можно использовать разные способы стимулирования : тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный мотив, ситуация выбора.
Необходимо чтобы дети фиксировали результаты исследований на бумаге с помощью условных обозначений. Это поможет им анализировать и обобщать полученные знания.
Темы для поисково-исследовательской деятельности могут быть самыми разнообразными, все зависит от интереса детей, но результат того стоит. Дети активно принимают участие в проведении исследований, общаются, сотрудничают друг с другом и взрослыми, учатся договариваться и уступать друг другу.
Как мы видим, поисково-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной потребности и ответственности, дает возможность самостоятельно получать знания и применять их, а также делать свои открытия. Знания, которые они получат во время проведения поисково-исследовательской деятельности, запомнятся надолго.
Используемая литература:
- Дыбина О.В Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – 2-е изд., испр. - – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 с.
- Карпова Ю.В. «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка 3-7 лет: методическое пособие/ М.: Вентана-Граф, 2015.-440с.
- Л.Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет», Издательство «Учитель», 2008г.
- А.И. Савенков «Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики» журнал «Дошкольное воспитание» № 2, 2000 г.
- Л. Харитонова «Исследовательская деятельность дошкольника»
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие самостоятельности и инициативы детей 3-4 лет в сюжетно-ролевой игре .
Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность....
Памятка "Развитие самостоятельности и инициативы детей 2 - 3 лет"
Памятка для родителей детей 2-3 лет по развития самостоятельности и инициативе...
Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО
Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО...
Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
консультация...
Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС....
Использование календаря природы для развития самостоятельности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.
Материал содержит рекомендации для воспитателей по развитию детской инициативы и самостоятельности....
Консультации "Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС".
Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства.В ФГОС указывается, что о...