Перспективный план самообразования на 2019-2020 учебный год
опыты и эксперименты (старшая группа)
Тема самообразования на 2019-2020 учебный год "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"
Актуальность темы:
Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования».
Цель:
- создавать условия для исследовательской активности детей; поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Задачи:
- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
- изучить методическую литературу по данной теме;
- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- способствовать воспитанию самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_eksperementirovaie.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план самообразования на 2019-2020г | |||
№ п/п | Содержание работы | Сроки выполнения | Практические результаты |
1 | Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие поисково - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования » постановка целей и задач по данной теме. | Сентябрь2019 | Составила перспективный план экспериментальной деятельности |
2 | Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Сентябрь 2019 | Создание «копилки опытов и экспериментов» для старшей группы |
3 | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Сентябрь 2019 | «Газета для любознательных родителей». |
1 | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности | Октябрь2019 | Опыты с магнитом. Рисование «Помоги зайчонку» (рисование при помощи двух магнитов, один из которых в краске) |
2 | Консультация для родителей «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование | Октябрь2019 | Создание мини – музея «Мир магнитов» |
3 | Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно- бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Октябрь2019 | Опыты с водой |
1 | Консультация для родителей. «По экспериментированию с водой» | Ноябрь 2019 | Выставка рисунков «Чудесный букет» (монотипия) |
2 | Привлечение родителей к обогащению «Центра экспериментирования», собрать природный материал. | Ноябрь2019 | Изготовление книжек –малышек |
3 | Изучение статьи «Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Деркач Л.Д | Ноябрь2019 | Выставка рисунков Тема: «Путешествие капельки» (рисование набрызгом). |
1 | . Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея. Лед легче воды | Декабрь2019 | Опыта со снегом и льдом |
2 | Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» | Декабрь2019 | Изготовление «Цветных льдинок» детьми совместно с родителями |
3 | «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование» | Декабрь2019 | Выставка «Цветные льдинки « на участке |
1 | «Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы | Январь2019 | Познавательный проект «Юные исследователи» |
2 | Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Январь2019 | Опыты с воздухом |
3 | Консультация для родителей. «Ребенок- исследователь в детском саду». | Январь2019 | Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». |
1 | Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений | Февраль 2019 | Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» |
2 | «Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – лупой. | Февраль2019 | Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения |
3 | «Что, зачем и почему?» Изучение метода игрового проблемного обучения | Февраль2019 | Анкетирование родителей. «Детское экспериментирование в семье» |
1 | Памятки для родителей «Я познаю мир» | Март 2019 | Опыты «В мире пластмассы» |
2 | Исследование свойств и качеств предметов из пластмассы. | Март2019я | Конкурс «Кашпо для цветов из бросового материала» (Пластиковые бутылки» |
3 | Изучение статьи «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Горошилова Е.П | Март 2019 | По мере роста лука, укропа, пертушки воспитанники наблюдают за ростом семян, ухаживают за посадками. По мере роста лук, петрушку, укроп можно в группе употреблять в пищу во время обеда. |
1 | Посадка лука, укропа, в группе | Апрель2019 | Викторина-развлечение «Мы Юные исследователи» |
2 | Участие в конкурсах педагогического мастерства на сайтах | Апрель2019 | Деловая игра «Аукцион идей» |
3 | Консультация для родителей: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» | Апрель2019 | Опыт «Упрямые предметы» |
1 | Познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией. Сила тяготения | Май 2019 | Опыт: «Извергающийся вулкан». |
2 | Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» | Май 2019 | «Весенняя мозаика» - фотовыставка «Мои домашние питомцы |
3 | Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности» | Май 2019 | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования «Развитие поисково - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования » постановка целей и задач по данной теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план творческой мастерской 2019 - 2020 учебный год
Создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки дошкольника....
План самообразования на 2019-2020 учебный год «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
План самообразования на 2019-2020 учебный год«Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ на 2019-2020 учебный год Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»
План по самообразованиюВид проекта: долгосрочный (4 года), познавательный, творческий, групповой.Проект разделен на 4 этапа. Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители.Ис...
План самообразования на 2019-2020 учебный год
план самообразования «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности» предназначен для воспитателей средней группы....
План самообразование на 2019-2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности»
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...
План самообразования на 2019-2020 учебный год
Тема (экспериментальной) инновационной деятельности: Развитие познавательной активности детей старшего возраста посредством конструирования....