ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ на 2019-2020 учебный год Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»
методическая разработка

План по самообразованию

Вид проекта: долгосрочный (4 года), познавательный, творческий, групповой.

Проект разделен на 4 этапа.

 

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Источники самообразования:

  •  методическая литература,
  •  интернет ресурсы
  • обмен опытом с педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_negara.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

                ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2019-2020 учебный год

Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»

 

 

 

 

 

 

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»

План по самообразованию

Вид проекта: долгосрочный (4 года), познавательный, творческий, групповой.

Проект разделен на 4 этапа.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Источники самообразования:

  •  методическая литература,
  •  интернет ресурсы
  • обмен опытом с педагогами

Актуальность. Существует множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем. Уровень развития речи детей в дошкольном возрасте различен. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. А уж что говорить об описательной речи это явление очень редкое. Нарушение экспрессивной речи наблюдается у большинства детей. Отсутствие образной речи, богатой синонимами, дополнениями, определениями. Речь чаще односложная, словарь беден. Дети не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, ограничиваясь простыми предложениями, а зачастую перечислениями предметов и их частей. У детей отмечаются значительные трудности при описании предмета по плану, данному педагогом. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, разучивании стихов, пословиц, поговорок.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, уметь описать предмет связно и последовательно, уметь рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложный процесс. Чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим, а также для достижения наилучших результатов используются нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.

Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Чтобы помочь детям в этом, на занятиях по развитию речи используются схемы описание: для составления описательных рассказов о диких и домашних животных, птиц, растений, при составлении рассказов о временах года, о явлениях природы. Удобно использовать: схемы описание, мнемотаблицы.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать рассказ, придерживаться его последовательности, удерживать лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по- своему, я использую мнемотаблицы в своей работе по обучению детей связной речи.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются:

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах произведений художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

1.Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

2.Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

3.Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

ПРОГОНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Прежде всего, сформированы коммуникативные навыки общения детей, повышен уровень мотивации к занятиям, расширен круг знаний об окружающем мире. Словарный запас выведен на более высокий уровень. Совершенствованы лексико-грамматические средства языка. Дети умеют рассказывать по схемам описаниям и мнемотаблицам, переводить графические символы в «живые» слова. Тем самым развито их внимание, мышление, память и, конечно же, речь. Повышен интерес детей к художественной литературе. Повысилась заинтересованность родителей в вопросах речевого развития ребёнка. Родители включены в коррекционно-педагогический процесс.

Цель обучения мнемотехнике - развитие психических процессов - памяти,

мышления, воображения, внимания - ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

  • Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.
  • Формирования навыков перекодирования информации, то есть преобразования абстрактных символов в образы.
  • Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
  • Развитие творческих способностей, фантазии.
  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Также для составления описательных рассказов по лексическим темам.

Гипотеза исследования: целенаправленная и систематическая работа по использованию карточек-схем в воспитательно-образовательном процессе, как элемента мнемотехники, представляет педагогу дополнительную возможность для успешного развития связной речи и речевой активности младших дошкольников.

Объектом являются дети  дошкольного образования

Предметом исследования является процесс развития связной описательно – повествовательной речи детей младшего дошкольного возраста с методами мнемотехники.

Цель: Развитие связной речи детей с помощью схем, описание и мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей. Использование моделирования при обучении детей связной речи.

Задачи:

• Развитие связной монологической речи.

• Обогащение словарного запаса детей.

• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.

• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.

• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.

• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды)

Формы работы с детьми младшего дошкольного возраста.

МЕСЯЦ

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Заучивание стихотворения Н.Нищевой «Компот» Используя моделирование облегчить и ускорить процесс запоминания и усвоения текста стихотворения.

Консультация для родителей

Как учить ребенка описывать увиденное?

Консультация на тему «Развиваем память ребёнка»

Октябрь

Заучивание стихотворения И.   Токмаковой «Осень» Используя моделирование облегчить и ускорить процесс запоминания и усвоения текста стихотворения, формировать приемы работы с памятью.

Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами»

Информация в родительский уголок.

Ноябрь

Пересказ сказки «Курочка Ряба»

Задачи: Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов.

Подготовка памяток для родителей. Информационный стенд «Что такое мнемотехника?»

Декабрь

Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» Формирование умения детей запоминать стихотворение по схемам рисункам.

Папка передвижка

Составляем и используем мнемотаблицы дома.

Январь

Заучивание стихотворения В. Петрова «Дед мороз прислал нам елку»

Формирование умения детей интонационно передавать настроение.

Консультация для родителей Развиваем и обогащаем словарный запас детей.

Февраль

Составление описательного рассказа «Зима» с опорой на картинно-графическую схему Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью воспитателя.

Папка - передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по произведениям (стихи, рассказы, сказки) .

Март

Заучивание отрывка стихотворения З. Александровой «Мой мишка» Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью воспитателя, пополнять и активизировать словарный запас детей

Индивидуальные консультации родителей по интересующим их вопросам.

Апрель

Пересказ сказки «Репка» Формирование умения детей пересказывать сказку опираясь на таблицу (мнемосхемам, описывать животных) 

Памятка для родителей «А я знаю наизусть».

Май

Пересказ сказки «Теремок»

Беседуя по тексту и отслеживая последовательность, расставить в нужной последовательности заранее приготовленные схемы к данному произведению. Вызвать речевую активность, формирование умения следить за развитием событий, отвечать на вопросы.

Анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Использование мнемотаблиц при обучении детей связной речи"

Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем.Очень важно научит...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Использование моделирования при обучении детей связной речи»

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Использование моделирования при обучении детей связной речи» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Продолжительность проекта: долгосрочный.  Участники пр...

«Методическая рекомендация» Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»

«Методическая рекомендация»Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ» СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-4ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕ...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯна 2015-2016 учебный год «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ...

"эффективное использование сказок при обучению детей связной речи"

При обследовании детей в старшей группе с ОВЗ, отмечаю, что дети не могут рассказать, или вернее сказать, вспомнить ни одной русской народной сказки. Поэтому поставила первостепенной задачей познакоми...

План самообразования за 2019-2020 уч.год по теме: "Уголок природы в группе как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"

План самообразования за 2019-2020 уч.год  по теме: "Уголок природы в группе как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"...

План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год. Тема: «Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников»

План работы по самообразованию воспитателя детского дома дошкольной группы по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников". В плане представлены фо...