Развитие естественной потребности дошкольников к самостоятельному проявлению активности посредством применения проблемно-поисковых методов в образовательном пространстве
статья
Развитие естественной потребности дошкольников к самостоятельному проявлению активности посредством применения проблемно-поисковых методов в образовательном пространстве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ob_opyte_raboty_dokument_microsoft_word.docx | 37.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие естественной потребности дошкольника к самостоятельному проявлению активности посредством применения проблемно-поисковых методов в образовательном пространстве
Долуденко Наталья Павловна,
Хохлова Антонина Викторовна, воспитатели
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Старооскольского городского округа
Великий педагог К. Н. Вентцель утверждал: «На ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искателя, лелеять проснувшуюся жажду знаний».
В последние годы дошкольное образование уделяет пристальное внимание развитию и воспитанию самостоятельной, активной, творческой личности. Как считает Л. С. Рубинштейн: «Мышление обычно начинается с проблем или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия».
Именно поэтому основной акцент делается на применение в работе с детьми проблемно-поисковых методов.
Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Воспитателю проще и удобнее самому рассказать детям новый материал, все показать, а затем удивляться: почему дети запомнили так мало! По мнению ученых, таким образом, ребенок запоминает только 10 % из услышанного, а информация, полученная самостоятельно усваивается на 70-80 %. Современному обществу требуется не исполнитель, а творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Игровые проблемные ситуации можно применять, начиная со среднего возраста, когда формируются психологические процессы анализа и синтеза. Ребенок в этом возрасте активен и любознателен, проявляет самостоятельность, но у него еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что ему неинтересно, поэтому игровая мотивация помогает удерживать познавательный интерес более длительное время. Неудачи в выполнении заданий обескураживают детей и вселяют чувство неуверенности. Поэтому создание дополнительно ситуации успеха служит гарантией в преодолении временных трудностей и достижении положительного результата. В проблемных игровых ситуациях в этом возрасте чаще всего выступают игрушки или сказочные персонажи: Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Колобок и другие. Например, во время организованной образовательной деятельности в гости к ребятам приходит Колобок, он напоминает детям, что он перехитрил зверей в лесу, и им не удалось его съесть. А чем же тогда питаются звери в лесу? Данное противоречие активизирует поисковую деятельность дошкольников и приводит их в «лес», где под деревьями прячутся лесные обитатели. На столе разложены предполагаемые продукты питания животных, дошкольники анализируют данный «набор» и выбирают каждому животному продукты на «обед».
Экологическая направленность ситуации «Поможем Дюймовочке собрать весенний букет» была направлена на формирование понятий об охраняемых государством растениях, занесенных в Красную книгу России.
Проблемные игровые ситуации организовывались в математическом развитии («Помоги лыжникам выбрать себе лыжи»), в художественно-эстетическом развитии («Подбери музыку к картине»), в коммуникативной деятельности («Поездка в автобусе») и т.д.
В старшем возрасте применяются проблемные ситуации на прогулке, стимулом для самостоятельного действия служат объекты природы. Например, ИОС «Экоконверты». Педагог раздает дошкольникам, объединенным по 2-3 человека конверты, открывая которые дети получают задания: Найдите…пять листьев различной формы; пять различных фактур;
примеры пяти различных запахов; пять образцов одного и того же объекта, но разного цвета; пять оттенков одного и того же цвета (пять предметов); пять признаков присутствия животных; пять признаков присутствия человека и т.п.
Особенно дошкольникам нравятся проблемные ситуации «Сюрприз вслепую», «Десять прикосновений», когда приходится определять природный объект по запаху, прикосновению, ощупыванию и даже вкусу (специально созданные условия в группе). Такие экологические ситуации способствуют развитию всех чувствительных анализаторов ребенка, но главное, дают возможность ощутить всю эмоциональную гамму природного многообразия, испытать восторг от соприкосновения с природой.
Все собранные природные объекты составляются в коллекции или используются для изготовления поделок из природного материала.
Для дошкольников подготовительной группы создаются многоступенчатые проблемные ситуации по аналогии квест-игры, когда дети выполняют целый комплекс игровых интеллектуальных заданий, головоломок, объединенных увлекательным сюжетом. Такие многоэтапные и многоплановые игры всегда увлекают старших дошкольников и интегративно объединяют образовательные области: познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Поисково-проблемный характер квест-игры наполняет игру множеством интересных и познавательных заданий, позволяющих участникам игры не только выполнять многоуровневые задания, но и укрепить командный дух в детском коллективе, создать ситуацию успеха, и сгладить соревновательные моменты между детьми. (Квест-игры «Путешествие на необитаемый остров», «Поиск девятого» и другие). Данный вид игры развивает у дошкольников навык отстаивания своей точки зрения, а также умение согласовать свои действия с действиями других участников игры.
Педагогические наблюдения, проводимые у детей подготовительной к школе группы, свидетельствуют о значительном повышении познавательной активности. Показателем возросшей любознательности дошкольников являются задаваемые детьми вопросы, касающиеся не только изучаемых предметов, но и выходящих за рамки программного материала. Уменьшается количество малоактивных, пассивных детей, не способных к принятию собственных решений. Применение инновационных методов и приемов активизации процесса познания позволяет значительно обогатить знания дошкольников о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором они живут.
Большинство дошкольников активно участвуют в познавательных акциях естественнонаучной направленности, самостоятельно ведут дневники наблюдений за объектами живой природы, экспериментируют с объектами неживой природы, с образцами предметного мира.
Таким образом, применение проблемно-поисковых методов влияет на познавательную активность дошкольников, деятельность становится желанной, любимой, приносящей радость. Созданные условия дают возможность для каждого ребёнка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых. Детальное знание сущности проблемно-поисковых методов, мотивация педагога к их применению позволяет плодотворно осуществлять образовательный процесс, в результате чего растить успешных детей, с высокой самооценкой, умеющих, логически мыслить, рассуждать, свободно выражать собственную точку зрения, желания и чувства. Именно проблемно-поисковые методы являются пусковым механизмом дальнейшего движения личности ребенка.
Используемая литература:
1. Николаева, С. Н., Комарова, И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С. Н. Николаева, И. А. Комарова – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 128с.
2. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников [Текст]: / Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая – СПб.: Детство-Пресс, 2007- 79 с.
3. Королева А.Е. "Иди за мной" [Текст] / А.Е.Королева - Калининград (Центр координации образовательных проектов группы «Экозащита»), 1996.- 198 с.
4. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубенштейн-СПб:Питер, 2010. 713 с.
5. Виноградова, Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет /Е.Л. Виноградова// Психологическая наука и образование - 2004. - №2. С 43-46
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ
Для улучшения воспитательно - образовательного процесса и изменения традиционной формы работы со всеми участниками образовательного пространства, мы применяем в в педагогической деятельнос...
Рабочая программа Реализация самостоятельной творческой активности посредством аппликации из разных видов картона
Рабочая программа Реализация самостоятельной творческой активности посредством аппликации из разных видов картона...
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В настоящее время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стала актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе....
«Применение технологии ТИКО моделирования в образовательном пространстве детского сада»
В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общ...
Применение технологии ТИКО моделирования в образовательном пространстве современного ДО.
Технологии ТИКО-моделирования является инновационной технологией в линейке конструкторов нового поколения и представляет собой трансформируемый игровой конструктор из набора ярких пл...
Образовательная практика «Применение Quick Response (QR) в образовательном пространстве ДОУ»
Данная практика является педагогической. Направление нашей практики это Формирование и развитие цифровой образовательной среды. Реализация данной практики проходила на уровне образ...
Проект Применение технологии QR- кода в образовательном пространстве ДОУ
1.Краткое название образовательной организации - МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна» Северного района Оренбургской области.2. Тема инфраструктурного проекта – «Применен...