План по самообразованию на тему «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 36.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города
Иркутска дeтский сад №150
План по самообразованию на тему
«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»
Выполнила:
Бутакова Мария Вячеславовна
Воспитатель 1 группы.
Иркутск
2022-2023г.
Работа по самообразованию
воспитателя группы раннего возраста
Бутаковой Марии Вячеславовны на 2022-2023 учебный год.
Актуальность: ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.
Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель работы: работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных навыков и умений.
Задачи:
Для педагога - повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук;
Включить в воспитательно-образовательный процесс пальчиковую гимнастику.
Для детей - повысить уровень речевой компетентности детей, через пальчиковые игры;
- Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Улучшить общую двигательную активность;
- Содействовать нормализации речевой функции;
Для родителей - повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и. привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе, осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта речевой активности ребенка.
Объекты в работе по самообразованию:
- Дети 1-2 лет;
- Семьи детей, посещающих детский сад;
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми (проведение организованной образовательной деятельности, включение пальчиковой гимнастики в режимные моменты);
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
-Рассказывание потешек;
-Рассматривание книг, иллюстраций;
- Массаж кистей рук;
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
Предполагаемый результат:
Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качества речи.
В результате работы над проблемой развития речи детей с помощью пальчиковых игр и упражнений планирую достигнуть следующие результаты:
- вызвать интерес детей к пальчиковой гимнастике;
- увеличить словарный запас детей, чтобы речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
- повысить речевую активность детей в различных видах деятельности;
- использование детьми пальчиковых игр в повседневной жизни;
- развить мимику, моторику пальцев рук, внимание, память, воображение, речь;
- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
- дать родителям необходимые знания по теме, проведения пальчиковых игр с детьми дома.
Календарно-тематическое планирование пальчиковой гимнастики
Месяц | Тема недели | Пальчиковые гимнастики |
Сентябрь | Здравствуй, детский сад! | Пальчики здороваются Я здороваюсь везде — Дома и на улице. Даже «здравствуй!» говорю Я соседской курице. (Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.) Наша группа В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу), Самый младший — это я. (Разжимают пальчики поочередно начиная с мизинца). Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша.
|
| Овощи | «Мы капусту рубим» Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз) Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту) Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки) Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)
|
| Осень | Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
|
Октябрь | Фрукты | Как у нашей Зины Фрукты есть в корзине: Яблочко, груша, Чтоб ребята кушали, Персики и сливы, До чего ж красивы! Посмотрите на ранет, Вкуснее наших фруктов нет!
|
| Фрукты | Пальчик толстый и большой В сад за сливами пошел. Указательный с порога Указал ему дорогу, Средний пальчик – самый меткий, Он сбивает сливы с ветки. Безымянный поедает, А мизинчик-господинчик В землю косточки сажает.
|
| Овощи-фрукты | Как у нашей Зинки Овощи в корзинке: Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец, Наша Зина-молодец.
Как у нашей Зины Фрукты есть в корзине: Яблочко, груша, Чтоб ребята кушали, Персики и сливы, До чего ж красивы! Посмотрите на ранет, Вкуснее наших фруктов нет!
|
Ноябрь | Тело | Есть на пальцах наших ногти, (указывают на упоминаемую часть тела) На руках – запястья, локти. Темя, шея, плечи, грудь И животик не забудь. Есть колени. Есть спина, Но она всего одна.
|
| Тело | Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают пальцы) Буду с мамой рисовать. (круговые движения пальцев, сложенных в щепотку) Вот головка, вот животик, (руками рисуют маленький и большой круг) Ножки, ручки, глазки, ротик И прическа из колечек (рисуют в воздухе колечки) Получился человечек. (развести руки в стороны)
|
| Лицо | Есть у нас на голове (указывают на упоминаемую часть тела) Уха два и мочки две. Брови. Скулы и виски, И глаза, что так близки. Щеки. Нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри! Подбородок под губой. Вот, что знаем мы с тобой!
|
| Здоровье | Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают пальцы) Буду с мамой рисовать. (круговые движения пальцев, сложенных в щепотку) Вот головка, вот животик, (руками рисуют маленький и большой круг) Ножки, ручки, глазки, ротик И прическа из колечек (рисуют в воздухе колечки) Получился человечек. (развести руки в стороны)
|
|
Одежда |
Рукавички новые, (сжимают и разжимают пальцы рук) Теплые, пуховые. Мне их бабушка связала, (делают движения, словно вяжут) Подарила и сказала: «Вот теперь у внучки (сжимают и разжимают пальцы рук) Не озябнут ручки».
|
| Одежда, профессия швеи | Вышивает, шьет иголка, В правой руке воображаемая иголка |
Декабрь | Зима | Раз, два, три, четыре, пять, (каждый палец правой руки по очереди ударяет по столу) К нам зима пришла опять (каждый палец левой руки по очереди ударяет по столу) И с собою принесла (каждый палец правой руки по очереди ударяет по столу) Ветер, снег и холода. (каждый палец левой руки по очереди ударяет по столу)
|
| Новый год | В зале елка появилась, (выпрямленные пальцы переплетаются между собой – «елка») Вся огнями засветилась. (ритмичное касание одинаковых пальцев двух рук) Скоро Дед Мороз придет, (поочередное касание одинаковых пальцев, начиная с мизинцев) Всем подарки принесет. (поочередное касание одинаковых пальцев, начиная с больших)
|
Январь | Зимние забавы | Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики) |
| Обувь | Посчитаем в первый раз, (попеременно хлопают ладонями и ударяют кулачками по столу) Сколько обуви у нас. Туфли, тапочки, сапожки (на каждое название загибают по одному пальцу) Для Наташки и Сережки, Да еще ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки.
|
| Обувь | Всюду, всюду мы вдвоем (средний и указательный пальчики «шагают» по столу) Неразлучные идем. Мы гуляем по лугам, (загибают по одному пальчику, начиная с большого) По зеленым берегам, Вниз по лестнице сбегали, Вдоль по улице шагали, После лезем под кровать, Будем там тихонько спать. (укладывают руки на стол)
|
Февраль | Дикие животные | Зайчик скачет по лужайке, (сжать пальцы в кулак, указательный и средний поднять вверх) Прыг-скок, прыг-скок, (сжать руки в кулаки, «зайчик» - чередовать движения) Испугался волка зайка (сжать руки в кулаки, поднести их к груди) И пустился наутек. (раскрыть ладошки, вытянуть руки перед собой)
|
| Детеныши диких животных | Мчится без оглядки, |
| Домашние животные | «Мяу», - котенок, (соединить указательный палец с большим на обеих руках) «Му», - теленок, (соединить средний палец с большим на обеих руках) «Ме», - козленок, (соединить безымянный палец с большим на обеих руках) «Гав», - щенок, (соединить мизинец с большим на обеих руках) Дружно песню распевают. (сжимать и разжимать кулачки) Ждут хозяйку у ворот.
|
|
Детеныши домашних животных | (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.Локти опираются о стол). У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их). Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
|
Март | Домашние птицы | Вышла курочка гулять, (соединить кончики указательного и большого пальца) Свежей травки пощипать, (сжимают и разжимают кулачки) А за ней ребятки – ( постукивают пальцами по столу) Желтые цыплятки.
|
| Птенцы домашних птиц | У индюшки индюшонок. Парное касание больших пальцев. У курицы … цыплёнок. Парное касание мизинцев. У гусыни … гусёнок. Парное касание указательных пальцев. У утки … утёнок. Парное касание безымянных пальцев. У страуса … страусёнок. Парное касание средних пальцев.
|
| Весна | Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки) Два – капель, (согнуть безымянный палец) Три – сосульки тают. (согнуть средний палец) Март прошел, идет апрель, (согнуть указательный палец) Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица»)
|
| Посуда | Я тарелки разложу, (переворачивать ладони вверх-вниз) Ложки, вилки положу. (согнуть пальцы, образуя «ковшик», перевернуть руки ладошками вниз, пальцы в стороны, постучать ладошками по столу) Маме помогаю, (соединить ладошки друг с другом) На стол я накрываю. (левую сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь правой руки)
|
| Мебель | Раз, два, три, четыре – (загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках) Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают пальцы) В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальцы, начиная с большого) А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидим за столом, Чай с вареньем дружно пили. (попеременно хлопают и стучат кулачками) Много мебели в квартире.
|
Апрель | Профессии, транспорт | Целый день шофер трудился, (сжимают и разжимают пальцы) Он устал, он запылился, (загибают пальцы рук по одному) Он возил кирпич на стройку, Дом он строить помогал. А теперь ведет на мойку (крут воображаемый руль) Свой огромный самосвал.
|
| Птицы | Птички прилетали, (пальцы обеих рук производят движения вверх, вниз) Крыльями махали, Сели, посидели (сжимают и разжимают пальцы рук) И дальше полетели. (машут руками, словно крыльями)
|
| Лето, насекомые | Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки) Два – капель, (согнуть безымянный палец) Три – сосульки тают. (согнуть средний палец) Март прошел, идет апрель, (согнуть указательный палец) Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица»)
|
Май | Цветы | Утром алые цветки (округлить ладони, раздвинуть пальцы) Раскрывают лепестки. Ветерок подует – (двигают ладони вправо-влево) Цветики волнует. А под вечер все цветки (постепенно смыкают пальцы) Закрывают лепестки, Головой качают, (покачивают «бутонами») Тихо засыпают. (подкладывают сложенные руки под щеку)
|
ЛИТЕРАТУРА
В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».
https://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
https://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.
Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры»
Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить...
ОТЧЕТ по выполнению плана самообразования тема «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здо...
Методическая разработка по теме:Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста.
Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки....
"Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста"
Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста...
Протокол № 4 от 19.05.2022 года заседания РМО, презентация «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»
Протокол заседания РМО...
План по самообразованию «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста» в 2022-2023 учебном году
АктуальностьПроводя занятия, общаясь с детьми 1.5 -2 года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Мен...