Родительское собрание с элементами тренинга «Дети и родители» Бондаренко Т,А,
методическая разработка (младшая группа)
способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_sobr._trening_microsoft_office_word.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание с элементами тренинга «Дети и родители»
Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.
Задачи:
• обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;
• обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами
Участники: воспитатель, педагог – психолог, родители.
Подготовительная работа:
• Детям незадолго до собранияпредлагается выполнить следующее задание:
1. Выбрать из определенного набора игрушек одну, которая больше нравится; (воспитатель фотографирует ребенка с этой игрушкой).
2. Провести анкетирование детей (те же вопросы будут заданы родителям на собрании).
3. Предварительно дети выбирают из трех предложенных фигур (круг, треугольник, квадрат) одну, а затем раскрашивают ее.
• Подготовить бумагу, ручки для индивидуальной работы родителей.
• Подготовить анкеты, тесты.
• Сделать мультимедийное сопровождение собрания.
• Изготовить буклет - конспект собрания, который вручить в конце каждому родителю.
План:
1. Вступительное слово.
2. Упражнение "Узнай своего ребенка"
3. Мини-лекция на тему "Что надо знать о своем ребенке?"
4. Упражнение "Что меня в моем ребенке огорчает, а что радует?"
5. Мини-лекция "Живая сила воды. Живая сила слова"
6. Тест №1 "Какой вы родитель".
7. Тест №3 «Моя любимая игрушка».
8. Подведение итогов собрания.
9. Анкетирование «Ваше мнение».
Ход собрания
Воспитание может сделать многое,
но не безгранично.
С помощью прививок можно заставить
дикую яблоню давать содовые яблоки,
но никакое искусство садовника
не сможет заставить её приносить жёлуди.
В. Г. Белинский
1. Вступительное слово.
Многие родители считают, что своего ребенка они знают досконально. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с воспитательницей в детском саду, замечаем, что наши суждения становятся все более приблизительными, через 10-12 лет довольно часто обнаруживаем в собственной семье, в лице собственного ребенка прекрасного (а бывает и совсем наоборот) незнакомца.
Знаете ли вы своего ребенка и что надо знать о нем? Вот сегодня мы и поговорим на эту тему.
2. Упражнение "Узнай своего ребенка"
Цель: Осознание родителями актуальных потребностей своего ребенка.
Содержание: Родителям предлагается среди демонстрируемых фигур (фигуры готовятся на занятиях с детьми заранее - в начале свободно выбирают фигуру, которая нравится, затем ее раскрашивают и расписывают, найти фигуру своего ребенка. После того, как родители найдут работу своего ребенка.
Психолог дает общую интерпретацию выбора в работах детей:
треугольник - потребность в лидерстве, управлении,
круг - потребность в общении,
квадрат - потребность в познании;
желтый - потребность в общении;
красный - потребность в двигательной активности;
синий и белый - потребность в спокойствии и уединении;
зеленый - потребность в самовыражении и самоутверждении;
черный и коричневый - потребность в свободе и самостоятельности (тревога, негативизм, неуверенность).
3. Мини-лекция на тему "Что надо знать о своем ребенке?" (сделать памятку и раздать)
* Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: воспитатели, а в будущем и учителя несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а так же чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода (памятка прилагается).
* Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: "Я знаю, что нужно моему ребенку!" Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг - помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: "Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!".
В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами.
Что необходимо ребенку для полноценного развития?
Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.
Могучая потребность в деятельности - вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями - папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.
Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств, приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.
Если педагогическая запущенность - это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начать надо с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.
Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.
4. Упражнение "Что меня в моем ребенке огорчает, а что радует?"
Цель: Определение тем для просвещения родителей и воспитателей.
Содержание: Участникам - родителям раздаются листочки, которые разделены на две части: в левую колонку родители будут записывать все, что огорчает в ребенке, в правую - все, что радует в ребенке.
- Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?
5. "Живая сила воды. Живая сила слова"
Цель: Просвещение родителей по проблеме влияния социума на развитие ребенка.
Содержание: Ученые давно ведут исследования о влиянии социума (семьи, СМИ и т. д.) на людей.
Опыт 1: опыты проводились над водой. Вода забиралась и замораживалась из трех мест: из святого источника; вода стояла в месте, где постоянно ругались; вода, которая стояла перед экраном телевизора во время передач с демонстрацией ситуаций жестокости и трагедий. Кристаллы воды из святого источника были в форме симметричной красивой звезды. Кристаллы воды из места, где постоянно ругались и выясняли отношения, были уже в форме ассиметричной и негармоничной фигуры, похожей на что-то неприятное. Кристаллы воды стоявшей перед телевизором были не просто безобразны, а ужасны и напоминали персонажей из фильма ужасов.
Опыт 2: вода была набрана из одного источника (из-под крана) в три стакана. Один стакан воды отставили и не разговаривали с ним, другой постоянно ругали, третьему говорили только хорошее. Через некоторое время вода, на которую не обращали внимание, она зацвела, которую ругали она, затухла, а та которой говорили только хорошее по своему составу и ее кристалл были похожи на воду, взятую из святого источника.
Вывод: Исследования показали, что все недуги и проблемы от дурных слов и образов.
- Задумайтесь, если плохое слово влияет даже на воду, как оно может повлиять на ребенка? Какой он будет расти, если будет слушать в свой адрес только критику, ругань и негатив?
В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или недостатки, как нет и человека без достоинств и недостатков. Мудрость родителей заключается в том, что, видя то и другое, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Описанная мама сама признала, что не воспитала в ребенке ничего хорошего. Но ребенок не пустой сосуд. И если в нем не формируются какие-то положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, это означает, что в семье не приучали к труду, если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь ему избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на своего ребенка такими глазами.
6. Тест №1 "Какой вы родитель".
Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:
Фразы. Баллы
1 Сколько раз тебе повторять. 2
2 Не знаю, чтобы я без тебя делала. 1
3 И в кого ты только уродился! 2
4 Какие у тебя замечательные друзья. 1
5 Ну, на кого ты похож! 2
6 Я в твоё время! 2
7 Ты моя опора и помощник (ца! 1
8 Ну что за друзья у тебя! 2
9 О чем ты только думаешь! 2
10 Какая ты у меня умница! 1
11 А как ты считаешь, сынок (доченька? 1
12 У всех дети как дети, а ты! 2
13 Какой ты у меня сообразительный! 1
14 Посоветуй мне пожалуйста. 1
Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.
7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.
13-14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.
Вот вы и узнали, какой вы родитель, оценили достоинства и недостатки своего ребенка.
Помните, что дети учатся жить у жизни.
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.
Если ребёнка часто подбадривать, он учится верить в себя.
Если ребёнка часто хвалят, он учится быть благородными.
Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым.
Если ребёнок живёт в доверии к миру, он учится верить в людей.
Если ребёнок живёт в обстановке принятия, он находит любовь в мире.
7. Тест №3 «Моя любимая игрушка».
Дети выбирают игрушку из предложенного им набора игрушек (книга, кубики, мозаика, машина, кукла и т. д.) и воспитатель фотографирует ребенка с этой игрушкой. На собрании родители из того же набора должны выбрать игрушку, которую, по их мнению, выбрал их ребенок. Сравнивают свой выбор с фотографией.
8. Подведение итогов собрания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание с элементами тренинга "Влияние родительских директив на формирование личности ребенка"
В ходе родительского собрания дается понятие директив, их внешнее выражение и глубинный смысл, а также освещается негативное влияние родительской директивы.В ходе мини-тренинга родители, проигрывая пр...
Родительское собрание с элементами тренинга: "Я хороший родитель!"
Рефлексия своего поведения, как родителя...
Родительское собрание с элементами тренинга «Домашние обязанности ребёнка: формирование положительных личностных качеств» (для родителей детей 6-7 лет)
Цель: совместно с родителями найти способы формирования положительных личностных качеств ребёнка через привлечение его к работе по дому. Задачи:1. создать доброжелательную...
Родительское собрание с элементами тренинга "Правила для родителей и детей"
Данная публикация составлена по всем правилам тренинга. В материале представлены игры и упражнения для родителей, так же содержится информация о стилях семейного воспитания....
Родительское собрание с элементами тренинга «Возраст упрямства и строптивости» для родителей детей 3–4 лет
Родительское собрание с элементами тренинга «Возраст упрямства и строптивости» для родителей детей 3–4 лет...
Родительское собрание с элементами тренинга «Дети и родители»
Многие родители считают, что своего ребенка они знают досконально. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с воспитательницей в детском саду, замечаем, что н...
Родительское собрание с элементами тренинга «Дети и родители»
: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.Задачи:• обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;• об...