Родительское собрание с элементами тренинга "Влияние родительских директив на формирование личности ребенка"
консультация по теме
В ходе родительского собрания дается понятие директив, их внешнее выражение и глубинный смысл, а также освещается негативное влияние родительской директивы.
В ходе мини-тренинга родители, проигрывая предложенные ситуации, учатся выявлять директивы и "избавляться" от них.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание с элементами тренинга
«Влияние родительских директив на формирование личности ребенка»
Цель: расширение психологической компетентности родителей в области влияния родительских директив на формирование личности ребенка.
Задачи:
- Познакомить родителей с распространенными видами родительских директив, негативно влияющих на личность ребенка.
- Обучить рефлексивному отношению к использованию директив в собственном общении с ребенком.
- Закрепить навыки общения с детьми без использования родительских директив с помощью анализа и проигрывания ролевых ситуаций.
Участники: старший воспитатель, родители.
Оформление, оборудование и инвентарь: К доске прикрепляется плакат с таблицей “Влияние родительских директив на формирование личности ребенка” (по Р. Голдуингу и М.Голдуингу, 1976 г.)
Результатом родительского собрания с элементами тренинга будет являться более осознанное отношение к тем видам влияний, которыми пользуются родители в общении с ребенком и уменьшение директивности педагогического общения, что повлечет за собой повышение уровня самооценки, инициативности, самостоятельности, коммуникативности детей, формирование мотивации успеха и достижения, повышение привлекательности процесса обучения и воспитания в целом.
Выступление старшего воспитателя:
– Здравствуйте! Сегодня мы поговорим с вами о самом дорогом, что есть у нас, – о наших детях, и как мы, родители, можем неосознанно повлиять на его дальнейшую жизнь. Тема нашей встречи: “Влияние родительских директив на формирование личности ребенка”.
Под директивами понимают скрытое, косвенное послание (приказание, поучение), не явно сформулированное словами или обозначенное действиями родителей, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно (чувством вины перед родителями). При этом истинных причин своей вины ребенок осознать не может, т.к. они скрыты. Только исполняя директивы, ребенок чувствует себя “хорошим”.
Директива – это своеобразное “скрытое послание” родителей ребенку, поучение, которое при этом самим родителем не объясняется.
Старший воспитатель выделяет наиболее распространенные родительские директивы, которые негативно влияют на формирование личности ребенка (приложение 1).
Практическая часть:
Упражнение на проявление используемых родителями директив и обучение альтернативным формам общения.
Родители делятся на подгруппы. Родителям предлагаются карточка с темой, и каждая группа разыгрывает две ситуации, где родители используют родительскую директиву, и эту же ситуацию, но уже без директивы (приложение 2).
Литература:
- Кузьменкова О.В. Психология семьи и семейного консультирования, Оренбург 2005.
- Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей. Модель организации клуба “Молодая семья”, план-программа, занятия, Волгоград 2009.
Взято с сайта http://festival.1september.ru/articles/563135/
Приложение 1
Родительская директива и ее глубинный смысл | Внешнее выражение родительской директивы | Негативное влияние родительской директивы |
«НЕ ЖИВИ» - желание родителей управлять ребенком через возбуждение в нем постоянного чувства вины. | «Глаза бы мои на тебя не смотрели», «Как мне трудно с тобой», «Ты мне мешаешь» и пр. | Ребенок считает, что он является источником всех возможных бед в жизни родителей, что он их вечный должник. Для снижения чувства вены ребенок может подсознательно стремиться к наказанию, т.к. ему проще чувствовать себя виноватым за конкретное событие (например, драка), а не за факт собственного рождения. Реальное наказание служит ребенку средством разрядки эмоционального напряжения. |
«НЕ БУДЬ РЕБЕНКОМ» - обесценивание родителями эмоциональных проявлений. | «Тебе уже три года, а ты ведешь себя как маленький», «Скорее бы ты вырос» и пр. | Дети, принимающие данную директиву, в будущем испытывают трудности в общении с собственными детьми, как неспособные к раскованному поведению. |
«НЕ РАСТИ» - панический страх родителей повзросления ребенка | «Мама всегда будет с тобой», «Ты еще мал, чтобы так рассуждать», «Ну ты же не маленький, чтобы...» пр. | Такая директива часто обращена к единственным или младшим детям в семье. Дети, принимающие эту директиву, часто демонстрируют поведение, не несоответствующее их возрасту. Подсознательно они стремятся вести себя «как маленькие», рассчитывая на родительскую поддержку. Став взрослыми, испытывают трудности в создании собственной семьи и отделении от своих родителей. |
«НЕ ДУМАЙ» - трансляция ребенку родительского страха перед проблемами | «Не умничай», «Не рассуждай, а делай», «Не бери в голову» пр. | Дети, выполняющие такую директиву, либо избегают интеллектуального напряжения при решении проблем, либо стремятся «размыть» эти проблемы при помощи развлечений. |
«НЕ СБЛИЖАЙСЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ» - внушение ребенку, что нельзя доверять, никому, кроме родителей | «Делиться проблемами можно только с родителями», «Никому ничего не рассказывай» | Принятие запрета на любую близость приводит к страху перед контактами с людьми. В результате ребенок везде чувствуют себя «не как все», кроме как в родительской семье. |
«НЕ ЧУВСТВУЙ» - запрет родителей ребенку на проявление чувств | «Как ты смеешь злиться на маму…», «Не сахарный – не растаешь» | Ребёнок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность по отношению к родителям, может начать раздражаться на младших или более слабых по отношению к нему детей. Ребёнок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму. |
«НЕ ДЕЛАЙ», то есть не делай сам, я буду делать это за тебя | «Не делай сам, подожди меня» | При такой директиве активность, инициатива ребенка практически полностью блокируется. Ребенок начинает испытывать трудности в начале каждого дела. Он постоянно откладывает важные дела на «потом». |
«НЕ ДОСТИГАЙ УСПЕХА» - лежит бессознательная зависть родителя к успеху ребёнка или наоборот амбиции родителей | «Я так и сказала, что у тебя не чего не получится», «Один ты делаешь много ошибок», «Зачем ты хочешь быть лучше других?». | Ребенок, выполняя такую директиву, пугаясь собственных успеха, может на бессознательном уровне вредить своему делу – делает ошибки, плохо себя ведет или у него снижается самооценка («У меня ничего не получится»). |
Приложение 2
Тема для разыгрывания ситуации | Тема для разыгрывания ситуации | Тема для разыгрывания ситуации |
Ребенок одевается на прогулку. | Ребенок в очередной раз побил другого ребенка. | Во время чтения стихотворения на утреннике ребенок допустил множество ошибок. |
|
|
|
Семь заповедей родителей (раздается как памятка).
1. Принимай ребенка таким, какой он есть.
2. Делая замечания, не унижай ребенка.
3. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
4. Не сравнивайте ребенка с окружающими. Если вы хотите подчеркнуть динамику, то лучше сравнивать успехи с его же результатами вчера, неделю, месяц назад.
5. Учитывайте возможности детей, не требуйте от ребенка того, что он не сможет выполнить.
6. Ребенок имеет полное право на свои ошибки, как и вы.
7. Создайте в жизни ребенка атмосферу тепла и свободы, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
Королёва Оксана Владимировна, старший воспитатель
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Директива - это скрытое, косвенное послание, не явно сформулированное словами или обозначенное действиями родителей, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно.
«Глаза бы мои на тебя не смотрели», « Как мне трудно с тобой», « Ты мне мешаешь» и др . Родительская директива и ее глубинный смысл: «НЕ ЖИВИ» (желание родителей управлять ребенком через возбуждение в нем постоянного чувства вины)
«Тебе уже три года, а ты ведешь себя как маленький», «Скорее бы ты вырос» и др . Родительская директива и ее глубинный смысл: « не будь ребенком » ( обесценивание родителями эмоциональных проявлений )
«Мама всегда будет с тобой», «Ты еще мал, чтобы так рассуждать», «Ну ты же не маленький, чтобы...» и др . Родительская директива и ее глубинный смысл: « не расти » ( панический страх родителей повзросления ребенка)
«Не умничай», «Не рассуждай, а делай», «Не бери в голову» и др . Родительская директива и ее глубинный смысл: «НЕ ДУМАЙ» (трансляция ребенку родительского страха перед проблемами)
«Делиться проблемами можно только с родителями», « Никому ничего не рассказывай » и др . Родительская директива и ее глубинный смысл: « не сближайся с другими людьми » ( внушение ребенку, что нельзя доверять никому, кроме родителей )
«Как ты смеешь злиться на маму…», «Не сахарный – не растаешь» и др . Родительская директива и ее глубинный смысл: « не чувствуй » ( запрет родителей ребенку на проявление чувств)
«Не делай сам, подожди меня» и др . Родительская директива и ее глубинный смысл: « Не делай » ( то есть не делай сам, я буду делать это за тебя )
«Я так и сказала, что у тебя ничего не получится», « Один ты делаешь много ошибок», « Зачем ты хочешь быть лучше других ?» и др . Родительская директива и ее глубинный смысл: « Не достигай успеха » (бессознательная зависть родителя к успеху ребёнка или, наоборот, амбиции родителей )
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в старшей группе «Роль семьи в формировании личности дошкольника»
РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПРАВИЛАХ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ....
Родительское собрание : «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»
Предлагаемая тема родительского собрания разработана в соответствии с наиболее актуальными проблемами детей дошкольного возраста. Это позволяет добиться положительных результатов во взаимо...
Родительское собрание : «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»
Предлагаемая тема разработана в соответствии с наиболее актуальными проблемами детей дошкольного возраста. Это позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их ...
Конспект родительского собрания в старшей группе "Роль семьи в формировании личности дошкольника"
Полный конспект родительского собрания в старшей группе детского сада на тему "Роль семьи в формировании личности дошкольника"...
Конспект родительского собрания в старшей группе «Роль семьи в формировании личности дошкольника»
Родительское собрание...
Конспект родительского собрания в детском саду «Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка»
Дети любят смотреть мультфильмы, так как яркий мир анимации помогает им погрузиться в мир сказки и фантазии. Но всегда ли мультфильмы оказывают терапевтическое, благоприятное воздействие на психику ре...