Родительское собрание с элементами тренинга «Домашние обязанности ребёнка: формирование положительных личностных качеств» (для родителей детей 6-7 лет)
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: совместно с родителями найти способы формирования положительных личностных качеств ребёнка через привлечение его к работе по дому.
Задачи:
1. создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установить с родителями эмоциональный контакт;
2. проинформировать родителей о влиянии на ребёнка выполнения домашних обязанностей;
3. создать условия для нахождения способов формирования положительных личностных качеств;
Категория участников: педагог, родители.
Этапы
1. Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (оформляет помещение, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).
2. Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде дискуссий, мини-лекции, упражнений.
3. Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.
Предварительная работа:
1. объявление о родительском собрании, в котором следует указать, в какой форме будет проходить собрание, а также представить описание данной формы (Приложение 1). Это необходимо сделать для того, чтобы родители были готовы к нетрадиционной форме взаимодействия на родительском собрании и, как следствие, проявляли большую активность;
2. интервью с детьми «Помогаете ли вы своим родителям по дому?» (Приложение 2).
Материалы и оборудование:
1. мягкая игрушка,
2. карточки для игры (Приложение 3),
3. листы бумаги и ручки по количеству участников.
Ход собрания
1. Игра-приветствие «Мой ребёнок» (создание доброжелательной атмосферы в коллективе родителей, акцентирование внимания на положительных качествах детей). Каждому участнику предлагается, передавая по кругу мягкую игрушку, назвать имя своего ребёнка и его положительные качества. Например: «Мой сын Ваня – любознательный и активный». Педагогу необходимо следить, чтобы родители соблюдали условия игры и не давали критической оценки качествам ребёнка.
Обсуждение игры: родителям предлагается поделиться своими эмоциями, которые возникли у них в процессе игры.
Эта рефлексия важна для осмысления своего отношения к ребёнку. Говоря о достоинствах своих детей, родители испытывают гордость, радость, и это благотворно влияет на детско-родительские отношения. Если родителю было трудно назвать только положительные качества, не добавив пару слов о недостатках, то необходимо подвести родителя к выводу о том, что «застревание» на отрицательных качествах порождает у ребенка неуверенность в себе. Акцентирование внимания на достоинствах ребёнка помогает ему развиваться и проявлять свои лучшие качества.
2. Дискуссия «Должен ли ребёнок иметь домашние обязанности?» (обмен мнениями).
Многие родители считают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз.
Другие же, наоборот уверенны, что дети должны выполнять посильную работу и помогать родителям.
Вопросы для организации дискуссии:
· Должны ли дети, по вашему мнению, помогать родителям?
· Ваши дети имеют свои домашние обязанности? Какие?
· Выполняет ли ребёнок свои обязанности с удовольствием? Возникают ли у вас с ребёнком конфликты на почве невыполнения домашних обязанностей?
3. Сообщение о результатах интервью. Педагог сообщает общие результаты по группе, не называя имён – сколько человек тем или иным образом ответили на вопросы.
4. Игра «Что должен делать ребёнок в своём возрасте?» (помощь в осознании родителями возможностей ребёнка).
Группа родителей делится на несколько подгрупп (по 4-5 человек), каждой из которых предлагается четыре списка домашних обязанностей (Приложение 3). Необходимо определить, для какого возраста детей составлен каждый из списков. Побеждает та подгруппа, которая быстрее всех справится с заданием.
5. Игра-мозговой штурм «Воспитательные функции труда» (поиск способов решения проблемы).Участники делятся на две команды. Члены команд по очереди перечисляют плюсы ситуации, когда у ребёнка есть свои домашние обязанности. Ведущий записывает все ответы на доске. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не сможет ничего назвать. Команду-победительницу поощряют аплодисментами.
Педагог подводит итог игры – обобщает сказанное, выделяет несколько главных воспитательных функций труда, совместно с родителями делает из всего сказанного выводы.
6. Мини-лекция «Функции труда" (психолого-педагогическое просвещение родителей).
Практическая функция: создание материальных или духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни. Все общественные богатства созданы созидательным трудом.
Развивающая функция: развитие интеллекта, рецепторов, мышц, ловкости рук и ног, эмоциональной и волевой сферы.
Воспитательная функция: формирование выдержки, упорства, умения преодолевать физическую слабость; ответственности; дисциплины [1].
Выполнение домашних обязанностей развивает у ребёнка эмпатию (умение сопереживать). Ребёнок, помогая родителям, освобождает их от некоторых дел, а значит, заботится о них. Родители многое делают для своих детей – готовят, стирают, организуют досуг, зарабатывают деньги, чтобы содержать семью. Если родители будут заботиться о ребёнке, а он – только о себе – это научит его эгоизму. Помощь по дому – это урок заботы о близких людях.
7. Игра «Помощь по дому» (анализ проблемы трудового воспитания).
Несколько участников разыгрывают небольшие сценки.
Сценка № 1. Мама просит ребёнка подмести. Ребёнок начинает подметать, а мама в это время постоянно даёт указания, как нужно это делать и делает замечания.
Сценка № 2. Родитель просит ребёнка навести порядок в своей комнате, а именно: сложить одежду в шкаф, убрать игрушки, навести порядок на столе, протереть мебель от пыли. Родитель выходит из комнаты, а ребёнок стоит в растерянности, либо выполняет только одно из поручений.
Сценка № 3. Родитель просит ребёнка взять лейку с тумбочки и полить цветок. Ребёнок справляется с этой задачей. Родитель хвалит ребёнка.
Обсуждение игры:
- Какие ошибки родителей были продемонстрированы в сценках?
- Какой из родителей продемонстрировал наиболее эффективные методы воспитания? Почему вы так считаете?
8. Составление перечня правил трудового воспитания (поиск решения проблемы).
Исходя из анализа игры «Помощь по дому», участники совместно с педагогом формулируют несколько правил трудового воспитания ребёнка. Каждый записывает эти правила на бумаге (т.о. родители сами для себя формируют памятки), педагог записывает на доске.
Правила могут быть такими:
1. нельзя резко критиковать работу ребёнка. Замечания следует делать очень аккуратно, доброжелательным тоном. Ранимым, неуверенным детям лучше не делать замечаний вообще, а при случае обратить внимание ребёнка на то, как данную работу выполняете Вы или другой член семьи.
2. предъявляйте адекватные требования к ребёнку. Со сложными или объёмными заданиями ребёнок может не справиться. Такая ситуация вызовет у ребёнка отрицательные эмоции, подорвёт веру в свои силы. И наоборот, если вы даёте ребёнку только простые задания и не доверяете более серьёзные дела, вы не даёте ребёнку возможности испытать радость преодоления трудностей, которая является сильным внутренним мотивом к деятельности;
3. организуйте пространство для деятельности ребёнка. Ему должны быть доступны все необходимые инструменты, он должен знать, где взять тряпку, ведро, куда сложить вещи и т.д.;
4. не забывайте благодарить, хвалить и поощрять ребёнка за труд
9. Подведение итогов. Участники, передавая по кругу мягкую игрушку, по очереди делятся своими эмоциями, впечатлениями, отвечают на вопросы:
- Что было новым и интересным для вас сегодня?
- Что, из полученного сегодня, вы будете применять в воспитании детей?
Приложение 1
Что такое тренинг?
Родительское собрание с элементами тренинга - это интерактивная форма взаимодействия педагога и родителей. На таком родительском собрании все его участники имеют возможность открыто общаться между собой, обмениваться мнениями, обсуждать актуальные вопросы. Благодаря использованию игр и упражнений, участники могут научиться чему-то новому, получить ценный опыт, который пригодится каждому родителю в воспитании детей.
Приложение 2
Интервью с детьми.
1. Помогаете ли вы родителям?
2. Любите ли вы помогать родителям?
3. Что вы делаете дома?
4. Что бы вы хотели делать в помощь родителям?
Приложение 3
Списки для игры «Что должен делать ребёнок в своём возрасте»
1 список (домашние обязанности пятилетнего ребенка)
Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.
Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.
Самостоятельно наливать себе питье.
Сервировать обеденный стол.
Сорвать с грядки салат и зелень.
Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.
Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.
Самостоятельно одеваться и убирать одежду.
Чистить раковину, туалет и ванну.
Протирать зеркала.
Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.
Складывать и убирать чистое белье.
Отвечать на телефонные звонки.
Помогать прибирать квартиру.
Оплачивать мелкие покупки.
Помогать мыть машину.
Помогать выносить мусор.
Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.
Кормить своего питомца и убирать за ним.
Самостоятельно завязывать шнурки.
2 список (Домашние обязанности 6 - 7-летнего ребенка)
Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.
Пылесосить ковер.
Поливать цветы и растения.
Чистить овощи.
Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).
Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
Вешать свою одежду в платяной шкаф.
Собирать дрова для костра.
Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.
Прогуливать домашних животных.
Нести ответственность за свое мелкие раны.
Выносить мусор.
Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.
Накрывать на стол.
3 список (Домашние обязанности трехлетнего ребенка)
Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
Положить книги и журналы на полку.
Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.
Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.
Очистить свое место за столом.
Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.
Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.
Вытереть за собой следы «детской неожиданности».
Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.
4 список (Домашние обязанности четырехлетнего ребенка)
Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.
Помочь убрать бакалейные товары.
Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.
По расписанию давать корм домашним животным.
Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.
Помогать расстилать и убирать постель.
Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.
Протирать пыль.
Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).
Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).
Делиться с друзьями игрушками.
Доставать из почтового ящика почту.
Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.
Развешивать носки и носовые платки на сушке.
Помогать складывать полотенца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_sobranie.docx | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание с элементами тренинга
«Домашние обязанности ребёнка:
формирование положительных личностных качеств»
(для родителей детей 6-7 лет)
Цель: совместно с родителями найти способы формирования положительных личностных качеств ребёнка через привлечение его к работе по дому.
Задачи:
- создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установить с родителями эмоциональный контакт;
- проинформировать родителей о влиянии на ребёнка выполнения домашних обязанностей;
- создать условия для нахождения способов формирования положительных личностных качеств;
Категория участников: педагог, родители.
Этапы
- Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (оформляет помещение, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).
- Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде дискуссий, мини-лекции, упражнений.
- Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.
Предварительная работа:
- объявление о родительском собрании, в котором следует указать, в какой форме будет проходить собрание, а также представить описание данной формы (Приложение 1). Это необходимо сделать для того, чтобы родители были готовы к нетрадиционной форме взаимодействия на родительском собрании и, как следствие, проявляли большую активность;
- интервью с детьми «Помогаете ли вы своим родителям по дому?» (Приложение 2).
Материалы и оборудование:
- мягкая игрушка,
- карточки для игры (Приложение 3),
- листы бумаги и ручки по количеству участников.
Ход собрания
- Игра-приветствие «Мой ребёнок» (создание доброжелательной атмосферы в коллективе родителей, акцентирование внимания на положительных качествах детей). Каждому участнику предлагается, передавая по кругу мягкую игрушку, назвать имя своего ребёнка и его положительные качества. Например: «Мой сын Ваня – любознательный и активный». Педагогу необходимо следить, чтобы родители соблюдали условия игры и не давали критической оценки качествам ребёнка.
Обсуждение игры: родителям предлагается поделиться своими эмоциями, которые возникли у них в процессе игры.
Эта рефлексия важна для осмысления своего отношения к ребёнку. Говоря о достоинствах своих детей, родители испытывают гордость, радость, и это благотворно влияет на детско-родительские отношения. Если родителю было трудно назвать только положительные качества, не добавив пару слов о недостатках, то необходимо подвести родителя к выводу о том, что «застревание» на отрицательных качествах порождает у ребенка неуверенность в себе. Акцентирование внимания на достоинствах ребёнка помогает ему развиваться и проявлять свои лучшие качества.
- Дискуссия «Должен ли ребёнок иметь домашние обязанности?» (обмен мнениями).
Многие родители считают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз.
Другие же, наоборот уверенны, что дети должны выполнять посильную работу и помогать родителям.
Вопросы для организации дискуссии:
- Должны ли дети, по вашему мнению, помогать родителям?
- Ваши дети имеют свои домашние обязанности? Какие?
- Выполняет ли ребёнок свои обязанности с удовольствием? Возникают ли у вас с ребёнком конфликты на почве невыполнения домашних обязанностей?
- Сообщение о результатах интервью. Педагог сообщает общие результаты по группе, не называя имён – сколько человек тем или иным образом ответили на вопросы.
- Игра «Что должен делать ребёнок в своём возрасте?» (помощь в осознании родителями возможностей ребёнка).
Группа родителей делится на несколько подгрупп (по 4-5 человек), каждой из которых предлагается четыре списка домашних обязанностей (Приложение 3). Необходимо определить, для какого возраста детей составлен каждый из списков. Побеждает та подгруппа, которая быстрее всех справится с заданием.
- Игра-мозговой штурм «Воспитательные функции труда» (поиск способов решения проблемы).Участники делятся на две команды. Члены команд по очереди перечисляют плюсы ситуации, когда у ребёнка есть свои домашние обязанности. Ведущий записывает все ответы на доске. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не сможет ничего назвать. Команду-победительницу поощряют аплодисментами.
Педагог подводит итог игры – обобщает сказанное, выделяет несколько главных воспитательных функций труда, совместно с родителями делает из всего сказанного выводы.
- Мини-лекция «Функции труда" (психолого-педагогическое просвещение родителей).
Практическая функция: создание материальных или духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни. Все общественные богатства созданы созидательным трудом.
Развивающая функция: развитие интеллекта, рецепторов, мышц, ловкости рук и ног, эмоциональной и волевой сферы.
Воспитательная функция: формирование выдержки, упорства, умения преодолевать физическую слабость; ответственности; дисциплины [1].
Выполнение домашних обязанностей развивает у ребёнка эмпатию (умение сопереживать). Ребёнок, помогая родителям, освобождает их от некоторых дел, а значит, заботится о них. Родители многое делают для своих детей – готовят, стирают, организуют досуг, зарабатывают деньги, чтобы содержать семью. Если родители будут заботиться о ребёнке, а он – только о себе – это научит его эгоизму. Помощь по дому – это урок заботы о близких людях.
- Игра «Помощь по дому» (анализ проблемы трудового воспитания).
Несколько участников разыгрывают небольшие сценки.
Сценка № 1. Мама просит ребёнка подмести. Ребёнок начинает подметать, а мама в это время постоянно даёт указания, как нужно это делать и делает замечания.
Сценка № 2. Родитель просит ребёнка навести порядок в своей комнате, а именно: сложить одежду в шкаф, убрать игрушки, навести порядок на столе, протереть мебель от пыли. Родитель выходит из комнаты, а ребёнок стоит в растерянности, либо выполняет только одно из поручений.
Сценка № 3. Родитель просит ребёнка взять лейку с тумбочки и полить цветок. Ребёнок справляется с этой задачей. Родитель хвалит ребёнка.
Обсуждение игры:
- Какие ошибки родителей были продемонстрированы в сценках?
- Какой из родителей продемонстрировал наиболее эффективные методы воспитания? Почему вы так считаете?
- Составление перечня правил трудового воспитания (поиск решения проблемы).
Исходя из анализа игры «Помощь по дому», участники совместно с педагогом формулируют несколько правил трудового воспитания ребёнка. Каждый записывает эти правила на бумаге (т.о. родители сами для себя формируют памятки), педагог записывает на доске.
Правила могут быть такими:
- нельзя резко критиковать работу ребёнка. Замечания следует делать очень аккуратно, доброжелательным тоном. Ранимым, неуверенным детям лучше не делать замечаний вообще, а при случае обратить внимание ребёнка на то, как данную работу выполняете Вы или другой член семьи.
- предъявляйте адекватные требования к ребёнку. Со сложными или объёмными заданиями ребёнок может не справиться. Такая ситуация вызовет у ребёнка отрицательные эмоции, подорвёт веру в свои силы. И наоборот, если вы даёте ребёнку только простые задания и не доверяете более серьёзные дела, вы не даёте ребёнку возможности испытать радость преодоления трудностей, которая является сильным внутренним мотивом к деятельности;
- организуйте пространство для деятельности ребёнка. Ему должны быть доступны все необходимые инструменты, он должен знать, где взять тряпку, ведро, куда сложить вещи и т.д.;
- не забывайте благодарить, хвалить и поощрять ребёнка за труд
- Подведение итогов. Участники, передавая по кругу мягкую игрушку, по очереди делятся своими эмоциями, впечатлениями, отвечают на вопросы:
- Что было новым и интересным для вас сегодня?
- Что, из полученного сегодня, вы будете применять в воспитании детей?
Приложение 1
Что такое тренинг?
Родительское собрание с элементами тренинга - это интерактивная форма взаимодействия педагога и родителей. На таком родительском собрании все его участники имеют возможность открыто общаться между собой, обмениваться мнениями, обсуждать актуальные вопросы. Благодаря использованию игр и упражнений, участники могут научиться чему-то новому, получить ценный опыт, который пригодится каждому родителю в воспитании детей.
Приложение 2
Интервью с детьми.
- Помогаете ли вы родителям?
- Любите ли вы помогать родителям?
- Что вы делаете дома?
- Что бы вы хотели делать в помощь родителям?
Приложение 3
Списки для игры «Что должен делать ребёнок в своём возрасте»
1 список (домашние обязанности пятилетнего ребенка)
Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.
Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.
Самостоятельно наливать себе питье.
Сервировать обеденный стол.
Сорвать с грядки салат и зелень.
Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.
Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.
Самостоятельно одеваться и убирать одежду.
Чистить раковину, туалет и ванну.
Протирать зеркала.
Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.
Складывать и убирать чистое белье.
Отвечать на телефонные звонки.
Помогать прибирать квартиру.
Оплачивать мелкие покупки.
Помогать мыть машину.
Помогать выносить мусор.
Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.
Кормить своего питомца и убирать за ним.
Самостоятельно завязывать шнурки.
2 список (Домашние обязанности 6 - 7-летнего ребенка)
Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.
Пылесосить ковер.
Поливать цветы и растения.
Чистить овощи.
Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).
Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
Вешать свою одежду в платяной шкаф.
Собирать дрова для костра.
Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.
Прогуливать домашних животных.
Нести ответственность за свое мелкие раны.
Выносить мусор.
Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.
Накрывать на стол.
3 список (Домашние обязанности трехлетнего ребенка)
Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
Положить книги и журналы на полку.
Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.
Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.
Очистить свое место за столом.
Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.
Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.
Вытереть за собой следы «детской неожиданности».
Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.
4 список (Домашние обязанности четырехлетнего ребенка)
Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.
Помочь убрать бакалейные товары.
Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.
По расписанию давать корм домашним животным.
Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.
Помогать расстилать и убирать постель.
Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.
Протирать пыль.
Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).
Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).
Делиться с друзьями игрушками.
Доставать из почтового ящика почту.
Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.
Развешивать носки и носовые платки на сушке.
Помогать складывать полотенца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание с элементами тренинга "Влияние родительских директив на формирование личности ребенка"
В ходе родительского собрания дается понятие директив, их внешнее выражение и глубинный смысл, а также освещается негативное влияние родительской директивы.В ходе мини-тренинга родители, проигрывая пр...
Родительское собрание с элементами тренинга "Правила для родителей и детей"
Данная публикация составлена по всем правилам тренинга. В материале представлены игры и упражнения для родителей, так же содержится информация о стилях семейного воспитания....
Родительское собрание с элементами тренинга «Домашние обязанности ребёнка: формирование положительных личностных качеств»
Тренинг для родителей «Домашние обязанности ребёнка: формирование положительных личностных качеств» Цель: совместно с родителями найти способы формиров...
Родительское собрание с элементами тренинга «Дети и родители» Бондаренко Т,А,
способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми....
Родительское собрание с элементами тренинга «Возраст упрямства и строптивости» для родителей детей 3–4 лет
Родительское собрание с элементами тренинга «Возраст упрямства и строптивости» для родителей детей 3–4 лет...
Родительское собрание с элементами тренинга «Дети и родители»
Многие родители считают, что своего ребенка они знают досконально. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с воспитательницей в детском саду, замечаем, что н...
Родительское собрание с элементами тренинга «Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе»
Родительское собрание с элементами тренинга «Формирование толерантного отношения к детям с ограниченнымивозможностями здоровья в детском коллективе»Цель: формирование у педагогов и родител...
- Мне нравится (1)