Практические формы и методы работы и сотрудничества учителя-логопеда с воспитателями и родителями обучающихся с ОВЗ.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье. Значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с нарушением речи. Именно в семье ребёнок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, да и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.
Современные родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, недооценивают свою роль в развитии речи детей, испытывают определённые трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.
Таким образом, высокая значимость родительского участия в профилактике и преодолении речевых нарушений с одной стороны и малая осведомлённость родителей в вопросах профилактики нарушений речи, патологии и коррекции речевых нарушений, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей с другой стороны, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям в речевом развитии детей.
Для создания благотворной почвы для развития правильной, грамотной красивой речи детей дошкольного возраста возникла необходимость организовать в ДОУ родительский клуб «Логоцветик».
Родительский клуб – организационная форма взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ, родителей и детей, посещающих группу компенсирующей направленности, по всестороннему сопровождению воспитания и развития дошкольников с ОВЗ. Клуб позволяет родителям познакомиться друг с другом, объединиться, поделиться опытом и проблемами, задать интересующие вопросы воспитателям и специалистам ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формы взаимодействия с семьей в группе компенсирующей направленности | 30.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические формы и методы работы и сотрудничества учителя-логопеда с воспитателями и родителями обучающихся
с ОВЗ.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье.
Статья 44 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
ФГОС ДО указывает, что вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.
Формирование социально-педагогической компетентности родителей, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребёнком, понимание его трудностей, также относятся к области значимых направлений дошкольной педагогики.
Значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с нарушением речи. Именно в семье ребёнок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, да и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.
Современные родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, недооценивают свою роль в развитии речи детей, испытывают определённые трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.
Таким образом, высокая значимость родительского участия в профилактике и преодолении речевых нарушений с одной стороны и малая осведомлённость родителей в вопросах профилактики нарушений речи, патологии и коррекции речевых нарушений, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей с другой стороны, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям в речевом развитии детей.
Для создания благотворной почвы для развития правильной, грамотной красивой речи детей дошкольного возраста возникла необходимость организовать в ДОУ родительский клуб «Логоцветик».
Родительский клуб – организационная форма взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ, родителей и детей, посещающих группу компенсирующей направленности, по всестороннему сопровождению воспитания и развития дошкольников с ОВЗ. Клуб позволяет родителям познакомиться друг с другом, объединиться, поделиться опытом и проблемами, задать интересующие вопросы воспитателям и специалистам ДОУ.
Деятельность родительского клуба регулируют следующие нормативно-правовые и методические документы:
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Методическое письмо Министерства образования РФ от 31.01.2001 № 90/30-16 "Об использовании в практической деятельности образовательных учреждений методических рекомендаций, программ, технологий, моделей педагогического взаимодействия с семьей";
- Закон РФ «Об образовании»;
- Устав ДОУ;
- Лицензия на образовательную деятельность;
- Настоящее Положение;
- др. нормативно–правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ.
Работа клуба направлена на усовершенствование организации комплексной работы по взаимодействию сотрудников ДОУ с родителями; создания единого образовательного пространства «ДОУ - семья»; повышения образования родителей; оказания специализированной помощи родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у дошкольников.
Цель родительского клуба: Установление сотрудничества коллектива детского сада и семьи в вопросах развития и коррекции речи детей дошкольного возраста с ОВЗ, вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс группы компенсирующей направленности, как равноправных и равноответственных партнеров.
Основными задачами родительского клуба являются:
- оказывать консультативную помощь семьям воспитанников с ОВЗ по вопросам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями;
- осуществлять всестороннее психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития детей, посещающих группу КН;
- разнообразить формы общения с родителями (тренинги, беседы, семинары, мастер-классы, деловые игры, акции, консультации, анкетирование, обмен семейным опытом, досуги и т.д.).
- способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада и содействовать сплочению родительского коллектива;
- способствовать формированию у родителей практических навыков оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков;
- формировать правильное отношение к речевому недостатку ребенка, логопедическим занятиям;
- оказывать помощь в правильной организации логопедических занятий дома.
Принципы работы клуба:
- системность;
- добровольность;
- компетентность;
- соблюдение педагогической этики;
- удовлетворение познавательного интереса;
- отказ от критики участников клуба.
Программа родительского клуба «Логоцветик» рассчитана на 2 года для родителей и детей, посещающих группу компенсирующей направленности. Деятельность родительского клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы и запросами родителей. Заседания клуба представляют собой родительские встречи в различных формах: занятия, деловые игры, игровые тренинги, акции, досуговые мероприятия и др.
Привлечение родителей в клуб начинается в сентябре, проводится анкетирование, оформляются приглашения родителей в клуб.
Занятия проводятся 1-2 раза в месяц с определенной категорией родителей или родителей с детьми (в зависимости от целей и задач мероприятия). Длительность встреч не ограничена.
В программе родительского клуба «Логоцветик» сочетаются разные направления деятельности специалистов: просветительское, досуговое и тренинговое, консультативное, методическое и информационно-аналитическое направления.
Просветительское направление. Ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Досуговое и тренинговое направление. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, изменение стереотипов воспитания и обретение нового опыта. Тренинги проводятся с группами родителей. Это комплекс игр, упражнений, бесед. Зачастую родители пользуются стереотипным подходом к воспитанию детей, в процессе тренинговой работы происходит изменение стереотипов воспитания, то есть обретение нового подхода к проблемам. В процессе тренингов родители проживают новый опыт, который потом могут применить в воспитании и взаимодействии со своим ребенком.
Совместные занятия родителей и детей.
- часть занятия - это игры и упражнения, в которых дети и взрослые взаимодействуют как партнёры, объединяясь общими эмоциональными переживаниями.
- часть занятия - обсуждение каждого упражнения или игры с родителями.
- часть - обсуждение - высказывание участниками своих впечатлений о занятии и настроении.
Консультативное направление. Практическая помощь семье в воспитании ребенка. Индивидуальные и подгрупповые консультации проводятся по запросу родителей в течение года.
Методическое направление. Организация работы родительского клуба, поиск новых форм взаимодействия, ведение соответствующей документации.
Информационно-аналитическое направление.
Сопровождает каждое направление, давая возможность раскрыть практическую сторону определённых тем, получить информацию, необходимую для освещения возникающих вопросов у родителей, выявить наиболее интересные и эффективные формы организации занятий в группах, определить уровень заинтересованности родителей для дальнейшего планирования работы родительского клуба.
Формы работы родительского клуба | ||
Информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, запросов родителей, определение эффективных форм взаимодействия | Опрос | |
Тестирование | ||
Анкетирование | ||
Почтовый ящик | ||
Интервью | ||
Ознакомление с документацией | ||
Тренинговые и досуговые – направлены на установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, изменение стереотипов воспитания и обретение нового опыта | Групповой и подгрупповой тренинг | |
Досуг | ||
Праздник | ||
Спортивное мероприятие | ||
Мастерская семейного творчества | ||
Конкурс | ||
Репортаж | ||
Игра | ||
Соревнование | ||
Акция | ||
Геокэшинг | ||
Квест | ||
Совместные занятия | ||
Консультативные - направлены на практическую помощь семье в воспитании ребенка | Групповое консультирование семей с одинаковыми проблемами; | |
Индивидуальное консультирование родителей в отсутствии ребенка; | ||
Индивидуальные занятия с родителем и ребенком у специалиста; | ||
Ответы на обращения родителей. | ||
Беседа | ||
Методические - направлены на организацию работы родительского клуба, поиск новых форм взаимодействия, ведение соответствующей документации | Разработка плана заседаний родительского клуба на учебный год; | |
Оформление журналов консультативной, просветительской и тренинговой работы; | ||
Оформление книги отзывов и предложений; | ||
Оформление и ведение регистрационных листов; | ||
Анализ и обработка диагностических данных, оформление анализа диагностических данных; | ||
Разработка бланков и анкет для проведения диагностических исследований; | ||
Разработка анкет для родителей, планов - конспектов тренингов, лекций, семинаров, совместных занятий родителей и детей. | ||
Изучение литературы. | ||
Просветительские – направлены на ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков | Мастер-класс | |
Вечер вопросов и ответов | ||
Газета | ||
Информационный стенд | ||
Папка-передвижка | ||
Конференция | ||
Проект | ||
Семинар-практикум | ||
Открытое занятие | ||
Родительский уголок | ||
Демонстрация видеороликов, презентаций | ||
Интернет ресурс (сайт ДОУ) | ||
День открытых дверей | ||
Мини-библиотека | ||
Выставка | ||
Лекция | ||
Семейная гостиная | ||
Круглый стол |
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме организации развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Главной причиной является колоссальное увеличение количества таких детей и появление новых возможностей их приспособлениями к жизни. В работе с детьми с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим педагоги ищут новые подходы, технологии и приёмы. Чтобы достигнуть определенного результата в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и их родителями, в своей работе с родителями и детьми мы используем такие инновационные технологии как квест и геокэшинг.
Квест (англ. quest, или приключенческая игра (англ. adventure game) —Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада, так и на улице).
Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Через игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков. Максимально эффективно эти условия реализуются во время проведения квест–игр. Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Геокэшинг — одна из современных технологий дошкольного образования. Что такое геокэшинг? Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache(тайник), получается – «поиск тайника в земле». Это действительно смысл «геокэшинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных стран мира.
Геокэшинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Помимо краеведения и спорта, геокэшинг играет большую положительную роль в воспитании детей.
Задача, которую решают игроки в геокэшинг – это разыскивание тайников, сделанные другими участниками игры. При этом они используют устройства, имеющие GPS приемник. Такие как ноутбук, навигатор, смартфон или КПК. Важно найти единомышленников, какой-никакой транспорт и тот самый GPS приемник. И увлекательное времяпровождение обеспечено.
Образовательный геокэшинг является, еще одним, педагогическим инструментом в процессе воспитания и развития школьников и дошкольников. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.
Здесь приветствуется фантазия. Вот, например, тайники: это небольшой контейнер с каким-нибудь интересным предметом. Здесь все идет в ход: игрушки, канцтовары, украшения.
Это же касается месторасположения тайников. Они могут быть совсем рядом, а могут потребовать преодоления серьезных препятствий.
Правила игры довольны просты, но их нужно выполнять.
Правила игры:
Кладом называют предмет, положенный в контейнер.
Затем его прячут в интересном месте: например на территории прогулочной площадки или в любом помещении детского сада.
Способы поиска клада:
Для игры важна карта местонахождения. На карте нужно отметить, где спрятали клад.
Способ поиска клада - это поиск по загадкам, по приметам, по схеме.
Таким образом, геокэшинг – совсем новая игра, в неё играют во всем мире. Существует методика организации геокэшинга с детьми дошкольного возраста.«Образовательный геокешинг» — педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, речь, любознательность, наблюдательность и творчество. Суть технологии – организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом.
Введение новых педагогических технологий является важным фактором эффективности образования.
Учить играя – оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активные формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями по коррекции речевых нарушений"
Материал предназначен для логопедов и воспитателей...
"Активные формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями по коррекции речевых нарушений"(продолжение)
Для логопедов и воспитатетлей...
"Активные формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями по коррекции речевых нарушений"(продолжение)
Для логопедов и воспитатетлей...
«Формы работы по взаимодействию учителя – логопеда с воспитателями и родителями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Работая с детьми с речевыми нарушениями очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Дети приходят в группу из разных групп детского сада и родители не сразу понимают ...
Формы и методы работы учителя- логопеда с родителями в условиях пандемии.
Формы и методы работы учителя- логопеда с родителями в условиях пандемии....
« Кейс-иллюстрация, как новая форма сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
Применяя кейс-технологию в условиях сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, процесс коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразви...
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта учителя логопеда)
Обогащение словаря является одним из основных условий развития не только речи, но и всестороннего развития личности ребенка.Актуальность данной темы обусловлено ограниченным устным общение...