Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта учителя логопеда)
статья по логопедии (старшая группа)
Обогащение словаря является одним из основных условий развития не только речи, но и всестороннего развития личности ребенка.
Актуальность данной темы обусловлено ограниченным устным общением детей, в связи с чрезмерно частым использованием гаджетов.
При обследовании речевого развития детей старшей группы показали, что: в активном словаре преобладают: существительные и глаголы, реже употребляются прилагательные, наречия, предлоги, союзы, местоимения. Основной задачей в логопедической работе в старшей группе является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. Дети должны научиться понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
На занятиях логопед применяет разнообразные приёмы, обеспечивающие максимальную речевую практику детей и проводит занятия с учетом индивидуальных речевых возможностей каждого ребёнка в зависимости от характера и выраженности речевого дефекта.
Поскольку ребенок действует с наглядным материалом это позволяет ему легче запомнить необходимые конструкции .
Подбор игр и упражнений осуществлялся с нарастающей сложностью, так как игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, через неё он познаёт окружающий мир,, овладевает родным языком.Например: Дидактическая игра « Я знаю пять» ( названий овощей, фруктов, предметов мебели, диких животных, домашних животных, растений и т.д.) Ребёнок называет по пять предметов: огурец, помидор, перец, свёкла, тыква. Другому ребёнку нужно назвать по пять предметов мебели. С усложнением можно играть в игру один называет предмет, другой продолжает.
Игра с мячом.» Логопед говорит «мебель» (обобщающее понятие) и бросает мяч ребёнку ,а он ловит мяч и называет предмет: «диван».
Д/и « Что лишнее?», « Назови ,что находиться справа ,слева…» «Запомни и назови» . Дети должны запомнить последовательность изображений 8 картинок. Они закрывают глаза, а логопед переворачивает карточки. Затем дети открывают глаза и ребенок должен вспомнить и назвать, где находится изображение.
Итогом работы по обогащению словарного запаса детей является составление рассказов по серии картинок с применением дивергентного мышления.
Дидактические игры используем на занятиях и в режимных моментах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта учителя логопеда)
Гичко Ольга Михайловна
Учитель логопед ГБДОУд/с№2 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Обогащение словаря является одним из основных условий развития не только речи, но и всестороннего развития личности ребенка. Актуальность данной темы обусловлено ограниченным устным общением детей, в связи с чрезмерно частым использованием гаджетов.
При обследовании речевого развития детей старшей группы показали, что: в активном словаре преобладают: существительные и глаголы, реже употребляются прилагательные, наречия, предлоги, союзы, местоимения. В речи детей встречаются отдельные формы словоизменения. Наблюдаются попытки изменять слова по числам, родам и падежам, глаголы по временам. Существительные употребляются в основном в именительном падеже, в косвенных падежах употребление носит случайный характер; глаголы – в инфинитиве или в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. При этом согласование глаголов с существительными нарушено. В речи детей встречаются взаимозамены единственного и множественного числа глаголов, формы прошедшего и настоящего времени, смешение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода. Средний род глаголов дети не употребляют. Прилагательные используются детьми значительно реже, чем существительные и глаголы, они часто не согласовываются с другими словами. Предлоги в речи детей часто заменяются. Союзами и частицами дети пользуются крайне редко. Отмечаются попытки найти нужную грамматическую форму слова, но чаще всего они являются неуспешными. Способами словообразования дети не пользуются. Пассивный словарь: Дети различают некоторые грамматические формы, но это различение неустойчивое. Они способны дифференцировать формы единственного и множественного числа существительных и глаголов; мужского и рода глаголов прошедшего времени. Начинают ориентироваться не только на лексическое значение, но и на смыслоразличительные морфологические элементы. Дети не понимают формы числа и рода прилагательных, значения предлогов различают только в хорошо знакомых ситуациях. Фразовая речь недостаточно сформирована. Дети пытаются развёрнуто рассказывать о хорошо знакомых событиях, о семье, о себе, о знакомых. Однако в их речи проявляются следующие недостатки: незнание многих слов, неправильное произношение звуков, нарушение структуры слова, аграмматизмы. Звукопроизношение у детей значительно нарушено. Неправильно произносимые звуки: С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Р, Рь, Л, Ль, Для детей характерны замены твердых согласных мягкими и наоборот. Между изолированным воспроизведением звуков и их употреблением в речи имеются резкие расхождения. Несформированность звукопроизношения у детей ярко проявляется при произнесении слов и предложений. Слоговая структура. Дети верно передают звуковой состав односложных слов без стечения согласных, в то же время повторение двусложных слов во многих случаях им не удаётся. Недостаточное усвоение звукового состава слов задерживает формирование словаря детей и овладение ими грамматическим строем. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий и предметов. При обследовании связной речи пересказ освоен ещё недостаточно, выявились затруднения самостоятельно составить рассказ по картине и по серии картин дети не могут.
Основной задачей в логопедической работе в старшей группе является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. Дети должны научиться понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы. В этот период продолжается и усложняется работа по совершенствованию умения фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи, правильно передавать слоговую структуру слов. В процессе работы над активной речью детей большое внимание уделяется формированию умения пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ, элементарными навыками пересказа, диалогической речи. Дети должны овладеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно – ласкательных, увеличительных форм существительных. У детей вырабатывается умение использовать в спонтанном общении слова различных лексико – грамматических категорий (существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений), а также грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. В старшей группе совершенствуется формирование анализа и синтеза звукового состава слова, отрабатываются первоначальные навыки чтения и печатание некоторых букв, слогов, слов.
На занятиях логопед применяет разнообразные приёмы, обеспечивающие максимальную речевую практику детей и проводит занятия с учетом индивидуальных речевых возможностей каждого ребёнка в зависимости от характера и выраженности речевого дефекта.
С целью автоматизации обобщающих понятий и закрепления навыков я использую дидактические игры, которые вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.
Поскольку ребенок действует с наглядным материалом это позволяет ему легче запомнить необходимые конструкции .
Подбор игр и упражнений осуществлялся с нарастающей сложностью, так как игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, через неё он познаёт окружающий мир, овладевает родным языком, а правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом.
Например: Дидактическая игра « Я знаю пять» ( названий овощей, фруктов, предметов мебели, диких животных, домашних животных, растений и т.д.) Ребёнок называет по пять предметов: огурец, помидор, перец, свёкла, тыква. Другому ребёнку нужно назвать по пять предметов мебели. С усложнением можно играть в игру один называет предмет, другой продолжает. Повторять нельзя.
«Игра с мячом.» Логопед говорит «мебель» (обобщающее понятие) и бросает мяч ребёнку ,а он ловит мяч и называет предмет: «диван».
Д/и « Что лишнее?», « Назови ,что находиться справа ,слева…» «Запомни и назови» . Дети должны запомнить последовательность изображений 8 картинок. Они закрывают глаза, а логопед переворачивает карточки. Затем дети открывают глаза и ребенок должен вспомнить и назвать, где находится изображение.
Итогом работы по обогащению словарного запаса детей является составление рассказов по серии картинок с применением дивергентного мышления.
Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) - метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.
Дивергентный – это особый тип мышления, направленный в разные стороны.
Люди с развитым дивергентным мышлением способны находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Их решения сложных теоретических или конструкторских задач оригинальны. Способность к разнонаправленному мышлению можно развить, как и любую познавательную.
« Рассказ про лягушек»
Цели: Развитие связной речи. Формирование дивергентного мышления.
Оборудование: Три одинаковых набора серии картинок.
Детям раздаются наборы картинок. Предлагается разложить их в той.
Предлагается разложить их в той последовательности, в которой ребёнок считает нужным, а затем по данной сложившейся общей картине составить рассказ. Примеры:1 вариант
Вышла цапля как-то ночью на охоту. Идёт она по болоту и слышит: две лягушки-подружки квакают. Присоединился к ним лягушонок. И получился лягушачий ансамбль. Развеселились лягушки. Заквакали весело, запели песенки. А голодная цапля, крадётся в камышах. Камыши шуршат, травинки дрожат. Услышали лягушки-квакушки шорох, замерли. А когда цапля приблизилась, прыгнули в воду. Только цапля лягушачьи лапки и видела.
2 вариант Жили-были две лягушки, две весёлые подружки. Позвали как-то в гости лягушонка и решили спеть весёлую песню. А на болоте охотилась цапля. Хотела она подкрасться незаметно. Внимательные лягушки увидели охотницу в камышах. Как только цапля подошла к ним, лягушки прыгнули в воду. Только и мелькнули их лапки.
Именно дивергентное мышление обеспечивает возможность творческого процесса.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Литература
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями учебно-методическое издание. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011.
2. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления — М.: Прогресс, 1965.
3.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии - изд. . - М. : Альянс, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Физическое воспитание младших дошкольников: Новые приемы и методы работы» (из опыта работы воспитателя)
laquo;Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы»(из опыта работы воспитателя)...
Физическое воспитание дошкольников: новые приемы и методы работы (из опыта работы инструктора по ФК)
Формирование основ здорового образа жизни - вот главная цель физического воспитания. Для достижения хорошего результата приемы и методы должны постоянно совершенствоваться....
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы ( из опыта работы)
Разработка обоснованных методических разработок пополнения словарного запаса дошкольников с помощью проектной деятельности....
«Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)»
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:1) Расширение словаря ребе...
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя ДОО)
Статья "Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы" (из опыта работы воспитателя ДОО)...
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы
Обогащение словарного запаса является одним из необходимых условий для коммуникативных умений детей....