Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта учителя логопеда)
статья по логопедии (старшая группа)

Гичко Ольга Михайловна.

Обогащение словаря является  одним из основных условий развития не только речи, но и всестороннего развития  личности ребенка.

Актуальность данной темы обусловлено ограниченным устным общением детей, в связи с чрезмерно частым использованием гаджетов.

При обследовании  речевого  развития  детей старшей группы показали, что: в активном словаре  преобладают: существительные  и  глаголы, реже употребляются прилагательные, наречия, предлоги, союзы, местоимения. Основной  задачей  в  логопедической  работе  в  старшей  группе  является  совершенствование  механизмов  языкового  уровня  речевой  деятельности. Дети  должны  научиться  понимать  обращённую  речь  в  соответствии  с  параметрами  возрастной  нормы.

На  занятиях  логопед  применяет  разнообразные  приёмы, обеспечивающие  максимальную  речевую  практику  детей  и  проводит  занятия  с  учетом  индивидуальных  речевых  возможностей  каждого  ребёнка в зависимости  от  характера  и  выраженности  речевого  дефекта.

Поскольку ребенок действует с  наглядным материалом это   позволяет ему легче запомнить  необходимые конструкции .

Подбор игр и упражнений осуществлялся с нарастающей сложностью, так как игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, через неё он познаёт окружающий мир,, овладевает родным языком.Например: Дидактическая игра  « Я знаю пять» ( названий овощей, фруктов, предметов мебели, диких животных, домашних животных, растений и т.д.) Ребёнок называет по пять предметов: огурец, помидор, перец, свёкла, тыква. Другому ребёнку нужно назвать по пять предметов мебели. С усложнением можно  играть в игру один называет предмет, другой продолжает.

Игра с мячом.» Логопед  говорит «мебель»  (обобщающее понятие) и бросает мяч ребёнку ,а он ловит мяч и называет предмет: «диван».

Д/и « Что лишнее?», « Назови ,что находиться справа ,слева…» «Запомни и назови» . Дети должны запомнить последовательность изображений 8 картинок. Они закрывают глаза, а логопед  переворачивает  карточки. Затем дети открывают глаза и ребенок должен вспомнить и назвать, где находится изображение.

Итогом работы  по  обогащению словарного запаса детей является составление рассказов по серии  картинок с применением дивергентного мышления.

Дидактические игры используем  на занятиях и в режимных моментах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта учителя логопеда)

Гичко Ольга Михайловна

Учитель логопед ГБДОУд/с№2 компенсирующего вида

 Кировского района Санкт-Петербурга

Обогащение словаря является  одним из основных условий развития не только речи, но и всестороннего развития  личности ребенка. Актуальность данной темы обусловлено ограниченным устным общением детей, в связи с чрезмерно частым использованием гаджетов.

 При обследовании  речевого  развития  детей старшей группы показали, что: в активном словаре  преобладают: существительные  и  глаголы, реже употребляются прилагательные, наречия, предлоги, союзы, местоимения. В  речи  детей  встречаются  отдельные  формы  словоизменения. Наблюдаются  попытки  изменять  слова  по  числам, родам  и  падежам, глаголы  по  временам. Существительные  употребляются  в  основном  в  именительном  падеже, в  косвенных  падежах  употребление  носит  случайный  характер; глаголы – в  инфинитиве  или  в  форме  3-го  лица  единственного  и  множественного  числа  настоящего  времени. При  этом  согласование  глаголов  с  существительными  нарушено. В  речи  детей  встречаются  взаимозамены  единственного  и  множественного  числа  глаголов, формы  прошедшего  и  настоящего  времени, смешение  глаголов  прошедшего  времени  мужского  и  женского  рода. Средний  род  глаголов   дети  не  употребляют. Прилагательные  используются  детьми  значительно  реже, чем  существительные  и  глаголы, они  часто  не  согласовываются  с  другими  словами. Предлоги  в  речи  детей  часто  заменяются. Союзами  и  частицами  дети  пользуются  крайне  редко. Отмечаются  попытки  найти  нужную  грамматическую  форму  слова, но чаще  всего  они  являются  неуспешными. Способами  словообразования  дети  не  пользуются.  Пассивный  словарь: Дети различают  некоторые  грамматические  формы, но  это  различение  неустойчивое. Они способны  дифференцировать  формы  единственного  и  множественного  числа  существительных  и  глаголов; мужского  и  рода  глаголов  прошедшего  времени. Начинают  ориентироваться  не  только  на  лексическое  значение, но  и  на  смыслоразличительные  морфологические  элементы.                                                                                Дети не  понимают  формы  числа  и  рода  прилагательных, значения  предлогов  различают  только  в  хорошо  знакомых  ситуациях. Фразовая  речь  недостаточно сформирована. Дети  пытаются развёрнуто  рассказывать  о  хорошо  знакомых  событиях, о  семье, о  себе, о знакомых.  Однако  в  их  речи  проявляются  следующие  недостатки: незнание  многих  слов, неправильное  произношение  звуков, нарушение  структуры  слова, аграмматизмы. Звукопроизношение  у  детей  значительно  нарушено. Неправильно  произносимые  звуки: С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Р, Рь, Л, Ль, Для  детей  характерны  замены  твердых  согласных  мягкими  и  наоборот. Между  изолированным  воспроизведением  звуков  и  их  употреблением  в  речи  имеются  резкие  расхождения. Несформированность  звукопроизношения  у  детей  ярко  проявляется  при  произнесении  слов  и  предложений. Слоговая структура. Дети  верно  передают  звуковой  состав  односложных  слов  без  стечения  согласных, в  то  же  время  повторение  двусложных  слов  во  многих  случаях  им  не  удаётся. Недостаточное  усвоение  звукового  состава  слов  задерживает  формирование  словаря  детей  и  овладение  ими  грамматическим  строем. Связная  речь  характеризуется  недостаточной  передачей  некоторых  смысловых  отношений  и  может  сводиться  к  простому  перечислению  событий, действий  и  предметов. При  обследовании  связной  речи  пересказ  освоен  ещё  недостаточно, выявились  затруднения самостоятельно  составить  рассказ  по  картине  и  по  серии  картин  дети  не  могут.

Основной  задачей  в  логопедической  работе  в  старшей  группе  является  совершенствование  механизмов  языкового  уровня  речевой  деятельности. Дети  должны  научиться  понимать  обращённую  речь  в  соответствии  с  параметрами  возрастной  нормы. В  этот  период  продолжается  и  усложняется  работа  по  совершенствованию  умения  фонетически  правильно  оформлять  звуковую  сторону  речи, правильно  передавать  слоговую  структуру  слов. В  процессе  работы  над  активной  речью  детей  большое  внимание  уделяется  формированию   умения  пользоваться  в  самостоятельной  речи  простыми  распространёнными  и  сложными  предложениями, владеть  навыками  объединения  их  в  рассказ, элементарными  навыками  пересказа, диалогической  речи. Дети  должны  овладеть  навыками  словообразования: продуцировать  названия  существительных  от  глаголов, прилагательных  от  существительных  и  глаголов, уменьшительно – ласкательных,  увеличительных  форм  существительных. У  детей вырабатывается  умение  использовать  в  спонтанном  общении  слова  различных  лексико – грамматических  категорий (существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений), а  также  грамматически  правильно  оформлять  самостоятельную  речь  в  соответствии  с  нормами  языка. В  старшей  группе  совершенствуется  формирование  анализа  и  синтеза  звукового  состава  слова, отрабатываются первоначальные  навыки  чтения  и  печатание  некоторых  букв, слогов, слов.

На  занятиях  логопед  применяет  разнообразные  приёмы, обеспечивающие  максимальную  речевую  практику  детей  и  проводит  занятия  с  учетом  индивидуальных  речевых  возможностей  каждого  ребёнка в зависимости  от  характера  и  выраженности  речевого  дефекта.

С целью автоматизации обобщающих  понятий и закрепления навыков я использую дидактические игры, которые вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.

 Поскольку ребенок действует с  наглядным материалом это   позволяет ему легче запомнить  необходимые конструкции .

Подбор игр и упражнений осуществлялся с нарастающей сложностью, так как игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, через неё он познаёт окружающий мир, овладевает родным языком, а правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом.

Например: Дидактическая игра  « Я знаю пять» ( названий овощей, фруктов, предметов мебели, диких животных, домашних животных, растений и т.д.) Ребёнок называет по пять предметов: огурец, помидор, перец, свёкла, тыква. Другому ребёнку нужно назвать по пять предметов мебели. С усложнением можно  играть в игру один называет предмет, другой продолжает. Повторять нельзя.

«Игра с мячом.» Логопед  говорит «мебель»  (обобщающее понятие) и бросает мяч ребёнку ,а он ловит мяч и называет предмет: «диван».

 Д/и « Что лишнее?», « Назови ,что находиться справа ,слева…» «Запомни и назови» . Дети должны запомнить последовательность изображений 8 картинок. Они закрывают глаза, а логопед  переворачивает  карточки. Затем дети открывают глаза и ребенок должен вспомнить и назвать, где находится изображение.

Итогом работы  по  обогащению словарного запаса детей является составление рассказов по серии  картинок с применением дивергентного мышления.

Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) - метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

 Дивергентный – это особый тип мышления, направленный в разные стороны.

Люди с развитым дивергентным мышлением способны находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Их решения сложных теоретических или конструкторских задач оригинальны. Способность к разнонаправленному мышлению можно развить, как и любую познавательную.

 « Рассказ про лягушек»

Цели: Развитие связной речи. Формирование дивергентного мышления.

Оборудование: Три одинаковых набора серии картинок.

Детям раздаются наборы картинок. Предлагается разложить их в той.    

 Предлагается разложить их в той последовательности, в которой ребёнок считает нужным, а затем по данной сложившейся общей картине составить рассказ.  Примеры:1 вариант

Вышла цапля как-то ночью на охоту. Идёт она по болоту и слышит: две лягушки-подружки квакают. Присоединился к ним  лягушонок. И получился  лягушачий ансамбль. Развеселились лягушки. Заквакали весело, запели песенки.  А   голодная цапля, крадётся  в камышах. Камыши шуршат, травинки дрожат. Услышали лягушки-квакушки шорох, замерли. А когда цапля приблизилась, прыгнули в воду. Только цапля лягушачьи лапки и видела.

2 вариант Жили-были  две лягушки, две весёлые подружки. Позвали как-то в гости лягушонка и решили спеть весёлую песню. А на болоте охотилась цапля. Хотела она подкрасться незаметно. Внимательные лягушки увидели охотницу в камышах. Как только цапля подошла к  ним, лягушки прыгнули в воду. Только и мелькнули их лапки.

Именно дивергентное мышление обеспечивает возможность творческого процесса.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

 Литература

1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями учебно-методическое издание. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011.

2. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления — М.: Прогресс, 1965.

3.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии - изд. . - М. : Альянс, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Физическое воспитание младших дошкольников: Новые приемы и методы работы» (из опыта работы воспитателя)

laquo;Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы»(из опыта работы воспитателя)...

Физическое воспитание дошкольников: новые приемы и методы работы (из опыта работы инструктора по ФК)

Формирование основ здорового образа жизни - вот главная цель физического воспитания. Для достижения хорошего результата приемы и методы должны постоянно совершенствоваться....

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы ( из опыта работы)

Разработка обоснованных методических разработок пополнения словарного запаса дошкольников с помощью проектной деятельности....

«Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)»

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:1) Расширение словаря ребе...

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя ДОО)

Статья "Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы" (из опыта работы воспитателя ДОО)...

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы

Обогащение словарного запаса является одним из необходимых условий для коммуникативных умений детей....