Работа по ППД с детьми с нарушением зрения с использование тактильных книг
статья

Лоншакова Лилия Владимировна

Основная цель – формирование у детей знаний, умений и навыков осознанного поведения на улицах, выработка стереотипа безопасного поведения на дороге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по ППД  с детьми с нарушением зрения

с использование тактильных книг

Лоншакова Л.В., Новокузнецк

Только то, в человеке прочно и надежно, что  всосалось в природу его, в его первую

 пору жизни.                          Ян Коменский

Основная цель – формирование у детей знаний, умений и навыков осознанного поведения на улицах, выработка стереотипа безопасного поведения на дороге.

Задачи:

- обучение дошкольников правилам безопасного поведения на дороге;

- формирование представления о типичных ситуациях на дороге, навыки адекватного поведения в неожиданных ситуациях на улице;

- развитие умения предвидеть «дорожные ловушки», оценивать дорожную обстановку через органы зрения, слуха.

- воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге.

Работа с тактильной книгой рассчитана на 2 года обучения. Непосредственная образовательная деятельность  проводится с детьми  младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет), с учетом их индивидуальных, возрастных и психофизиологических особенностей.

Обучение организуется в игровой форме, содержание каждой страницы носит занимательный и проблемный характер, что позволяет детям младшего дошкольного возраста легко усвоить правила безопасного поведения на дорогах. Учителями – дефектологами (тифлопедагогами) разработаны  конспекты НОД для детей второй младшей и средней групп.

Работа проводится в индивидуальной форме со второй младшей группы с середины года. На первом этапе происходит знакомство с книгой и ее героями. В определенной последовательности дети знакомятся с понятиями «тротуар», «проезжая часть», «светофор». В игровых ситуациях, в совместной деятельности с педагогами,  дети обучаются правильно вести себя на дороге. В средней группе продолжается знакомство детей с улицей, где  движутся машины и люди, со значением сигналов светофора. На втором этапе воспитанники знакомятся с пешеходным переходом, его назначением, двухсторонним движением и т.д. В среднем дошкольном возрасте начинается работа по ознакомлению детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Место остановки автобуса».

Закрепление знаний правил дорожного движения осуществляется в дальнейшем воспитателями в различных видах совместной с детьми деятельности. Методы и приемы, используемые в работе с детьми в данном направлении: словесный: беседы, рассказ педагога, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок, встречи с интересными людьми профессии  инспектор ГИБДД. Наглядный: рассматривание наглядно-иллюстративного материала, организация тематических конкурсов детских рисунков, использование тематических альбомов и плакатов «Малышам о дорожной безопасности»; просмотр диафильмов и видеофильмов по данной теме. Практический: работа с тактильной книгой, экскурсии, тренинги, проведение опытов и экспериментов, непосредственно образовательная деятельность, отработка практических навыков, физкультминутки. Игровой: проведение сюжетно – ролевых игр; игры-драматизации, дидактические игры, игры – упражнения.

Учитывая психические особенности детей дошкольного возраста, реализация поставленных задач осуществляется с помощью вымышленных героев, придуманных детьми старшего дошкольного возраста, воспитанниками ДОУ: Жубоксер (Жук – боксер – культурный пешеход), Крокозаврик (герой создан из двух животных – крокодила и динозавра, в книге представлен неграмотным пешеходом). Эти герои «обучают» детей правилам безопасного поведения на дорогах, мотивируют к познавательной деятельности.

Теоретические знания ребенок пропускает через практическую деятельность, а затем реализует их в играх и повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы логопеда с детьми,имеющими нарушения зрения.

Учителям-логопедам, работающим с детьми с нарушениями зрения могут пригодиться в работе некоторые рекомендации....

О работе воспитателя с детьми, имеющими нарушения речи.

Консультация предназначена воспитателям, начинающим работать в логопедических группах с детьми имеющими  ОНР. Они узнают о речевых и психологических особенностях своих воспитанников и взаимомсвяз...

«Особенности работы педагога с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата»

Данная статья направлена для педагога с особенностями работы с детьми с ОВЗ с нарушениями функций опорно - двигательного аппарата...

Из опыта работы в ДОУ с детьми с нарушением интеллекта. «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики, а так же развитие речи»

Из опыта работы в ДОУ с детьми с нарушением интеллекта.  «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики, а так же развитие речи»  Присущие д...

Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Одним из методов повышения эффективности работы является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья че...

Опыт работы "Система коррекционной работы с безречевыми детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата"

Опыт содержит описание коорекционной работы с безречевыми детьми со сложной структурой дефекта старшего дошкольного возраста....