Семинар "Организация сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах"
презентация

Косоротова Мария Владимировна

В данной методической  разработке представлены  сценарии  сюжетно – ролевых игр. 

Основными задачами разработанных сюжетно – ролевых игр являются:
 - создание условий для развития игровой деятельности детей;
 - формирование игровых умений, развитие культурных форм игры;
 - всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре; 
- эмоционально – нравственное умственное, физическое, художественно – эстетического и социально – коммуникативное развитие; 
- развитие самостоятельности, инициативы, творчества;
 - навыков саморегуляции;
 - формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sr_igra.pptx2.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация сюжетно – ролевой игры в разных возрастных группах

Слайд 2

«Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А.М . Горький

Слайд 3

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Конвенция о правах ребенка (ст.31).

Слайд 4

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

Слайд 5

СЮЖЕТЫ ИГР Бытовые Производственные Общественные Героико-патриотические На темы литературных произведений Режиссёрские игры

Слайд 6

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РОЛЕЙ В ИГРЕ РЕБЕНКОМ познаются: - свойства предметов и действия с ними; - отношения между людьми; личные качества реализуются функции: - развитие мотивационно- потребностной сферы; преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка; - развитие идеального плана; - развитие произвольности действий ребенка формируются : - ориентировка на сверстников; - способность к сопереживанию; - способность к согласованию действий; - коллективистские качества

Слайд 7

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.П Усова, Д.Б. Эльконин , Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая ; Н.А.Короткова , Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Е.В.Зворыгина Н.Ф. Тарловская , В.Я. Воронцова, С.И. Щербакова и т.д.. , ИЗВЕСТНЫЕ АВТОРЫ - УЧЁНЫЕ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ПРОБЛЕМАМИ ИЗУЧЕНИЯ ИГРЫ

Слайд 8

ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР Основой игры является мнимая или воображаемая ситуация Самостоятельность действий ребенка В игре есть замысел, реализуя который ребёнок отображает свои знания и впечатления об окружающем мире

Слайд 9

КОМПОНЕНТЫ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ: СЮЖЕТ ИГРЫ - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятель­ности окружающих. СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности. РОЛЬ – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии

Слайд 10

КОМПОНЕНТЫ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ: ПРАВИЛА определяются в процессе игры самими детьми (например, воспитатель не бегает, он воспитывает; врач лечит, он не учит); ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ являются обязательным компонентом игры; могут быть выражены символически («Как будто, понарошку» тушить пожар, водить машину). ИГРУШКИ , используемые в игре, разнообразные: готовые, самоделки, предметны-заместители ; ИГРОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли (например, дочка в игре слушает маму); РЕАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ отражают взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они возникают при распределении ролей, в процессе игры.

Слайд 11

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 2-3 года – сюжетно- отобразительная игра ( воспроизведение действий ) 3-5 лет – начальный этап сюжетно-ролевой игры ( становление ролевого поведения ) 5-7 лет – хорошо развитая сюжетно-ролевая игра ( сюжетосложение )

Слайд 12

1,5 – 3 года Игра в этом возрасте отображает жизненные впечатления, закрепляет и уточняет знания об окружающем. Закладываются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Педагог стимулирует ребёнка к осуществлению условных действий с предметами.

Слайд 13

3- 5 лет Проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания. Педагог формирует умение принимать роль, переходить от одной роли к другой.

Слайд 14

5 – 7 лет Формируется умение самостоятельно организовываться в группы для общей игры. Игровой опыт детей обогащается за счёт усложнения сюжетной стороны игры и за счёт усложнения способов воспроизведения этих событий в игре. Дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюже ты игр.

Слайд 15

ВОЗРАСТ ХАРАКТЕР ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ ВЫПОЛНЕНИЕ РОЛИ РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА В ВООБРАЖАЕМОЙ СИТУАЦИИ 3 – 4 ГОДА Отдельные игровые действия, носящие условный характер Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет – цепочка из двух действий; изображаемую ситуацию удерживает взрослый 4 - 5 ЛЕТ Взаимосвязанные игровые действия, имеющие чёткий ролевой характер Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий; дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию 5 – 6 ЛЕТ Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры Цепочка игровых действий, объединённых одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых 6 – 7 ЛЕТ Отображение в игровых действиях отношения между людьми (подчинение, сотрудничество ) Не только роли, но и замысел игры проговариваются до её начала Сюжет держится на воображаемой ситуации; действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

Слайд 16

Основные задачи руководства сюжетно-ролевой игрой Развитие игры как деятельности Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей

Слайд 17

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ИГРОЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА Направления руководства игрой Задачи руководства игрой Обогащение содержания игры 1. Побуждать переносить в игру события из повседневной жизни и тем самым осваивать назначения и свойства предметов 2. Учить ставить разнообразные игровые задачи (разрозненные и взаимосвязанные) Формирование предметных способов решения игровых задач 1. Обогащать развернутые игровые действия с игрушками разнообразным содержанием 2. Своевременно формировать игровые действия с предметами-заместителями 3. Побуждать использовать игровые действия с воображаемыми предметами 4. Подводить к пониманию замены отдельных действий словом 5. Способствовать тому, чтобы для решения поставленных задач дети использовали разнообразные предметные способы Развитие самостоятельности 1. Развивать у каждого ребенка самостоятельность в постановке разнообразных игровых задач 2. Побуждать самостоятельно выбирать различные предметные способы для решения поставленных игровых задач Побуждение к взаимодействию в игре 1. Поощрять интерес к играм сверстников 2. Приучать играть, не мешая друг другу

Слайд 18

ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА РАЗВИТИЕМ СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА Педагог (доктор) Игрушка (больной) Развитие сюжета игры, в которой игровые действия педагога направлены на игрушку Педагог (доктор) Ребенок (больной) Игровые действия педагога направлены на детей Ребенок (доктор) Педагог (больной) Игровые действия ребенка направлены на воспитателя Ребенок (доктор) Игрушка (больной) Игровые действия ребенка направлены на игрушку

Слайд 19

ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО –ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРОЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА Планируется : - в процессе совместной непосредственно образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе - в ходе совместной деятельности (режимные моменты) - в самостоятельной деятельности детей. Роль педагога : Главное действующее лицо – вовлекает в игру, представляет детям возможность выбора (вида игры, сюжета, роли), стимулирует детей к пользованию предметов-заместителей, способствует эмоционально – насыщенной атмосфере в игре

Слайд 20

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Содействовать появлению у детей интересных игровых замыслов Побуждать детей отображать в играх различные действия взрослых Способствовать тому, чтобы дети ставили разнообразные, взаимосвязанные , репродуктивные и инициативные игровые задачи

Слайд 21

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ИГРОЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Развитие содержания игры 1. Содействовать появлению интересных игровых замыслов 2. Побуждать отображать в играх разнообразные действия людей 3. Учить ставить разнообразные, взаимосвязанные репродуктивные и инициативные игровые задачи Совершенст-вование способов решения игровых задач 1. Совершенствовать предметные способы решения игровых задач: побуждать к разным вариантам замещения, конструировать сложные предметы-заместители; при необходимости включать в игру воображаемые предметы: заменять отдельные игровые действия словом 2. Побуждать принимать разнообразные роли 3. Способствовать появлению разнообразных эмоционально выразительных ролевых действий 4. Учить сопровождать ролевые действия ролевыми высказываниями, обращенные сначала к игрушке-партнеру и воображаемому собеседнику, затем ко взрослому и сверстнику Развитие самостоятель-ности 1. Представлять возможность самостоятельно определять замысел игры, для его реализации ставить разнообразные игровые задачи 2. Развивать самостоятельность и творчество в выборе разнообразных игровых замыслов, в постановке игровых задач для их реализации в игре 3. Поощрять самостоятельно выбирать предметные и ролевые способы решения поставленных игровых задач, проявляя при этом творчество Включение во взаимодейст-вие в игре 1. Поощрять совместные игры детей, желание вступать во взаимодействие в игре 2. Побуждать ставить игровые задачи взрослым и сверстникам

Слайд 22

ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА И ПЛАНИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРОЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Планируется - в процессе совместной непосредственно образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе; - в ходе совместной деятельности (режимные моменты); - в самостоятельной деятельности детей. Роль педагога - при сговоре на игру - главное действующее лицо - стимулирует, направляет игровое общение детей. Предлагая малышу игрушку, спрашивает у ребёнка, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Помогает распределять роли, подобрать нужные атрибуты. - Включается в игру во второстепенной роли .

Слайд 23

ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА И ПЛАНИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Планируется - в процессе совместной непосредственно образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной , в малой группе; - в ходе совместной деятельности (режимные моменты ); - в самостоятельной деятельности детей в форме совместной со сверстниками игре. Роль педагога - при сговоре на игру – помогает распределить роли и развить новые сюжетные лини в знакомых играх, учит вспоминать самое интересное из своей жизни – вносить в игру; - при обсуждении содержания игры – репликой, советом, напоминанием актуализирует их личный опыт; - включается в игру во второстепенной роли .

Слайд 24

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Продолжать развивать у детей самостоятельность в выборе разнообразных , интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации Поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре Приучать детей самостоятельно договариваться со сверстниками в игре

Слайд 25

УСЛОЖНЕНИЕ ЗАДАЧ РУКОВОДСТВА РАЗВИТОЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обогащение содержания игры 1. Обогащать тематику игр, способствовать появлению интересных замыслов, для их реализации ставить репродуктивные и инициативные игровые задачи 2. Побуждать отображать в играх разнообразные действия взрослых, взаимоотношения, общения между людьми Способы решения игровых задач 1. Поощрять за оригинальность, самостоятельность в использовании предметных способов решения игровых задач 2. Усиливать эмоциональную выразительность и разнообразить выразительные действия, используемые для отображения взятой роли 3. Побуждать к проявлению инициативы в общении со взрослыми и сверстниками по поводу игры, способствовать проявлению ролевой беседы Взаимодействие в игре 1. Побуждать ставить игровые задачи сверстникам 2. Учить детей принимать игровые задачи, поставленные сверстниками или тактично от них отказываться, договариваться по поводу игрового взаимодействия 3. Поддерживать длительное взаимодействия в игре Самостоятельность 1. Продолжать развивать самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации 2. Поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре 3. Приучать самостоятельно договариваться со сверстниками в игре

Слайд 26

ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА И ПЛАНИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРОЙ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППАХ Планируется : - в процессе совместной непосредственно образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной , в малой группе; - в ходе совместной деятельности (режимные моменты ) ; - в самостоятельной деятельности детей в форме индивидуальной игры и совместной со сверстниками игре. Роль педагога (в ходе игры) - второстепенная Учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр Объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность Включает в игру застенчивых детей, способствует полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре Способствует овладению детьми новыми, более сложными, способами построения игры - совместным сюжетосложением . (Михайленко Н.Я)

Слайд 27

Приёмы руководства ПРЯМЫЕ КОСВЕННЫЕ Ролевое участие в игре, участие в сговоре, совет по ходу игры и др. Обогащение знаний детей, обновление игровых материалов и т.д.

Слайд 28

КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД РУКОВОДСТВА ИГРОЙ: С.Л . Новоселова и Е.В . Зворыгина - планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей; - совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; - своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта; - активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

Слайд 29

ПЛАНОМЕРНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИ АКТИВНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ: - внесение в НОД по познавательно-исследовательской деятельности ярких образов и впечатлений; - экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми; - создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения ); - чтение художественных произведений, драматизация сказок; - наблюдение за играми других детей; - напоминания об интересных фактах из жизни.

Слайд 30

- сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек - внесение в среду новой игрушки - изготовление детьми атрибутов для игры ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ: ОБОГАЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ: - ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин) - создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.

Слайд 31

- театрализованные игры игры типа «Угадай, кто пришел ?» « Угадай, кого я изображаю ?» - дидактические игры «Кому что нужно для работы»… ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ ИГР ОБУЧАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА : с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) с помощью активизирующего общения педагога с детьми - поощрение - привлечение в игру малоактивных детей. СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ:

Слайд 32

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА "БОЛЬНИЦА" Активное познание окружающей действительности 1. Чтение К. И. Чуковского «Доктор Айболит». 2. Рассматривание иллюстрации «Кукла заболела». 3. Встреча с медсестрой детского сада. 4. Беседа «Как доктор лечит детей». 5. Экскурсия в медицинский кабинет. 6. Чтение Е. Крылова «Как лечили петуха». Обогащение игрового опыта 1. Д/и «Кому что нужно для работы». Цель: учить подбирать предметы по назначению. 2. Д/и «Чей предмет». Цель: учить называть профессию по предмету труда (трубка для слушания, градусник) . 3. Д/и «Лечим куклу» (послушать, поставить градусник, дать чай с малиной, молоко с медом) . Цель: учить детей игровым действиям. 4. Д/и «Что лишнее» Цель: учить замечать ошибки, исправлять их Развитие игровой предметной среды 1. Внесение набора «Доктор» (градусник, бинта, бутылочек из-под лекарств, шпателя) . 2. Внесение халата шапочки для врача. 3. Внесение предметов-заместителей (вата – кусочек поролона, таблетки – рисунок на картоне) . Общение воспитателя с детьми 1. Игровая ситуация: кукла лежит в кроватке, не встает, у неё болит горлышко. Дети включаются в ролевую беседу со взрослым, ребенок самостоятельно выполняет действия с куклой, повторяя за воспитателем. Вопросы: что делает доктор? Кто из вас хочет стать доктором? 2. Игровая ситуация: «кто забыл свои вещи? » «Кому это нужно? »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление и презентация на тему "Особенности педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ "(с учётом ФГТ).

В данном выступлении раскрыта роль сюжетно - ролевой игры на современом этапе. её отражение в нормативных документах. Дан сравнительный анализ двух подходов к организаци и руководству сюжетно ролевой ...

руководство и организация сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах

особенности сюжетно-ролевой игрывиды  сюжетно-ролевой игрыруководство игройтематика игр и развитие сюжетв в разных возрастных группах...

Особенности педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ

Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности: познавательной, элементарной трудовой, изобразительной, коммуникативной. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является ...

Консультация для воспитателей "Планирование сюжетно - ролевой игры в разных возрастных группах"

В данной консультации можно прочитать задачи по развитию сюжетно ролевой игры в разных возрастных группах и  задачи по формированию умений детей в сюжетно-ролевой игре....

Презентация "Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ"

А.С. Макаренко писал: "Я, как педагог,должен с детьми немножко играть.Если я буду только поучать, настаивать, я буду посторонеей силой, может быть полезной,но не близкой..."...

Педагогический аукцион "Развитие игровой деятельности в свете ФГОС. Сюжетно-ролевые игры в разных возрастных группах ДОО"

Педагогический аукцион"Развитие игровой деятельности в свете ФГОС. Сюжетно-ролевые игры в разных возрастных группах"...