Педагогический аукцион "Развитие игровой деятельности в свете ФГОС. Сюжетно-ролевые игры в разных возрастных группах ДОО"
учебно-методический материал
Педагогический аукцион
"Развитие игровой деятельности в свете ФГОС. Сюжетно-ролевые игры в разных возрастных группах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
auktsion.docx | 37.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Старший воспитатель Малий Наталья Александровна.
Педагогический аукцион
"Развитие игровой деятельности в свете ФГОС. Сюжетно-ролевые игры в разных возрастных группах"
Педагоги делятся на две команды, выбирают капитана команды.
I задание.
Экспресс-опрос (сначала обсуждение вопроса, затем капитан называет, кто отвечает).
- Перечислите предпосылки сюжетно-ролевой игры.
(Ответ: ознакомительная, отобразительная, сюжетно-отобразительная)
- Назовите этапы становления сюжетно-ролевой игры.
(Ответ: воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение)
- Назовите наиболее известных авторов - ученых, занимающихся проблемами изучения игры.
(Ответ: Усова, Эльконин, Новоселова, Зворыгина, Короткова, Михайленко, Жуковская)
- Кому принадлежит данная формулировка «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль»?
(Ответ: Д.Б.Эльконину)
- Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно-ролевой игры?
(Ответ: внимание, память, мышление)
- Назовите компоненты сюжетно-ролевой игры.
(Ответ: сюжет, содержание, роль)
7) Определите, на каком этапе развития игры находятся дети:
a. - Любят переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом друг с другом.
б. - Стараются брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.
8) Определите на каком этапе развития игры находятся дети:
a. - Ссорятся из-за игрушки, каждый тянет ее к себе.
б. - С увлечением играют в путешествия.
9) Творческий характер игры определяется наличием …?
(Ответ: замысла)
10) Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль ….
(Ответ: взрослого)
11) Назовите сюжетно-ролевые игры с производственным сюжетом.
(Ответ: "магазин", "поликлиника", "кафе", "школа", "парикмахерская", "автосервис" и т.д.)
12) Назовите сюжетно-ролевые игры с общественно-политическим сюжетом.
(Ответ: "в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т.д.)
13) Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это…
(Ответ: сюжет)
14) Один из принципов организации сюжетно-ролевой игры – это? (Ответ: наличие атрибутов)
15) Назовите гигиенические условия организации сюжетно - ролевой игры.
(Ответ: наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)
16) Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно - ролевую игру.
(Ответ: оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли).
17) Составьте перечень оборудования для сюжетно-ролевой игры.
(Ответ: Каждая команда выбирает табличку самостоятельно).
II задание.
Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе:
- выполнение санитарно-гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек);
- организация игрового пространства;
- наличие игрушек;
- организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту детей;
- педагогическая ценность макета в организации предметно-игровой среды детского сада.
III задание.
Решение педагогических задач:
- Максим (4 года) катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно сообщает: «У меня машина снег чистит».
Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?
Вариант ответа:
Воспитатель: Как ты интересно придумал! Получилась настоящая снегоуборочная машина. Такая машина все дороги легко расчистит от снега. По дороге машины будут ездить. Людям по тротуарам приятно будет ходить.
Задача педагогического руководства: поощрить ребенка за оригинальную игровую задачу и использование предмета-заместителя.
- Илья (5 лет) повесил через плечо сумку и подошел к воспитателю: «Я вас сфотографирую».
Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?
Вариант ответа:
Воспитатель: Спасибо. Я сейчас схожу за своей дочкой. Подождете меня? (Берет куклу, специально подходит ближе к играющим девочкам, чтобы они слышали разговор.)
- Дочка, нас сейчас фотограф сфотографирует. Давай я тебя причешу. (Обращается к Илье) А вы спросите, пока я дочку причесываю, может еще кто-то хочет сфотографироваться.
Задача педагогического руководства: привлечь к совместной игре других детей; продемонстрировать ролевое высказывания, обращенные к игрушке-партнеру.
Рефлексия
Игровой опыт педагогов — рефлексия (осмысление) собственного игрового опыта. Участникам предлагается обсудить вопросы:
1.В каком возрасте для вас закончилось время игр?
2.Можно ли сказать, что вы до сих пор играете?
3.Когда вы были маленькими, в какие игры вы играли?
4.С кем играли с особенным удовольствием?
5. Есть ли в вашей памяти моменты, когда вы учились играть, и как это происходило? (для капитанов)
6.Где разворачивались игры?
7.Можно ли сказать, что вы стремились играть в присутствии или в непосредственной близости от взрослых?
9.Были ли у вас какие-либо особо памятные игрушки?
10.Какими материалами чаще всего пользовались в играх (настоящими игрушками, подсобными материалами и предмета ми)?
11.Чему вы учились во время игр?
12.Какие чувства вы испытывали в ходе самостоятельной игры?
Итог обсуждения: люди играют в любом возрасте. Для дошкольника (отчасти младшего школьника) игра — это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. Играющие дети предпочитают не допускать (или допускать с оговорками и ограничениями) «посторонних» в свой мир. Основу большинства игр составляет воображение. В игре проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности. В игре дети на практике познают окружающий мир, учатся счету, письму и многим другим важным умениям.
Завершение аукциона, подсчет баллов.
Старший воспитатель Малий Наталья Александровна
Брейн-ринг
«Организация игровой деятельности дошкольников».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации и руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Форма проведения: брейн-ринг.
Оборудование: цветные карточки трех цветов, карточки для письменных ответов, карточки с подготовленными вопросами, ручки, музыкальный инструмент, мультимедийная установка, компьютер.
Содержание и ход:
Педагоги делятся на три команды с помощью игрового упражнения «Колечки». Правила игры: сколько раз ведущий хлопнет в ладоши, по стольку человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», - педагоги образуют «тесное» колечко. После первого разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Объединив, нужное количество человек в колечки ведущий объявляет: «Стоп! Каждое колечко — команда».
Команды выбирают капитанов команд.
Задание для капитанов:
подойти к ведущему и взять одну из предложенных карточек любого цвета (красная, зеленая, синяя).
Теперь каждый капитан приглашает свою команду занять места за столами в соответствии с выбранным цветовым обозначением (участники усаживаются за столы).
Уважаемые участники, вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания по федеральному государственному образовательному стандарту и об организации игровой деятельности с детьми, а также продемонстрировать ваши способности, мыслительную деятельность и скорость реакции.
Правила игры следующие:
- на ряд предложенных вопросов нужно ответить быстрее своих соперников, для чего необходимо первыми поднять вверх цветную карточку;
- будут предложены задания, на выполнение которых отводится определенное время. В этом случае по истечении времени звучит удар гонга и капитаны команд (или представители) должны дать ответы на вопрос;
- временной регламент для выполнения задания будет озвучен перед каждым раундом;
- оценивает выступления команд жюри;
- за каждый правильный и полный ответ оценивается в один балл;
- победителем в игре становится та команда, участники которой наберут большее количество баллов;
- подведение итогов осуществляется в конце игры.
Разминка.
Вопросы, требуют от педагогов быстрой реакции. Отвечать будет та команда, которая первая поднимет цветовую карточку. Команды при необходимости могут дополнять ответы соперников. Внимание на экран (слайды с вопросами).
Ведущий зачитывает вопросы:
- Назовите номер документ и дату выхода ФГОС ДО?
- Какие основные принципы дошкольного образования выделены в ФГОС ДО?
- Какие образовательные области предусматривает ФГОС ДО?
- Перечислите виды детской деятельности по ФГОС ДО.
- К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?
- Какие основные виды детской деятельности включает в себя образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»?
- С какими образовательными областями интегрирует социально-коммуникативное развитие
Жюри подводит итоги, а мы начинаем первый раунд.
Социализация является важным условием развития ребенка, формирования духовного мира человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми.
Первый раунд. Тема: «Взаимодействие педагогов с детьми».
Командам поочередно задаются вопросы. Время для обдумывания на каждый вопрос – 2 минуты. Если команда дает неправильный ответ, ход переходит ко второй команде.
Вопросы:
- Что такое личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с детьми?
- Назовите средства, обеспечивающие личностно-ориентированный контакт взрослого с детьми?
- Какими методами избавляете детей от негативных переживаний?
- Как формируете у дошкольников положительное отношение к сверстникам?
5. Какими средствами поддерживаете эмоциональный комфорт непопулярных в группе детей?
6. Почему нельзя сравнивать достижения ребенка с достижениями других детей, а необходимо только с его собственными?
В условиях введения стандарта необходимо создавать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности.
Второй раунд.
Тема: «Развитие игровой деятельности детей»
Для всех команд зачитываются вопросы по данной теме. Время для обдумывания – 1 минута. На вопрос начинает отвечать та команда, которая первой подает сигнал (поднимает вверх карточку). Если команда дает неправильный ответ, возможность ответить появляется у другой команды.
Вопросы:
- Какое время в режиме возрастной группы отводится играм?
- Как обогащаете опыт детей с целью развития игры?
- Какие виды игровой деятельности предпочитаете организовывать?
- Как организуете начала игры каждого вида?
- Способы регулирования взаимоотношений детей по ходу игры? Каким способом разрешаете их конфликты?
- Назовите классификацию игр?
- Охарактеризуйте структурные компоненты игровой деятельности дошкольников.
( Пояснения к вопросу № 7
К структурным компонентам игровой деятельности относятся:
1.Мотив игровой деятельности связан с удовлетворением потребностей детей в активности, самоутверждении и самореализации.
2.Цель игры. Любая детская игра имеет свою цель, которая осмыслена ребенком и конкретна в своем действии (нарядить куклу, построить дом и др.).
3. Планирование – предварительное или возникающее по ходу игры продумывание ее процесса: разворачивание сюжета, последовательность действий, персонажи, роли, правила взаимодействия). В полной мере планирование игры проявляется к старшему дошкольному возрасту.
4. Средства реализации. К ним относятся игровые средства - игровая обстановка - это могут быть игрушки, предметы, мебель, декорации и др.
5. Игровые действия - это действия, с помощью которых дети реализуют сюжет игры, исполняют роли. В играх с правилами игровые действия (характер, последовательность) четко регламентируется правилами.
6. Результат игровой деятельности имеет воспитательный, обучающий и развивающий эффект, и выражается в удовлетворении основных потребностей ребенка (эмоциях, активности, общении и др.), то есть выполняет социальную, коммуникативную, коррекционную, развлекательную функции.)
- Почему игра считается ведущим видом деятельности дошкольников?
9. Определите требования к игрушкам для детей дошкольного возраста (перечислите типы игрушек)
(Пояснения к вопросу № 9
Для детей дошкольного возраста необходимо подбирать только те игрушки, которые соответствуют требованиям, связанными с санитарно-техническими требованиями, с влиянием игрушки на игровую деятельность и психическое развитие ребенка, ее соответствие возрастному периоду ребенка.)
Основные требования к игрушкам:
1) подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей;
2)способствовать развитию деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование новообразований дошкольников;
3) стимулировать гуманные чувства, бережное отношение к другим;
4) игровой материал должен быть прочным, качественным; учитываются и физические характеристики (размер, вес);
5)обеспечивать возможность развития умственных действий, психических способностей и личностных качеств;
6) быть привлекательной для ребенка, (сенсорная, перцептивная привлекательность (не должны раздражать своим цветом, звучанием и пр.);
7) содержать ориентиры для адекватных действий ребенка: обладать понятностью игрового действия, заложенных в ней возможностей;
8) дать возможность для творческой активности (открытость для разнообразных действий, операционные возможности, гибкость и простота.
9) не должны провоцировать на агрессивные действия; наталкивать на сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием и др.
В современной педагогической литературе классификация игрушек чаще всего строится на основе их использования в разных видах игр: сюжетные (образные), технические игрушки, строительные и конструктивные материалы, дидактические игрушки, театрализованные и музыкальные игрушки и др. )
После ответа команды на вопрос ведущий дает комментарии или, при
необходимости, дополняет ответ.
Третий раунд.
Тема: «Сюжетно-ролевая игра»
Капитаны команды (или представители) вытягивают карточку с вопросом. На обдумывание – 2 минуты. Отвечают устно.
Карточки с вопросами:
- Какие приемы воздействия воспитателя на игровую деятельность способствуют развитию игр детей?
- Какие пути используются для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов?
- Какие приемы вы используете для руководства поведением детей?
Заключительный раунд.
Тема: «Педагогические задачи «Социоигровая педагогика»
Капитаны команд (или представители) выбирают карточку с педагогической задачей.
Время для обдумывания: 3 минуты. Отвечает поочередно каждая команда (предварительно зачитывается текст задачи).
Подведение итогов. Жюри называет набранное количество баллов каждой команды и объявляет победителей. Дружные аплодисменты!
Рефлексия. Каждый участник оценивает свою активность, свой вклад и эффективность работы в команде, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Педагоги по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из предложенного списка:
- Сегодня я узнала…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполняла задания…
- Я поняла, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовала, что…
- Я приобрела…
- У меня получилось …
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление и презентация на тему "Особенности педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ "(с учётом ФГТ).
В данном выступлении раскрыта роль сюжетно - ролевой игры на современом этапе. её отражение в нормативных документах. Дан сравнительный анализ двух подходов к организаци и руководству сюжетно ролевой ...
руководство и организация сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах
особенности сюжетно-ролевой игрывиды сюжетно-ролевой игрыруководство игройтематика игр и развитие сюжетв в разных возрастных группах...
Особенности педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ
Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности: познавательной, элементарной трудовой, изобразительной, коммуникативной. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является ...
Консультация для воспитателей "Планирование сюжетно - ролевой игры в разных возрастных группах"
В данной консультации можно прочитать задачи по развитию сюжетно ролевой игры в разных возрастных группах и задачи по формированию умений детей в сюжетно-ролевой игре....
Консультация для педагогов на тему «Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах»
совместная деятельность педагога с детьми...
Презентация "Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ"
А.С. Макаренко писал: "Я, как педагог,должен с детьми немножко играть.Если я буду только поучать, настаивать, я буду посторонеей силой, может быть полезной,но не близкой..."...