руководство и организация сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах
консультация по окружающему миру на тему

Сергушова Мая Алексеевна
  • особенности сюжетно-ролевой игры
  • виды  сюжетно-ролевой игры
  • руководство игрой
  • тематика игр и развитие сюжетв в разных возрастных группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_i_organizatsiya_igry.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО

 СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ

В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Основная источник с-р игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основная особенность с-р игры – наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается их сюжета и ролей.

Основные особенности с-р игры:

  • Соблюдение правил.
  • Социальный мотив игр. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.
  • В с-р игре идет эмоциональное развитие.
  • В ходе игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Постепенно замыслы игры становятся более стойкими. Некоторые игры могут продолжаться неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными.
  • В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество. Дети импровизируют, используют игрушки-заместители.
  • Развитие речи.

Виды с-р игр:

  • Игры на бытовые сюжеты ( дом, семья, праздники, дни рождения. Здесь большое место занимают игры с куклами)
  • Игры на производственные и общественные темы (школа, магазин, библиотека,  почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, строительство, армия)
  • Игры на героико-патриотические темы (космос, герои войны)
  • Игры на темы литературных произведений, КИНО, телепередач .
  • «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить и выполнять разнообразные действия кукол.

Возраст

Характер игровых действий

Выполнение роли

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

3-4 года

Отдельные игровые действия, носят условный характер

Роль осуществляется, но не называется

Сюжет – цепочка из 2 действий. Воображаемую ситуацию удерживает взрослый

4-5 лет

Взаимосвязанные игровые действия имеют четкий ролевой характер

Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. Роль воспитателя второстепенна, направляет игру, оказывает помощь, если игровой сюжет не развивается.

5-6 лет

Переход к ролевым действиям, отображение социальных функций людей

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли в течение всей игры

Цепочка игровых действий соответствует реальной логике действий взрослых.

6-7 лет

Отображение в игре отношений между людьми.

Не только роли, но и замысел игры проговаривается детьми до ее начала.

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.

В младших группах игрушки для с-р игры должны находиться в поле зрения ребенка, они должны быть видны и доступны.

В средней и старшей группах такой необходимости нет. Но дети должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок.

В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам. Дети совместно с воспитателем могут сами изготавливать игрушки-самоделки для игры.

Руководство игрой:

 

  • Косвенное руководство:
  • Обогащение знаний детей о жизни
  • Обновление игровых материалов
  • Внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры.

  • Прямые приемы руководства:
  • Ролевое участие в игре
  • Разъяснение
  • Участие в распределении ролей
  • Совет по ходу игры
  • Предложение новой темы игры

Методика применения с-р игры.

  1. выбор игры (кратковременная или длительная)
  2. разработка плана игры (сюжет, роли, содержание ролей)
  3. ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка /в ст. и подг.гр./
  4. создание воображаемой ситуации.
  5. распределение ролей.
  6. начало игры.(чтобы игра была интересной и длительной, то в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с развитым творческим воображением)
  7. сохранение игровой ситуации
  8. завершение игры.

Группа

Тематика  игр

Роли

Развитие сюжета

Цели

Средняя

  • Семья

  • Большая стирка

  • Транспорт

  • Шоферы

  • Путешествие по реке

  • Магазин

  • Летчики

  • Театр

мама, папа, младенец, сестра, брат, шофер, бабушка, дедушка

Мама, папа, дочка, сын, тетя

Водитель, кондуктор, контролер, милиционер-регулировщик, пассажиры

Шоферы, механик, бензозаправщик, диспетчер, строители

Капитан, матрос, рулевой, повар, врач, парикмахер, рыбаки

Продавец, кассир, покупатель, заведующая магазином, шофер

Первый и второй пилоты,

Стюардесса, техники, бензозаправщики, пассажиры, кассир, буфетчица, продавцы киосков

Кассир, контролер, водитель автобуса, артисты, зрители

  • Домик для семьи
  • Болезнь ребенка
  • День рождения
  • Братья и сестрички
  • Детский сад
  • Мамы и папы
  • Бабушки и дедушки
  • Папа – шофер
  • Скорая помощь и т.д.
  • Банный день

  • Изготовление атрибутов /мыльницы, доски для стирки/
  • Грязная одежда
  • Прачечная
  • После Дня рождения

  • Игра с игрушечным автобусом. Оборудование остановки.
  • На работу и в детский сад
  • В зоопарк и театр
  • К доктору
  • В магазин
  • Контролер
  • Милиционер-регулировщик

  • Обыгрывание игрушечных автомобилей
  • Отвезти продукты в детский сад
  • Перевозка мебели
  • Покатаем кукол
  • На дачу
  • Пожарная машина
  • Скорая помощь
  • Бензозаправка
  • Мойка
  • Детский сад
  • Диспетчер и стройка

  • Игра с игрушечным пароходом
  • Построить пристань, покатать на пароходе кукол.
  • Изготовление атрибутов (билеты, деньги, продукты, подзорная труба)
  • Отплытие
  • У врача
  • Повар
  • Спасение утопающих
  • Парикмахер
  • Встреча с рыбаками
  • Возвращение домой

  • Изготовление атрибутов к игре (печенье, булки, игрушки и т.д.)
  • Оформление витрины
  • Продуктовый магазин
  • Книжный магазин
  • Кондитерский
  • Магазин игрушек
  • Овощи-фрукты
  • Магазин одежды
  • Подготовка к Дню рождения

  • Строительство аэропорта (взлетная полоса, ангар, самолеты)
  • Конструирование бумажных самолетов и запуск их на прогулке
  • Покупка билетов
  • Ожидание рейса
  • Посадка
  • Взлет
  • Пассажиру плохо
  • Обед
  • Полет
  • Приземление  и встреча

  • Игры с куклами бибабо, обучение приемам игры с куклой .
  • Изготовление игровых атрибутов (билеты, деньги)
  • Едем в театр
  • Программа и репертуар, афиши
  • Спектакль
  • Антракт
  • Буфет
  • Аплодисменты.
  • формирование положительных взаимоотношений между детьми

Воспитание уважения к труду прачки, бережного отношения к вещам.

Знакомство с правилами поведения в автобусе. Воспитание уважения к труду водителя и кондуктора.

Воспитание уважения к труду шофера

Воспитание уважения к труду работников флота

Воспитание уважения к труду продавца

Воспитание уважения к труду работников аэропорта

Закреплять представления детей о театре. Способствовать развитию интереса к игре.

Старшая

  • Семья

  • Детский сад

  • Школа

  • Путешествие

  • Летчики

  • Стройка

  • Поликлиника

  • Парикмахерская.

  • Зоопарк

мама, папа, ребенок, сестра, брат,  бабушка, дедушка, внук, внучка

Врач, медсестра, воспитатель, заведующая, муз.работник, няня, повар, родители, дети.

Учитель, ученики

Милиционер, начальник порта, кассир, продавец, дежурный, капитан, боцман, матрос, кок, судовой врач, геологи, оленеводы и т.д.

Летчик, пилот, штурман, стюардесса, контролер, пассажиры

Строитель, каменщик, шофер, грузчик, архитектор

Врачи, медсестра, регистратор, пациенты.

Парикмахер (мастер), кассир, клиенты.

Экскурсовод, кассир, контролер, уборщица, ветеринар и др.

  • Постройка дома
  • Когда мамы нет дома
  • Гости
  • Я помогаю маме
  • Семейный праздник
  • Бабушка заболела
  • На даче
  • Детский сад

  • Утром в детском саду.
  • Осмотр врача
  • Занятие
  • Зарядка
  • Обед
  • Прогулка и т.д.

  • Изготовление атрибутов для игры (журнал, тетради, повязки для дежурных и т.д.)
  • Строительство школы, класса из конструктора.
  • Учитель – роль берет воспитатель, затем ребенок
  • Урок чтения
  • Урок математики
  • Урок физкультуры
  • Перемена
  • Дорога в школу и обратно
  • Путешествие по городу с классом.

  • Соорудить постройки (судно, причал, вокзал) из строителя по представлению и образцу.
  • Обыгрывание построек при помощи игрушек.
  • Капитан
  • Покупка билетов
  • Подготовка к путешествию.
  • Боцман и матросы
  • Кок и врач.
  • Путешествие в деревню
  • В гостях у бабушки
  • Концерт для тружеников села
  • Мы отправляемся на Север.
  • Мы едем на юг.

  • п/игра «Летчики»
  • изготовление атрибутов (пропеллер, крылья, очки)
  • подготовка самолета к полету.
  • Подготовка экипажа к полету.
  • Собираемся в дорогу.
  • Полет.
  • Стюардесса.
  • Доктор.
  • Посадка и встреча.

  • Нарисовать дом, который нужно построить.
  • Разделение детей на бригады.
  • Погрузить строительный материал на машины.
  • Привезти его на стройку.
  • Разгрузить.
  • Возводить стены дома.
  • Строительство магазина.
  • Строим дачу.
  • Строим детский сад.

  • Изготовление атрибутов к игре (таблетки, термометр, рецепты, коробочки для медикаментов и инструментов и т.д.)
  • Знакомство с игровыми способами действия с предметами.
  • Кабинет врача и приемная.
  • Регистратура.
  • Медсестра.
  • Осмотр больного.
  • Окулист.
  • Хирург.
  • Терапевт.

  • Изготовление альбома «Модели причесок и стрижек» (используя рисунки детей и вырезки из журналов)
  • Прическа для мамы
  • Папа в парикмахерской.
  • Подготовка к празднику.
  • Ждем гостей.

  • Игры с игрушками зверей.
  • Изготовление альбома «Зоопарк»
  • Устройство зоопарка (кто с кем живет, строительство вальеров, бассейна и клеток)
  • Экскурсия в зоопарк.
  • Покупка билетов.
  • Ухаживаем за животными.
  • Покормим животных.
  • Лечим животных.
  • Семья в зоопарке.

Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку

Закрепление знаний детей о работниках детского сада

Обучение справедливо распределять роли . способствовать развитию умения творчески развивать сюжет игры.

Знакомство с трудом постового. Закрепление знаний о работниках речного вокзала и теплохода. Воспитание уважительного отношения к труду. Знакомство с жизнью людей на Севере и на юге нашей страны.

Способствовать развитию умения творчески развивать сюжет. Закрепление знаний о воздушном транспорте. Знакомство с работой аэропорта.

Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважения к труду строителей.

Воспитание уважения к профессии врача.

Раскрытие смысла деятельности парикмахера.

Закрепление и обогащение знаний о животных. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание доброго отношения к животным.

Resource id #3518

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление и презентация на тему "Особенности педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ "(с учётом ФГТ).

В данном выступлении раскрыта роль сюжетно - ролевой игры на современом этапе. её отражение в нормативных документах. Дан сравнительный анализ двух подходов к организаци и руководству сюжетно ролевой ...

Методическая разработка по теме «Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в разных возрастных группах»

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.Руководство и организ...

Сообщение из опыта работы «Организация и руководство сюжетно – ролевой игрой в разных возрастных группах»

Сообщение из опыта работы «Организация и руководство сюжетно – ролевой игрой в разных возрастных группах»Игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра ...

Методические рекомендации "Руководство и организация сюжетно-ролевых игр по здоровьезбережению в разных возрастных группах"

Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения в форме представления накопленного опыта работы по теме: «Руководство и ...

Методические рекомендации "Руководство и организация сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская" в разных возрастных группах"

Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения в форме представления накопленного опыта работы по теме: «Руководство и о...