руководство и организация сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах
консультация по окружающему миру на тему
- особенности сюжетно-ролевой игры
- виды сюжетно-ролевой игры
- руководство игрой
- тематика игр и развитие сюжетв в разных возрастных группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_i_organizatsiya_igry.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ
В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
Основная источник с-р игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основная особенность с-р игры – наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается их сюжета и ролей.
Основные особенности с-р игры:
- Соблюдение правил.
- Социальный мотив игр. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.
- В с-р игре идет эмоциональное развитие.
- В ходе игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Постепенно замыслы игры становятся более стойкими. Некоторые игры могут продолжаться неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными.
- В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество. Дети импровизируют, используют игрушки-заместители.
- Развитие речи.
Виды с-р игр:
- Игры на бытовые сюжеты ( дом, семья, праздники, дни рождения. Здесь большое место занимают игры с куклами)
- Игры на производственные и общественные темы (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, строительство, армия)
- Игры на героико-патриотические темы (космос, герои войны)
- Игры на темы литературных произведений, КИНО, телепередач .
- «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить и выполнять разнообразные действия кукол.
Возраст | Характер игровых действий | Выполнение роли | Развитие сюжета в воображаемой ситуации |
3-4 года | Отдельные игровые действия, носят условный характер | Роль осуществляется, но не называется | Сюжет – цепочка из 2 действий. Воображаемую ситуацию удерживает взрослый |
4-5 лет | Взаимосвязанные игровые действия имеют четкий ролевой характер | Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль | Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. Роль воспитателя второстепенна, направляет игру, оказывает помощь, если игровой сюжет не развивается. |
5-6 лет | Переход к ролевым действиям, отображение социальных функций людей | Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли в течение всей игры | Цепочка игровых действий соответствует реальной логике действий взрослых. |
6-7 лет | Отображение в игре отношений между людьми. | Не только роли, но и замысел игры проговаривается детьми до ее начала. | Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми. |
В младших группах игрушки для с-р игры должны находиться в поле зрения ребенка, они должны быть видны и доступны.
В средней и старшей группах такой необходимости нет. Но дети должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок.
В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам. Дети совместно с воспитателем могут сами изготавливать игрушки-самоделки для игры.
Руководство игрой:
- Косвенное руководство:
- Обогащение знаний детей о жизни
- Обновление игровых материалов
- Внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры.
- Прямые приемы руководства:
- Ролевое участие в игре
- Разъяснение
- Участие в распределении ролей
- Совет по ходу игры
- Предложение новой темы игры
Методика применения с-р игры.
- выбор игры (кратковременная или длительная)
- разработка плана игры (сюжет, роли, содержание ролей)
- ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка /в ст. и подг.гр./
- создание воображаемой ситуации.
- распределение ролей.
- начало игры.(чтобы игра была интересной и длительной, то в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с развитым творческим воображением)
- сохранение игровой ситуации
- завершение игры.
Группа | Тематика игр | Роли | Развитие сюжета | Цели |
Средняя |
| мама, папа, младенец, сестра, брат, шофер, бабушка, дедушка Мама, папа, дочка, сын, тетя Водитель, кондуктор, контролер, милиционер-регулировщик, пассажиры Шоферы, механик, бензозаправщик, диспетчер, строители Капитан, матрос, рулевой, повар, врач, парикмахер, рыбаки Продавец, кассир, покупатель, заведующая магазином, шофер Первый и второй пилоты, Стюардесса, техники, бензозаправщики, пассажиры, кассир, буфетчица, продавцы киосков Кассир, контролер, водитель автобуса, артисты, зрители |
|
Воспитание уважения к труду прачки, бережного отношения к вещам. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Воспитание уважения к труду водителя и кондуктора. Воспитание уважения к труду шофера Воспитание уважения к труду работников флота Воспитание уважения к труду продавца Воспитание уважения к труду работников аэропорта Закреплять представления детей о театре. Способствовать развитию интереса к игре. |
Старшая |
| мама, папа, ребенок, сестра, брат, бабушка, дедушка, внук, внучка Врач, медсестра, воспитатель, заведующая, муз.работник, няня, повар, родители, дети. Учитель, ученики Милиционер, начальник порта, кассир, продавец, дежурный, капитан, боцман, матрос, кок, судовой врач, геологи, оленеводы и т.д. Летчик, пилот, штурман, стюардесса, контролер, пассажиры Строитель, каменщик, шофер, грузчик, архитектор Врачи, медсестра, регистратор, пациенты. Парикмахер (мастер), кассир, клиенты. Экскурсовод, кассир, контролер, уборщица, ветеринар и др. |
| Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку Закрепление знаний детей о работниках детского сада Обучение справедливо распределять роли . способствовать развитию умения творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом постового. Закрепление знаний о работниках речного вокзала и теплохода. Воспитание уважительного отношения к труду. Знакомство с жизнью людей на Севере и на юге нашей страны. Способствовать развитию умения творчески развивать сюжет. Закрепление знаний о воздушном транспорте. Знакомство с работой аэропорта. Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважения к труду строителей. Воспитание уважения к профессии врача. Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Закрепление и обогащение знаний о животных. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание доброго отношения к животным. |
Resource id #3518
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление и презентация на тему "Особенности педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ "(с учётом ФГТ).
В данном выступлении раскрыта роль сюжетно - ролевой игры на современом этапе. её отражение в нормативных документах. Дан сравнительный анализ двух подходов к организаци и руководству сюжетно ролевой ...
Выступление на педсовете "Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах"
Презентация...
Методическая разработка по теме «Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в разных возрастных группах»
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.Руководство и организ...
Сообщение из опыта работы «Организация и руководство сюжетно – ролевой игрой в разных возрастных группах»
Сообщение из опыта работы «Организация и руководство сюжетно – ролевой игрой в разных возрастных группах»Игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра ...
Методические рекомендации "Руководство и организация сюжетно-ролевых игр по здоровьезбережению в разных возрастных группах"
Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения в форме представления накопленного опыта работы по теме: «Руководство и ...
Методические рекомендации "Руководство и организация сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская" в разных возрастных группах"
Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения в форме представления накопленного опыта работы по теме: «Руководство и о...