Методическая разработка по теме: "Насекомые"
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия в старшей группе детского сада
Тема: Насекомые
Основная образовательная область:
познавательное развитие
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель:
Расширять и закреплять знания детей о насекомых.
Задачи:
расширять знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; совершенствовать умение использовать различные части речи точно по смыслу; развивать диалогическую и монологическую речь, зрительную и слуховую память; развивать словесно-логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы; вызвать желание относиться к насекомым бережно, наблюдать за их жизнью.
Оборудование:
книги и журналы о насекомых; предметные картинки насекомых; диск с записью звуков насекомых; презентация «Насекомые»; коллекция игрушек насекомых; увеличительные стекла.
Ход занятия:
-Я прочитаю стихотворение, а вы скажете, о чем сегодня пойдет речь:
Песенку бодро кузнечик поет,
Трудятся пчелы, не зная покоя,
Словно забавный малыш-вертолет,
Ловко парит стрекоза над рекою.
Бабочка! Ах, до чего хороша –
Новый рисунок из красок знакомых!
Божья коровка ползет не спеша…
Как удивителен мир насекомых!
-Мы поближе познакомимся с насекомыми и их знакомыми. Я не случайно сказала «с насекомыми и их знакомыми». Недавно мы с вами узнали, что не все жучки –паучки и похожие на них создания называются насекомыми.
-Насекомые – это самая разная и большая группа животных. Как отличить насекомое от других животных? Что же общего у всех насекомых?
(У всех насекомых тельце разделено на голову, грудь, брюшко и покрыто жёсткими чешуйками, есть 6 ног, почти у всех есть крылья и усики).
Рассматривают на примере большой резиновой мухи.
-Ну что же, кое-что о насекомых мы уяснили и можем отправляться на зеленый луг.
Речь с движением «Путешествие» (По Е. Серовой)
Я шагаю по лужайке —
Великан в трусах и майке,
Сверху ясно мне видна
Вся зеленая страна.
У тропинки под рябиной
Сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины
Намотал на кулачок.
Вот улитка — добрый гномик —
На себе таскает домик.
Вот квартирка для жука —
Дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом —
Муравьи хлопочут в нем.
Вот цветок ромашки —
В нем живут букашки.
А в поле у околицы —
Большой кузнечный цех.
Здесь так работа спорится —
В ушах звенит у всех.
-В этом стихотворении названо много разных животных, а какие насекомые там встретились?
(жук, муравьи, букашки, кузнечики).
-Давайте тихонько сядем, чтобы никого не раздавить и попробуем по звукам определить, кого мы встретили на лугу.
(последовательно слушаем звуки насекомых и смотрим презентацию. Среди них слушаем 2 рассказа детей о кузнечиках и стрекозе, последние муравьи)
-Муравьи всегда живут большой семьей. Как называется их дом?
Речь с движением. « Песенка про меня и муравья»
Нес однажды муравей
Две дощечки для дверей,
Вдруг навстречу рыжий кот
Вышел грозно из ворот.
Закричал коту я: «Брысь!»
Гав-гав-гав! Поберегись!
И разбойничьи усы
Сразу спрятались в кусты.
В муравьиный дом теперь
Мне всегда открыта дверь.
Только жаль, что для меня
Дверь мала у муравья!
-Люди изучают насекомых с давних пор. Как вы думаете, почему?
-Где можно использовать? Насекомые полезны, потому что они опыляют растения. Пчёлы собирают нектар и делают мёд; муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют нас своей красотой. Стрекозы уничтожают кровососущих комаров, мошек. Полезен тутовый шелкопряд, гусеницы которого дают натуральный шёлк. Божья коровка поедает тлю, которая вредит растениям.
-Кто и как наносит вред? (Насекомые вредны, потому что гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые переносят опаснейшие болезни).
-Как человек изучает насекомых? Наблюдает за их жизнью, фотографирует, составляет коллекции, описывает новые виды. У меня есть небольшая коллекция насекомых, которую собрал один мальчик. Давайте мы тоже станем учеными и исследуем еще одну мою коллекцию. Вооружайтесь увеличительными стеклами. У нас будет 2 группы ученых, я дам каждой группе несколько насекомых и их знакомых, чтобы вы разделили их на 2 группы. Каждое животное находится в кусочке искусственной смолы. Сама природа подсказала такой способ хранения сквозь смолу внутрь не поступает воздух и содержимое не портится. Люди давно стали находить кусочки янтаря- застывшей смолы, а в ней хорошо сохранившихся доисторических насекомых.
Все насекомые по-разному передвигаются. Поиграем с мячом.
Клоп ползает, а кузнечик... (прыгает).
Бабочка летает, а сороконожка…(ползает).
Муравей ползает, а бабочка…(порхает).
Сороконожка ползает, а стрекоза... (летает).
Комар летает, а таракан… (ползает).
Бабочка порхает, а муха… (летает).
Шмель летает, а муравей…(ползает).
Кузнечик прыгает, а оса... (летает).
Божья коровка летает, а клоп... (ползает).
Таракан ползает, а сверчок... (прыгает).
-Сейчас я вам предложу сложное задание «Волшебный мешочек», только отгадывать мы будем не на ощупь, а по описанию.
- Тело этого животного покрыто тысячами волосков, состоит из головогруди и брюшка, есть 8 ног. Оно похоже на насекомого, но не является им.
- У этого животного есть клешни как у рака, жало на конце длинного хвоста, ноги настолько длинны, что иногда путаются при беге. И оно тоже не является насекомым.
Отгадывают и рассматривают животных.
-Попробуйте и вы составить загадки о насекомых. Выберите себе картинку.
Составляют загадки
-Мы сегодня столько узнали о насекомых и их знакомых, а теперь давайте сделаем для себя кого-нибудь на память. Будем использовать фольгу. Что с ней можно делать? Мять, сжимать, скатывать, разглаживать. Помните про 3 признака насекомых.
Изготавливают поделки из фольги, опираясь на изображения и фигурки насекомых.
Рассматривание поделок, подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Конспект интегрированного занятия по теме: «Насекомые» с детьми 5 -7 лет с ОВЗ (дети с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени)
Интегрированное занятие для детей с задержкой психического развития и умстенной отсталостью (дети от 5 до 7 лет)...
Методическая разработка на тему "Насекомые" для детей старшей группы
Данный конспект может пригодиться воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Можно использовать этот материал в ходе реализации педагогических проектов о насекомых в детско...
Методическая разработка по теме "Насекомые".
Насекомые...
Методическая разработка по теме "Насекомые"
Целью данной методической разработки является развитие у дошкольников знаний о насекомых, среде их обитания, способах передвижения и характерных особенностях, развитие внимания, творческих способносте...
Методическая разработка на тему "Насекомые"
Цель: закрепить знания детей о насекомых, их значении в природе, содействовать пониманию и правильному использованию в речи предлогов в, на, под, между.Задачи занятия: Расширить и ...
Методическая разработка на тему "Насекомые".
Форма занятия: подгрупповое занятиеВозраст : 5-6 лет (старшая группа)Продолжительность занятия 25минИнтеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развите, социально-коммуникативное р...
Методическая разработка по теме "Насекомые"
Слайд 1Методическая разработка по теме "Насекомые" учитель-логопед десткого сада № 196 Закруткина Виктория ВладимировнаСлайд 2Отгадай загадкиСлайд 3Отгадай загадкиСлайд 4Отгадай загадкиСлайд...