Методическая разработка на тему "Насекомые" для детей старшей группы
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Данный конспект может пригодиться воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Можно использовать этот материал в ходе реализации педагогических проектов о насекомых в детском саду на занятиях по познавательному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_na_temu_nasekomye.docx | 243.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по теме «Насекомые»
Цель: Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
1.Познавательное развитие. Формировать у детей первичные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания. Развивать умение видеть признаки, сходства и различия насекомых и выражать их в речи.
2.Речевое развитие. Расширять словарный запас. Развивать связную и диалогическую речь.
3.Социально-коммуникативное развитие. Воспитывать интерес к живой природе. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Материалы к занятию иллюстрации с изображением кузнечика, богомола, бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, комара, мухи, гусеницы; цветной картон.
Ход:
(дети сидят на ковре)
- Ребята, представьте, что мы в весеннем лесу .
- Кого мы можем здесь встретить? (зверей,птиц)
-Правильно, но звери боятся людей и стараются обходить их стороной. А ведь есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются. Они очень-очень маленькие и их очень много повсюду – в воздухе, на земле, на деревьях, цветах. Как вы думаете кто же это? (это насекомые)
Вот в траве трещит кузнечик, (Автор - В. Леонов )
В небе бабочка парит,
На цветке мохнатый, громкий,
Полосатый шмель жужжит.
Насекомые летают,
Скачут, ползают, парят,
Красотой нас удивляют,
Пользу также принося!
Воспитатель: Ребята, а каких насекомых знаете вы? (ответы детей)
Молодцы, правильно! А теперь - отгадайте загадки.
(после того, как дети отгадают загадку, воспитатель прикрепляет к магнитной доске соответствующую картинку)
1. Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
На спине кружочки —
Чёрненькие точки. (божья коровка)
2. Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей)
3. Она ярка, красива.
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка)
4. Волосата, зелена,
В листьях прячется она
Хоть и много ножек,
Бежать она не может. (гусеница)
5. У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют её … (стрекоза)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали правильно.
(воспитатель вместе с детьми выделяет существенные признаки насекомых – шесть ног, крылышки, усики, членистое тело)
Воспитатель: Вы знаете, ребята, насекомые - самые древние и многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились много-много миллионов лет назад и отлично приспособились к жизни на Земле.
А как вы думаете, чем питаются насекомые? (ответы детей)
У каждого насекомого свой корм.
Гусеницы (личинки бабочек) поедают листья, цветки и плоды растений. Есть вредоносные виды гусениц, а есть и такие, которые уничтожают других насекомых-вредителей и оказывают этим помощь людям.
Бабочки собирают нектар цветов и опыляют растения.
Божьи коровки поедают тлю, тоже приносят огромную пользу.
А вот комары питаются соком растений и кровью животных.
Насекомые – отличное лакомство для птиц, лягушек, ящериц и других животных.
Очень много можно узнать о жизни насекомых. И встретить их можно не только в лесу. Вы наверняка уже встречались с ними. Каких насекомых вы видели? (ответы детей)
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
- А паук – это насекомое?
Игра "Подбери признак"
бабочка какая? (красивая, лёгкая)
гусеница какая? (зелёная, медлительная)
муравей какой? (маленький, работящий)
пчела какая? (полосатая, жужжащая)
- Есть насекомые – хищники. (Воспитатель демонстрирует изображение насекомых).
- Как вы думаете , почему их называют хищниками?(Ответы детей: их называют так потому, что они питаются, охотясь на других насекомых).
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка).
Игра «Угадай, кто лишний» (дети выбирают из трех карточек лишнюю)
- пчела – муравей – бабочка (муравей - не летает)
- божья коровка – пчела – бабочка (божья коровка - хищник)
- кузнечик – богомол – божья коровка (кузнечик – не хищник)
Физкультминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
( дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
( дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
( дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
( трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
( дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель: Ребята, вы должны знать, что есть опасные насекомые и усвоить правила поведения при встрече с ними:
Если поблизости пчела, оса, шмель - нельзя размахивать руками. Надо отойти в сторону и вести себя спокойно.
Открытые участки тела обрабатывают специальными средствами от укусов насекомых (с помощью взрослых).
Если всё же тебя укусила, например, пчела – надо немедленно обратиться за помощью к взрослым (родителям, воспитателям).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что будет если насекомые вдруг исчезнут? (погибнут растения и многие животные, птицы)
- Правильно, ведь в природе всё взаимосвязано – одни не могут жить без других.
Насекомые - это часть природы, так же как и мы с вами. Поэтому всё живое на Земле надо беречь и охранять!
Послушайте стихотворение:
Есть на Земле огромный дом (Автор – Л. Дайнеко)
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы сегодня узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка НОД в старшей группе "Давайте, жить дружно"
ГБДОУ №76ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА Методическая разработка НОД«Давайте жить дружно» Муз.руководитель: Салихова Аэлита Геннадиевна Санкт-Петербург2018год Цел...
Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме: учебно - методическое пособие.
Игра на развитие навыков словообразования и словоизменения....
Методическая разработка НОД в старшей группе Гномики на тему: «В поисках Колобка».
Конспект занятия.Интегрированное занятие в старшей группе в виде квест-игры...
Методическая разработка проекта в старшей группе "Волшебный мир песка"
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождении, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.Задачи: Дать детям представление о песке как о природном материале...
Методическая разработка НОД в старшей группе на тему: «Путешествие в осенний лес».
Харланова Елена АнатольевнаВоспитатель 1к.к.МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1»Воронежская область с. Верхний Мамон Цель: создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, создат...
Методическая разработка «Задания для старшей группы «Безопасность детей»
Краткая пояснительная записка:Данные конкурсные (олимпиадные) задания были разработаны для подготовки к всероссийскому детскому конкурсу Центра образовательных инициатив «Простые правила».Занятия, пос...
Методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему: Комплексы гимнастики после сна (для детей старшего возраста)
комплекс гимнастики после дневного сна...