Занятие по чтению художественной литературы "Крошечка - Хаврошечка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Занятие по чтению художественной литературы "Крошечка - Хаврошечка" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_havroshechka.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

городской округ город Ханты-Мансийск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 23 «Брусничка»

Конспект ООД

по художественно – эстетическому развитию

детей старшей группы.

Чтение художественной литературы

«Русская народная сказка «Крошечка – Хаврошечка»

Воспитатель I квалификационной категории:

Вавина В.К.

Ханты – Мансийск

2016 год

Конспект ООД в старшей группе

Чтение художественной литературы

Русская народная сказка «Крошечка - Хаврошечка»

Программные задачи:

1.Познакомить детей с русской народной сказкой «Крошечка - Хаврошечка».

2.Учить детей умению внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, выражать свои мысли при ответах.

3.Формировать представления детей о трудолюбивом человеке.

4.Развивать творчество, воображение, координацию движений, умение слушать музыку, способность усвоения образного языка сказки.

5.Воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Материал: текст русской народной сказки «Крошечка - Хаврошечка», презентация к сказке, музыкальное сопровождение, платочки для физминутки, платочек для игры с Хаврошечкой, сундучок и мягкая игрушка корова, колокольчик, фитосвеча, яблоки для сюрпризного момента, русский народный костюм, кокошник для ведущей.

Ход ООД

Вхождение в сказку

- Ребята сегодня у нас будет необычное занятие. Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка (мягкая игрушка).

- Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла?

- Для этого вам нужно прикоснуться к ней, позвонить в колокольчик, который находится у нее на шее, и тогда мы перенесемся с вами в сказку. Готовы?

Дети звонят в колокольчик и садятся на стульчики.

Звучит музыка. Педагог включает фитосвечу с запахом трав.

- Закройте глаза и ждите моего прикосновения. До кого я дотронулась, тот сразу же окажется в сказке, которая называется «Крошечка - Хаврошечка».

Сказка в двери к нам стучится

Скажем сказке заходи,

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди.

Русская народная сказка «Крошечка – Хаврошечка»

Есть на свете люди хорошие, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким- то и попала Крошечка - Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.

Были у хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазкой, средняя – Двуглазкой, а меньшая – Триглазкой. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка - Хаврошечка на них работала: их обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка – Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.

Коровушка говорила Хаврошечке:

-Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.

Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.

Разозлилась хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает.

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да и забыла матушкино приказание и уснула.

Спит Одноглазка, а Хаврошечка приговаривает:

-Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка и не дозналась.

Послала она вторую дочь Двуглазку. Она пошла с Хаврошечкой забыла матушкино приказанье. На солнышке распеклась, на травушке разлеглась и заснула. Коровушка наткала, побелила, в трубы скатала. А Двуглазка все спала.

Старуха рассердилась и послала третью дочь, а сироте еще больше работы задала. Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.

Хаврошечка поет:

-Спи, глазок, спи, другой! А о третьем глазке и забыла.

Два глаза у Триглазки заснули, а третий глаз глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка вернулась домой и матери все рассказала.

Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:

-Режь рябую корову!

Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:

-Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:

-А, ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай. Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала.

И выросла яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.

Много ли времени прошло, мало ли – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду.

На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал просить девушек:

-Девицы - красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. Сестры хотели и сбить –листья глаза засыпают, хотели сорвать - сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать. Лиха не знать.

Упражнение «Печаль Крошечки-Хаврошечки»

- Ребята, тяжело жилось Крошечке - Хаврошечке?

- Какие чувства она испытывала? (печаль, горе, досаду, обиду и т.д.) Попробуйте изобразить как плакала Крошечка - Хаврошечка? (закрывала лицо руками, вытирала слезы и т.д.)

- А как можно пожалеть Крошечку - Хаврошечку? Что можно ей сказать или сделать?

- Давайте мы с вами пожалеем Крошечку - Хаврошечку и скажем ей ласковые добрые слова.  Кто хочет быть Крошечкой - Хаврошечкой?

Один ребенок по желанию становится «Крошечкой - Хаврошечкой». остальные дети

- Чье прикосновение было самым приятным?

- Какие слова тебе больше всего понравились?

Упражнение «Танец луговых цветов»

- Много на полянке было разных цветов, пахло травами. Давайте исполним танец цветов на лужке. Для этого вы можете взять платочки.

Наши цветы двигаются под музыку плавно, мягко, красиво. А теперь тихо сядем на стульчики и побеседуем.

- Как называется русская народная сказка, которую я вам прочитала?

- С каких слов начинается сказка?

- Кто и как помогал Крошечке - Хаврошечке?

- Кто и как следил за девушкой?

- Какими словами закончилась сказка?

- Как можно сказать о человеке, который любит трудиться?

Молодцы, ребята. Как хорошо вы слушали сказку, запомнили ее. Сказки нас учат отличать добро от зла.

И сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай слово». Отгадывать будем не обычные слова, а добрые. У меня есть подсказки – начало слов.

(ВЕ– вежливые, верные; ЛА – ласковые; НЕ – нежные; ДО- добрые, дорогие; МИ – милые; ЛЮ – любимые; ХО – хорошие).

Педагог читает начало слова, а дети отгадывают его.

- Закончилась сказка, зазвенел колокольчик, и волшебная сказка перенесла нас обратно в детский сад. Посмотрите вокруг, видите: на память о сегодняшнем занятии Крошечка - Хаврошечка прислала вам угощения - яблочки со своей волшебной яблоньки.

- Все в сказке закончилось хорошо.

-А кто из героев сказки вам понравился? Почему?

-Кто не понравился? Почему?

Итог занятия.

Итак, ребята! Сегодня мы познакомились с русской народной сказкой «Крошечка – Хаврошечка». И мы теперь знаем, что доброго, трудолюбивого человека обязательно ждет счастье! Спасибо всем. Наше занятие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...

Занятие по чтению художественной литературы "Чтение потешки "Кисонька-Мурысонька"

Программные задачи:Образовательные:1.   Помочь детям понять содержание  потешки,    вызвать    желание послушать потешку еще раз.2.   Учить расск...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе р. н. с. "Хаврошечка"

-Пробуждать фантазию и образное мышление детей с помощью путешествия по сказке «Хаврошечка».-Упражнять детей в умении с помощью этюдов изображать состояния человека в разных жизненных ситу...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе. Сказка «Хаврошечка».

    Цель занятия: Знакомство с русской народной сказкой «Хаврошечка»; развитие умения выражать свое отношение к героям произведения....