Чтение художественной литературы "Хаврошечка"
материал (подготовительная группа)

Коптелова Нина Николаевна

занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_havroshechka.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Крошечка Хаврошечка»

Цель: Развитие связной речи детей.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;

- учить детей строить полные , выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного;

- продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов);

-учить называть признаки предмета, обогащать речь качественными прилагательными;

- учить различать звуки по их качественной характеристике (согл., гл.; согл. тв., солг. мягк.);

- продолжить работу по звуковому анализу слова (выделение звука в начале слова)

Развивающие:

     - развивать речь, мышление;

     - формировать умение внимательно  и заинтересованно слушать сказки;

     - совершенствовать диалоговую речь;

Воспитывающие:

    - воспитывать любовь к устному народному творчеству;

    - воспитывать доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную              

      минуту;

         Материал: Текст русской народной сказки «Хаврошечка», мяч, картинка с изображением коровы, платочки для росписи, цветные карандаши (фломастеры).

       Расширить и активизировать словарный запас: Сирота, Одноглазка, Двухглазка, Трехглазка, рябая корова, журить, пять пудов, распеклась, листвицы шумят золотые, затрогал девушек, барин,; в добре поживать, лиха не знать.

        Ход:

I Вводная часть

            (дети садятся на стульчики)

В: Дети я для вас приготовила загадку. Слушайте ее внимательно:

Гуляет летом по полям

И молоко дает всем вам,

Громко «му» кричит хозяйке

Сена мне побольше дайте.

Д: корова!

В: Ребята, а почему вы решили, что это корова?

Д: (ответы по загадке)

В: А что вы еще можете рассказать о корове?

Д: Корова – это крупное домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу : молоко, мясо. У коровы рождается теленок. Она мычит и бодается.

В: Назовите 1й звук в слове «корова» (Игра «Два дома»)

Какой это звук?(согл. тв.). Назовите слово, где твердый согласный звук [к], превратился в мягкий [к’].

Д: (ответы детей, н-р, киска, кегля, …)

В: А каком крупном домашнем животном мы сегодня говорили?

Д: корова.

II Основная часть

В:Я вам сегодня прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка», одним из героев тоже является корова. Слушайте внимательно.

  - Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Словарная работа:

пуд- старинная русская мера веса, равна 16,35 кг

прясть- скручивание (волокна0 делать нить

ткать – изготавливать (ткань из материала) из нити

рябая корова – пестрая с пятнами другого цвета

заморили- замучили

распеклась на солнышке – пригрелась

лихо- зло

наливное (яблоко) – сочное, созревшее

-   Физминутка

Мы устали, засиделись

Нам размятся захотелось.

(одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

(повороты корпусом)

Приседанья начинаем

Ноги до конца сгибаем.

Верх и вниз, вверх и вниз,

Приседать на торопись.

(приседания)

И в последний раз присели

А теперь на место сели.

(дети садятся на места)

В: Ребята, понравилась вам сказка? Кто является главным героем сказки?

Д: Хаврошечка

В: Скажите, кто помогал ей в трудной жизни,  в работе?

Д: Хаврошечке помогала корова.

В: Как она ей помогала?

Д: В одно ушко влезет Хаврошечка, а в другое вылезет- все и готово.

В: Легко ли жилось Хаврошечке в этой семье?

Д: нет, Хаврошечка ткала, пряла, работала, слова доброго никогда не слыхала, обижали ее, а жалеть никто не жалел.

В: «Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят».

В: Как мачеха узнала о том, что Хаврошечке помогает коровушка?

Д: Ей сказала об этом Трехглазка. Мачеха посылала дочерей на луг подсматривать за Хаврошечкой.

В: Какую песню пела Хаврошечка дочерям на лугу для того чтобы они скорее заснули?

Д: Спи глазок, спи другой.

В: Чем закончилась сказка?

Д: Хаврошечка угостила яблочком барина.

В: Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать»

Д: Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.

Упражнение «Скажи какая?»

Мачеха какая?

Д: злая, недобрая, сварливая, грубая, жестокая, некрасивая, крикливая

В: Хаврошечка какая?

Д: добрая, ласковая, трудолюбивая, терпеливая, красивая, милосердная, воспитанная

     -Творческая работа (работа проводится за столом)

В: Посмотрите на столах у вас лежат платочки – один для Хаврошечки, другой для мачехи. Раскрасьте платочки: «Какой вы бы подарили мачехе, какой вы бы подарили Хаврошечке». Почему?( выполненные работы  вывешиваются на доске)

Д: ответы детей

В: Ребята подойдите ко мне. (дети встают в круг на ковре)

Собрались ребята в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся

В: А сейчас мы с вами поиграем в игру  «Говори наоборот». Я буду бросать мяч, тот кто поймает  мяч, должен ответить слово наоборот.

Злой-добрый

Маленький-большой

Грустный - веселый

Черное-белое

Кислое-сладкое

Длинный –короткий

Высокий-низкий

Холодный-горячий

Тусклый-светлый

Голодный-сытый

Мокрый- сухой

Интересный- скучный

Громко-тихо.

 III Заключительная часть

В: С какой русской народной сказкой мы с вами познакомились сегодня?

Д: Хаврошечка

В:  С каких слов начинается сказка?

Д: Есть на свете люди хорошие, а есть и похуже..

В: Кто и как помогал Хаврошечке?

Д: Хаврошечке помогала коровушка.

В: Кто и как следил за девушкой?

Д: За девушкой следили: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.

В: Какими словами закончилась сказка?

Д: И стала она в добре поживать, лиха не знать.