Чтение художественной литературы "Хаврошечка"
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Крошечка Хаврошечка»
Цель: Развитие связной речи детей.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;
- учить детей строить полные , выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного;
- продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов);
-учить называть признаки предмета, обогащать речь качественными прилагательными;
- учить различать звуки по их качественной характеристике (согл., гл.; согл. тв., солг. мягк.);
- продолжить работу по звуковому анализу слова (выделение звука в начале слова)
Развивающие:
- развивать речь, мышление;
- формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки;
- совершенствовать диалоговую речь;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к устному народному творчеству;
- воспитывать доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную
минуту;
Материал: Текст русской народной сказки «Хаврошечка», мяч, картинка с изображением коровы, платочки для росписи, цветные карандаши (фломастеры).
Расширить и активизировать словарный запас: Сирота, Одноглазка, Двухглазка, Трехглазка, рябая корова, журить, пять пудов, распеклась, листвицы шумят золотые, затрогал девушек, барин,; в добре поживать, лиха не знать.
Ход:
I Вводная часть
(дети садятся на стульчики)
В: Дети я для вас приготовила загадку. Слушайте ее внимательно:
Гуляет летом по полям
И молоко дает всем вам,
Громко «му» кричит хозяйке
Сена мне побольше дайте.
Д: корова!
В: Ребята, а почему вы решили, что это корова?
Д: (ответы по загадке)
В: А что вы еще можете рассказать о корове?
Д: Корова – это крупное домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу : молоко, мясо. У коровы рождается теленок. Она мычит и бодается.
В: Назовите 1й звук в слове «корова» (Игра «Два дома»)
Какой это звук?(согл. тв.). Назовите слово, где твердый согласный звук [к], превратился в мягкий [к’].
Д: (ответы детей, н-р, киска, кегля, …)
В: А каком крупном домашнем животном мы сегодня говорили?
Д: корова.
II Основная часть
В:Я вам сегодня прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка», одним из героев тоже является корова. Слушайте внимательно.
- Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».
Словарная работа:
пуд- старинная русская мера веса, равна 16,35 кг
прясть- скручивание (волокна0 делать нить
ткать – изготавливать (ткань из материала) из нити
рябая корова – пестрая с пятнами другого цвета
заморили- замучили
распеклась на солнышке – пригрелась
лихо- зло
наливное (яблоко) – сочное, созревшее
- Физминутка
Мы устали, засиделись
Нам размятся захотелось.
(одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
(повороты корпусом)
Приседанья начинаем
Ноги до конца сгибаем.
Верх и вниз, вверх и вниз,
Приседать на торопись.
(приседания)
И в последний раз присели
А теперь на место сели.
(дети садятся на места)
В: Ребята, понравилась вам сказка? Кто является главным героем сказки?
Д: Хаврошечка
В: Скажите, кто помогал ей в трудной жизни, в работе?
Д: Хаврошечке помогала корова.
В: Как она ей помогала?
Д: В одно ушко влезет Хаврошечка, а в другое вылезет- все и готово.
В: Легко ли жилось Хаврошечке в этой семье?
Д: нет, Хаврошечка ткала, пряла, работала, слова доброго никогда не слыхала, обижали ее, а жалеть никто не жалел.
В: «Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят».
В: Как мачеха узнала о том, что Хаврошечке помогает коровушка?
Д: Ей сказала об этом Трехглазка. Мачеха посылала дочерей на луг подсматривать за Хаврошечкой.
В: Какую песню пела Хаврошечка дочерям на лугу для того чтобы они скорее заснули?
Д: Спи глазок, спи другой.
В: Чем закончилась сказка?
Д: Хаврошечка угостила яблочком барина.
В: Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать»
Д: Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.
Упражнение «Скажи какая?»
Мачеха какая?
Д: злая, недобрая, сварливая, грубая, жестокая, некрасивая, крикливая
В: Хаврошечка какая?
Д: добрая, ласковая, трудолюбивая, терпеливая, красивая, милосердная, воспитанная
-Творческая работа (работа проводится за столом)
В: Посмотрите на столах у вас лежат платочки – один для Хаврошечки, другой для мачехи. Раскрасьте платочки: «Какой вы бы подарили мачехе, какой вы бы подарили Хаврошечке». Почему?( выполненные работы вывешиваются на доске)
Д: ответы детей
В: Ребята подойдите ко мне. (дети встают в круг на ковре)
Собрались ребята в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся
В: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Говори наоборот». Я буду бросать мяч, тот кто поймает мяч, должен ответить слово наоборот.
Злой-добрый
Маленький-большой
Грустный - веселый
Черное-белое
Кислое-сладкое
Длинный –короткий
Высокий-низкий
Холодный-горячий
Тусклый-светлый
Голодный-сытый
Мокрый- сухой
Интересный- скучный
Громко-тихо.
III Заключительная часть
В: С какой русской народной сказкой мы с вами познакомились сегодня?
Д: Хаврошечка
В: С каких слов начинается сказка?
Д: Есть на свете люди хорошие, а есть и похуже..
В: Кто и как помогал Хаврошечке?
Д: Хаврошечке помогала коровушка.
В: Кто и как следил за девушкой?
Д: За девушкой следили: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.
В: Какими словами закончилась сказка?
Д: И стала она в добре поживать, лиха не знать.