Выступление на районном семинаре по подведению итогов работы по повышению финансовой грамотности дошкольников
проект

Представление опыта работы ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gr.vystuplenie_pedagogov.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

Выступление на РМО  

на тему: «Работа педагогического коллектива ДОУ

по повышению финансовой грамотности дошкольников»

                                            Воспитатель: Мартыновская С.Г.

                       

                       

 

г. Гагарин

2020 г.

Экономическое воспитание дошкольников - это новое направление в дошкольной педагогике, полностью не исследованное. Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 4-7 лет дети могут иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний можно начинать уже в детском саду, так как дошкольное детство –это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Ребёнок -дошкольник не освоит эту область экономических знаний самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, приобретая доступные ему знания, поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами дошкольных учреждений задачу- формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Начиная,  работу по ознакомлению детей с финансовой грамотностью, мы выделили  четыре направления или блока, как было сказано выше.  

1 блок «Потребности и возможности»- способствует формированию первоначальных представлений о потребностях:

- знакомит детей с многообразием потребностей человека

- формирует представления об ограниченности возможностей

- учит определять разницу между «хочу» и «надо»

В результате, ребёнок учится определять основные потребности человека; различать материальные и нематериальные потребности; выбирать необходимые для жизни предметы; соотносить собственные желания и возможности.

С целью выявления знаний у детей о потребностях, труде, товаре, деньгах, семейном бюджете, проводили диагностику. Применение диагностики помогло объективно оценить уровень экономической культуры наших воспитанников.

Познакомили  родителей с задачами финансовой грамотности, подготовили ряд консультаций : «Зачем ребёнку нужна финансовая грамотность»,  «13 советов управления деньгами»,  «Рекомендации по выдаче карманных денег»,  «Роль семьи в формировании финансовой грамотности у детей».

 Работая над темой  «Потребности и возможности», мы ставили цель -  познакомить детей с жизненно важными потребностями , с тем без чего человек не может жить, это: пища, вода, солнце, воздух, жильё, одежда. Важно было донести до детей  ,   что такое -  возможность, это то, что человек может получить , сделать, добиться сам. Для закрепления первичных представлений о потребностях человека использовали д /игры: «Что продаётся, а что нет?», «Мы идём в поход»,  «Какие вещи нужны людям в определённом возрасте» (слайд)

 Были проведены ряд занятий и бесед на темы: «Без чего человек не может жить», «Есть вещи очень необходимые»,  «Какие потребности есть у тебя», «Почему человек нуждается в близких людях и друзьях»,  «Зачем человеку деньги?», «Всё ли можно купить за деньги?»

Детям были показаны мультфильмы  «Цветик - семицветик»,  «Заюшкина избушка»,  «Сказка о рыбаке и рыбке» (слайд),после просмотра, с детьми обсуждались проблемные ситуации - нужно знать меру в желаниях, какая потребность была самой необходимой.

 2 блок  «Труд и профессии»-способствует формированию первоначальных представлений о труде:

- расширяет представления детей о труде взрослых

- знакомит детей с многообразием профессий человека

- способствует воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей.

В результате, ребёнок может определять продукт труда, понимать значимость труда для человека.

Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир профессий, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театрализованной (инсценировках сказок) и др.

 В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра как деятельность и форма организации образовательного процесса   может стимулировать включение всех видов детского мышления .  

Для закрепления первичных представлений о потребностях человека и раз-нообразии профессий мы использовали дидактические игры «Шкатулка с желаниями», «Мы идем в поход», «Что продается, а что – нет» и др.

Труд – это деятельность человека, которая направлена на удовлетворение потребностей. При составлении плана  и проведении  занятий  «Все профессии нужны, все профессии важны»; беседы «Кем работают ваши родители?»,  «Как вы помогаете своим родителям?» большое внимание мы уделяли знакомству с профессиями  наших родителей.  

 Мы  приглашали родителей в группу .Они рассказали детям где и кем работают, и   почему выбрали данную профессию. Так дети более подробно узнали о профессии полицейского, бухгалтера, повара. (слайд)

Такие встречи помогают  формировать у детей навыки экономически грамотного поведения, бережного отношения к результатам труда других людей.

Были проведены экскурсии на рабочие места родителей: сберегательный банк, библиотеку. (слайд)

Дети могли не просто понаблюдать за работой сотрудников банка, но сами поучаствовать, побывать в роли  клиентов, провести операцию по оплате в банкомате.

Большой интерес вызвал у детей просмотр презентаций, мультфильмов и образовательных короткометражных фильмов  о профессиях.

3 Блок «Деньги»- способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления:

- знакомит детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта»

- учит находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства

- помогает детям осознать детям необходимости труда для получения денег

- способствует развитию умения детей пользоваться деньгами

- формирует разумное отношение к расходованию денег.

В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;

- сравнивать цены на товар, объяснять разницу

- учится пользоваться и разумно расходовать деньги.

- закрепляются представления о том, как выглядят современные деньги (монеты,

купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.

Ребенок узнает, что в каждой стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др.  Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство).

 Закрепляются  представления о деньгах как универсальном средстве обмена, платежа и накопления посредством различных видов деятельности – подвижно-игровой, художественно-изобразительной, коммуникативно-речевой.

 Изучение блока «Деньги» базируется на первичных знаниях, полученных при освоении блока «Потребности и труд» и закрепляет осознание того, что любой товар, создается производителем, реализуется магазинами различной направленности и приобретается рядовыми гражданами для удовлетворения потребностей, за деньги. Также закрепляется понимание сущности банков и взаимодействия с ними людей.

Освоение материалов блока «Деньги» способствует подготовке детей дошкольного возраста к восприятию раздела «Семейный бюджет» и содействует грамотному восприятию значимости роли денег в процессе планирования доходов и расходов семьи.  

Развитие интереса к миру денег осуществляется с помощью эмоционально-насыщенного и содержательного общения взрослого с ребенком, введения сю-жетно-ролевых игр и театрализованных представлений. Моделирование реальных ситуаций посредством данных форм обучения способствует формированию необходимых навыков поведения в жизни.

Для закрепления первоначальных экономических представлений используются дидактические упражнения, способствующие формированию целостного восприятия детьми старшего дошкольного возраста мира экономики и финансов. Творческие задания используются для активизации самостоятельного осмысления детьми экономических категорий и художественно-эстетического развития.

 Знакомство с профессиями сотрудников банков и магазинов позволяет развивать коммуникативные навыки взаимодействия с представителями учреждений и организаций.

 4.  «Семейный бюджет. Доходы и расходы» - способствует формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике: закрепить первоначальное представление о семейном бюджете и зна-чимости финансовой грамотности в семейной экономике посредством различ-ных видов деятельности – игровой, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, двигательной, коммуникативной.

- знакомит детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов) и динамикой

- учит ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи

- формирует первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи

- формирует представление о расходах семьи и способов их удовлетворения.

В результате, ребёнок сможет объяснять структуру семейного бюджета:

- сможет размышлять о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии

- понимает потребности и возможности семьи

- учится экономить и сберегать средства семейного бюджета.

Понимание значения экономических категорий: «семейный бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода: зарплата, трудовая пенсия, стипендия, выигрыш», «семейные сбережения», «экономика семьи», «планирование».

Во время творческих занятий дети могли изготавливать поделки, затем их покупали «купцы», которые отвозили на  «ярмарку» , и наконец , дети тратили «деньги»в импровизированном магазине. Такие занятия помогают детям качественно выполнять свою работу, но надо помнить , что в результате одного занятия дети не сразу приобретут стойкое желание стремиться к качеству. Спустя некоторое время  занятие следует повторить.

Иногда есть смысл показать детям, как непросто зарабатывать деньги, как много нужно приложить труда. В своей работе мы стараемся показать главную идею финансовой грамотности - связь денег с трудом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении на тему: «Анализ работы и подведение итогов работы РМО в 2018 – 2019 учебном году»

Выступление на районном методическом объединении на тему: «Анализ работы и подведение итогов работы РМО в 2018 – 2019 учебном году»...

Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников.

Программа включает в себя четыре основных раздела: 1 блок «Труд и профессии» , 2 блок  «Деньги»,  3 блок «Потребности и возможности»,...

Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников

Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников...

Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников

Программа  дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Программа нацелена на первоначальное экономиче...

Сообщение из опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников»

Сообщение из опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников»...

Перспективный план работы по формированию финансовой грамотности дошкольников

Цель: Сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- сформировать первичные экономические понятия;- сформировать умение детей правильному отношению...

Статья «Опыт работы „Формирование основ финансовой грамотности дошкольников“

Статья «Опыт работы „Формирование основ финансовой грамотности дошкольников“      Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не бе...