Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_programma_mbdou.docx | 36.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снежинка», г. Гагарин
Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников
Разработчики:
заместитель заведующего
Перезашкевич Н. А.
воспитатели:
Штанникова Е. В.
Игнатенкова М. С.
Мартыновская С. Г.
I. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
- современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Данная Программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий занимательной и игровой форме.
Программа разработана в соответствии с:
– Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
– «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. № 26);
– «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.
Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Фе-деральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО):
– полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
– приобщение детей к социокультурным нормам;
– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
– возрастная адекватность дошкольного образования;
– учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Актуальность программы
Сегодня остро стоит вопрос о защите ребенка от негативных влияний общества. И это возможно путем создания психологически комфортной для дошкольника обстановки. Ребенок должен почувствовать свою необходимость другим людям, получить возможность сохранения чувства собственного достоинства через развитие своих способностей и умений.
Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по программе экономического воспитания. Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Вид программы: программа дополнительного образования
Новизна программы состоит в том, что обучение детей носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи со всеми образовательными областями ФГОС требований: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.
Экономическое образование дошкольников предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально – психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.
В формировании основ экономической культуры большое внимание в данной программе уделено нравственному аспекту воспитания, соответствующему принципу Н.А. Бердяева: «Экономика для человека, а не человек для экономики».
Цель программы: заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, осознание им того, каков «я» в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.
Задачи программы
- дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
- способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- положить начало формированию финансово-экономического мышления;
- способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;
- сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
- содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
Срок реализации программы – 1 год, по 4 занятия в месяц.
Программа включает в себя четыре основных раздела:
1 блок «Труд и профессии» - способствует формированию первоначальных представлений о потребностях:
- знакомит детей с многообразием потребностей человека
- формирует представления об ограниченности возможностей
- учит определять разницу между «хочу» и «надо»
В результате, ребёнок учится определять основные потребности человека; различать материальные и нематериальные потребности; выбирать необходимые для жизни предметы; соотносить собственные желания и возможности.
2 блок «Деньги» - способствует формированию первоначальных представлений о труде:
- расширяет представления детей о труде взрослых
- знакомит детей с многообразием профессий человека
- способствует воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей.
В результате, ребёнок может определять продукт труда, понимать значимость труда для человека.
Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир профессий, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театрализованной (инсценировках сказок) и др.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра как деятельность и форма организации образовательного процесса может стимулировать включение всех видов детского мышления .
3 Блок «Потребности и возможности» - способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления:
- знакомит детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта»
- учит находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства
- помогает детям осознать детям необходимости труда для получения денег
- способствует развитию умения детей пользоваться деньгами
- формирует разумное отношение к расходованию денег.
В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
- сравнивать цены на товар, объяснять разницу
- учится пользоваться и разумно расходовать деньги.
- закрепляются представления о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.
Ребенок узнает, что в каждой стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство).
Закрепляются представления о деньгах как универсальном средстве обмена, платежа и накопления посредством различных видов деятельности – подвижно-игровой, художественно-изобразительной, коммуникативно-речевой.
Изучение блока «Деньги» базируется на первичных знаниях, полученных при освоении блока «Потребности и труд» и закрепляет осознание того, что любой товар, создается производителем, реализуется магазинами различной направленности и приобретается рядовыми гражданами для удовлетворения потребностей, за деньги. Также закрепляется понимание сущности банков и взаимодействия с ними людей.
Освоение материалов блока «Деньги» способствует подготовке детей дошкольного возраста к восприятию раздела «Семейный бюджет» и содействует грамотному восприятию значимости роли денег в процессе планирования доходов и расходов семьи.
Развитие интереса к миру денег осуществляется с помощью эмоционально-насыщенного и содержательного общения взрослого с ребенком, введения сю-жетно-ролевых игр и театрализованных представлений. Моделирование реальных ситуаций посредством данных форм обучения способствует формированию необходимых навыков поведения в жизни.
Знакомство с профессиями сотрудников банков и магазинов позволяет развивать коммуникативные навыки взаимодействия с представителями учреждений и организаций.
4. «Семейный бюджет. Доходы и расходы» - способствует формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике: закрепить первоначальное представление о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике посредством различных видов деятельности – игровой, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, двигательной, коммуникативной.
- знакомит детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов) и динамикой
- учит ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи
- формирует первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи
- формирует представление о расходах семьи и способов их удовлетворения.
В результате, ребёнок сможет объяснять структуру семейного бюджета:
- сможет размышлять о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии
- понимает потребности и возможности семьи
- учится экономить и сберегать средства семейного бюджета.
Понимание значения экономических категорий: «семейный бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода: зарплата, трудовая пенсия, стипендия, выигрыш», «семейные сбережения», «экономика семьи», «планирование».
Учебно - тематический план
Месяц | Название блока | Темы занятий | Кол -во часов |
Сентябрь | Труд и профессии | 1.Все профессии важны, все профессии нужны 2.«Профессии моих родителей» 3.«Вместе смело взялись за дело»(все вместе мы делаем общее дело) 4.«Юные помощники. Как я помогаю своим родителям?»(не всякий труд оплачивается) | 4 |
Октябрь | 5.«Кому что нужно»(подбор предметов труда людям разных профессий) 6.Экскурсия на рабочее место одного из родителей воспитанников. 7. «Кого можно назвать хорошим хозяином» (бережливого, экономного, хозяйственного) | 3 | |
Ноябрь | Деньги | 1.Бартер 2.Как появились деньги 3.Валюта 4.Что такое банк | 4 5
2 |
Декабрь | 5.Безналичный расчет 6.Товар и виды товаров 7.Дешевле – дороже 8.Спрос и предложение 9.Реклама | ||
Январь | 1. «Без чего человек не может жить» (что необходимо людям для жизни и почему) 2.Какие вещи нужны людям в определённом возрасте» (потребности зависят от возраста человека) | ||
Февраль | Потребности и возможности | 3. «Есть вещи очень необходимые»(без чего человек не может жить, а с чем может повременить) 4. «Зачем человеку деньги?»(знакомство с деньгами) 5. «Какие потребности есть у тебя»(в чём ты нуждаешься) 6. «Почему человек нуждается в близких людях и друзьях»(не всё можно купить за деньги) | 4 |
Март | 7. Портрет моего друга 8.Экскурсия в сбербанк(знакомство с операциями работников банка | 2 | |
Март | Доходы и расходы. Бюджет семьи | 1. «Что такое семья?» (презентация). Выставка совместных детско-родительских работ «Герб семьи». 2. «Семейный бюджет и дети». | 2 |
Апрель | 3. «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет». 4. «Семейный бюджет и расходы семьи». 5. «Экономия тепла, света, воды». 6. «Как делать покупки с умом». | 4 | |
Май | 7. «Бережливый и экономный». 8. « Где деньги растут» 9. «Быть богатым это хорошо или плохо» 10. Подведение итогов работы | 4 |
Работа с родителями
Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.
Цель: повышение экономической образованности родителей.
Задачи работы с родителями:
- повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- вооружение родителей основами экономических знаний через консультации, семинары, рекомендации.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный мир стремительно меняется, становится менее прогнозируемым,
и качественное образование, которое ценилось в предыдущих поколениях, не
гарантирует стабильность в течение всей жизни. Высокий темп изменений,
накопление большого объема информации побуждают людей к постоянному
обучению и развитию. В число востребованных и актуальных компетенций,
которые необходимо формировать уже в начале жизненного пути, входят
коммуникативность, социально-эмоциональный интеллект, системное и креативное мышление, научная, технологическая, математическая, финансовая, цифровая и ИКТ-грамотность. Таким образом, освоение финансовой грамотности в дошкольном детстве – это объективная реальность нашего времени.
Литература:
1. Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина.М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
2. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / авт.-сост. А. А.
Смоленцева. – СПб., 2001.
3. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории / авт.-сост.
М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.
4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для малышей,
или как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
6. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.
7. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А.Д.Шатова. – М.: Ювента, 2003.
8. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз,
2002.
9. Развитие речи детей / авт.-сост. Н. В. Новотворцева. – Ярославль, 1995.
10. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью
сказок. – М.: АРКТИ, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Основы финансовой грамотности дошкольников»
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5&mdash...
Выступление на районном семинаре по подведению итогов работы по повышению финансовой грамотности дошкольников
Представление опыта работы ДОУ...
Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников.
Программа включает в себя четыре основных раздела: 1 блок «Труд и профессии» , 2 блок «Деньги», 3 блок «Потребности и возможности»,...
Специфика разработки и реализации образовательных программ дополнительного образования по основам финансовой грамотности в ДОО ХМАО-Югры
Методическое пособие «АЛМА», как средство реализации программы по кружковой работе «Экономика для малышей»...
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Цель программы — содействовать формированию первичных социальных компетенций старших дошкольников в сфере личных и семейных финансов. Содержание Программы направлено социально-педагогическое раз...
Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников
Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Программа нацелена на первоначальное экономиче...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию читательской грамотности у детей 4-5лет «Книги-корабли мысли»
Рабочая программа «Книги - корабли мысли» - это система коллективных игр и занятий, способная увеличить эффективность основной программы, раз...