Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_programma_mbdou.docx36.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка», г. Гагарин

 

 

 

Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников

 

Разработчики:

заместитель заведующего

Перезашкевич Н. А.

воспитатели:

Штанникова Е. В.

Игнатенкова М. С.

Мартыновская С. Г.

I. Пояснительная записка

  Программа  дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

  • современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Данная Программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий занимательной и игровой форме.

Программа разработана в соответствии с:

– Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

– «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. № 26);

– «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.

Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Фе-деральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО):

– полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

– сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;

– приобщение детей к социокультурным нормам;

– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

– возрастная адекватность дошкольного образования;

– учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Актуальность программы

Сегодня остро стоит вопрос о защите ребенка от негативных влияний общества. И это возможно путем создания психологически комфортной для дошкольника обстановки. Ребенок должен почувствовать свою необходимость другим людям, получить возможность сохранения чувства собственного достоинства через развитие своих способностей и умений.

Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по программе экономического воспитания. Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Вид программы: программа дополнительного образования

Новизна программы состоит в том, что обучение детей носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи со всеми образовательными областями ФГОС требований: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.

Экономическое образование дошкольников предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально – психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.

В формировании основ экономической культуры большое внимание в данной программе уделено нравственному аспекту воспитания, соответствующему принципу Н.А. Бердяева: «Экономика для человека, а не человек для экономики».

Цель программы: заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, осознание им того, каков «я» в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.

Задачи программы

- дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

- способствовать        формированию        разумных        экономических        потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;

-   стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

-  положить начало формированию финансово-экономического мышления;

- способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;

- сформировать        умение        рационально        организовывать        свою        трудовую  деятельность;

- содействовать формированию        позитивной         социализации и личностному развитию дошкольника.

Срок реализации программы – 1 год, по 4 занятия в месяц.

  Программа включает в себя четыре основных раздела:

 1 блок «Труд и профессии» - способствует формированию первоначальных представлений о потребностях:

- знакомит детей с многообразием потребностей человека

- формирует представления об ограниченности возможностей

- учит определять разницу между «хочу» и «надо»

В результате, ребёнок учится определять основные потребности человека; различать материальные и нематериальные потребности; выбирать необходимые для жизни предметы; соотносить собственные желания и возможности.

 2 блок  «Деньги» - способствует формированию первоначальных представлений о труде:

- расширяет представления детей о труде взрослых

- знакомит детей с многообразием профессий человека

- способствует воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей.

В результате, ребёнок может определять продукт труда, понимать значимость труда для человека.

Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир профессий, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театрализованной (инсценировках сказок) и др.

 В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра как деятельность и форма организации образовательного процесса   может стимулировать включение всех видов детского мышления .  

3 Блок «Потребности и возможности» - способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления:

- знакомит детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта»

- учит находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства

- помогает детям осознать детям необходимости труда для получения денег

- способствует развитию умения детей пользоваться деньгами

- формирует разумное отношение к расходованию денег.

В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;

- сравнивать цены на товар, объяснять разницу

- учится пользоваться и разумно расходовать деньги.

- закрепляются представления о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.

Ребенок узнает, что в каждой стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др.  Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство).

 Закрепляются  представления о деньгах как универсальном средстве обмена, платежа и накопления посредством различных видов деятельности – подвижно-игровой, художественно-изобразительной, коммуникативно-речевой.

 Изучение блока «Деньги» базируется на первичных знаниях, полученных при освоении блока «Потребности и труд» и закрепляет осознание того, что любой товар, создается производителем, реализуется магазинами различной направленности и приобретается рядовыми гражданами для удовлетворения потребностей, за деньги. Также закрепляется понимание сущности банков и взаимодействия с ними людей.

Освоение материалов блока «Деньги» способствует подготовке детей дошкольного возраста к восприятию раздела «Семейный бюджет» и содействует грамотному восприятию значимости роли денег в процессе планирования доходов и расходов семьи.  

Развитие интереса к миру денег осуществляется с помощью эмоционально-насыщенного и содержательного общения взрослого с ребенком, введения сю-жетно-ролевых игр и театрализованных представлений. Моделирование реальных ситуаций посредством данных форм обучения способствует формированию необходимых навыков поведения в жизни.

 Знакомство с профессиями сотрудников банков и магазинов позволяет развивать коммуникативные навыки взаимодействия с представителями учреждений и организаций.

 4.  «Семейный бюджет. Доходы и расходы» - способствует формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике: закрепить первоначальное представление о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике посредством различных видов деятельности – игровой, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, двигательной, коммуникативной.

- знакомит детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов) и динамикой

- учит ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи

- формирует первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи

- формирует представление о расходах семьи и способов их удовлетворения.

В результате, ребёнок сможет объяснять структуру семейного бюджета:

- сможет размышлять о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии

- понимает потребности и возможности семьи

- учится экономить и сберегать средства семейного бюджета.

Понимание значения экономических категорий: «семейный бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода: зарплата, трудовая пенсия, стипендия, выигрыш», «семейные сбережения», «экономика семьи», «планирование».

Учебно - тематический план

   

Месяц

Название блока

Темы занятий

Кол -во

часов

Сентябрь

Труд и профессии

1.Все профессии важны, все профессии нужны

2.«Профессии моих родителей»

3.«Вместе смело взялись за дело»(все вместе мы делаем общее дело)

4.«Юные помощники. Как я помогаю  своим родителям?»(не всякий труд оплачивается)

4

Октябрь

5.«Кому что нужно»(подбор предметов труда людям разных профессий)

6.Экскурсия на рабочее место одного из родителей воспитанников.

7. «Кого можно назвать хорошим хозяином» (бережливого, экономного, хозяйственного)  

3

Ноябрь

Деньги

1.Бартер

2.Как появились деньги

3.Валюта

4.Что такое банк

4

5

 

2

Декабрь

5.Безналичный расчет

6.Товар и виды товаров

7.Дешевле – дороже

8.Спрос и предложение

9.Реклама

Январь

1. «Без чего человек не может жить» (что необходимо людям для жизни и почему)

2.Какие вещи нужны людям в определённом возрасте» (потребности зависят от возраста человека)

 Февраль

Потребности и возможности

3. «Есть вещи очень необходимые»(без чего человек не может жить, а с чем может повременить)

4. «Зачем человеку деньги?»(знакомство с деньгами)

5. «Какие потребности есть у тебя»(в чём ты нуждаешься)

6.  «Почему человек нуждается в близких людях и друзьях»(не всё можно купить за деньги)

4

Март

7.  Портрет  моего друга  

8.Экскурсия в сбербанк(знакомство с операциями работников банка

2

Март

Доходы и расходы. Бюджет семьи

1.  «Что такое семья?» (презентация). Выставка совместных детско-родительских работ «Герб семьи».

2.   «Семейный бюджет и дети».

 2

Апрель

3.   «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет».

4.   «Семейный бюджет и расходы семьи».

5. «Экономия тепла, света, воды».

6.  «Как делать покупки с умом».

4

Май

7.  «Бережливый и экономный».

8.   « Где деньги растут»    

9.   «Быть богатым это хорошо или плохо»  

10.   Подведение итогов работы

4

Работа с родителями

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.

Цель: повышение экономической образованности родителей.

Задачи работы с родителями:

- повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

- вооружение родителей основами экономических знаний через консультации, семинары, рекомендации.

Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основана на следующих принципах:

- совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;

- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

- опора на положительный опыт семейного воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Современный мир стремительно меняется, становится менее прогнозируемым,
и качественное образование, которое ценилось в предыдущих поколениях, не
гарантирует стабильность в течение всей жизни. Высокий темп изменений,
накопление большого объема информации побуждают людей к постоянному
обучению и развитию. В число востребованных и актуальных компетенций,
которые необходимо формировать уже в начале жизненного пути, входят
коммуникативность, социально-эмоциональный интеллект, системное и креативное мышление, научная, технологическая, математическая, финансовая, цифровая и ИКТ-грамотность. Таким образом, освоение финансовой грамотности в дошкольном детстве – это объективная реальность нашего времени.

 

Литература: 

1. Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина.М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.

2. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / авт.-сост. А. А.
Смоленцева. – СПб., 2001.

3. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории / авт.-сост.
М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.

4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.

5. Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для малышей,
или как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

6. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.

7. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А.Д.Шатова. – М.: Ювента, 2003.

8. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз,
2002.
9. Развитие речи детей / авт.-сост. Н. В. Новотворцева. – Ярославль, 1995.
10. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью
сказок. – М.: АРКТИ, 2006.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Основы финансовой грамотности дошкольников»

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5&mdash...

Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников.

Программа включает в себя четыре основных раздела: 1 блок «Труд и профессии» , 2 блок  «Деньги»,  3 блок «Потребности и возможности»,...

Специфика разработки и реализации образовательных программ дополнительного образования по основам финансовой грамотности в ДОО ХМАО-Югры

Методическое пособие «АЛМА», как средство реализации программы по кружковой работе «Экономика для малышей»...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель программы — содействовать формированию первичных социальных компетенций старших дошкольников в сфере личных и семейных финансов. Содержание Программы направлено социально-педагогическое раз...

Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников

Программа  дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Программа нацелена на первоначальное экономиче...

Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности старших дошкольников «Малышам об экономике»

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, ...