Сообщение из опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Сообщение из опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.75 КБ |
![]() | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников»
1 слайд
Представляю вам опыт моей работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.
Включение в образовательную деятельность основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
В дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание.
Наш детский сад ознакомлению детей с финансовой грамотности уделяет большое внимание и на протяжении нескольких лет это одна из годовых задач учреждения.
Меня эта тема заинтересовала и вот уже третий год это тема моего самообразования.
Изучив подробно особенности основ экономического воспитания в дошкольном возрасте, я разработала систему работы по данному направлению и успешно ее внедряю в свою работу с детьми.
Чтобы дошкольникам было понятно и интересно я стараюсь подбирать разнообразные приемы, формы работы с детьми, наиболее приемлемые для данного направления. через которые я помогаю создать у малышей правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.
Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка, и только играя, мы это можем сделать.
2 слайд
Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе мои ребята с удовольствием играли в магазин, кафе, воспроизводили действия взрослых, — примеряли на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). При этом я брала на себя ведущую роль, проговаривала все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. В игре использовали условные деньги — разноцветные фантики.
3 слайд
В старшей группе я предложила ребятам новые игры – «Аптека», «Банк». Игру в «Магазин» усложнила: ассортимент продуктов расширился, их уже нужно взвешивать, ввела роль кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Играли в супермаркет, где предлагают не только продукты, но и одежду, игрушки. Для реалистичности игры вместе с детьми изготавливали ценники для товаров, обсуждали сколько какой товар будет стоить.
В ходе игр создавала для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду?
4 слайд
В свободное время дети моей группы любят играть в настольные и дидактические игры. В средней группе это были игры: «Профессии», где ребята узнавали о различных видах труда, «Магазин» - дети узнавали о видах магазинов, и что может продаваться в них. Так же игры «Найди пару», «Что в кошельке?», «Что можно купить за деньги?».
В старшей группе появились новые игры: «Семейный бюджет», где дети учились распределять бюджет, и узнавали на что он тратится, и как экономить. В игре «Товар и услуги» учились определять где товар, а где услуга, ещё такие игры «Подбери монетки», «Идём за покупками», «Размен», «Накопи».
Включала интересные игры «Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и пр., с помощью которых дети устанавливали последовательности действий для изготовления какого-то продукта. В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.
5 слайд
Значительное место отводила сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Народные и авторские сказки представляют как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями.
Так, в игре –драматизации по сказке «Репка», знакомила дошкольников с такими понятиями, как «заработная плата», «пенсия», «стипендия», «бюджет семьи», объясняла из чего он складывается, на оплату каких товаров и услуг уходит бюджет. В сказке «Теремок» ребята научились правилам ведения домашнего хозяйства, бережливости, чувству взаимопонимания и взаимоуважения в семье.
Применяла в работе с детьми авторские сказки «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», ребята узнали, что такое бизнес, почему растут цены, почему денег всегда бывает мало и как их лучше тратить.
6 слайд
Еще одна эффективная форма работы с детьми по формированию основ экономики, конечно, беседа.
С детьми проводила познавательные мини-беседы, где знакомила их с Российскими денежными единицами и денежными единицами разных стран, с понятием «Валюта». С помощью фотографий нашего города, знакомила с предприятиями и профессиями родного края. Ввела понятие экономики в быту, ребята осваивали полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде и обуви, к своим игрушкам). У ребят появился новый друг - сказочный персонаж гном- Эконом, который поселился в нашей группе.
7 слайд
Экономика –замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. В работе с детьми эффективна такая форма организации как интервью. В средней группе я ставила перед детьми чёткие вопросы, например «Что будет, если у нас в городе закроют все магазины одежды?», «Откуда берутся деньги?», «Что будет, если на хлебзаводе вместо хлеба стали производить мороженое?». В ходе обсуждения ребята учились высказывать своё мнение. В старшей группе дети брали роль корреспондента на себя и сами придумывали вопросы «Что случится, если все взрослые перестанут работать?», «Что будет, если у нас в городе не будет транспорта?», «Что будет, если взрослые не будут получать зарплату?». У детей совершенствуется объяснительная и доказательная речь.
Ребята научились правильно воспринимать рекламу, умеют разбираться в ней, научились рекламировать игрушки и разные предметы.
8 слайд
В подвижных играх также заложен большой потенциал для развития основ финансовой грамотности.
Разучили с детьми подвижные игры, например «Мы монетки», «Найди пару», «Кто быстрее?», «Коршун», «Продукты питания», различные игры-соревнования.
Игры с прищепками «Передай монетку» – это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку к монетке и передать товарищу.
9 слайд
Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельностью дошкольников. Она воспитывает в детях такие важные качества, как бережливость, ответственность, хозяйственность. Ребята очень любят помогать взрослым и всегда доводят поручения до конца.
Я постоянно обращаю внимание детей на испорченные вещи –сломанные игрушки, порванные книги, показываю, как можно починить и совместно с ребятами исправляем.
10 слайд
В художественно-эстетической деятельности с ребятами проводила лепку
«Монетки в копилке», осваивали с детьми нетрадиционную технику рисования «Фроттаж», рисовали «Денежное дерево». Совместно с детьми придумывали и рисовали современные деньги.
11 слайд
В ходе экскурсий в банк, магазин, аптеку ребята знакомились с профессиями сотрудников их рабочим местом.
12 слайд
Одним из условий в обучении финансовой грамотности является предметно - пространственная развивающая среда. В нашей группе изготовлен был игровой «Банкомат», атрибуты для игры в «Сбербанк», деньги для игры в «Супермаркет», «Аптека», «Салон красоты», и пр. В свободном доступе для детей атрибуты для игр, дидактические игры, экономические ребусы. Изготовлен был лэпбук «Юный финансист», альбом «История возникновения денег», альбом «Профессии прошлого» и многое другое.
13 слайд
Конечно же, работа по воспитанию финансовой грамотности проходит в тесном контакте с родителями воспитанников. Интересно прошел конкурс «Лучшее фото копилки», где родители и дети с удовольствием поделились с фотографиями своих копилок и рассказали о том, на что ребёнок потратит накопленные деньги. Принимали участие в выставке «Чудо кошелёк».
В родительском уголке систематически размещаю консультации «Финансовая грамотность в каждый дом», «Как воспитать ребёнка успешным?» и др. Активно использую в работе родительский чат, куда также направляю интересные материалы по теме. Вопросы формирования финансовой грамотности рассматриваем на родительских собраниях. Наши родители помогали нам в организации и пополнении развивающей среды.
14 слайд
С одним из моих воспитанников, Рыдаевым Дмитрием, приняли участие в межрегиональном конкурсе проектов по финансовой грамотности в номинации «Финансовая грамотность в рисунках» и заняли 1 место. Считаю, это достойный результат моей работы по данному направлению.
Работа в нашей группе по воспитанию финансовой грамотности с детьми не заканчивается, мы будем продолжать вести работу с детьми и в подготовительной группе.
15 слайд
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сюжетно-ролевые игры
Настольные и дидактические игры
Художественная литература
Мини-беседы
Реклама
Подвижные игры
Трудовая деятельность
Художественно- эстетическое развитие
Экскурсии
Предметно-пространственная развивающая среда
Работа с родителями
Конкурс проектов по финансовой грамотности
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников
Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...

Сообщение из опыта работы" Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей"
Сообщение из опыта работы " Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей" . Знакомимся с правилами дорожного движения....

Применение современных технологий при формировании основ финансовой грамотности дошкольников.
Представленная статья раскрывает сущность современных педагогических технологий при формировании основ финансовой грамотности дошкольников. С практической стороны раскрываются технологии: проектная де...

Отчёт по теме самообразования "Формирование основ финансовой грамотности дошкольников"
Перспективно-календарное планирование по теме самообразования...

Из опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей иг...

Обобщение опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Обобщение опыта работы "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...

Статья «Опыт работы „Формирование основ финансовой грамотности дошкольников“
Статья «Опыт работы „Формирование основ финансовой грамотности дошкольников“ Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не бе...