Отчет по самообразованию
рабочая программа (младшая группа)
Самоанализ по самообразованию по теме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через любовь к семье".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчет по самообразованию | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Росинка»
Самоанализ по самообразованию
Тема: «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье»
Первая младшая группа
Воспитатель: Магомедова З.М.
Пгт.Высокий, 2019-2020г.
Введение:
Моральные основы человеческой личности закладываются еще в раннем детстве. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, происходит во многих семьях. Многие родители думают, что ребенок еще маленький, потом поймет, или еще такой вариант, что ребенок ничего не понимает.
Сегодня многие родители больше озабочены карьерным ростом и материальным достатком, чем нравственно-духовным воспитанием детей дошкольного возраста. Жизнь за два последних десятилетия изменилась коренным образом и не следует в этом обвинять родителей. Возможно они даже не знают как воспитывать у детей духовную нравственность, как развить в детях моральные качества. Если первоначальный нравственный опыт ребенка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.
Основой правильного духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является их высокая эмоциональная отзывчивость. Чувства и поступки детей отличаются искренностью, при этом они склонны к подражательству, то есть в тех или иных ситуациях дети поступают так, как, на их взгляд, повели бы себя взрослые, являющиеся для них авторитетом. В то же время способность предварительно анализировать последствия своих поступков и контролировать собственное поведение не относится к числу врожденных качеств и развивается у детей постепенно. Поэтому, чтобы в дальнейшем у детей сформировались правильные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры достойного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить.
Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте ребенок особенно нуждается в заботе, любви и ласке родителей. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца и других родственников. Чувствуя любовь со стороны взрослых ребенок чувствует себя защищенным, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.
Цель:
Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1.Углубить знания через изучение методической литературы по теме самообразования, прохождение курсов повышения квалификации по данной теме.
2.Расширить знания о нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
3.Обогатить развивающую среду группы по нравственному воспитанию (создание и приобретение новых игр при участии родителей).
4.Расширить знания родителей по данной теме (подготовка консультаций «Нравственное воспитание дошкольников в семье»).
Ожидаемые результаты:
1.Систематизация материала по нравственному воспитанию младших дошкольников через сюжетно-ролевую и дидактическую игру в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
2.Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
3.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме нравственного воспитания младших дошкольников.
4.Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии детей.
Выход темы:
- консультация для родителей;
- создание фотоальбома;
- картотека сюжетно – ролевых игр и дидактических игр.
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме.
2 этап – творческий. Реализация проекта «Моя семья», приобретение и создание дидактических и сюжетно – ролевых игр на формирование нравственных качеств младших дошкольников.
3 этап – создание в группе фотоальбома и развивающей среды, оформление картотеки.
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу. Проанализировала исследования ученых по нравственному воспитанию младших дошкольников. Прошла обучение по курсам повышения квалификации «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
Я разработала проект «Моя семья», а также подборку сюжетно – ролевых и дидактических игр.
Цель проекта: Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, формирование у детей первоначальных представлений о семье.
Задачи проекта:
1.познакомить детей с понятиями «семья», «имя», «фамилия»;
2.учить называть членов своей семьи;
3.воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
4.способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение атрибутов к сюжетно – ролевым играм.
- Дети:
- специальные занятия на тему «Моя семья»
- дидактические игры на формирование нравственных качеств детей;
- сюжетно – ролевые игры;
- чтение художественной литературы по данной теме;
- просмотр фотоальбома «Моя семья».
Методическая работа
Формы работы | Сроки |
Сбор и анализ информации, работа с методической литературой. | Ноябрь 2019г. |
Создание предметно-развивающей среды по нравственному воспитанию. | В течении учебного года |
Проведение консультации для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников в семье». | Декабрь 2019г. |
Разработка проекта «Моя семья». | Декабрь 2019г. |
Подготовка анкеты к анкетированию родителей | Январь 2020г. |
Работа с детьми
Формы работы | Сроки |
Специальные занятия на тему «Моя семья». | В течении учебного года |
Дидактические игры: «Моя семья», «Как я дома помогаю», «Одежда мамы и папы», «Расскажи о своей семье», пальчиковая игра «Моя семья». | Декабрь-январь 2019-2020г. |
Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»: -«Дочки-матери»: «Мама кормит дочку»; - «Мама на прогулке с малышом». -«У нас гости». | Декабрь-январь 2019-2020г. |
Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»: О.Бундур «Папу с мамой берегу», Е.Благинина «Посидим в тишине», Л.Славина «»Петушок с семьей», «Репка», «Колобок». | Декабрь-январь 2019-2020г. |
Работа с родителями
Формы работы | Сроки |
Участие родителей в изготовлении фотоальбома для реализации проекта «Моя семья». | Декабрь 2019 |
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. | В течении учебного года |
Подготовить консультацию для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье» | Январь 2020г. |
Анкетирование родителей | Март 2020г. |
Вывод:
Я считаю, что именно реализация проекта «Моя семья», а также использование сюжетно - ролевых и дидактических игр помогло мне повысить у детей уровень нравственного воспитания, сформировать знания детей о своей семье. Через реализацию проекта, а также сюжетно – ролевую игру «Моя семья», у детей стало формироваться первоначальное представление о семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека. Через дидактические игры дети познакомились с понятиями «семья», «имя» и «фамилия». Ребята стали уделять больше внимания дидактическим и сюжетно - ролевым играм, у них появилось желание играть в эти игры, и использовать их в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое нравственное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в нравственном воспитании играет сюжетно – ролевая и дидактическая игра.
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования нравственности у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать сюжетно – ролевые и дидактические игры в свободной деятельности детей.
В данный момент реализую проект «Добрая сказка», проект среднесрочный с 17.03.2020 по 17.04.2020г.. Считаю, что сказка также имеет непосредственное отношение к воспитанию нравственности у дошкольников. Также в перспективе на будущее буду продолжать рассматривать следующую тему самообразования по нравственному воспитанию такую как: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Список используемой литературы:
- Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С. 3 -5.
- Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования // Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 41.
- Детский сад и родители. / Под ред. Е.И. Колоярцевой. – М.: «Просвещение», 1969. – 169 с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб.: «Питер», 2008. – 176 с.
- Затулина Г.Я. // Конспект комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.
- Кори Дж., Шнайдер-Кори М. Как стать хорошим психологом. – СПб.: «Прайм-Еврознак», 2007. – 475 с.
- Мосалова Л.Л. //Я и мир: Конспект занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.- 80 с.
- Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С. 104 – 110.
- Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья. – М.: «Просвещение», 1981. – 176 с.
- Методика воспитательной работы. / Под ред. В.А. Сластенин. – М.: «Академия», 2002. – 134 с.
- Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: «Просвещение», 1987. – 144 с.
- Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения. – М.: «Просвещение», 1983. – 176 с.
- Популярная психология для родителей. / Под ред. А.С. Спиваковский. – СПб.: «Питер», 1997. – 342 с.
- Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей «Семь Я» // Дошкольная педагогика. – 2007. - №7. – С. 49 – 53.
- Свердлова О.Г. Углы семейного кольца: диалоги о воспитании. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 368 с.
- Смирнова Е.О. Проблемы общения ребёнка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. – 1996. - №6. – С. 47.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В.//Описание: Конспекты занятий по ознакомлению с художественной литературой детей второй младшей группы. Изд.: Вентана-Граф. - 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.
План по самообразованию на учебный год....
Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».
Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...
Отчет по самообразованию.
"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...
Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...