Консультация для педагогов «Инновационные технологии в организации художественно-эстетического развития дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

Коробова Ольга Олеговна

Современная система образования обращена к развитию личности  каждого ребенка, принятию его индивидуальности, созданию условий для его всестороннего развития. Одной из важнейших задач в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками является художественно-эстетическое развитие. Это обусловлено тем, что дошкольный возраст наиболее приятный период для формирования художественно-эстетической культуры ребенка, для приобретения ими гаммы впечатлений, чувственного опыта. Поэтому так важно в дошкольном учреждении создать условия для развития творческих способностей детей, для возможности самовыражения ребенка. Помогают справиться с этой задачей инновационные технологии, которые повышают качество воспитательно-образовательного процесса, делают обучение увлекательным, открывают новые возможности для развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок»

Консультация для педагогов

«Инновационные технологии в организации художественно-эстетического развития дошкольников»

Составила: воспитатель Коробова О.О.

Мичуринск-наукоград-2020

Современная система образования обращена к развитию личности  каждого ребенка, принятию его индивидуальности, созданию условий для его всестороннего развития. Одной из важнейших задач в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками является художественно-эстетическое развитие. Это обусловлено тем, что дошкольный возраст наиболее приятный период для формирования художественно-эстетической культуры ребенка, для приобретения ими гаммы впечатлений, чувственного опыта. Поэтому так важно в дошкольном учреждении создать условия для развития творческих способностей детей, для возможности самовыражения ребенка. Помогают справиться с этой задачей инновационные технологии, которые повышают качество воспитательно-образовательного процесса, делают обучение увлекательным, открывают новые возможности для развития ребенка. Для того, чтобы при проведении  организованной   образовательной деятельности с дошкольниками присутствовала атмосфера увлеченности, внутреннего комфорта и раскованности, я в своей работе использую нетрадиционные техники рисования. Мною была создана картотека нетрадиционных техник рисования, которую я регулярно использую при обучении детей рисованию. Среди используемых техник присутствуют: набрызг, рисование свечой, выдувание краски через трубочку, рисование по мокрому фону, рисование солью, рисование тычком, граттаж. Вместе с тем использую совмещение техник: гуашь и манка, акварель плюс соль и клей, гуашь и восковые мелки. Благодаря этим техникам рисования развивается воображение дошкольников, фантазия, творческое мышление, развивается  мелкая моторика рук, у детей такое рисование создает радостное настроение, восторг и удивление при наблюдении за необычным процессом рисования.

Особой любовью пользуется у воспитанников нетрадиционная техника – «Граттаж». Эта техника вызывает особый интерес и эмоциональный отклик у детей. Заключается она в процарапывании острым предметом предварительно раскрашенного и загрунтованного листа. «Граттаж» (от французского gratter - скрести, царапать) Многим он известен, как «Цап-царапки». Детям очень нравится это смешное название и они легко запоминают эту технику. Замечательная, необычная техника «граттаж» будет интересна детям любого возраста. Разница состоит в том, что для детей младшего возраста основу для рисования выполняет взрослый, а дети старшего возраста - самостоятельно. Маленьким детям в качестве инструментов для процарапывания следует давать предметы не очень острые, например использованную ручку или пластмассовую палочку для счета, детям старшего возраста, можно дать зубочистки, предварительно напомнив о технике безопасности. Техника в выполнении проста, состоит из трёх этапов.

1 этап. Берем белую плотную бумагу или картон. Можно оставить бумагу белой, а  можно сделать его разноцветным, как это видно на слайде с помощью восковых мелков или краски. Это будет зависеть от того, какой рисунок вы хотите изобразить: черно-белый или цветной. 

2 этап: Покрываем всю поверхность листа воском или парафином. Для этой цели нам подойдет самая обычная свеча. Важно, чтобы бумага полностью был покрыта воском, без пробелов. 

3 этап: Потом берем черную гуашь и закрашиваем всю поверхность листа. В краску нужно добавить немного жидкого мыла или средства для мытья посуды, чтобы гуашь хорошо ложилась на бумагу и не свертывалась. 

После того как загрунтованный лист  высохнет острым предметом процарапываем  на готовом фоне рисунок из тонких и толстых линий. Для этого нам потребуются: зубочистки, вязальные крючки, пластиковые вилки, стеки для пластилина, ручки с закончившейся пастой или любые другие предметы с заостренным концом. 

Процарапывать рисунок можно разным способом. На этом слайде вы можете видеть различные варианты штрихов, которые можно использовать в данной технике. Например, волнистые линии делаем с помощью пластиковой вилки. Таким приемом хорошо изображать волны; с помощью зубочистки хорошо изображать тонкие, изящные линии, например, падающие снежинки. Изменяя наклон заостренной палочки к поверхности листа можно получить постепенно утолщающуюся линию. В конечном результате на загрунтованном листе появляется рисунок. Ребенок будет с удивлением наблюдать, как на черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи, такое рисование для детей маленькое волшебство, ведь никогда не знаешь, какой цвет окажется под черной краской. Также дети с удовольствием рисовали осенние пейзажи в технике монотипия, березки в смешанной технике: хический карандаш и акварель и рисунки в других техниках нетрадиционного рисования.          

Также в своей работе я использую проектную деятельность, которая протекает в форме сотрудничества не только с детьми, их родителями, педагогами, но и с нашими социальлными партнерами – библиотекой, школой, школой искусств. В стенах библиотеки проводятся выставки детских рисунков, поделок, совместно организованный мероприятия для дошклольников.

Мною были реализованы проекты: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников старшего возраста посредством ознакомления с декоративно-прикладным искусством», мини-проект «Щелкунчик» по сказке Гофмана и мини-проект «Снежная королева» по сказке Х.К.Андерсена. Работа над этими проектами помогла детям и родителям наладить традицию семейного чтения, совместного творчества, вызвать интерес к художественной литературе и народным промыслам. При реализации проекта были широко использованы ИКТ-технологии для создания презентаций и подбора  дополнительного познавательного материала. Таким образом, инновационные технологии, которые я выбрала при осуществлении воспитательно-образовательного процесса, помогли мне оптимально решить поставленные цели и задачи, направленные на реализацию ФГОС ДО,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Консультация для педагогов "Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников"

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии - это система методов, способов обучен...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Инновационные технологии в работе педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста.

       Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Усп...

Музейная педагогика в дошкольной образовательной организации. Художественно-эстетическое направление развития детей.

Развитие музейной педагогики как отрасли педагогического знания определяет необходимость включения музея в учебно-воспитательный процесс. Чем раньше начинается работа по знакомству ребенка с произведе...

"Организация художественно-эстетической деятельности старших дошкольников с учётом регионального компонента в соответствии с требованиями ФГОС."

В нашем детском саду очень важная роль отводится художественно-эстетическому развитию дошкольников, становлению эстетического отношения к окружающему миру; формированию элементарных представлений о ви...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование основ художественно-эстетического вкуса у дошкольников»

Консультация для педагогов на тему: «Формирование основ художественно-эстетического вкуса у дошкольников» раскрывает следующие понятия: художественно-эстетическое развитие, эстетический вк...