Консультация для педагогов на тему: «Формирование основ художественно-эстетического вкуса у дошкольников»
консультация

Макарова Елена Владимировна

Консультация для педагогов на тему: «Формирование основ художественно-эстетического вкуса у дошкольников» раскрывает следующие понятия: художественно-эстетическое развитие, эстетический вкус, эстетическое воспитание.

В данной консультации рассматриваются следующие вопросы:

  • Цели художественно-эстетического развития дошкольников; 
  • Задачи эстетического воспитания
  • Уровни художественно-эстетического развития дошкольника
  • Перечислены основные принципы, на которых должна строится работа по эстетическому воспитанию в ДОУ.
  • Средства и методы художественно-этетического воспитания в ДОУ
  • Типы художественно-эстетической деятельности
  • Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

МБОУ «Моглинская средняя общеобразовательная школа

Псковского района»

Консультация для педагогов

Тема: «Формирование основ художественно-эстетического вкуса у дошкольников»

Выполнила: Макарова Е.В.

ПСКОВ

2024

Консультация для педагогов «Формирование основ художественно-эстетического вкуса у дошкольников»

Художественно-эстетическое развитие – это формирование творческой активности личности, способной воспринимать и оценивать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту.

Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.

Эстетическое воспитание — это очень широкое понятие. Оно включает в себя воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни и искусству.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее : развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Ведущими методами для решения задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.

Для решения задач второй группы в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни художественно-эстетического развития дошкольника:

1 уровень - ребенок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (выбрал открытку, потому что "дома такой еще нет").

2 уровень - ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композиционные приемы.

3 уровень (высший) - дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.

Таким образом, сначала дети изображают предметы и персонажей с натуры, а к концу дошкольного периода — по представлению.

Работа по эстетическому воспитанию в детском саду должна строиться на следующих принципах:

  1. эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении. Деятельность педагогов по развитию художественного творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы;
  2. принцип взаимосвязи обучения и развития. Весь воспитательно-образовательный процесс в ДОО строится на основе единства воспитания и обучения, которое носит развивающий характер и ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей.
  3. детское творчество связано с жизнью и отражает в себе все многообразие ее проявлений, что предопределяет вариативность содержания, форм и методов организации детской художественной деятельности;
  4. интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом развитии детей. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфичной для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой);
  5. художественно-эстетический принцип отбора материала определяет стратегию отбора произведений, ориентирует воспитателя и ребенка на то, что перед ними произведения словесного искусства, которые раскрывают богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты; учит понимать прекрасное в жизни;
  6. принципы народности и культуросообразности, соответствия моделируемой картины мира самосознанию того народа, культура которого изучается. В то же время культурологический принцип позволяет познакомить детей дошкольного возраста с культурой разных народов мира, раскрыть своеобразие, неповторимость произведений народного творчества и художественной литературы;
  7. индивидуальный подход в художественно-эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих художественных способностей каждого ребенка и др.;
  8. преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Перечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эстетические понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их.

Средства реализации содержания художественно-эстетического воспитания подбираются педагогическим коллективом в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ДОО:

  1. эстетическое общение – особое условие и средство эстетического воспитания, направленное на то, чтобы заинтересовать детей, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту;
  2. природа: она заключает в себе многообразие чувственно-эстетических свойств и благодаря этому имеет огромные возможности для понимания детьми;
  3. искусство способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов;
  4. окружающая предметная среда повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников, ее результативность;
  5. самостоятельная художественная деятельность детей (музыкальная, изобразительная, художественно-игровая) представляет собой средство и процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать и любить искусство, развития потребности в художественно-творческой деятельности, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства;
  6. разнообразные виды игр: дидактические, подвижные, сюжетноролевые, игры-драматизации и др.;
  7. разные виды труда детей в детском саду - "Радость труда – красота бытия" – В.А. Сухамлинскй.
  8. физические упражнения и элементы спортивных игр.

Выделяют следующие общие методы художественно-эстетического воспитания.

1. Методы формирования эстетического сознания – сюда входят методы побуждения к сопереживанию (сопереживание формирует эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное к негативному), метод формирования эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения.

2. Методы организации художественной деятельности – к ним относят метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт и поведение: данные методы направлены на развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса и предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения у подрастающего ребенка.

3. Методы стимулирования и активизации художественного творчества – к ним принято относить метод поисковых ситуаций, творческих заданий, методы побуждения детей к творческим проявлениям: в этом отношении метод побуждения воспитанников к творческим проявлениям подразумевает направленное педагогом творчество детей, создание ситуаций для него.

Вышеперечисленные методы приобретают специфику применительно к тому виду детской деятельности, который моделируется взрослым в процессе художественно-эстетического воспитания.

Общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства», своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать, учувствовать в художественной деятельности разных видов). Полезны творческие задания, они и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности.

Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует окружающую дошкольников среду (помещение, игрушки, предметы интерьера), самостоятельную деятельность детей в различных режимных моментах.

Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности:

  1. Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле. В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами.
  2. Театральный уголок. Здесь хранятся декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей, парики, аквагрим.
  3. Музыкальный уголок. В зоне музыкального искусства находится проигрыватель и коллекция аудиозаписей, инструменты.

Способность к восприятию музыкальных образов формируется у детей в раннем возрасте и требует развития.

Типы художественно-эстетической деятельности

Раскрытие эмоциональных переживаний воспитанников осуществляется

через различные типы деятельности:

  • Рассматривание картин и репродукций.
  • Рассказывание по картине.
  • Художественное слово
  • Арт-терапия, терапия творческим выражением.
  • Рисование в нетрадиционной технике
  • Игра.

Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников: обучающая, воспитательная, коммуникативная, творческая, развлекательная, релаксационная.

Таким образом, развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников»

Консультациядля педагогов«Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческомразвитии дошкольников»...

Консультация для педагогов на тему: «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников - важнейшей стороне воспитания ребёнка....

Консультация Тема: «Формирование основ художественно-эстетического вкуса у дошкольников»

КонсультацияТема: «Формирование основ художественно-эстетического вкуса у дошкольников»...

Консультация для педагогов на тему: «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Конц...

Консультация для педагогов по теме: «Формирование основ безопасности у детей раннего возраста».

quot;Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребёнка- важнейший труд воспитателя" В.А. Сухомлинский.                      ...

Консультация для педагогов на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой. Важно не только оберегать ребенка от опасности, н...