Консультация для педагогов "Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников"
консультация по аппликации, лепке на тему

Сергеенко Елена

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии - это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников

         Сегодня вся педагогическая общественность ищет пути оптимизации учебного процесса, стимулирования деятельности педагогов и детей. Сначала это привело к резкому увеличению количества образовательных программ, затем стало расти число вариативных форм дошкольного образования. Но объем информации, которую хотелось бы дать детям, стремительно растет и уже не помещается ни в рамки учебных планов, ни в детские головы. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступает школьным инновациям. Поиск и разработка новых эффективных технологий – одно из его направлений.

         Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии - это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. 

Актуальным является решение задач в дошкольном образовательном учреждении, направленных на организацию художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности, её творческой инициативности, самостоятельности, формирования мира личностных смыслов и практического опыта. Стратегическую линию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяет задача направленного и последовательного формирования основ художественно-эстетической культуры в целях содействия формированию у ребёнка эстетического отношения к миру и гармонизации мировосприятия картины мира.

В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии (например, игровые), так и высокоэффективные дидактические системы на основе теории проблемного обучения, теории сотрудничества, теории диалога культур, применения изобретательских задач.                                                              Активно используются технологии, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод, ТРИЗ, метод проектов, интегрирование, использование компьютера. 

Остановимся кратко на некоторых из них.

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения, направлена в первую очередь на то, чтобы ребёнок самостоятельно добывал знания и учился применять их в решении новых познавательных задач.

В процессе проблемного обучения детская деятельность проходит несколько этапов:

· Возникновение проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса;

· Осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);

· Поиск способа решения проблемной задачи путём выдвижения догадок, гипотез и т.д.

· Доказательство гипотезы;

· Проверка правильности решения проблемной задачи.

 В проблемном обучении выделяют три метода: проблемного изложения, частично поисковый и исследовательский. Рассмотрим критерии этих методов.

Метод проблемного изложения

· Педагог сам формулирует проблему, выдвигает проблемную задачу. Излагает пути её решения, выдаёт результат.

· Дети являются активными и заинтересованными слушателями.

Частично- поисковый метод.

· Проблему формулирует педагог.

· В процессе изложения темы дети формулируют и оценивают гипотезы, предлагают методы решения задач, помогают объяснить и сделать вывод по проведённому опыту или эксперименту. (В этом случае они активны в поиске разных вариантов решения проблемных задач.)

Исследовательский метод

Предполагает наивысшую самостоятельность детей: осознав проблему, они самостоятельно формулируют проблемную задачу и сами её решают.

Дети самостоятельно и последовательно проходят все этапы исследования: выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут способы их проверки. Внедрение исследовательского метода в детскую деятельность позволит сформировать творческое начало, развить интерес за счёт увеличения самостоятельности.

Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному проявлению своих мыслей, чувств, своей самостоятельности, творческих способностей, фантазии.

          Примеры использования исследовательского метода в области художественно-эстетического воспитания:

– рисование на мокром и сухом песке;

– рисование водой с последующим посыпанием сухим песком;

– лепка из сырого и “сухого” снега;

– поиск нужного цветового оттенка путем разбавления краски водой, смешения красок, разного нажима карандаша, разной интенсивности штриховки и т.п.;

– подбор фактуры бумаги для основы изображения с учетом выбранных изобразительных средств;

– поиск способов копирования изображения (“волшебный экран”, световой столик и др.);

– поиск рациональных способов изображения большого количества одинаковых элементов (использование печаток, трафаретов, вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз, лепка с помощью форм и пр.)

Интегрирование

Потенциальные возможности гармоничного развития ребенка, его творческие способности к постижению мира остаются в значительной степени нереализованными, поэтому возникла необходимость в интегрировании образовательных компонентов с той целью, чтобы не произошло увеличение образовательных нагрузок. Современные тенденции развития образования предполагают необходимость содержательного обогащения, дополнения к обязательному базовому (стандартному) компоненту других дисциплин, актуальность которых наиболее ощущается.

Образовательные программы (парциальные, авторские, дополнительные с помощью интегрирования приобщают детей к изобразительному искусству и музыке, литературе и родному языку, к началам компьютерной грамотности, математики, экономики и др.

Интегрирование позволяет педагогу реализовывать большее количество разделов образования за меньшее время.

Специфика интегрированных занятий в ДОУ:

В младшем дошкольном возрасте художественная деятельность детей строится на дополнении одних средств другими (к аппликации дорисовываются мелкие детали), на сочетании средств выразительности, характерных для каждого вида деятельности.

В старших группах интегрирование видов деятельности может определяться спецификой какого-либо вида, того, который выполняет доминирующую роль.

Примеры интегрирования в детском саду:

– художественно - эстетическое образование с экономическим воспитанием  (разрабатывают и составляют рекламные проспекты, упаковки для подарков, продумывают дизайн помещения, одежду  человека и т.п.);

– художественно-эстетическое и национальное образование (культурологический подход в воспитании опирается на следующую педагогическую закономерность: воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации);

– художественно-эстетическое образование и нравственно-патриотическое воспитание;

– художественно-эстетическое образование и экологическое воспитание и образование;

– художественно-эстетическое образование и начальная компьютерная грамотность и многое другое.

Использование компьютера

Использование новых информационных технологий, и в первую очередь, компьютеров, является одним из важных условий обновления научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.

Концепция внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование принципиально исключает обучение детей основам информатики, составлению алгоритмов и моделей.

Новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но, ни в коем случае не могут их заменять.

В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения” в п. 5.

Большое значение,  использование ИКТ имеет и для наших воспитанников.

Применяя их  в работе с детьми, педагог может более полноценно: 
− привлекать пассивно слушающих детей к активной деятельности;
− сделать совместную образовательную деятельность воспитателя  и детей более наглядной  и интересной.
− формировать информационную культуру у воспитанников;
− активизировать познавательный интерес у малышей.
− реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в общении с детьми.
− дисциплинирует самого воспитателя, формируют его интерес к работе.
− активизирует  мыслительные процессы детей (анализ, синтез, сравнение и др.) 

 

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации и самих занятий, и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей.

В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения” в п. 5.

Примеры использования компьютера в работе детского сада   по художественно-эстетическому воспитанию:

– изготовление атрибутики к сюжетно-ролевым играм (билетики, условные деньги и др.);

– пригласительные билеты на утренник, поздравительные открытки;

– раздаточный материал на занятиях (счетный, развивающий, поощрительный);

– материал для самостоятельной художественной деятельности детей (задания по типу раскрасок, “Дорисуй картинку”, “На что похоже?”, “Составь картинку” и т.п.).

              Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

ТРИЗ как педагогическая технология

Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) - это наука о развитии систем и об                    эффективном мышлении вообще, в любой области творчества.  

     Цели ТРИЗ как педагогической технологии, совпадают с теми, что предлагает педагогика направления этой области, это как уже говорилось:

1. Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира, заложенной природой.

2. Формирование системного диалектического мышления (сильного мышления), основанного на законах развития.

3. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации.

4. Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающей действительности стихийно или в результате целенаправленного обучения.

5. Воспитание определённых качеств личности

6. Развитие воображения, фантазии и творческих способностей.

Подводя итоги, хочется отметить следующее. Выделенные опорные инновационные технологии  могут выступать как педагогические ориентиры творчества педагога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Продуктивность и перспективность использования педагогической технологии видится по следующим основаниям:

• активной точкой образовательного процесса является личность ребёнка, а характер взаимодействия педагога и ребёнка через включение в разные виды творческой деятельности обеспечивают ему эффективность творческого развития и проектируют художественно-эстетическую личность;

•  внимание педагога направляется на активный поиск инновационных форм и содержания художественно-творческой деятельности детей в присвоении художественного опыта;

• освоение комплекса средств и способов художественно-творческой деятельности в соответствии с закономерностями социально-культурного развития личности ребёнка, которое направлено на поэтапное изменение и переход ребёнка на более высокий уровень их освоения;

• направленное и непрерывное приобщение детей дошкольного возраста к художественной культуре позволит формировать эстетический опыт, что станет основой становления в сознании ребёнка целостной картины мира и его готовности к самореализации, саморазвитию и творчеству.

В качестве пожелания к творческим содействиям взрослых и детей уточню  некоторые рекомендации:
*      Будьте терпеливы, не ждите от детей быстрых результатов – они обязательно будут, просто не торопите события.
*     Не забывайте о доброжелательности, не спешите давать оценку детским работам – это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация:"Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников

В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии (например, игровые), так и высокоэффективны...

Консультация "Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников"

В области художественно-эстетического воспитания активно используются технологии, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский мет...

«Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии - это система методов, способ...

Выступление на педагогическом совете «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с использованием инновационных методов» на тему: «Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно – эстетического воспитания дошкольников»

ВЫСТУПЛЕНИЕ На Педагогическом совете №3 «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с использованием инновационных методов» на тему: «Инновационные технологии, как о...