Познавательно-творческий проект «Моя Мордовия»
проект (средняя группа)

Арютина Ирина Евгеньевна

 

Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».

Методическая тема проекта: «Воспитание любви к малой родине у детей дошкольного возраста ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_mordoviya.docx43.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное общеобразовательное учреждение

 «Детский сад № 83 комбинированного вида»

 г.о. Саранск Республики Мордовия

                                                                                                                                заведующая    МДОУ

                                                                                                                            «Детский сад №83

                                                                        комбинированного вида»

                                                                                                           _________Н.Н. Кияйкина

                                                                                                            Приказ №___от________

Познавательно-творческий проект

в средней группе №9 на тему:

 «Моя Мордовия»

          

                                                                                             Авторы проекта:

                                                                                          Арютина И. Е.

                                                                                           Попкова О. Б.

г. Саранск 2019-2020 уч. г.  

Познавательно-творческий проект

      «Моя Мордовия»

Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».

Методическая тема проекта: «Воспитание любви к малой родине у детей дошкольного возраста ».

Тип проекта: познавательно-творческий.

Срок реализации проекта: 2019-2020 уч. г.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Актуальность проекта:

Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учётом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества.  В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.

 Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия  является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша), а также представители других национальностей. Однако общность условий проживания делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, её географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населёнными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории.

Цель проекта: 

 Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического развития.

Задачи проекта:

•  Познакомить детей с растительным и животным миром Республики Мордовия.

• Формировать у детей чувство любви к малой родине на основе ознакомления с природой, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона;

• Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России и Мордовии;

• Формировать чувство сопричастности к достижениям земляков в области культуры и спорта;

• Формировать познавательный интерес к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству Мордовии;

• Познакомить с характерными особенностями мордовского декоративно-прикладного искусства, цветовой гаммой и элементами мордовского узора. Дать представления о народных промыслах мордвы (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву).

• Познакомить детей с Гимном Мордовии, музыкой мордовских композиторов, мордовскими народными песнями, играми, сказками, мифами и легендами.

Предполагаемый результат: сформированные знания о природе Мордовии, Государственных символах, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре. Обогащение словарного запаса детей, расширение кругозора.

Роль родителей в реализации проекта: беседы с детьми о Мордовии, участие в обновлении патриотического уголка группы, участие в выставке совместного творчества, участие в подготовке и проведении развлечения.

Что дает реализация данного проекта детям, родителям, воспитателям:

- формирование и совершенствование знаний о Мордовии, её истории, культуре;

- обмен впечатлениями по теме;

- проявление интереса родителей к сохранению народных традиций;

- формирование у детей понятия «малая родина»;

- обмен педагогическим опытом, рост профессиональной компетентности педагогов;

- создание условий для эффективного осуществления педагогической работы по приобщению детей к истории, культуре малой родины.

- обогащение методической базы, развивающей среды ДОУ.

Этапы работы:

  1. Выявить проблемы, определение целей и задач работы.
  2. Организация работы над проектом: систематизация информации, планирование совместной деятельности.
  3. Практическая деятельность по решению проблемы:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОЕКТА

«Моя Мордовия»

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

МЕСЯЦ

Понятие «мордовский народ», его быт, обычаи.

Проводится беседа о Мордовии, о ее коренных жителях, о понятии «мордовский народ»;

проводится мордовская  игра «Два круга»;

дидактическая игра «Назови одежду».

Сентябрь

Традиции и праздники мордовского народа.

Беседа о традициях и календарных праздниках мордовского народа;

рассматривание кукол в национальных костюмах;

проводятся дидактическая игра «Национальный костюм»,

народная игра «Раю-раю»,

Октябрь

Природа мордовского края.

Беседа об особенностях природы Мордовии; рассматривание альбомов «Дикие животные» «Зимующие и перелётные птицы», «Деревья»;

дидактические игры «Назови детёнышей»; дидактическая игра «К какому дереву относится листик».

Ноябрь

Г. Саранск.

Беседа «г.Саранск», рассказ воспитателя о городе;

 викторина «Знаю ли я город Саранск»;

 сюжетно-ролевая игра «Путешествие по родному городу»;

рисование «Мой любимый город».

Декабрь

Памятники Саранска.

Рассматривание альбома с памятниками и достопримечательностями Саранска;

просмотр презентации «Мой Саранск»

Январь

Символика Мордовии.

Беседа о символике Мордовии;

 прослушивание гимна Мордовии;

игра «Нарисуй герб Саранска».

Февраль

Мордовский народный костюм.

Рассказ о национальном костюме;

рассматривание кукол в национальном костюме; игра  «Раю – раю».

Март

Игрушки родного края.

Беседа об  игрушках Мордовии;

 рассматривание народных кукол Мокшаночка, Эрзяночка, Матрешка); 

Разгадывание загадок;

слушание сказки про Куйгорож.

Апрель

Просмотр презентации «Моя Мордовия»

Показ презентации о Мордовии

Май

Список литературы

  1. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  2. Багрова Т. С. Близкий сердцу край. –  Саранск : Тип. «Крас.  Окт.», 2002.
  3. Валдоня (Светлячок) : Программа и метод. рекомендации: для доу РМ / М-во образования РМ. – Саранск : Тип. «Крас. Окт. », 2001.
  4. Всё о Мордовии: энциклопедический справочник / сост.: Н. С. Крутов,  Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005.
  5. Гаранькина В. П. Использование этнокультурного компонента в практической деятельности дошкольников в образовательных учреждениях Республики Мордовия.  Саранск, 1999.
  6. «Мордовские народные игры» // Метод. рекомендации для воспитателей детск. дошк. учреждений. –  Саранск, 1993.
  7. Мы в Мордовии живем : пример.регион. модуль программы  дошк. образования  О. В. Бурляева [и др.] – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2011.
  8.  Тараскина Э. Н.  Мордовский детский фольклор. – Саранск :  Морд. кн. изд-во, 2009.
  9.  Саранск – столица Мордовии. –  Саранск : Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007.

Беседа на тему:

«Культура и традиции мордовского народа».

Цель:
Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о культуре и традициях мордовского народа.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания о том, что Мордовия - часть большой страны Россия;
дать представление о том, что для каждого человека малая Родина  - это место, где родился.
Продолжать знакомить с историей мордовского края, с достопримечательностями г. Саранска;
продолжать закреплять знание своей фамилии и отчества
знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки, учить соединять элементы мордовского узора в зависимости от назначения предмета. Ввести рисование такого элемента, как «восьмиконечная звезда», «ступеньки».
Развивающие:
Развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников);
развивать интерес к орнаментике женского национального костюма;
развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа;
формировать интерес к культуре, предметам быта, национальной одежде, мордовским языкам;
продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Методические приемы.
Словесный.
Наглядный.
Игровой.
Практический.
Материал и оборудование.
Экспонаты мини-музея «Национальная изба».
Куклы в мордовской одежде (мокшанка, эрзянка).
Образцы элементов мордовской вышивки.
Заготовки для индивидуальной работы (силуэты женской одежды), аудиозапись «Мордовские народные песни».
Акварель, кисти, баночки с водой, салфетки.
Тематические альбомы о Мордовии.


Содержание непосредственно организованной деятельности детей.
Ребята, сегодня у нас будет очень интересное занятие о том, как люди жили в прошлом, какой у них был быт, традиции, обычаи. Но сначала, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем?
- Россия.
- Назовите столицу России?
- Москва.
- А как называется наша республика?
- Наша республика называется Мордовия.
- Назовите столицу Мордовии?
- Саранск.
- А как называется село в котором мы живём?
- Село Александровка.
Да, ребята, мы живем с вами на мордовской земле. Она очень красивая, самобытная и многонациональная.
- Люди, каких национальностей живут у нас в Мордовии?
Русские, татары, мордва... Но коренными жителями Мордовии являются мордва: эрзя, мокша и шокша. Мордовский народ очень любит свой край, и старается сделать его еще богаче и краше. Сколько у нас в городе замечательных мест:  Кафедральный собор имени Ф.Ушакова, музеев, театров, спортивных комплексов, стадионов, ледовых дворцов, культурно-развлекательных центров, памятников и т.д.
- Какие еще достопримечательности Саранска вы знаете? (Ответы детей).
- Молодцы.

Физкультминутка.

-Дети, а сейчас мы с вами поиграем в мордовскую народную игру «Пацинесэ».

 Дети называют себя разными именами: «колокольчики», «цветок», зайчик» и т. д. и вслух называют свои имена водящему. Потом завязывают ему глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Тот, после произношения  считалки говорит, что он пойдёт играть, начинает ловить играющих. Когда поймает, должен узнать его – назвать имя, выбранное игроком. Затем водит тот, чьё имя угадано.

Правила игры:

     Если водящий долго не может поймать кого-нибудь, то игроки должны подать ему голос. Игроки не должны прятаться друг за другом и не убегать за пределы условленных границ

- Ребята, Саранск не всегда был таким. Когда-то давно в этом городе не было всего этого. Люди жили в маленьких деревянных домиках, ездили в повозках, ходили по тропинкам и по дорогам, покрытыми булыжниками. Дети, хотите узнать, как люди жили раньше в городах и деревнях?
Давным-давно, когда еще жили наши прадедушки и прабабушки, не было никакой техники. Людей того времени кормила и одевала сама природа и труд человека. Мордовские люди старались жить ближе к лесам и водоемам. Леса и реки были очень богатые.
- Как вы думаете зачем люди ходили в лес?
(Ответы детей).
Правильно, в лес ходили на охоту, там собирали, грибы, ягоды, орехи, травы; рубили дрова. В реках и озерах они ловили рыбу.
- Как вы думаете, чем они ловили рыбу?
(Ответы детей).
Ребята, удочек и сетей тогда еще не было, а рыбу ловили наретом - сплетенная из веток и прутьев, ловушка (показ иллюстрации).
Землю обрабатывали вручную, пахали на быках. Люди выращивали рожь, просо, гречиху, лен, коноплю. В ступе толкли из проса пшено, а из пшена, которое снова толкли, получали муку. Из муки пекли пшенные блины.
Дома строили из глины, а крыши делали из соломы. Потом стали строить дома из бревен. Давайте рассмотрим экспонаты в нашем мини-музее.
Мебель была вся из дерева: это  и лавки, столы. Люди раньше спали на лавках, кроватей не было. Вся домашняя утварь была сделана из дерева, из глины, бересты и лыка. Вот в таких глиняных горшках люди хранили молоко, оно там долго не прокисало.
Одевались раньше только в одежду, которую изготавливали сами. Сначала выращивали лен и коноплю, потом его жали вручную серпом, так как не было раньше комбайнов, затем сушили, отмачивали в речке, опять сушили, мяли, расчесывали деревянными гребешками, ткали. Затем женщины шили рубахи - панары, потом их вышивали национальным узором и делали украшения.
На ногах носили лапти, а зимой валенки. Лапти умел плести каждый мужчина.
В каждой избе была печка, в ней готовили пищу. В праздники в каждом доме пекли блины, пироги с капустой и калиной, варили холодец и ставили брагу, это напиток такой, как квас.
Мордовские семьи были обычно большими, жили все вместе. Посередине избы висела зыбка или люлька. Туда клали ребеночка и качали, чтобы он не плакал. Посмотрите, у нас в зыбке тоже лежит ребеночек – это девочка Татюня. Часто мамы пели своим детям колыбельные песенки. Чтобы наша Татюня крепче уснула, мы все вместе споем ей мордовскую колыбельную песенку…
Спи, спи, усни, усни,
Моя девочка усни,
Мой ребенок, засыпай,
Спит кукушка, спи и ты.
И синица уж уснула,
И ты глазки закрывай,
Баю, баю, баю, бай. 
(Воспитатель с детьми становятся в круг, выполняя движения поют).
Вот она и уснула. Я узнала, что у нашей Татюни сегодня первый день рождения. 
Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Татюни– и не простой подарок, а настоящий национальный костюм. Нарисуем мордовские узоры для одежды Татюни и подарим его ей. Но прежде я вам расскажу о мордовском костюме, какой он самобытный, красивый, не похожий на другие национальные костюмы.
Мордовский народ очень бережно относился к своей одежде. Как вы думаете, почему? ( Ответы детей.) Правильно, изготовление одежды - это очень тяжёлый и поэтапный труд, который занимает очень много времени. Давайте рассмотрим части национальной одежды мокшан и эрзян:
(Выставляются куклы в мордовской одежде  (мокшанка, эрзянка).
Рубаха – панар (мокш.), покай (эрз.). Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.
Передник – сапоня (мокш), рукават (эрз.). Он украшен узорами мордовской вышивки.
Пояс – каркс (мокш.иэрз.) Также украшен вышивкой, различными бусинками и бисером.По низу обязательно пришивалась красивая бахрома.
Набедренное украшение – пулай (эрз.). Украшался вышивкой, бусенками и бисером.
Нагрудное украшение  – сюлгам (мокш.), сюлгамо (эрз.). Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.
Головной убор – панго (эрз.). Имел разную форму, украшен вышивкой, бусинками, бисером. 
( Воспитатель рассаживает детей за столы.)
Создавая костюм, подумайте, какие элементы узора вы хотите использовать. Вы можете создавать узоры из уже знакомых элементов – «крест», «галочка», «ромб» ритмично располагая их.
(Напоминание способов рисования элементов мордовских узоров)
Также хочу познакомить вас с новыми элементами - «восьмиконечная звезда», «ступеньки». (Показ способов рисования).
У вас на столах лежат силуэты одежды мордовского костюма, рассмотрите их, и приступайте к работе. (Воспитатель напоминает об осанке во время работы, помогает детям).

Во время работы детей звучат мордовские народные песни.                                            После работы детей воспитатель хвалит их  работу, отмечает  аккуратность.
Ребята, я уверена, что Татюне все ваши костюмы очень понравятся и когда она немного подрастет, их обязательно будет носить.

ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ РОДНОГО КРАЯ

Задачи:

– расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;

– познакомить ребят с мордовским национальным костюмом;

– закреплять умение детей создавать

узор из различных элементов мордовского орнамента.

Оборудование: кукла в национальном костюме, аудиозапись мордовской народной музыки.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение:

Есть край, наш мордовский –

Он самый красивый

Среди необъятных просторов России,

Среди неоглядных российских широт,

И самый красивый народ в нем живет!

Воспитатель  задает ребятам следующие вопросы:

– Дети, понравилось вам стихотворение?посудой, орудиями труда. Все эти предты старины вызывают у воспитанников неподдельный интерес, напоминают им о

традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков.

В работе с дошкольниками широко используется неповторимый игровой фольклор. Ведь испокон веков в играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления народа о честности, смелости, мужестве. Участие детей в народных играх позволяет через игровое общение усвоить культуру народа,обогатить словарный запас, запомнив считалки, сопровождающие ход игры, песенки и стихи.Мы надеемся, что наша работа, позволяет ребятам с ранних лет впитывать народные традиции, народный дух.

– Как вы думаете, о чем оно? (Стихотворение о нашей Республике Мордовия.)

– Как вы думаете, почему наша Республика называется Мордовия? (Она так называется, потому что здесь живет народ -мордва.)

– Кроме мордвы в нашей республике живут и другие народы. Кто знает, какие еще народы живут в Мордовии? (В Мордовии живут еще русские, татары, украинцы.)

В о с п и т а т е л ь:

– Эти народы живут в мире и согласии,помогают друг другу так же, как и мы в нашем саду. Я сегодня одета в мордовский национальный костюм. Давайте рассмотрим его. У меня сегодня есть помощница.Это кукла Алдуня. Она тоже пришла к нам в национальном костюме.(Дети рассматривают одежду куклы, воспитатель рассказывает об элементах костюма, сообщает их названия и просит хором повторить слова на мордовском языке.)

Воспитатель рассказывает о мордовском национальном костюме, беседуетс ребятами, задает вопросы:

– Вот это у Алдуни белая рубаха – по-мордовски «панар».

 По бокам и внизу она украшена вышивкой.

Какие элементы использовала мастерица, вышивая узор? (Крестики, квадраты, ромбы.)

– А какие цвета использованы в вышивке? (Красный, желтый.)

– Очень красиво расшит подол рубахи.

На нем бисер, блестки. Мордовские жен-щины ткали и вышивали эти рубахи по

вечерам после работы. Обязательный атри-бут женской одежды – каркс. Это пояс.

Поверх рубахи одевается передник. Помордовски – сапоня. Чем украшен сапоня?

(Сапоня украшен лентами, вышивкой.)

– Дети, а почему сапоня украшен лен-тами разного цвета? (Чтобы он выглядел

нарядно.)

– Женщины на голове носили платок – по-мордовски руця. А налобная повязка, вышитая бисером, называется коняфкс. Мордовские женщины и девушки любят украшения. Это бусы, нагрудное укра шение – сюлгам. Ребята, вам понравился мордовский национальный костюм?

– Названия каких головных уборов и предметов одежды мордвы вы запом нили?(Дети вспоминают элементы костюма, называют их на мордовском языке.)

В о с п и т а т е л ь:

– Мордва народ очень веселый, любит трудиться и умеет веселиться. Очень мелодичны мордовские песни и красивы танцы. Мы с вами учили песни и танцы мордовского народа, а сейчас давайте мы с вами потанцуем под мордовскую мелодию.(Звучит музыка, дети с воспитателем танцуют.)

В о с п и т а т е л ь:

– Молодцы, ребята. Садитесь на своиместа. Скажите мне, пожалуйста, любите ли вы свой родной край? А хорошо ли вы его знаете? Сейчас мы и проверим. Я вам предлагаю ответить на вопросы викторины «Знай и люби свой родной край».

Мордовский национальный костюм

Вопросы к детям:

1. Как называется республика, в которой мы с вами живем?

2. Назовите столицу нашей республики?

3. Назовите самую большую реку, протекающую по территории Республики Мордовия?

4. Назовите национальный напиток мордвы?

5. Назовите самого крупного зверя, обитающего в наших мордовских лесах?

6. Назовите самое большое озеро в Мордовии?

7. Назовите город, в котором мы с вами живем?

В о с п и т а т е л ь:

– Молодцы, теперь я убедилась, что вы не только любите, но и знаете свой родной край. А сейчас давайте украсим мордовским узором женскую рубаху, которая лежит у вас на столе. Вспомните, какими элементами мордовского орнамента украшен подол женской рубахи, какого они цвета.(Дети украшают бумажные силуэты женской рубахи узором. Тихо играет музыка, дети рисуют.)

Воспитатель подводит итоги занятия, дает положительную оценку детским рисункам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Пушистая кошка – мягкие лапки».

Создание условий для успешного развития детей в изучении домашнего животного – кошки. Прививание детям бережного отношения к кошке. Воспитывать чувство сопереживания  ко всему живому....

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Как я рад, как я рад – утром снова в детский сад!!!»

Содержание проекта направлено на воспитание у детей чувства привязанности к дому, детскому саду, любимым людям. Расширить знания детей о жизни детского сада. Формировать чувства взаимопомощи, дружелюб...

Познавательно-творческий долгосрочный проект «Нам на улице не страшно».

Представляю вашему вниманию познавательно-творческий долгосрочный проект по обучению детей правилам дорожного движения «Нам на улице не страшно»....

Познавательно – творческий групповой проект «Моя семья»

Формирование у детей понятия семья и семейные традиции,  повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка....

Познавательно-творческий , групповой проект "Растительный мир Южного Урала"

Познавательно-творческий, групповой проект: «Растительный мир Южного Урала».(1 часть – «Деревья»).Автор проекта: воспитатель Грачёва Юлия Валерьевна.Участники проекта: воспитатели, дети коррекци...

Познавательно-творческий групповой проект "День Победы!"

Данный проект направлен на формирование у детей представленийй о Великой Отечественной войне, воспитание у дошкольников чувства гордости за свою Родину....

Познавательно-творческий кратковременный проект: «Маленькие богатыри» для детей старшей группы .

Познавательно-творческий  кратковременный проект:      «Маленькие богатыри»...