Коллективная деятельность на занятиях с детьми дошкольного возраста.
статья
Одна из важнейших задач эстетического воспитания – развитие у детей способностей творчески работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forma_raboty_koolektivnoy_deyatelnosti.docx | 42.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Черепанова Г. Е., воспитатель
ГБДОУ детский сад №87 Красногвардейского района
Санкт-Петербург
Статья
Коллективная деятельность на занятиях с детьми дошкольного возраста
Особое значение для современного человека, является способность творчески работать в коллективе. Большие успехи в творчестве редко достигаются индивидуально. Для мощных научных, технических, художественных прорывов требуются одновременные творческие усилия многих людей. И чтобы это произошло, надо : во-первых, быть творцами; во-вторых, уметь работать в коллективе и, в-третьих, всё это сочетать во взаимодействии с другими.
Одна из важнейших задач эстетического воспитания – развитие у детей способностей творчески работать в коллективе.
В совместной и самостоятельной продуктивной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовольствие детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение.
Коллективная форма организации даёт возможность каждому ребёнку формировать умения и навыки работать вместе, планировать свою работу, определять её последовательность, уступать друг другу, помогать, подсказывать, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, радоваться успехами своими и товарищей при создании работы.
Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, декорации к играм, спектаклям, афиши, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки, стихотворения, кадры к фильму и т. д.
В процессе коллективной деятельности создаются благоприятные условия для общения друг с другом и воспитателем по поводу того, что они создают и как это лучше сделать. По завершении изображения дети вмести радуются результатам совместной деятельности.
Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других.
Существуют особенности изобразительной деятельности (рисунок, скульптура, аппликация), которые отличают её от других видов художественного творчества. Результат её не исчезает в момент прекращения ребёнком действий по созданию изображения, как это происходит в музыкальной, театральной и других видах художественного творчества детей. Созданное детьми изображение остаётся, его можно рассматривать, оценивать, сравнивать, совершенствовать. В коллективной деятельности оценивается не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы. Всё это требует тщательно продуманная организация коллективной формы создания изображения, подбора содержания, интересного для всех детей.
Использование коллективных форм работы в художественном творчестве будет наиболее эффективным, если коллективную деятельность сделать эмоциональной, легко осуществимой, способствовать развитию воображения, осознанию вклада в общий результат. Занимательные игровые ситуации, приемы художественно -педагогической драматизации способствуют интересу к коллективной деятельности.
Важным обстоятельством, определяющим необходимость коллективной формы организации изодеятельности, является то, что детям д0школьного возраста очень нравится такая работа: результат – картина, созданная всеми вместе, получается более впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей. Дети начинают понимать, что от качества работы каждого зависит общий результат.
Коллективная изобразительная деятельность детей должна быть тесно связана с игрой. Эта связь определяется общностью игры и изобразительной деятельности: обе деятельности отражают впечатления, полученные детьми из окружающего мира. Использование на коллективных занятиях игровых методов и примеров повышает эффективность коллективной деятельности.
Для успешного внедрения коллективной изобразительной деятельности в педагогический процесс детского сада, как одной из важнейших форм творческой деятельности, нужна проверенная на практике классификация видов её организации. Это позволит педагогам понять сущность детской коллективной деятельности и форму её организации в каждом конкретном случае. Психологами, занимающимися проблемами совместной деятельности (В.Г. Асеев, Ф.Д. Горбов, А.И. Донцов и др.) выделены три основные формы её организации:
1. Совместно-индивидуальная (ребёнок-участник деятельности – выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью обшей композиции).
Так, перед проведением комбинированного занятия по теме «Животные жарких стран», мы с детьми знакомились с разными животными. Со средой их обитания. Читали книги, смотрели фильмы, рисунки, фотографии. При планировании, в ходе беседы выяснили, какое животное кому больше нравится. Кто кого хотел бы нарисовать. Заранее перед занятием мы готовили лист ватмана раскрашенный акварелью в теплых тонах. Когда дети нарисовали животных, они вырезали их и аккуратно наклеивали на лист. Завершила работу игра «Животные жарких стран», в ходе которой дети рассказывали интересные факты о своем животном.
2. Коллективно изобразительная деятельность на основе совместно-последовательной формы организации (результат действия, выполненного одним, становится предметом деятельности другого)
3. Совместно-взаимодействующая (представляется возможность вести работу одновременно всем участникам, согласовывая действия на каждом этапе).
На занятиях по теме «Наш горд», где предполагается изображение зданий, различных по назначению, конструкции и декору.
Таким образом выбор разных форм проведения коллективных занятий дает педагогу возможность для творчества в области конкретной педагогической инструментовки – выборе тем, разработке содержания, методов, приемов.
Коллективное творчество помогает детям обрести опыт творческого сотрудничества, способствует формированию терпения, умения считаться с мнением товарища, уважительного отношения к труду другого. В процессе коллективной работы обогащается эмоциональный фон ребенка, в основе которого лежит ожидание неизвестного эффекта от завершения создаваемой работы, а сфера эмоций в дошкольном возрасте играет немалую роль в развитии творческой деятельности.
Потребность в коллективной деятельности всегда сопряжена с ярко выраженными положительными эмоциями, поэтому для ее развития нужно создавать, укреплять, развивать чувство удовольствия, радости от творческой деятельности. Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывают в детях доверие к собственным силам и интерес к другому, мнению, носит комплексной, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивает важные организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих товарищей делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Особенно значима для современного человека, является способность творчески работать в коллективе. Большие успехи в творчестве редко достигаются индивидуально. Для мощных научных, технических, художественных прорывов требуются одновременные творческие усилия многих людей. И чтобы это произошло: во-первых, быть творцами; во-вторых, уметь работать в коллективе и, в-третьих, все это сочетать – творить во взаимодействии с другими.
В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности.
В настоящее время формирование культурного общения – одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности – это средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание мини-музея «Бумажные истории» как средство развития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное ...
Развитие коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства
В данной работе представлен научно-исследовательский проект на тему: Развитие коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства...
"Коллективная ИЗО деятельность с детьми дошкольного возраста"
О формировании детского коллектива посредством совместной ИЗО деятельности...
Непосредственно образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Коллективное конструирование « Мой город »
Воспитатель: Матурина Алсу АббясовнаАНО ДО "Планета детства "Лада" ДС №140 "Златовласка"г. Тольятти, Самарская область Непосредственно образовательная деятельность детей старшего дошкол...
Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Коллективная аппликация, как один из видов детского художественного творчества
На занятиях во II младшей группе использую, все три формы совместной деятельности детей. Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми....
Теоретические основы коллективной изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте
Данная статья раскрывает особенности коллективного творчества детей в изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте....