Создание мини-музея «Бумажные истории» как средство развития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
проект на тему
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное отношение к нему – актуальная проблема современности. А бумага – предмет хорошо знакомый дошкольникам, доступный и универсальный материал. Дети активно работают с ней, не задумываясь о её свойствах, истории возникновения, о значимости в жизнедеятельности человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила магистрант 2 курса гр. 6МД,
РГПУ им. А. И. Герцена
по программе “Духовно – нравственное воспитание»
Рустамова Ирина Николаевна (воспитатель ГБДОУ д/с №1).
Под руководством: научного руководителя,
к.п.н., доц. Гладкой Ирины Вячеславовны
Исследовательский проект «Волшебница
бумага»
Исследовательский проект «Волшебница бумага»
Тема:
Создание мини-музея «Бумажные истории» как средство развития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Актуальность проекта:
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное отношение к нему – актуальная проблема современности. А бумага – предмет хорошо знакомый дошкольникам, доступный и универсальный материал. Дети активно работают с ней, не задумываясь о её свойствах, истории возникновения, о значимости в жизнедеятельности человека.
Развитие познавательной активности детей;
В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового;
Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие детей;
Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Проблема: Федеральные Государственные Требования предусматривают всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения бумаги и ее применение стала актуальной. Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Для этого заинтересовать родителей совместной ручной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.
Цель проекта:
Дать ребёнку возможность, самостоятельно открыть для себя мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, палитру цветовых гамм, сочетаний комбинаций различных форм, величин.
Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их исследования и использования.
Задачи:
Образовательная область «Познание»:
•Дать представление о значении бумаги в жизни человека, о ее истории происхождения, разнообразии, и свойствах.
•Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности;
•Развивать познавательную активность детей, поисковую деятельность;
•Активизировать личностную позицию ребенка
Образовательная область «Социализация»:
•Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.
•Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным предметам.
•Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;
•Формировать чувство уважения к истории и труду людей в освоении предметов окружения.
Образовательная область «Коммуникация»:
•Расширять словарный запас детей (слова «древесина», «целлюлоза», «глянцевая бумага» и др.)
•Следить за лексической, грамматической и произносительной сторонами речи.
Образовательная область «Безопасность»:
•Развивать у детей наблюдательность и внимание к «опасным» свойствам бумаги.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Предварительная работа: Беседа «Что было до бумаги? », «Как появилась бумага? », «Как делают бумагу? ». Опыт «Изготовление бумаги из макулатуры» Д/игра «Что было бы, если бы не было бумаги, Игры с «волшебным» микрофоном: «Что бывает бумажным? », «Какая бывает бумага? » Чтение стихотворения А. Сметанина «Бумажный кораблик по имени «Книга»». Заучивание по желанию детей. Игра с мячом «Назови бумагу» Опыты с бумагой в экспериментальном уголке. Гимнастика для укрепления мышц глаз «Мой бумажный самолет», Динамическая пауза «Мы фантики бумажные»
Методы и приёмы: игровой (появление игрового персонажа, наглядный (Презентация «Такая разная бумага», практический (опыты, словесный (вопросы, краткая беседа, художественное слово).
Ход презентации:
Вед: Ув. родители и гости, мы пригласили вас на открытие мини – музея «Волшебница бумага» (держит в руках лист бумаги) Сегодня нам привычно видеть лист бумаги. А задумывался ли кто – ни будь, как давно появилась бумага и всегда ли она была такой? Нам все это стало интересно, и мы отправились на поиски. А сейчас мы предлагаем вам, отправится, вместе снами в путешествие по бумажной стране. Где мы и расскажем о результатах наших поисков.
(звучит Песня Паровоз букашка)
Вот и приехал паровоз. Ребяток в бумажную страну он привез.
Мы тихонько посидим, что же будет, поглядим,
(Появляется королева Бумаги)
К: Здравствуйте, ребята, я королева бумаги, я очень рада вас, видеть. В моей стране все сделано из бумаги: и дома, и одежда, и транспорт и все-все-все. А в вашем мире тоже все сделано из бумаги?
Вед: Ув. К. в нашем мире есть тоже вещи, которые сделаны из бумаги, мы с детьми можем назвать некоторые из них
Королева предлагает поиграть в игру.
Дидактическая игра «Что бывает из бумаги».
Вед: Ув. К. а еще наши дети знают, когда и как появилась бумага.
К: Как интересно, я живу в бумажной стране, а как появилась бумага я даже и не знаю.
Вед: Ув. К. ты пока посиди, и послушай историю появления бумаги
(рассказ ребенка)
Вед: А что использовали люди для рисования, когда не было бумаги нам расскажет Полина
Изобретение бумаги
В-ль: Королева Бумага послушайте историю о том, как люди научились делать бумагу из дерева.
Вед: ребята, а из чего же делают бумагу?
Вед: К. Б. послушай историю о том, как люди научились делать бумагу из дерева?
Исполняется сценка Вика, Полина, Настя, Кондрат
Вед. Сегодня бумагу готовят из леса машины, станки, механизмы и прессы. Но кто же придумал деревья пилить, чтоб позже бумагу из них получить? Немало историй придумано было, а может быть, так это происходило?
Человек : Хожу ли я полем, хожу ли я лесом – мне нравится все, и мне все интересно. На сотни вопросов ищу я ответ. Быстрее, к примеру, что? Звук или свет? А зайцу к чему эти уши большие? Откуда ручей этот звонкий бежит, и кто это рядом со мною жужжит?
Оса: Жу – жужу, жу – жужу…
Человек: Кончайте жужжать! Мне Ваши рассказы никак не понять.
Оса вытаскивает изо рта комочек и собирается прикрепить его к гнезду.
Оса: Простите, пожалуйста, занят был рот. Теперь прикрепим здесь – и гнездышко вот!
Человек: Что звать вас - Оса - это я догадался. А вот материал ваш загадкой остался. Признайтесь, из глины вы строите дом? А будет не жарко, не холодно в нем?
Оса: Нет, глины тут нет. Материал необычный: и легкий и прочный, ну просто отличный! Кусочки коры я полдня отрывала, потом я их долго–предолго жевала, и кашкой древесной оклеила дом, чтоб было уютно и радостно в нем.
Человек: позвольте исследовать этот кусок, а как бы использовать это я мог? Признайтесь строитель вы высшего класса. Ведь это же просто бумажная масса! Деревьев в лесу столько, что и не счесть, а значит, сырье для бумаги здесь есть!
Вед: С тех пор человек больше горя не знает: из леса бумагу себе добывает.
Так это было или не так, но главное то, что появилась та самая бумага, на которой сегодня печатают газеты, книги, журналы, календари, учебники, тетради
Вед: А вот как огромное дерево огромное дерево с коричневой корой и зелёными листьями превращается в белоснежную бумагу, нам расскажет Костя.
Вед: рассказ о изготовлении бумаги своими руками?
К: Ребята, а как вы думаете, бумага бывает разная или одинаковая,
Игра «Угадай бумагу» (Королева берет волшебную коробку и достаёт по одному виду бумаги, дети берут в руки бумагу называют и рассказывают для чего ее используют)
Последним достаёт фантики
К: А как вы думаете, фантики можно назвать бумагой? А почему вы так думаете? Ответы детей.
Дети: Бумага, которой обертывают конфеты, как ее можно назвать? Ответы детей. Обёрточная бумага, которая предназначена для упаковки продуктов и конфет.
Игра «Фантики бумажные»
Здесь фантики бумажные,
Конфетки в них сидели.
А детки-сладкоежки
Конфеты дружно съели.
(Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют
поедание конфет.)
Ветер вдруг набежал
И все фантики поднял.
(Встают и, кружась, машут руками. Затем бегают врассыпную.)
Закружились, полетели и на землю тихо сели. (Садятся на корточки.)
Мы все фантики возьмем (Складывают фантики в коробку.)
И в коробку отнесем.
В-ль: Ребята, подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные.
В – ль: А прочная ли бумага, узнал … Катя, и сейчас она нам об этом расскажет.
Свойства Бумаги (Рвется, мнется)
В-ль: Давид с мамой провели исследование и узнали «Может ли бумажный корабль утонуть»
Опыт «Бумага намокает» Римар Д
Реб:. Мы с мамой провели исследование «Доплывем – не доплывем». Я понял - чем толще бумага, тем медленнее она размокает и кораблик, сделанный из толстой бумаги дольше, будет держаться на воде.
К: Какие вы молодцы! Теперь вы знаете, что вся бумага рвется, мнется, и намокает.
Вед: Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игру «Бумажные предметы»
Игра «Принеси бумажный предмет»
Воспитатель просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив при этом прилагательное «бумажный».
Вед: Королева, наши дети очень любят рисовать. А на какой бумаге лучше рисовать, расскажет Ксюша.
«На какой бумаге лучше рисовать» Бережное отношение
К: Ребята, а знаете, ли вы как нужно беречь бумагу.
Вед: Ув. К. мы с ребятами узнали, что бумагу изготавливают из дерева, поняли, что человеку очень трудно обходиться без бумаги, и чтобы напрасно не рубить деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. А как беречь бумагу нам расскажет Алина С.
Детям и взрослым нужно бережно обращается с изделиями, сделанными из бумаги:
1. Нельзя рвать книги
2. Чтобы меньше использовать бумагу, нужно вырезать с краю листа, а не по середине.
Вед: К. Б. дети вместе с родителями, сделали разные Чудеса из бумаги
И мы хотим, тебе их подарит.
К: Спасибо вам, ребята, за такие красивые подарки. У меня, тоже есть для вас подарки. (Королева дарит детям блокноты)
Вед: Ув. К спасибо вам за подарки, нам очень понравилось у вас в бумажной стране. Но нам пора возвращается в д/с, до свидания.
(Звучит песня паровоз букашка)
Спасибо гостям за внимание. Мы всех приглашаем в наш мини – музей «Бумажные истории»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание предметно-развивающей среды для исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста
Наполняемость центра экспериметирования....
ПРОЕКТ Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»
Наименование проекта: Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, исследовательскийКраткое содер...
Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию пор...
Развитие навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста
Актуальность темы То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаюКитайское изречениеОсобое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о...
LEGO-конструирование и робототехника, как средство развития навыков конструктивно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Доклад для участия в тематической площадке "Первые шаги в робототехнику" IV регионального технического фестиваля "ТЕХНОСТАРТ"...
Характеристика навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей...