Развитие коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства
творческая работа учащихся по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Людмила Потоцкая

В данной работе представлен научно-исследовательский проект на тему: Развитие коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 187 Развитие коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства Выполнила: старший воспитатель Потоцкая Людмила Витальевна Хабаровск 2010

Слайд 2

Актуальность темы исследования Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в коллективной творческой изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Слайд 3

Степень разработанности проблемы исследования Проблемой развития коллективных художественно-творческих способностей дошкольников в разное время занимались А.В. Бакушинский , Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер , Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Подьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании

Слайд 4

Цель, объект и предмет исследования Цель исследования – развитие коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства . Объект исследования – творческие способности детей старшей группы МАДОУ № 187 города Хабаровска . Предмет исследования – развитие коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного.

Слайд 5

Гипотеза исследования воспитатель в системе дошкольного образования может оказать существенное влияние на процесс развития коллективных художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при наличии соответствующих педагогических условий: - создания и реализации вариативных дополнительный программы коллективно-творческой направленности; - ориентацию на совместную коллективную и творческую деятельность образовательного процесса; - развития художественно-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 6

З адачи исследования: 1. Дать теоретический анализ проблемы развитие коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства в трудах отечественных специалистов 2. Раскрыть понятие и значение коллективной творческой деятельности старших дошкольников в детском саду 3. Проанализировать методические особенности организации коллективного творчества детей старшего дошкольного возраста в детском саду 4. Провести диагностическое исследование развития коллективных творческих способностей детей дошкольного возраста 5. Разработать и реализовать программу развития коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства в МАДОУ № 23 города Хабаровска. 6. Проанализировать эффективность развития коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства 7. Дать рекомендации по организации коллективной творческой деятельности детей дошкольного возраста

Слайд 7

Методы исследования анализ психолого-педагогической литературы, сравнение , сопоставление, наблюдение, беседа, изучение документации , методика диагностики универсальных творческих способностей для детей 5-6 лет, анализ продуктов деятельности.

Слайд 8

База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное общеразвивающего вида МАДОУ № 187 города Хабаровска, в практическом эксперименте приняло участие 30 детей старшего дошкольного возраста от 5-6 лет.

Слайд 9

Исследование проходило в несколько этапов : Подготовительный этап. Подбор методов и средств диагностики. Констатирующий этап. Проведение констатирующего этапа исследования по выявлению уровня развития у детей художественно-творческих способностей. Преобразующий или формирующий этап. Проведение формирующего эксперимента, реализация и оценка эффективности предложенной дополнительной образовательной программы . Заключительный этап. Проведение контрольного этапа исследования, систематизация и обобщение его результатов.

Слайд 10

Экспериментальные методы Опытно-экспериментальная работа проводилась с помощью следующих методов исследования: наблюдение, беседа, изучение документации, методика диагностики универсальных творческих способностей для детей 5-6лет, анализ продуктов коллективно-творческой деятельности.

Слайд 11

Методика проведения занятий В основе образовательной программы Виракса МАДОУ № 187 города Хабаровска лежат идеи развивающего обучения А.А. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, а также используются новые технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Занятия проводятся по следующим направлениям: коллективная совместная деятельность, художественное; познавательное; лингвистическое.

Слайд 12

Диагностика развития творческих способностей Уровень развития творческого воображения мы определяем с помощью следующих методик: «Солнце в комнате», «Складная картинка» Для определения уровня развития мышления используются методики: «Диалектические истории», «Нелепицы»

Слайд 13

Уровень развития реализма воображения в коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, % - методики «Солнце в комнате»

Слайд 14

Уровень развития способности видеть целое раньше частей в коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, % методика «Складная картинка»

Слайд 15

Уровень развития диалектичности мышления в коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, % методику «Диалектичные истории»

Слайд 16

Уровень развития системности мышления в коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, % Методика «Нелепицы»

Слайд 17

Уровень развития сенсомоторных способностей в коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, %

Слайд 18

Дополнительная образовательная программа «Краски в ладошке» Данная программа рассчитана сроком на 1 год, занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия – 30 минут . Целью программы является – развитие коллективных художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.

Слайд 19

Основными принципами обучения программы являются: 1. Принцип развивающего взаимодействия педагога, родителей и ребёнка 2. Принцип воспитывающего обучения. 3 . Принцип развивающего обучения 4 . Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства. 5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности 6 . Принцип интегрированного подхода

Слайд 20

Динамика развития реализма воображения детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента, % методике «Солнце комнате »

Слайд 21

Динамика развития способности видеть целое раньше частей детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента, %

Слайд 22

Динамика развития диалектичности мышления детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента, %

Слайд 23

Динамика развития системности мышления детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента, %

Слайд 24

Динамика развития сенсомоторных способностей детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента, %

Слайд 25

Заключение Перед нами была поставлена цель: оценить эффективность программы по изобразительной деятельности для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Данная цель осуществлялась путем: изучения опыта работы по развитию художественно-творческих способностей, определения уровня развития художественно-творческих способностей Недостаточное внимание в программе изобразительной деятельности уделяется развитию таких важных психических процессов для творческой деятельности, как воображение и мышление. Проведенное диагностическое исследование показало, что уровень развития художественно-творческих способностей развития находятся в основном на среднем и низком уровне. Далее разработанная и реализованная нами на практике дополнительная образовательная программа «Краски в ладошке» дала положительную динамику в развитии художественно-творческих способностей дошкольников. Доказывая тем самым эффективность и целесообразность создания следующих педагогических условий .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дизайнерской деятельности"

материал из опыта работы представлен на городском методическом объединении по дизайн – деятельности - особому виду художественной деятельности, объединяющей в себе различные виды творчества: рис...

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний об изобразительном искусстве с одновременным развитием мелкой моторики рук.»

Предлагаемая методическая разработка имеет своей целью пробудить у детей интерес и познакомить их с изобразительным искусством, его видами, жанрами живописи, картинами известных художников, правилами ...

Опыт работы «Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование изобразительных средств пластилинографии»

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества.Намечаются новые пут...

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО БУМАГОПЛАСТИКЕ

Творческая деятельность - далеко не новый предмет исследования. Проблема человечеких способностей вызывала огромный интерес у людей. Таланты появлялись как-бы сами собой....

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью в дополнительном образовании художественно-эстетической направленности

В статье проанилизированы возможности занятий изобразительной деятельностью в дополнительном образовании с применением нетрадиционных методов изображения и аппликации. Показано значение занятий для ра...